_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 10(190)
DOI 10.47643/1815-1329_2020_10_62
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОНДРАТЕНКО Зарина Камилевна,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». E-mail: mati07@rambler.ru
Краткая аннотация: В статье анализируются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественный контроль за использованием муниципального имущества. Рассматриваются различные муниципальные программы, ориентированные на использование муниципального имущества. Приводится пример разработанного проекта Марийского государственного университета в рамках технологий «умный город». Целью данной статьи является формирование комплексного научного представления о правовых инструментах повышения эффективности общественного контроля за использованием муниципального имущества в условиях цифровизации.
Abstract. The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation that regulate public control over the use of municipal property. Various municipal programs focused on the use of municipal property are considered. An example of the developed project of the Mari State University within the framework of "smart city" technologies is given. The purpose of this article is to form a comprehensive scientific understanding of legal instruments for increasing the efficiency of public control over the use of municipal property in the context of digitalization.
Ключевые слова: умный город, smart city, цифровая экономика, муниципальное образование, цифровизация, цифровые технологии, местное самоуправление, муниципальное имущество, общественный контроль.
Keywords: smart city, digital economy, municipal formation, digitalization, digital technologies, local government, municipal property, public control.
Проблематика повышения эффективности форм общественного контроля за использованием муниципального имущества актуальна, важна не только в теоретическом, и в практическом смыслах. В связи с тем, что основы демократического государства состоят в том, что граждане участвуют в управлении делами государства, а местное население решает вопросы местного значения, общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц является проявлением такого участия. Существуют вопросы о применении Федерального закона от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в отдельных сферах, в частности, при осуществлении общественного контроля за использованием и распоряжением муниципальным имуществом.
Данный федеральный закон довольно узко понимает "общественный контроль", не называет среди субъектов общественного контроля непосредственно граждан, проживающих на соответствующей территории, а также не учитывает новые формы общественного контроля, реализация которых стала возможна с развитием новых цифровых и иных информационных технологий и т.д. Необходимо отметить, что несогласованность действующего законодательства в сфере общественного контроля с гражданским, муниципальным, конкурентным и иным законодательством тормозит активизацию общественного участия в управлении делами муниципалитетов, не обеспечивая важной социальной роли данного общественного института, а мас-
штаб заложенного в основном правовом акте общественного потенциала остается нереализованным. Таким образом, эффективное правовое регулирование рассматриваемых отношений направлено в первую очередь на повышение уровня благосостояния местного населения, так как оно зависит от состояния экономической основы местного самоуправления.
Поставленная научная проблема заключается в необходимости формирования комплексного научного представления о правовом регулировании повышения эффективности общественного контроля за использованием муниципального имущества в условиях цифровизации.
Под общественным контролем в федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Кроме того законом определено, что субъектами общественного контроля являются: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполни-
тельных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.
То есть общественные палаты, которые показали себя как эффективные формы организации гражданского общества, должны стать основными субъектами гражданского контроля, которые будут координировать граждан в сфере контроля и оказывать им поддержку в реализации контрольных инициатив (статья 7). Создание общественных палат в субъектах Российской Федерации при этом является обязательным. Образование общественных палат на уровне муниципальных образований проектом федерального закона не предусматривается. Подконтрольными органами и организациями являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия на основании федерального закона.
Общественный контроль представляет собой универсальную форму деятельности граждан и институтов гражданского общества, позволяющую: 1) обеспечить открытость органов государственной власти; 2) противодействовать развитию тенденций коррупционных практик в органах государственной власти, развивающихся вследствие корпоративной закрытости; 3) реализовать конституционный принцип народовластия, усиливая демократический характер государства; 4) стимулировать гражданскую активность при принятии управленческих решений органами государственной власти; 5) участвовать гражданам в управлении делами государства; 6) обеспечить соблюдение и защиту прав человека и гражданина.
Предполагается, что общественный контроль должен осуществляться на добровольной основе гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (общественных палат, советов, наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля). В качестве форм общественного контроля закон предусматривает общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, а также общественные обсуждения и публичные слушания. Перечень является от-
крытым. Законом предусматривается порядок реализации каждой формы контроля.
Статья 26 закона Об общественном контроле устанавливает, что определение и обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем подготовки и направления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля: итогового документа общественного мониторинга, акта общественной проверки, заключения общественной экспертизы, протокола общественного обсуждения, протокола общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах, предусмотренных федеральными законами.
В итоговом документе, подготовленном по результатам общественного контроля, указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу прилагаются иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.
Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации на основании результатов общественного контроля вправе:
1) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осу-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 10(190)
ществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы. Таким образом, результатом общественного контроля является применение мер общественного воздействия, а также обжалование противоправных действий и решений органов публичной власти и их должностных лиц в суд, обращение в прокуратуру, другие правоохранительные органы и вышестоящие органы власти [1].
Общественный контроль позволяет получить местному сообществу представление о деятельности органов местного самоуправления, выполняемых ими функциях, а с другой - выявить недостатки деятельности органов местного самоуправления в целях повышения эффективности их деятельности в решении вопросов местного значения [2]. Кроме того, общественный контроль способствует выявлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений, что говорит о его важной обеспечительной функции в правозащитном механизме. В связи с тем, что в законе об общественном контроле не закреплены механизмы реализации форм общественного контроля по различным сферам, то представляется целесообразным высказать определённые соображения относительно такой сферы как управление муниципальным имуществом.
Смоделируем возможные практические ситуации применения норм об общественном контроле в сфере управления муниципальным имуществом.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или ведении городского округа "Город Йошкар-Ола"; приватизацию муниципального имущества и земельных участков; обеспечение интересов городского округа "Город Йошкар-Ола" в процессе разграничения государственной собственности и формирования состава муниципальной собствен-
ности городского округа "Город Йошкар-Ола"; защиту имущественных прав и интересов городского округа "Город Йошкар-Ола". Указанный муниципальный орган при осуществлении своей деятельности руководствуется федеральным и региональным законодательством, Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола", который принят решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29 июня 2005 г. № 101-IV, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27 февраля 2007 г. N 384-1 и другими нормативными актами.
Муниципальная программа городского округа «Город Йошкар-Ола» «Формирование современной городской среды в городском округе «Город Йошкар-Ола» на 20182024 годы» была утверждена постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 20.12.2017 г. № 1504 (ред. от 01.10.2020 г.) определяет ожидаемые результаты по итогам программы: повышение уровня благоустроенности дворовых территорий на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»; повышение уровня благоустроенности общественных территорий на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»; повышение уровня вовлеченности граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий городского округа «Город Йошкар-Ола». Согласно приложению № 7 к данной программе определен порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству территорий, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, и других юридических лиц, заинтересованных в благоустройстве дворовых территорий.
Контроль за целевым расходованием аккумулированных денежных средств заинтересованных лиц осуществляется уполномоченным органом и общественной комиссией. Реализация выполненной программы ответственными субъектами может быть обозначена как объект общественного контроля. При этом ключевые показатели, которые должны быть проанализированы общественностью, обозначены как результаты и должны быть доступны для наблюдения и анализа.
Возникает вопрос о том, в какой форме возможно осуществить общественный контроль за реализацией такой
муниципальной программы. Рассмотрим различные формы общественного контроля, предусмотренные законом.
По своей сути общественный мониторинг является предварительной формой общественного контроля и в дальнейшем может повлечь проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, иных общественных мероприятий.
Общественная проверка проводится в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами. То есть, ели проведение общественной проверки в отношении муниципальной программы не предусмотрено, то она не может быть проведена. Интересен тот факт, что порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
Проведение общественной экспертизы предполагает привлечение специалистов для использования их специальных знаний и (или) опыта на общественных началах для анализа и оценки актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов местного самоуправления, проверки соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства.
Общественное обсуждение представляет собой форму взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления основная суть кото-
Библиография:
рой заключается в публичном обсуждении общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов местного самоуправления с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественные (публичные) слушания проводятся в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами и представляют собой собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, либо самими органами местного самоуправления, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Анализ представленных форм общественного контроля позволяет сделать вывод о том, что самой доступной формой общественного контроля для населения муниципального образования за реализацией муниципальной имущественной программы является общественное обсуждение, так как она не требует наличия специального статуса для субъектов и специального закрепления в законе. Таким образом, субъекты, выбрав соответствующую форму общественного контроля, должны обладать соответствующим статусом для того, чтобы начать соответствующую процедуру, в противном случае, как показывает практика, решения, принятые неправомочным субъектом, могут быть не приняты во внимание.
1. Кондратенко З.К. Общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления по использованию и распоряжению муниципальным имуществом // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2016 г. / Юридический ф-т Мар. гос. ун-та; отв. ред. проф. Т. Н. Михеева. - Йошкар-Ола: ООО «ВЕРТОЛА», 2016. - С.127-135.
2. Mikheeva T., Mikheev D. (2019) Territorial public self-government as a form of municipal democracy and a new subject of public control. International Business Information Management Conference (33nd IBIMA): 10-11 April 2019, Seville, Spain (https://ibima.org/accepted-paper/territorial-public-self-government-as-a-form-of-municipal-democracy-and-a-new-subject-of-public-control/).