Научная статья на тему 'Формы участия народа в процессе осуществления власти государственными органами и органами местного самоуправления'

Формы участия народа в процессе осуществления власти государственными органами и органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2016
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / DEMOCRACY / FORMS OF DEMOCRACY / PUBLIC AUTHORITIES / LOCAL GOVERNMENTS / PUBLIC EVENTS / PUBLIC HEARINGS / CIVIL INITIATIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацолати В.Э., Плиева З.В.

В статье исследуются формы непосредственного участия народа в процессе осуществления деятельности органами публичной власти. Проведен анализ процедуры проведения публичного мероприятия как одной из форм народовластия, а также выявлены возникающие при их проведении спорные ситуации и проблемы, предложены пути их решения. Определены основные формы участия народа в осуществлении власти органами государственной власти и местного самоуправления и их содержание. Рассматриваются основные тенденции развития способов непосредственного осуществления власти народом, обусловленные массовым распространением цифровых технологий и повсеместным использованием сети Интернет. Проведен анализ федеральных законов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере реализации гражданами права на участие в процессе осуществления власти органами государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article being researched the forms of direct participation of the people in the implementation of activities by public authorities. The analysis of the procedure of holding a public event, as a form of democracy, has been carried out, as well as the situations and problems arising from their conduct have been identified, and ways to solve them have been proposed. The main forms of people's participation in the exercise of power by state and local government are defined and their content was examined. We consider the main trends in the development of methods for the direct exercise of power by the people, due to the mass distribution of digital technologies and the widespread use of the Internet. We analyzed federal laws of the Russian Federation regulating relations in the sphere of citizens exercising the right to participate in the process of exercising power by state and local authorities.

Текст научной работы на тему «Формы участия народа в процессе осуществления власти государственными органами и органами местного самоуправления»

УДК 342.57

В. Э. Гацолати, З. В. Плиева

Формы участия народа в процессе осуществления власти государственными органами и органами местного самоуправления

В статье исследуются формы непосредственного участия народа в процессе осуществления деятельности органами публичной власти. Проведен анализ процедуры проведения публичного мероприятия как одной из форм народовластия, а также выявлены возникающие при их проведении спорные ситуации и проблемы, предложены пути их решения. Определены основные формы участия народа в осуществлении власти органами государственной власти и местного самоуправления и их содержание. Рассматриваются основные тенденции развития способов непосредственного осуществления власти народом, обусловленные массовым распространением цифровых технологий и повсеместным использованием сети Интернет. Проведен анализ федеральных законов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере реализации гражданами права на участие в процессе осуществления власти органами государственной власти и местного самоуправления.

The article being researched the forms of direct participation of the people in the implementation of activities by public authorities. The analysis of the procedure of holding a public event, as a form of democracy, has been carried out, as well as the situations and problems arising from their conduct have been identified, and ways to solve them have been proposed. The main forms of people's participation in the exercise of power by state and local government are defined and their content was examined. We consider the main trends in the development of methods for the direct exercise of power by the people, due to the mass distribution of digital technologies and the widespread use of the Internet. We analyzed federal laws of the Russian Federation regulating relations in the sphere of citizens exercising the right to participate in the process of exercising power by state and local authorities.

Ключевые слова: народовластие, формы народовластия, органы государственной власти, органы местного самоуправления, публичные мероприятия, общественные слушания, гражданские инициативы.

Key words: democracy, forms of democracy, public authorities, local governments, public events, public hearings, civil initiatives.

© Гацолати В. Э., Плиева З. В., 2019

Конституционный механизм, отвечающий за воплощение в жизнь принципа народовластия, состоит не только из инструментов прямой демократии - выборов и референдума, но также из институтов участия в процессе осуществления власти государственными органами и органами местного самоуправления - митинга, демонстрации, пикета, обращения граждан и т. д.

В Федеральном законе от 19.06.2004 г. N° 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон № 54-ФЗ) [9] перечислены и раскрыты все публичные формы участия граждан в политической жизни государства (рис. 1).

•Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции

Рис. 1. Публичные формы участия граждан в политической жизни государства

В соответствии с п. 1 ст. 2 данного федерального закона, публичным мероприятием признается «открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициа-

Пикетирование

тиве граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями» [9].

