ДИАЛОГ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОБЩЕСТВА
ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА НАМРУЕВА,
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
E-mail: [email protected] Научная специальность 22.00.08 — социология управления Научный руководитель и рецензент: доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, доктор социологических наук, доцент Филимонов О.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел и общества на примере критических материалов о деятельности ОВД в средствах массовой информации.
Ключевые слова: коммуникативное взаимодействие, общественная критика, руководители органов внутренних дел, управленческая деятельность, равноправный диалог.
Annotation. Considered the problems of communicative interaction between the bodies of internal affairs and the society with an example of critical material about bodies of internal affairs' activity in the media.
Keywords: communicative interaction, public criticism, heads of the Interior, management activity, equal dialogue.
В настоящее время продолжается реформирование МВД России, нацеленное на решение сложной социальной задачи — преодоление кризиса доверия общества, которое позволит «...выработать новые организационно правовые формы взаимодействия полиции и общества, обеспечить учет общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции.» [1, с. 3]. Реорганизация системы органов внутренних дел предполагает рост гражданского контроля над деятельностью полиции и политику повышения ее открытости. В свою очередь, повышение требовательности к деятельности полиции стимулирует рост уровня общественной критики в ее адрес. В свободном демократическом обществе граждане имеют право на критику, имеют право обсуждать негативные явления деятельности органов государственной власти, в том числе и органов внутренних дел, и высказывать свое мнение о методах эффективного решения проблемных вопросов. Таким образом, публичная общественная критика является важнейшим источником социальной информации о степени удовлетворенности общества работой полиции. Учет этой критики на сегодня является необходимой составляющей в формировании управленческой деятельности органов внутренних дел.
Одной из специфических форм проявления коммуникативного взаимодействия полиции и общества являются критические материалы о деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации, под которыми понимаются «.сюжеты и статьи в СМИ, содержащие резко негативный анализ, отзывы и комментарии со стороны журналистов, экспертов, рядовых граждан по поводу деятельности организации либо отдельных ее сотрудников.» [2, с. 157]. Можно сказать, что в критических материалах общество выражает свое недовольство работой полиции, а также высказывает свои надежды на качественное улучшение предоставляемых МВД услуг по охране правопорядка и защите законности. По нашему мнению, общественная критика, выраженная в выявлении и оценке негативных явлений в правоохранительной деятельности, является проявлением активного, неравнодушного отношения общества к полиции, что подчеркивает важность ее правоохранительных функций.
Критические материалы о деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации являются институциональной формой социальной критики, сравнимой с кризисной ситуацией, способной разрушить или серьезно повредить репутации орга-
низации. Реагирование органов внутренних дел на общественную критику, опубликованную в средствах массовой информации, осложнено отсутствием в деятельности ОВД конкретных технологий, способных эффективно и целенаправленно противостоять негативной эмоциональной составляющей критических материалов и воспринимать критику как помощь извне в устранении недостатков деятельности органов внутренних дел.
Под критическими материалами о деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации мы понимаем актуальную социальную информацию, выраженную в форме публичной коммуникации, в которой сформулирована, проанализирована, интерпретирована, оценена определенная проблемная ситуация, связанная с сотрудниками органов внутренних дел или их служебной деятельностью, с последующей формулировкой выводов, предполагающих ее решение. Критические материалы, таким образом, являются действенным инструментом повышения эффективности деятельности органов внутренних дел и служат в качестве важного элемента общественного контроля, помогающего в устранении недостатков.
Согласно ведомственным нормативным документам ключевую роль в процессе реагирования на публичную общественную критику играют руководители подразделений органов внутренних дел, чья деятельность является «...полиаспектной, эмоционально насыщенной, требует от субъекта труда развитой волевой, коммуникативной, морально-этической составляющей личности.» [3, с. 294]. Сотрудники органов внутренних дел в силу своих служебных обязанностей постоянно находятся в центре общественного внимания и вызывают «.. .повышенный интерес средств массовой информации, где регулярно освещаются факты нарушения закона сотрудниками органов внутренних дел.» [4, с. 139]. На сегодняшний день одной из основных ролей современного руководителя ОВД является роль «.дипломата, устанавливающего контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающего внутренние и внешние конфликты...» [5, с. 25]. Зачастую именно от позиции и мнения руководителя ОВД в той или иной проблемной ситуации зависит репутация и имидж ведомства.
