Трофимова Э.О.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полоцкий государственный университет
Ключевые слова: общественный контроль, органы местного управления и самоуправления, формы общественного контроля.
Key words: public control, local government and self-government bodies, forms of public control.
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные формы общественного контроля над органами местного управления и самоуправления в Российской Федерации. Выявлены случаи, в которых данные формы были использованы на практике, а также обобщен опыт применения данных форм.
Abstract: This article describes the main forms of public control over the organs of local government and self-government in the Russian Federation. Cases in which these forms were used in practice were identified, and the experience of using these forms was generalized.
Главная задача любого демократического государства состоит в обеспечении прав и свобод человека. Органы местной власти не всегда способны добросовестно выполнять свои должностные обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны общества, контролировать органы местной власти призван институт общественного контроля. Изучая нормативные материалы, связанные с общественным контролем в Республике Беларусь, можно заметить, что институт общественного контроля в нашей стране находится в стадии развития и даже зарождения, поэтому важное значение для развития законодательства и различных форм общественного контроля в нашей стране имеет опыт зарубежных стран. В качестве примера, рассмотрим формы общественного контроля граждан в Российской Федерации, поскольку в этой стране институт развит в большей степени, чем в Республике Беларусь.
В 2014 году в Российской Федерации вышел закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1], в котором были установлены различные формы контроля граждан. В числе прочих законодатель выделяет формы за контролем над органами местного управления и самоуправления, так называемые формы «взаимодействия институтов гражданского общества с
государственными органами и органами местного управления и самоуправления». К числу этих форм относятся следующие:
• Общественный мониторинг - постоянное или временное наблюдение за деятельностью органов местного управления и самоуправления. Общественный мониторинг проводится открыто с использованием информационных систем, в том числе Интернета. Его организатором может стать как обычный гражданин Российской Федерации, так общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения. В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.
За 2017 год в Российской Федерации проведено по меньшей мере 20260 общественных экспертиз.
• Следующей формой является общественная проверка -действия по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов местного управления и самоуправления. Инициатором общественных проверок по отношению к органам местного управления и самоуправления могут быть граждане или общественные палаты муниципальных образований. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемого органа или организации информацию об общественной проверке. По окончанию проверки организатор подготавливает итоговый документ, который доводит до сведения интересующегося населения той или иной административно -территориальной единицы, в том числе и посредством сети Интернет.
Так, например, в 2012 году в Смолевичском районе города Брянска была проведена общественная проверка соответствия нормативно -правового акта законодательству, организованная инициативной группой из населения Смолевичей. В ходе общественной проверки были подключены органы прокуратуры, так как было выявлено нарушение закона. Орган местного управления при принятии решения «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Смолевичское сельское поселение» на период 2013-2015 годы» вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий. Было постановлено Безотлагательно рассмотреть протест граждан на ближайшем заседании Смолевичского сельского Совета народных депутатов и как итог отменить указанное решение.
В соответствии со статистикой, за 2017 год проведено несколько тысяч общественных проверок по всем регионам Российской Федерации.
• Следующая форма - Общественная экспертиза - оценка актов, решений, документов и других материалов, деятельности органов и организаций на соответствие требованиям законодательства посредством специалистов, привлеченных на общественных началах -общественных экспертов. Инициатором общественных экспертиз по отношению к органам местного управления и самоуправления могут быть граждане или общественные палаты муниципальных образований.
Так, за 2017 год в Российской Федерации было проведено более 860 общественных экспертиз актов органов местного управления и самоуправления.
Следующие две формы - это публичные слушания и общественные обсуждения. Публичные слушания и общественные обсуждения детально описываются в статье 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2]. Согласно нему на публичные слушания и общественные обсуждения могут выноситься 1. проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; 2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3. проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 4. вопросы о преобразовании муниципального образования; 5. Проекты по благоустройству административно-территориальной единицы.
• Общественное обсуждение - публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов местного управления и самоуправления. В таких обсуждениях, помимо самих граждан, в обязательном порядке участвуют уполномоченные лица органов управления и самоуправления с целью личного обсуждения проблем той или иной административно -территориальной единицы с гражданами. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.
Так, например, в 2018 году было проведено общественное обсуждение проекта местного органа самоуправления, на котором заслушивались мнения граждан по Проекту благоустройства и озеленения территории парка «Купеческие угодья» в городе Москва.
Кроме этого вопрос был открыт на российском сайте Активный гражданин. По итогам обсуждения было принято решения о принятии Проекта благоустройства и озеленения территории парка «Купеческие угодья».
• Общественные (публичные) слушания - собрания граждан, организуемые любыми органами и организациями, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов местного управления и самоуправления. Общественные слушания отличаются от общественных обсуждений тем, что слушания проводятся только путем реального собрания граждан , в то время, как общественные обсуждения могут проводится и в сети Интернет.
Например, в 2017 году в городе Ярославле прошло публичное слушание по Проекту решения местных органов управления и самоуправления «О внесении изменений в Правила благоустройства территории города Ярославля» [3]. Кроме того проект решения местных органов управления и самоуправления был опубликован в газете «Городские новости» и был размещен на официальном портале города Ярославля в сети Интернет. В ходе слушания были выслушаны все замечания и предложения по Проекту и выведен итог: направить в муниципалитет города Ярославля доработанный с учетом предложений, одобренных оргкомитетом, проект решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Правила благоустройства территории города Ярославля» [3].
Что касается общественных обсуждений и публичных слушаний, то за 2017 год их проведено, по меньшей мере, несколько сотен тысяч, этот факт, безусловно, говорит о продуктивности работы общества и общественных объединений в области контроля органов местного управления и самоуправления.
Помимо названных форм, в Российской Федерации, как и во всех странах, существуют и другая, косвенная форма, такая как выборы депутатов, которые являются высшим и непосредственным выражением власти народа. С помощью них население выбирает самого достойного претендента на пост, в данном случае, депутата в органы местного управления и самоуправления, который сможет решить самые важные проблемы населения конкретной административно-территориальной единицы. В связи с этим в статье 24 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], определен институт отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Процедура отзыва депутата проводится по
инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, исследование опыта Российской Федерации в области правового регулирования общественного контроля над органами местного управления и самоуправления и сделанные на его основе выводы могут быть продуктивно применены в отношении аналогичной сферы контроля, возникающей на территории Республики Беларусь. С полной уверенностью можно сказать, что применение накопленного опыта и прогрессивных правовых идей, заимствованных из Российской Федерации, благотворным образом может сказываться на функционировании белорусских правовых институтов, в частности, в сфере контроля над органами местного управления и самоуправления.
Список литературы
1.Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон 21 июля 2014 г. №212-ФЗ: с изм. и доп. от 29 дек. 2017г. // Консультант Плюс. - Москва, 2017.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный Закон 16 сентября 2003 г. №131-ФЗ : с изм. и доп. от 5 фев. 2018г. // Консультант Плюс. - Москва, 2017.
3. О внесении изменений в Правила благоустройства города Ярославля [Электронный ресурс] Решение муниципалитета города Ярославля от 12 мая 2016 г. №695// Консультант Плюс. - Москва, 2016.