Процедура проведения публичного мероприятия, права и обязанности участников данных правоотношений четко регламентированы законодателем. Так, Законом № 54-ФЗ на организаторов подобного мероприятия возложена обязанность предварительного уведомлении органов исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления о намерении провести то или иное публичное мероприятие с целью предоставления возможности соответствующим органам провести необходимые процедуры для обеспечения безопасности и мирного характера публичного мероприятия. Кроме этого, целью предварительного уведомления органов власти о проведении публичного мероприятия является необходимость проверки характера данного события на соответствие конституционным принципам, закону, правам и законным интересам иных лиц, не участвующих в мероприятии, что позволяет предотвратить возможные нарушения общественного порядка и безопасности.

Законом № 54-ФЗ также установлен круг субъектов данных правоотношений, обладающих статусом участника публичного мероприятия. К ним отнесены все граждане, члены и участники общественных и религиозных объединений, политических партий, по своей воле, без принуждения, принимающих какое-либо участие в публичных мероприятиях. Московский городской суд в одном из своих решений указал на то, что наделение субъекта правоотношений статусом участника публичного мероприятия не зависит от степени его вовлеченности и активности действий, а также от содержания и тематики выражаемого им мнения по различным вопросам, так как основная цель проведения публичного мероприятия заключается в свободном выражении мнений его участников [14].

При реализации положений Закона № 54-ФЗ возникает довольно много спорных ситуаций, образующих некоторые проблемы при реализации права на участие в собраниях, митингах и демонстрациях [15, ^ 104]. Спорные ситуации возникают с самого начального этапа процедуры проведения

116

публичного мероприятия, а именно с момента уведомления соответствующих органов о целях проведения данного мероприятия. Зачастую, в случае несовпадения целей организаторов публичного мероприятия и органов местного самоуправления, последние отказывает в его проведении, что является прямым нарушением действующего законодательства [1].

Другой актуальной проблемой является злоупотребление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления правом изменения места и времени проведения публичного мероприятия. Ярким примером подобного злоупотребления является отказ правительства Москвы члену бюро движения «Солидарность» Сергею Да-видису и еще нескольким человек в удовлетворении уведомления о проведении в Москве антивоенного митинга на 2000 человек. В уведомлении местом проведения акции был заявлен Пушкинский сквер, при этом организаторами были заявлены и альтернативные варианты: Новопушкинский сквер или участок сквера Цветного бульвара, в случае недоступности Пушкинского сквера по объективным причинам. Однако правительство Москвы отказало в проведении митинга в указанных заявителями местах, со ссылкой на запланированные «монтажные работы по установке конструкция для фестиваля "Путешествие в Рождество" и празднование Нового года», не предложив заявителям альтернативных мест. Тверской районный суд, а затем и апелляционная коллегия Московского городского суда, куда обратились заявители, не согласились с претензиями Давидиса, и только 18 июля 2018 г. Верховный суд РФ, сочтя доводы заявителей логичными, определил решение Тверского районного суда Москвы от 09.12.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.06.2017 г. отменить, признав незаконным ответ руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы от 11.11.2016 г. № 21-11-2206/6 «в той мере, в какой данный ответ не содержит предложения о конкретном месте проведения заявленного публичного мероприятия» [5].

Данное решение в полной мере соответствует Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2018 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» [7]. Несмотря на вышеприведённое постановление Верховного суда РФ, а также рекомендации Совета Европы по свободе собраний [12], проблемы намеренной задержки уведомительно-разрешительного процесса проведения публичного мероприятия остаются

актуальными в нашей стране. Некоторые отечественные авторы предлагают решить указанную проблему следующими способами:

1) путем возложения «на орган исполнительной власти полномочия, в части установления срока для устранения организатором несоответствия в уведомлении требованиям Федерального закона № 54-ФЗ» [15, с. 105-106];

2) путем законодательного установления определенных сроков осуществления публичными органами власти соответствующих полномочий.

Второй способ, на наш взгляд, представляется наиболее подходящим для решения указанной проблемы, так как применение иных мер может спровоцировать должностное лицо на превышение своих полномочий.

Одной из форм участия граждан в управлении делами государства и местного самоуправления является контроль деятельности соответствующих органов власти, который может осуществляться различными способами. Одним из таких способов является закрепленное в ст. 33 Конституции РФ право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право, по мнению Конституционного суда РФ, во взаимосвязи с остальными составляющими правовой статус личности элементами:

1) предоставляет гражданам возможность открыто и свободно выражать свою точку зрения относительно эффективности деятельности органов власти, давать ей оценку;

2) выступает реализации и охраны прав и свобод граждан;

3) является способом оптимизации деятельности публичных органов власти [11].

Подобная многофункциональность права на обращения в органы публичной власти говорит о его важной роли в системе форм реализации права народа на участие в управлении делами государства и местного самоуправления.