В целях более углубленного изучения современного состояния управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел различного уровня
автором в течение 2014 г. было проведено социологическое исследование проблем реагирования на критические материалы о деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации. В ходе исследования было опрошено 114 руководителей подразделений ОВД различного уровня, 88% из которых занимают должности, относящиеся к старшему руководящему составу, 12% — к категории среднего руководящего состава. При этом наибольшее число респондентов (33,3%) проработали в ОВД от 15 до 20 лет, за ними по численности следуют проработавшие более 25 лет (28,1%), далее от 20 до 25 лет — 26,3%, наименьшее число респондентов (12,3%) находятся на службе в органах внутренних дел меньше десяти лет. Таким образом, социально-профессиональная общность руководителей ОВД может рассматриваться как достаточно стабильная группа, значимые характеристики членов которой в той или иной степени совпадают: большинство из них имеют большой стаж работы в ОВД и высокий уровень руководящих должностей.
В первую очередь респондентам было предложено оценить степень влияния СМИ на деятельность ОВД, объективность СМИ при отражении общественного мнения, важность учета публичной общественной критики, степень действенности этой критики. По результатам ответов на этот блок вопросов можно сделать вывод, что основная часть опрошенных руководителей ОВД считают, что СМИ оказывают влияние на деятельность ОВД (79%), но только половина из них считают, что СМИ являются тем социальным институтом, который объективно отражает общественное мнение (46%). Почти все руководители ОВД считают важным учет критических материалов в своей повседневной деятельности (79,9%). И лишь половина из них считают общественную критику в СМИ действенной (51,7%).
По мнению опрошенных руководителей ОВД, главной причиной появления критических материалов является чрезмерно эмоциональное восприятие действительности (38,6%). Почти столько же (37,7%) видят в критике недовольство качеством деятельности ОВД. Меньше всего респонденты считают причинами общественной критики страх перед ОВД (6,1%) или разочарование в ОВД (6,1%). Лишь пятая часть опрошенных придерживается мнения о том, что подоплекой критических материалов является сведение счетов с сотрудниками ОВД (22,8%). Чуть меньше руководителей воспринимают критику как искреннее
желание улучшения деятельности ОВД (16,7%). Таким образом, можно делать вывод, что лишь треть участников опроса понимает, что сотрудники ОВД стали объектами общественной публичной критики из-за низкого уровня качества выполняемых профессиональных функций. Причиной этого, по мнению О.В. Филимонова, является уровень профессиональных компетенций выпускников ведомственных вузов, зачастую вызывающий у них «мировоззренческий диссонанс» [6, с. 361].
Почти половина опрошенных руководителей ОВД (43%), главным образом, воспринимают общественную критику, выраженную в средствах массовой информации, как попытку непрофессионала вмешаться в деятельность ОВД. Лишь треть руководителей воспринимают критику как резерв для совершенствования (31,6%), как помощь в устранении недостатков (29,8%), как доведение до их сведения фактов, оставшихся вне поля их зрения (28,9%). Четверть опрошенных (25,4%) воспринимают общественную критику как неприятный момент на службе. Исходя из этого, можно констатировать, что руководители подразделений ОВД большей частью считают общественную критику деятельности ОВД в СМИ необоснованной. Это подтверждают и эксперты из ведомственных исследовательских центров МВД, которые фиксируют неудовлетворенность сотрудников ОВД своим медийным образом: «.освещение средствами массовой информации деятельности органов внутренних дел необъективно и способствует снижению авторитета.» [7, с. 84].
Как показал опрос, более половины респондентов (53,5%) встречались в своей практической деятельности с критическими материалами в адрес своих подчиненных или своего подразделения. В силу своих служебных обязанностей им приходилось принимать решения по поводу мер реагирования на критику. В основном руководители в обязательном порядке назначают служебные проверки по фактам (74,6%), попавшим в поле общественной критики. Лишь каждый десятый искал компромисс со СМИ или частично подтверждал факты. Только 3% опрошенных признавали негативный факт, опубликованный в критическом материале СМИ. Также результаты опроса показали, что более половины руководителей ОВД (52,6%) руководствуются в процессе реагирования на критический материал, прежде всего, результатами служебной проверки. Мнение коллег значит для них меньше (14%), чем
собственное мнение об инциденте (24,6%). При этом на принятие решения по факту критического материала более всего влияют профессиональные качества сотрудника (77,2%), упомянутого в критическом материале. Личные отношения руководителя с «героем» публикации имеют меньшее значение (2,6%), как и репутация СМИ (3,5%). Таким образом, самым популярным и эффективным типом реагирования является проведение служебной поверки, которая объективно оценит проблемную ситуацию и позволит принять правильное управленческое решение.
