Конституционное право
I. G. Dudko, E. A. Sidorova
PROCEDURE FOR THE APPOINTMENT AS A JUDGE OF THE CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS
OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
In his article, the author analyzes the process of appointment of judges of constitutional (charter) courts of the Russian Federation Lists the requirements to be met by candidates for the post of judge of the constitutional (charter) court of the Russian Federation subject. When writing this article the author uses as the statutes and judgments of the Constitutional Court of the Russian Federation, to more accurately express their thoughts. Compares the procedure for the appointment of judges of the constitutional (authorized) courts in different regions of Russia (Republic of Tatarstan, Adygea, Sverdlovsk region). It cites as an example the statements of various authors, which agrees. At the end of his article, the author concludes that that the appointment of judges of the constitutional (authorized) courts is a separate phenomenon in the Russian law, which has specific requirements for candidates for the positions of judges whose term of office and the procedure for the appointment of judges, which is different from the general rules.
Key words: constitutional (charter) courts, judge of the constitutional (charter) court.
DUDKO Igor Gennadievich - Doctor of Law, Professor, Head of Department of the State and Administrative Law in Ogarev Mordovia State University, Saransk. E-mail: idu2000@yandex.ru
SIDOROVA Elena Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: sidorova_lena1993@mail.ru
УДК 342
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ*
Яичникова Юлия Степановна,
кандидат юридических наук, ведущий советник аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru
Общественный контроль получил регулирование не только в базовом федеральном законе, но и в некоторых специальных правовых актах. Данная статья посвящена особенностям жилищного общественного контроля, который имеет отличия в субъектах, объекте, формах контроля.
Ключевые слова: общественный жилищный контроль, субъекты, объект, общественная проверка, общественные слушания.
Правовую регламентацию общественному контролю как новому правовому явлению положил Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1], который в основном урегулировал базовые понятия, термины, установил формы осуществления общественного контроля. В целом исследователи дают закону положительную оценку.
И. М. Япрынцев отмечает, что общественный контроль по своей сути - это проявление демократического контроля [2, с. 30]. Другие ученые констатируют, что посредством общественного контроля достигается решение важной задачи по возрастанию эффективности власти [3, с. 23], открытости сферы услуг, которые власть предоставляет населению [4, с. 59]. В. В. Гриб полагает, что система общественного контроля в Российской Федерации составляет ос-
* Публикация подготовлена в рамках грантового проекта Российского гуманитарного научного фонда № 15-33-01364.
нову гражданского общества и правового государства [5, с. 33]. По мнению Т. Н. Михеевой и Е. В. Маслова, общественный контроль является одной из дополнительных форм взаимодействия общества с властью [6, с. 21].
Вместе с тем закон имеет ряд недостатков и пробелов, что значительно затрудняет его применение на практике. Е. С. Шугрина обращает внимание на то, что в числе основных принципов общественного контроля не названы профессионализм и компетентность и в законе заложена так называемая модель «некомпетентного» общественного контроля [7, с. 21]. В. В. Гриб, как отмечалось выше, давая в целом позитивную оценку общественному контролю, критикует закон за нелогичность, поскольку в нем отсутствует самостоятельная статья, посвященная объектам общественного контроля [8, с. 155]. Такого же мнения придерживается Д. С. Михеев, указывая на отсутствие норм, регулирующих такой важный вопрос, как объекты общественного контроля [9, с. 26]. Развивая да-
Яичникова Ю. С.
лее вопрос об объектах, автор отмечает, что из-за столь поверхностного подхода законодателя к одному из наиболее важных вопросов создаются риски создания конфликтных ситуаций в ходе общественного контроля [10, с. 138]. Е. В. Киричёк к недостаткам Федерального закона относит слишком зауженный круг субъектов общественного контроля [11, с. 45]. Разделяют данное мнение и другие ученые, указывая на неполный и несколько расплывчатый субъектный состав общественного контроля в части граждан [12, с. 74] и общественных объединений [13, с. 63].