Не менее важное место в данной системе занимает право на проведение публичных (общественных слушаний), которые на данный момент получили большее развитие на местном уровне управления, чем на региональном и федеральном. Данный институт обладает глубокими теоретическими корнями изучения его понятия [2, с. 106]. На протяжении длительного времени советскими и российскими учеными предпринимались попытки формулирования теоретического понятия публичного слушания. Под публичным слушанием в разное время представители различных правовых школ и течений понимали:

1) правовую конструкцию, «под которой понимается правовая абстракция, включающая в себя ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляющая главное, основное, существенное в этих понятиях» [4, с. 150];

2) форму «участия граждан в управлении, в выработке определенных решений», средство «выявления и учета общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения» [17, с. 14];

3) «правовую форму непосредственной демократии», которая обеспечивает участие населения в управлении государственными и общественными делами в виде публичного осуждения проектов правовых актов и других общественно значимых вопросов в порядке нормативно установленной процедуры с непосредственным и обязательным участием населения и представителей органов власти, в результате которого принимаются решения, имеющие рекомендательный характер [3, с. 8];

4) «форму обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения представительным органом», в котором принимают участие жители муниципального образования [18, с. 137].

Недостатками приведенных выше определений понятия «публичные слушания» является отождествление двух различных процессов - публичных слушаний по поводу принятия юридических актов как народную правотворческую инициативу и публичных слушаний по другим вопросам; отсутствие указания на то, что публичное слушание также является формой правотворческого процесса; смешение публичных слушаний с иными схожими формами участия граждан в управлении; рассмотрение данного явления только с позиции конституционно-правовых отношений; неверная оценка характера принятых по итогам публичных слушаний решений как носящих рекомендательный, а не общеобязательный характер; неучет контрольной функции населения над деятельностью органов государственной и муниципальной власти посредством проведения публичных слушаний; рассмотрение публичных слушаний только в рамках уровня местного самоуправления.

После анализа имеющихся в юридической литературе понятий публичных слушаний мы выделили две основные цели, которые достигаются путем их проведения:

1) информирование власти инициативными гражданами о наиболее острых проблемах, разрешение которых требует вмешательства органов власти, с предоставлением вариантов решения возникших трудностей;

2) получение сведений органами публичной власти о точке зрения граждан относительно вопроса, выносимого на обсуждение в публичных слушаниях и об их оценке предлагаемых проектов решения возникшей проблемы.

119

Рассматривая содержание публичных слушаний, Д.А. Владимиров говорит о том, что «особенность института публичных слушаний заключается в том, что он содержит в себе как материальные, так и процессуальные нормы. Материальные нормы института публичных слушаний устанавливают право населения на участие в публичных слушаниях. Процессуальные нормы определяют порядок их проведения и форму реализации материальных норм» [2, с. 108].

К формам непосредственной демократии относятся и гражданские инициативы. Представляется важным обращение внимания при определении природы гражданских инициатив на определенные положения методологического и мировоззренческого характера (рис. 2).

Гражданские инициативы выступают проявлением непосредственной демократии, одной из конституционных форм осуществления народовластия. В конституционном смысле гражданские инициативы — необходимый атрибут гражданского общества и важнейшее звено полновластия народа

; с

Не являясь конституционно оформленным, данное право по своему значению является основным, по своему содержанию имеет комплексный многосоставный характер, включающим такие права, как право на объединения, право граждан на участие в

осуществлении общественного контроля, право участвовать в отправлении правосудия и др.

Являясь фактором разновариантного подхода к решению стоящих перед обществом задач, гражданские инициативы служат гарантом учета плюрализма мнений и действий в конституционной практике и способствуют на этой основе принятия согласованных, социально обоснованных и целесообразных решений, максимально удовлетворяющих интересы больших групп людей

Гражданские инициативы есть следствие юридической и фактической раскрепощенности личности, превращения ее из объекта государственной опеки в активного субъекта государственно-правовой жизни, гражданина в высоком значении этого слова

> 8

Гражданские инициативы выступают результатом стихийной (неорганизованной) активности. Они возникают в силу внутренних потребностей общества, интересов конкретных людей и не могут быть навязаны «сверху»

Гражданские инициативы реализуются исключительно в публичном интересе, они всегда имеют общественно полезную направленность и предназначены для решения социально значимых вопросов применительно к отдельному человеку, группам людей, местному территориальному сообществу, району, городу, региону или стране в целом

Гражданские инициативы — это всегда правомерные акции граждан и их объединений, они соответствуют конституционному правопорядку, принципам и природе права, реализуются в порядке, предусмотренном действующим законодательством

Рис. 2. Методологические и мировоззренческие особенности природы гражданской инициативы

Появление данной формы участия народа в управлении делами государства и местного самоуправления можно наблюдать на различных стадиях человеческой цивилизации, однако наибольшей популярностью она начинает пользоваться в кризисные периоды развития общества и зачастую способствует появлению новой политической идеи и лидеров, поддерживаемых широкими слоями населения, что приводит к эволюционному прогрессивному обновлению общества [18, с. 30].

