Научная статья на тему 'О формах и методах общественного контроля'

О формах и методах общественного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1676
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянов Юрий Геннадьевич

В статье анализируются правовые нормы нового Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающие формы такого контроля. Представлена характеристика данных форм. Обозначены методы общественного контроля, которые не получили развития в правовом акте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формах и методах общественного контроля»

Legislative developments about public control are analyzed by the author from the position of the public institutions possibility to participate in control activities. An apparent lack of control subjects was revealed. There were proposed additions which will be enable more effective in use of the potential of civil society.

Key words: social control, subjects of social control, social councils, citizens, non-profit organizations.

YAICHNIKOVA Yuliya Stepanovna - Candidate of Juridical Sciences, Lead adviser of the State Assembly's staff of the Republic of Mari El Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

УДК 352:351.9

О ФОРМАХ И МЕТОДАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Буянов Юрий Геннадьевич,

аспирант кафедры конституционного и административного прав Марийского государственного университета,г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье анализируются правовые нормы нового Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающие формы такого контроля. Представлена характеристика данных форм. Обозначены методы общественного контроля, которые не получили развития в правовом акте.

Ключевые слова: общественный контроль, общественная проверка, общественный мониторинг, общественная экспертиза, граждане.

Новый Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1] определил формы общественного контроля, что свидетельствует об определенности правовых возможностей участия институтов гражданского общества в контроле за деятельностью органов власти.

Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания. Вышеперечисленные формы нашли регламентацию в ряде статей закона и, несмотря на краткость норм, позволяют осуществлять проведение общественных контрольных мероприятий [2, с. 18].

Под общественным мониторингом закон понимает осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов местного самоуправления, организаторами которого являются субъекты общественного контроля, а также общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения. Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Субъектом общественного контроля по результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.

Второй формой является общественная проверка -совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов местного самоуправления, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Инициаторами общественной проверки могут быть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований. В законе указывается, что организатор общественной проверки доводит до сведения руково-

151

Обсуждаем проблему. Общественный контроль

дителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

Важно отметить, что закон установил такой статус как общественный инспектор, которым является гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе. Итоговый документ (заключение), представленный общественным инспектором организатору общественной проверки, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной проверки, а также предложения и рекомендации.

Третьей формой является общественная экспертиза, то есть основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов местного самоуправления, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов местного самоуправления, при этом инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

Организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний. Срок

152

проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать: объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о

соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других Материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений; общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов.

Под общественным обсуждением закон понимает используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов местного самоуправления, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение. По результатам обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы местного самоуправления.

Общественные (публичные) слушания - это собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами местного самоуправления, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах. Общественные (публичные) слушания проводятся публично

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Буянов Ю. Г.

и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти и самоуправления.

Важно отметить, что закон особенно акцентирует внимание на том, что органы власти рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. При этом о результатах рассмотрения итоговых документов субъекты общественного контроля информируются не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, -незамедлительно.

В законе не нашли отражение методы осуществления общественного контроля, вместе с тем российскими исследователями в качестве таковых называются:

1) наблюдение (например, на заседании);

2) анализ официальной статистики и анализ документов;

3) непосредственные исследования на месте (размещены ли объявления относительно приема граждан, существуют ли пандусы для инвалидов и др.);

4) обследование условий путем посещения органов власти;

5) сбор жалоб и обращений;

6) беседы, интервью, опросы фокус-групп;

7) общественные экспертизы;

8) практические эксперименты (например, как записаться на прием к представителю органа власти, к депутату);

9) общественное расследование;

10) общественный мониторинг [3].

Полагаем, что вопрос о методах общественного контроля нуждается в специальных разработках, поскольку применение норм Федерального закона в части форм его осуществления в правоприменительной практике столкнется определенными трудностями. Одним из путей решения проблемы можно было бы рекомендовать принятие уточняющих правовых актов (правил, положений, рекомендаций). В этой части свои предложения могли бы внести общественные палаты, как федеральная, так и региональные.

На уровне местного самоуправления представительными органами муниципальных образований видится принятие муниципальных правовых актов. В целом следует согласиться с мнением Т. Н. Михеевой, Д. С. Михеева о том, что принятый Федеральный закон, хотя и оставляет ряд неурегулированных аспектов, тем не менее, позволяет гражданам, институтам гражданского общества реализовать свое право контролировать властные структуры [2, с. 19].

Литература

1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 30 (часть 1). - Ст. 4213.

2. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Правовой вектор в развитии общественного контроля // Юридический мир. - 2014. - № 9.

3. Кочева О., АверниевИ. Гражданский контроль: понятия и технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://control. prpc. ru/techn_01. shtml

Y. G. Buianov

ABOUT THE FORMS AND METHODS OF SOCIAL CONTROL

The legal rules of the new Federal Law «On the basis of social control in the Russian Federation», which establish the forms of such control, are analyzed in the article. These forms are described. There are designated public control methods that have not been developed in the Federal Law.

Key words: social control, public inspection, public monitoring, public examination, citizens.

BUIANOV Yuriy Gennadievich - Postgraduate at the department of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.