Научная статья на тему 'Взаимодействие общества и власти как необходимое условие эффективности государственного и муниципального управления'

Взаимодействие общества и власти как необходимое условие эффективности государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1656
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
PR-СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казакова Елена Петровна, Ускова Елена Олеговна

Статья посвящена особенностям взаимодействия органов власти с гражданами в демократическом государстве. Авторы рассматривают способы участия населения в решении важных государственных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Казакова Елена Петровна, Ускова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers collaboration of authorities and citizens in a democratic state. The authors focus on the ways of population involvement in the solution of important public issues.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общества и власти как необходимое условие эффективности государственного и муниципального управления»

КАЗАКОВА Е. П., УСКОВА Е. О.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена особенностям взаимодействия органов власти с гражданами в демократическом государстве. Авторы рассматривают способы участия населения в решении важных государственных вопросов.

Ключевые слова: государственный аппарат, государственная деятельность, государственный орган, государственная власть, PR-служба, нормативно-правовой акт, местное самоуправление.

KAZAKOVA E. P., USKOVA E. O.

COLLABORATION OF POPULATION AND AUTHORITIES AS A PREREQUISITE FOR EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Abstract. The article considers collaboration of authorities and citizens in a democratic state. The authors focus on the ways of population involvement in the solution of important public issues.

Keywords: state machine, state activity, state body, state authority, PR, local self-government.

Различного рода политические структуры и административные институты любого государства создаются для того, чтобы реализовывать определенные идеи, проекты, задачи, которые напрямую или опосредованно связаны с разработкой и проведением в жизнь государственной политики. Государственный аппарат существует для того, чтобы через свои полномочия и имеющиеся рычаги воздействия, осуществлять волю политиков в разнообразных сферах жизни населения с учетом защиты его основных интересов, что является основой деятельности демократического государства. Таким образом, государство в идеале должно всю свою политику направлять на достижение социальных целей, которые так важны для населения, например, повышение уровня жизни, улучшение условий труда работающих граждан, усовершенствование системы перераспределения доходов от высокооплачиваемых к малообеспеченным слоям населения.

Современное государство выступает как регулятор отношений и противоречий внутри своей страны, а главное - как субъект реализации нужд своего населения. Однако на сегодня система взаимодействия органов власти с населением, обратная связь между ними в нашей стране развиты слабо. К сожалению, в реальной жизни мы можем наблюдать и крайнее

недовольство населения политикой государства. Возможно, это связано с тем, что государство не может удовлетворить требования и нужды всего населения сразу. Но одной из причин является и то, что само население не принимает никакого участия в решении важных для себя вопросов. Согласно Конституции Российской Федерации, источником власти в нашей стране является не Президент, не Парламент, не Правительство, а именно многонациональный народ Российской Федерации. Государство будет эффективным лишь тогда, когда между его представителями и народом будет налажен постоянный диалог. Сегодня часто говорят об открытости государственной деятельности, которая должна быть направлена на построение конструктивного диалога между населением и органами власти, повышение степени доверия граждан к чиновникам различного уровня, минимизации коррупции и т.д.

Действительно, в наше время есть широкие возможности своеобразного контроля граждан за деятельностью государственных органов различного уровня. Например, каждый из нас может наблюдать в режиме онлайн проведение заседаний, совещаний, собраний, конференций, слушаний, которые касаются самых разнообразных сфер жизни общества. Это лишь один из примеров, как население может стать ближе к деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это, на самом деле, очень важно, так как информация, которую мы получаем из средств массовой информации, часто воспринимается нами в несколько искаженном виде, а с помощью онлайн-трансляций население имеет возможность самостоятельно наблюдать за деятельностью первых лиц, формулировать собственное мнение, анализировать происходящее, делать важные для себя выводы. Нельзя не упомянуть и о создании РЯ-служб в органах власти: их грамотная работа является еще одной ступенью на пути к сближению власти и народа, так как РЯ-службы обязаны реализовывать информационное обеспечение. Здесь есть некоторые нюансы: речь идет о том, что РЯ-службы должны в большей степени служить народу, а не государству. Важнейшими функциями таких подразделений являются предоставление полной информации о деятельности органов власти, о принятых решениях, о планах на будущее. При этом подобные службы ни в коем случае не должны искажать информацию для того, чтобы просто удовлетворить население и сообщить ему то, что оно хочет услышать.

Многим гражданам какое-либо участие в принятии решений федерального уровня кажется абсолютно неосуществимым. Поэтому следует уделить больше внимания взаимодействию населения и органов власти на местном уровне, что, наверняка, ближе каждому человеку: хотя бы по той простой причине, что население более заинтересовано положением дел в своих небольших городах и селах. Не секрет, что для граждан крайне важно повышение качества сервисной службы органов власти на локальном уровне.

Правовую основу форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

5) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

6) конституции, уставы субъектов РФ;

7) законы субъектов РФ о местном самоуправлении;

8) законы субъектов РФ об обращениях граждан;

9) законы субъектов РФ о публичных мероприятиях;

10) местные нормативные акты;

11) уставы территориального общественного самоуправления.

Глава пятая Федерального закона 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрывает объемный перечень форм непосредственного участия населения в делах органов местного самоуправления. Среди них: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; различного рода конференции; опросы и обращения граждан [1]. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, которые не противоречат действующему законодательству, т.е. перечень форм прямой демократии является открытым. Таким образом, можно отметить достаточно обширный перечень форм участия населения в организации местного самоуправления.