Природа гражданской инициативы заключается в том, что формы ее проявления, как правило, заранее не предусмотрены действующей властью. Они проявляются через различные формы самоорганизации граждан, в том числе через массовые общественные движения. Действия непосредственного волеизъявления народа, в которых проявляется гражданская инициатива, имеют своей целью влияние на деятельность органов власти при принятии ими решений, чтобы они отвечали интересам обеих сторон (властной структуры и народа), а также осуществление гражданского контроля над реализацией принятых решений.

Основная сфера распространения гражданских инициатив - гражданский контроль над публичной властью, который представляет собой систематическое наблюдение за деятельностью органов публичной власти, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Целями общественного контроля являются проверка, анализ и оценка издаваемых этими органами актов и принимаемых решений. Субъектами гражданского контроля в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [10] являются федеральные и региональные общественные палаты, а также общественные палаты муниципальных образований. К этим категориям также относятся общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и при законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формы гражданского контроля установлены в ч.1 ст.18 названного закона, в соответствии с которой «общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия» [10]. В ч. 2 этой же статьи

121

предусмотрена возможность одновременного осуществления общественного контроля в нескольких формах.

Помимо общественного контроля, существует еще множество иных форм проявления гражданской инициативы (рис. 3). Подобная тенденция свидетельствует о понимании органами государственной власти и местного самоуправления важности данной формы гражданской инициативы и ее эффективности.

Гражданские инициативы в сфере обеспечения (реализации и охраны, защиты) прав и свобод личности

Формулирование гражданских позиций по вопросам конституционного значения или учет общественного мнения

Гражданские инициативы как фактическое основание принятия органами публичной власти обязательных (нормативных) решений

Институт всенародных обсуждений законопроектов

Независимая социальная экспертиза законопроекта

Право народной законодательной (правотворческой) инициативы граждан

Рис. 3. Иные формы проявления гражданской инициативы

Особенного внимания заслуживает право народной правотворческой инициативы граждан, законодательное оформление которого имеет тенденцию становления общепринятой на региональном уровне.

Одним из примеров подобного оформления является закрепление в Уставе муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау) права граждан вносить в органы местного самоуправления г. Владикавказа проекты правовых актов по вопросам местного значения [16]. Собранием представителей г. Владикавказа было принято Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании г. Владикавказ от 23 ноября 2010 года № 17/43, где был установлен перечень вопросов, по которым возможна правотворческая инициатива граждан [13] (рис. 4).

Проект Устава муниципального образования г. Владикавказ

Внесение изменений и дополнений в Устав муниципального образования г. Владикавказ

Проекты решений Собрания представителей муниципального образования г. Владикавказ

Проекты постановлений главы муниципального образования г. Владикавказ

Рис. 4. Сферы правотворческой инициативы граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Владикавказ

Развитие цифровых технологий и повсеместное распространение и использование сети Интернет способствовали появлению нового формата общения народа с властью, появилась возможность проявления гражданской инициативы в режиме онлайн. Указом Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [8].

Процедура рассмотрения общественных инициатив установлена ст. 14 Правил рассмотрения (рис. 5).

Формирование общественной инициативы

Проведение интернет-голосования

Подведение

итогов голосования

Подготовка экспертного заключения и решения о разработке нормативного правового акта

Рис. 5. Процедура рассмотрения общественных инициатив, направленных через интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»

Несомненно, использование интернет-ресурсов в качестве площадок изъявления воли народа открывает новые возможности как для всех граждан нашей страны, так и для органов государственной власти и местного самоуправления, у которых появляются новые инструменты для выявления и учета общественного мнения по различным вопросам жизни общества.

Совершенно ясно, что следующим этапом развития гражданской инициативы является законодательное закрепление форм ее проявления и регламентация порядка ее осуществления в рамках правового поля Российской Федерации.

Снижение инициативности граждан и, как следствие, ослабление правового воздействия населения страны на публичную власть является социально вредным явлением, которое входит в противоречие с принципами демократического строя и концептуальной идеи народовластия. Несовершенство законодательства, которое выражается в отсутствии отчетливых юридических процедур осуществления гражданской инициативы, является причиной появления необоснованных притязаний государства. Единственно возможным и самым верным способом решения данной проблемы является принятие закона на федеральном уровне «О гражданских инициативах в Российской Федерации».