Во время опроса респондентам было предложено оценить существующие на сегодняшний день меры реагирования на критические материалы о деятельности ОВД в средствах массовой информации. Руководители считают важным назначение и проведение служебной проверки (85,1%), а также обращение в суд (82,5%) и размещение опровержения в СМИ в случае необоснованной критики (89,5%). За увольнение или наказание сотрудников и руководителей ОВД случае обоснованной критики (53,5%) и размещение информации об этом в СМИ (58%) высказались меньше респондентов. Как видим, что в этом случае играет роль так называемое чувство корпоративной солидарности, выражающееся в нежелании выносить проблемы подразделений ОВД на всеобщее публичное обсуждение.
Работа современного руководителя ОВД невозможна без механизмов общения и взаимодействия людей. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач в системе управления. Как известно, любые управленческие решения реализуются благодаря и посредством коммуникации. Успешные коммуникации является важнейшим условием существования организации: «.Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом.» [8, с. 3].
На основании полученных в результате опроса данных можно констатировать, что на сегодняшний день система подготовки руководителей органов внутренних дел не обеспечивает должного уровня именно коммуникативной составляющей их управленческой культуры. Руководители ОВД недопонимают важность включения общественности в процесс преобразования и развития новой социально-ориентирован-
ной модели органов внутренних дел. Они по-прежнему видят общество в качестве управляемого объекта, а не равного партнера. Как результат, игнорирование коммуникативно-регулирующих навыков значительно снижает эффективность деятельности ОВД.
Таким образом, своевременная, адекватная и эффективная реакция на общественную критику как на помощь в устранении недостатков будет лишь способствовать формированию позитивного имиджа полиции. Социальная коммуникация в этом случае станет необходимым регулирующим механизмом в отношениях полиции и общества, оказывая существенное влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел. Создание эффективного коммуникативного диалогового взаимодействия равноправных субъектов позволит сгладить последствия отчуждения полиции и общества и создать эффективную систему информационного обмена с населением, в котором было бы сбалансировано использование прямых каналов информирования и каналов обратной связи.
Литература
1. Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
2. Гнетнев А.И., Филь М.С. Современная пресс-служба. Р-н/Д., 2010.
3. Бобкова И.Е. Компетентностный подход в психологическом сопровождении руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на первом этапе развития карьеры // Педагогика и психология.
4. Городинец Ф.М., Стебенева Е.В. Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1.
5. Шайкова М.В. Ценностные детерминанты управленческой деятельности руководителей ОВД //
Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2.
6. Филимонов О.В. Образование—успешная карьера: pro et contra (эффективность механизма кадровой политики): IV Междунар. социолог. конф. «Продолжая Грушина». М., 2014.
7. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 2006. № 2.
8. Тоцкая И.В. Социально-технологическая модель управления коммуникациями в организации: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Белгород, 2009.
References
1. AdinyaevS.I. Police in the system of law enforcement bodies of the Russian Federation: Author. diss. ... cand. leg. sciences. M., 2013.
2. Gnetnev A.I., Phil M.S. Modern press service. R-n/D. 2010.
3. Bobkova I.E. Competence approach in the psychological support of the heads of structural units of the territorial bodies of internal affairs in the first stage of career development // Education and psychology.
4. Gorodinets F.M., Stebeneva E. V. Combating corruption crimes, employees of bodies of internal affairs of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2012. No. 1.
5. Shaykova M.V. Axiological determinants of managerial activity leaders ATS // Psychopedagogy in law enforcement. 2003. No. 2.
6. Filimonov O. V. Education — career: pro et contra (the effectiveness of the mechanism of personnel policy): IV international sociological conference «Continuing Grushin». M., 2014.
7. Nevirko D.D., Shinkevich V.E., Gorbach N.A. The activities of the police in the mirror of public opinion // Sociological research. 2006. No. 2.
8. Totskaya I.V. Socio-technological model of communication management in organizations: Author. diss. ... cand. soc. sciences. Belgorod, 2009.