Отдельные правоотношения не могут быть урегулированы в вышеуказанном законе и нуждаются в специальном правовом регулировании, поскольку имеют свои особенности. Одной из таких сфер являются жилищные вопросы, в силу чего Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля [14]. Они установили порядок проведения указанного контроля, а также права его субъектов.
Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих полномочия, предусмотренные жилищным законодательством.
Учитывая важность и большую общественную значимость для граждан жилищных правоотношений, а также, очевидно исходя из специфики вопросов, регулируемых в жилищной сфере, Правила пошли по пути уточнения и конкретизации многих вопросов. Так, по сравнению с отмеченным Федеральным законом расширен круг субъектов общественного контроля. Помимо закрепленных статьей 9 Федерального закона общественных палат всех уровней, общественных советов при федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в пункте 3 Правил субъектами общественного жилищного контроля названы общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов. Полагаем, что данное дополнение является прогрессивным и давно ожидаемым, о чем неоднократно высказывались исследователи. Например, Д. С. Михеев относит к субъектам общественного контроля общественные объединения, включая некоммерческие организации, иные общественные формирования, не отнесенные к общественным объединениям. Главным аргументом в пользу перечисленных структур автор называет их деятельность в интересах граждан [15, с. 12]. Т. Н. Михеева приводит убедительный довод в пользу общественных объединений, говоря о том, что именно они включают в себя наиболее деятельных и ответственных граждан [16, с. 89-91].
В отношении граждан Правила не расширили их полномочия и сохранили за ними установленный за-
Л
коном статус в общественных инспекторов и общественных экспертов. При этом в части последних имеется уточнение. Общественными экспертами признаются специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.
В. Ю. Синюгин по этому поводу высказывает мнение, что только одна форма общественного контроля — общественная экспертиза - основана на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и опыта для исследования. В остальных же случаях вопрос о соответствии деятельности органов государственной власти общественным интересам будет разрешаться гражданами в отсутствие у последних образовательного и профессионального ценза [17, с. 26-28].
Все субъекты общественного жилищного контроля могут выступать его организаторами. Эти лица, принимая решение о проведении общественного контроля, должны указать предмет, форму контроля, сведения об организаторах и сроках, процедуре его проведения и иную информацию по своему усмотрению. Если общественный жилищный контроль проводится в форме проверки, то в решении должны содержаться данные об общественных инспекторах, привлеченных к проверке (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация).
Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. - и посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействия) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включая сроки и способы их совершения.
Общественный жилищный контроль осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети «Интернет». Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной проверки субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных инспекторов. Права и обязанности общественного инспектора определяются в соответствии с Федеральным законом
ж
Конституционное право
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной экспертизы субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных экспертов либо формирует экспертную комиссию. Экспертная комиссия создается субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов. Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля и указывается в решении о проведении контроля. Права и обязанности общественного эксперта регламентируются в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Гражданин, желающий принять участие в проведении общественной проверки или общественной экспертизы в качестве общественного инспектора или общественного эксперта, в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении контроля в сети «Интернет» вправе направить субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки или общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.
Полагаем, что данная норма несколько расширяет возможности граждан, поскольку устанавливает конкретную процедуру для лица, выразившего желание стать общественным инспектором или экспертом. Как справедливо замечает Т. Н. Михеева, таким образом одному из самых многочисленных элементов гражданского общества предоставляется возможность реализовать общественные функции контроля за властью [18, с. 258].
Субъект общественного жилищного контроля рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (невключении) заявителя, направившего запрос, в состав общественных инспекторов или общественных экспертов, участвующих в проведении общественной экспертизы или общественной проверки, организатором которой он является. По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом общественного жилищного контроля оформляется итоговый документ.
В случае, если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и иных материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы.
Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. - и посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры, органы государственной власти или местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.
Государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного жилищного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного жилищного контроля обоснованные ответы.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30, ч. 1.
2. Япрынцев И. М. Сущность и понятие общественного жилищного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3.
3. Mikheev D. S., Mikheeva T. N. and Mokoseeva M. A. (2015). On the experience of legal regulation of the principle of local authorities in German law // Review of European Studies. Vol. 7, No 8, http//dx.doi.org/: 10.5539/res.v7n8p23.
4. Yakhina O. V, Yaichnikova J. S. and Mikheeva T. N. (2015). Publicity in the Regulation of Municipal Services // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p59.
5. Гриб В. В. Роль и место общественных палат в системе общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 33.
6. Михеева Т. Н., Маслов Е. В. О роли общественных советов муниципальных образований в осуществлении общественного контроля // Марийский юридический вестник. 2016. № 2 (17). С. 18-20.
7. Шугрина Е. С. Возможные направления повышения эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 19-24.
8. Гриб В. В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 154-160.
9. Михеев Д. С. Обеспечение общественного контроля -ключевое направление в развитии принципа гласности местного самоуправления // Lex Russica. 2015. № 4. С. 24-32.
Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.
m
10. Михеев Д. С. Гласность и общественный контроль за деятельностью власти на муниципальном уровне // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (56), ч. 1. С. 136-139.
11. Киричёк Е. В. Общественный контроль в России: некоторые теоретико-методологические особенности и проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 43-46.
12. Михеева Т. Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (5). С. 73-77.
13. BelousovE. I., GornevR. V., Mikheeva T. N. (2015). About Participation of Institutes of Civil Society in Public Control over the Activities of Local Authorities // Review of European Studies. Vol. 7. DOI: 10.5539/res.v7n8p59.
УДК
Рассуждая на тему о перспективах развития избирательного законодательства Российской Федерации, важно выделить то, что совершенствование избирательного законодательства и системы избирательного права протекает уже довольно длительный период. Это обусловливается развитием смежных отраслей законодательства, а также изменением некоторых
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2016 г. № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» // СЗ РФ. 2017. № 2 (ч. 1).
15. Михеев Д. С. Общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления: проблемы становления и тенденции развития. Монография. Йошкар-Ола, 2012. 144 с.
16. Михеева Т. Н. К вопросу об общественных палатах муниципальных образований // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 88-91.
17. Синюгин В. Ю. К вопросу о формировании правовой основы общественного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 7. С. 26-28.
18. Михеева Т. Н. Общественный контроль - ключевой элемент принципа гласности местного самоуправления // Современная научная мысль. 2017. № 1. С. 254-260.
J. S. Yaichnikova
подходов к регулированию ряда институтов законодательства о выборах. Очевидно, что создать идеальную избирательную систему, полностью канонизировать процесс формирования как представительных, так и исполнительных органов власти не представляется возможным, особенно в условиях настолько бурного развития политических институтов, смены приорите-
PUBLIC HOUSING CONTROL
Public control received regulation not only in the basic federal law, but also in some special legal acts. This article is devoted to the features of housing public control, which has differences in subjects, object, forms of control.
Key words: public housing control, subjects, object, public inspection, public hearings.
YAICHNIKOVA Julia Stepanovna - Candidate of Law, Senior Counselor of the apparatus of the State Assembly of the Republic of Mari El E-mail: law@marsu.ru
342.8
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Тимофеев Виктор Валерьевич,
кандидат юридических наук, доцент
кафедры права Чебоксарского филиала
АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический
университет», г. Чебоксары.
E-mail: gena83@mail.ru
Бикчуров Ренат Эдуардович,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: renatbikchuroff@yandex.ru
В статье дана оценка состояния избирательного законодательства России как правовой основы формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Анализируются основные нововведения в законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, представлены возможные исправления для дальнейшего его совершенствования.
Ключевые слова: избирательное законодательство, выборы, несовершенство законов, модернизация.