Таким образом, напрашиваются следующие выводы:

1. Непосредственное народовластие в Российской Федерации осуществляется в следующих формах: в форме реализации власти - выборы и референдум и в форме участия народа в осуществлении органами публичной власти своих полномочий - демонстрации, митинги, обращения граждан, публичные обсуждения. Главным отличием данных двух категорий форм осуществления непосредственного народовластия является императивность - отсутствие необходимости государственного санкционирования выборов и референдума и обязательность подобного разрешения для реализации других форм и их консультативный характер.

2. Одной из самых эффективных форм реализации гражданами права на участие в управлении государственными делами являются общественные или публичные слушания. Данная форма является, по сути, конституционно-правовым институтом, который выражается в строго регламентированном порядке обеспечения участия граждан нашей страны в управлении делами государства. Институт публичных слушаний основывается на общепризнанных конституционных принципах и его целью является всенародное обсуждение нормативных правовых актов и решений, а также вопросов деятельности органов государственной и муниципальной власти и организаций, имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, по результатам которых принимается выраженное в правовой форме решение.

3. Гражданские инициативы, дальнейшему развитию которых препятствует отсутствие законодательной регламентации порядка и форм их осуществления, также относятся к формам непосредственной демократии. Для решения указанной проблемы необходимо принять специальный законодательный акт - федеральный закон «О гражданских инициативах в Российской Федерации». Следующим этапом после принятия соответствующего федерального закона, регламентирующего данные правоотношения, является создание эффективного механизма реализации положений закона, неотъемлемой частью которого должно стать изменение в структуре представительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Целесообразным видится вариант учреждения комитетов по гражданским инициативам в составе каждой из палат Федерального собрания, в законодательных (представительных) органах власти субъектов Федерации. А на муниципальном уровне возможно создание специальных комиссий по обеспечению гражданских инициатив в составе представительных органов местного самоуправления.

Список литературы

1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 24.11.2015 г. по делу № 33а-2812/2015. - URL: http://www.consultant.ru/document/

2. Владимиров Д.А. Понятийное содержание публичных слушаний как формы народовластия в России // Евразийское научное объединение. - 2015. - Т. 2.

- № 7 (7). - С. 106-108.

3. Зенин С.С. Конституционно-правовое регулирование слушаний в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 4-8.

4. Игнатюк Е.В. Правовое регулирование проведения публичных слушаний на уровне субъекта Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2008. - № 3. -С. 148-154.

5. Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации № 5-КГ18-133 от 18.07.2018 г. - URL: http://www.consultant.ru/cons

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - М.: Юрист, 2010. - 559 с.

7. О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях: постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2018 г. - URL: http://www.consultant.ru/cons

8. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»): указ Президента РФ от 04.03.2013 г. № 183 (в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 452). -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

9. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: фе-дер. закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (с посл. изм. и доп. в ред. ФЗ от 11.10.2018 № 367-ФЗ). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ (с посл. изм. и доп. в ред. ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

11. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»: постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2012 г. № 19-П // СЗ РФ.

- 2012. - № 31. - Ст. 4470.

12. Полихович А. Верховный Суд признал незаконным отказ согласовать антивоенный митинг в 2016 г. - URL: https://ovdinfo.org/news/2018/07/18/verhovnyy-sud-priznal-nezakonnym-otkaz-soglasovat-antivoennyy-miting-v-2016-godu

13. Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании город Владикавказ: решение Собрания представителей г. Владикавказа от 23 ноября 2010 года № 17/43. - URL:http://docs.cntd.ru/document/446537864

14. Решение Московского городского суда от 12.07.2016 г. по делу № 78209/2016. - URL: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_

15. Тарасенко М.Э. Некоторые проблемы правоприменения федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Инновационные тенденции развития российской науки: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. молодых учен. / отв. за вып. В.Л. Бопп. - 2016. - С. 102-107.

16. Устав муниципального образования город Владикавказ (Дзауаджикау) от 27 декабря 2005 года (в ред. Решений Собрания представителей г. Владикавказа от 02.02.2018 № 40/2). - URL: http://docs.cntd.ru/document/446538329

17. Хвостунова Н.В. Правовое регулирование проведения публичных слушаний на местном уровне // Вестн. РУДН. Сер. Юрид. науки. - 2009. - № 2. - С. 12-20.

18. Червонюк В.И. Институт гражданских инициатив в системе народовластия: современная концепция и формы реализации в конституционной практике // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2015. - № 8. - С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.