За всю свою многовековую историю человечество сумело выделить две основных формы народовластия. Речь идет о представительной и непосредственной демократии. К формам представительной демократии можно отнести деятельность выборных коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, а также деятельность сформированных органов местного самоуправления. О формах непосредственной

демократии подробно говорится в федеральном законе 131-ФЗ. Так решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования. Местный референдум проводится по вопросам, затрагивающим интересы всего населения муниципального образования. Местный референдум является формой непосредственной демократии обязательного характера, т.е. его решение не требует утверждения, а результаты являются обязательными для всех граждан, проживающих или просто находящихся на территории муниципального образования. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум. Результаты подлежат официальному опубликованию.

Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России - всеобщего равного прямого избирательного права при добровольном, тайном голосовании.

Под отзывом депутата принято понимать досрочное прекращение действий депутатского мандата по воле избирателей; санкция против депутата представительного органа местного самоуправления, ненадлежащим образом выполняющего свои обязанности. Порядок проведения голосования идентичен порядку проведения местного референдума, который устанавливается в соответствующем федеральном законе и законе субъекта РФ. Некоторые особенности проведения голосования, тем не менее, закрепляются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сход граждан является формой непосредственной демократии обязательного характера. Это наиболее традиционная форма и наиболее яркий пример того, как осуществляется непосредственная, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения. Существует два основных условия правомочности сходов: 1) сход должен проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек; 2) на сходе должно присутствовать более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Собрания и конференции граждан являются наиболее доступными средствами самоорганизации. Эти формы непосредственной демократии носят рекомендательный характер и позволяют выявить общественное мнение, выразить волю населения и принять участие в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования: например, подъезд многоквартирного жилого дома;

многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, который не является поселением; иные территории проживания граждан.

Опрос граждан - это самостоятельный институт непосредственной демократии. Он проводится в целях выявления мнения жителей муниципального образования или части его территории; учета мнения жителей при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления и органами государственной власти по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения соответствующей территории.

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Сюда можно отнести предложение, заявление, жалобу, ходатайство и т.д. [2]

Более детально изучить вышеперечисленные формы участия можно с помощью закона 131-ФЗ, где подробно говорится о каждой форме. Большое количество нормативно-правовых актов, научных статей и учебных пособий существует на сегодняшний день и для ознакомления, и для глубокого погружения в изучение проблем связи и взаимодействия между органами власти и населением. Но, к сожалению, очень мало граждан заинтересовано в том, чтобы как можно чаще и грамотнее проявлять свою гражданскую позицию. Всеэто может свидетельствовать о низкой гражданской активности населения. На самом деле это очень грубая ошибка нашего населения, огромное количество человек по всей стране придерживаются такого же мнения, именно поэтому и не происходит никаких изменений. Это проблема не одной области, это проблема всей страны. Власть видит незаинтересованность народа в политических делах, возможно, это и является причиной того, что государство иногда забывает о том, что по Конституции оно признано социальным государством, то есть ориентированным на население. Нам кажется, что очень важно уделять большое внимание взаимодействию населения именно с органами местного самоуправления, так как большие победы начинаются с маленьких дел. Для того чтобы граждане могли влиять на те решения, которые принимаются на федеральном уровне, сначала необходимо принимать участия в делах своего муниципального образования.

Отечественный и зарубежный опыт государственного устройства убедительно свидетельствуют, что важнейшими условиями успешного решения задач экономического и социального развития страны, повышения уровня и качества жизни населения являются кардинальное повышение эффективности местного самоуправления, деятельности органов государственной и местной власти, прежде всего, исполнительной, восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма их взаимодействия [3].

Это означает, что нет одной виновной стороны в том, что сегодня очень сложно строится диалог между властью и населением. Множество факторов оказывают влияние на результативность взаимодействия этих двух сторон. Решать такую проблему можно лишь совместными усилиями. Скорее всего, достичь налаженного взаимодействия в короткие сроки не удастся, но, если есть предпосылки для успешного взаимодействия власти и народа в долгосрочной перспективе, необходимо грамотно использовать имеющийся потенциал.

Мы считаем, что на сегодняшний день очень важно, чтобы у населения было четко сформированное мнение о том, что деятельность государства, в котором оно проживает, зависит не только от первых лиц органов власти, но и от самих людей, от их гражданской позиции, от степени их участия в жизни своего муниципального образования, региона, страны. В этих целях, например, Ульяновский государственный университет активно привлекает студентов к участию в различных конференциях и слушаниях, которые проводятся Правительством Ульяновской области. Кроме того, студенты имеют возможность в качестве слушателей присутствовать на открытых заседаниях различного уровня. Таким образом, у студентов формируется активный интерес относительно деятельности органов власти. Узнавая, как власть решает те или иные проблемы, студенты стремятся принимать участие в решении поставленных вопросов и задач.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что эффективное функционирование государства зависит от степени участия населения в решении интересующих его вопросов. Государство, в свою очередь, должно быть более открытым для населения, не забывать о своем прямом предназначении - осуществлять волю граждан с помощью имеющихся механизмов и рычагов. Население и органы власти, как государственной, так и местной, должны вместе строить некий своеобразный мост для преодоления того расстояния, которое сложилось между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегедюш Н. С., Наумов С. Ю., Мокеев М. М. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: ИТК Дашков и К, 2012. - 556 с.

2. Тюрина С. Ю., Борисов Н. И. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - С. 802-810.

3. Федеральный закон № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.