Литература
1. Россия вошла в топ-10 худших экономик по версии Bloomberg. URL: http://www. kommersant.ru/ doc/2889437
2. Куда мчится экономика России по прогнозу большой рейтинговой тройки. URL: http:// ria.ru/economy/20151222/1346727775.html
3. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции» // Рос. газ. 2008. 30 декабря.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Кузбагарова В. А. Гражданско-процессуальные вопросы противодействия коррупции в России // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань, 2011.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work
7. Левченко П. И. Криминологическая и уголовно-социологическая характеристики коммерческого подкупа // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 5.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.
9. Овчинников А. И., Фатхи В. И. Коррупционные вызовы национальной безопасности: философско-правовой аспект // Философия права. 2015. № 4.
10. Гончаренко Г. С. Политика глобализации и коррупция // Российский следователь. 2014. № 15.
Bibliography
1. Russia entered in top-10 the worst economies according to Bloomberg. URL: http:// www.kommersant.ru/ doc/2889437
2. Where the economy of Russia according to the forecast of the big rating three rushes. URL: http://ria.ru/economy/20151222/1346727775.html
3. The Federal Law of Russia of 25.12.2008 № 273-FZ (ed. of 28.11.2015) «About corruption counteraction» // Russian newspaper. 2008. 30 December.
4. The criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. of13.07.2015) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.
5. Kuzbagarova V. A. Civil and procedural questions of counteraction of corruption in Russia // Collection of materials of the International scientific and practical conference. Kazan, 2011.
6. Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work
7. Levchenko P. I. Criminal and sociological characteristics of commercial bribery // Yurist-Pravoved. 2014. № 5.
8. Ozhegov S. I. Dictionary of Russian. Moscow, 1984.
9. Ovchinnikov A. I., Fathy V. I. Corruption calls of national security: philosophical and legal aspect // Philosophy of law. 2015. № 4.
10. Goncharenko G. S. Policy of globalization and corruption// Russian investigator. 2014. № 15.
УДК 351.864.4 ББК 67.629
А. А. Истратов
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье освещается статус общественных объединений правоохранительной направленности. Рассматриваются формы участия граждан в осуществлении правоохранительной деятельности, указывается место и роль общественных объединений в современной России.
Ключевые слова: общественные объединения правоохранительной направленности, общественный порядок, народные дружины.
PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE LAW-ENFORCEMENT ORIENTATION IN MODERN RUSSIA
The article highlights the status ofpublic associations of law enforcement focus, the forms of participation of citizens in the implementation of law enforcement of their place and role in modern Russia.
Keywords: public associations of law enforcement focus, public order, national guard.
Важнейшим условием эффективной деятельности любой правоохранительной системы является содействие граждан в раскрытии и расследовании преступлений, осуществлении охраны правопорядка, предупреждении и пресечении правонарушений.
В последние годы правоохранительная система Российской Федерации претерпела ряд значительных изменений, которые неоднократно становились предметом научных исследований [7; 12; 13], связанных с вопросами повышения правовой активности граждан и формирования высокого уровня правосознания.
Понятие «правосознание» прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, и как он к нему относится? Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, и общества в целом. Без права не было бы и правосознания [9].
В свою очередь, правосознание зависит от правовой активности личности, определяющим фактором которой является правовой статус человека, в рамках которого происходит реализация законных прав и интересов. Следовательно, объем предоставленных прав влияет на правовую активность конкретного гражданина [9].
Одной из форм выражения правовой активности граждан являются общественные объединения, которые создаются на добровольных началах и представляют собой неотъемлемую часть гражданского общества.
В статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ [3] под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
В юридической литературе в качестве общественной правоохранительной деятельности рассматривают деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанную с выполнением гражданского долга и реализацией конституционных прав. Общест-
венные объединения являются важным звеном правозащитного механизма [4].
В апреле 2014 года вступили в силу федеральные законы № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [1] и № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» [2], направленные на устранение пробелов в законодательстве.
До принятия вышеуказанных нормативных актов вопросы, связанные с регламентированием деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, находились в ведении муниципальных органов власти.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ [1] порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В основе концепции вышеуказанного нормативного акта лежит участие граждан в охране общественного порядка, а не создание новой правоохранительной структуры.
Осознание гражданами необходимости оказания содействия правоохранительным органам в противодействии преступности выразилось в их активном участии в деятельности общественных организаций правоохранительной направленности в различных регионах России.
В современных условиях расширяющейся практики участия граждан в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности изменился и подход к содержанию и субъектам правоохранительной деятельности. Как отмечают Ю. И. Церникель и А. Г. Сухова, основными задачами общественных объединений правоохранительной направленности являются обеспечение личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их законной деятельности [8].
Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами, должна быть законодательно опре-
делена и урегулирована, что означает передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка.
Совместная деятельность общественных объединений правоохранительной направленности с правоохранительными органами, как правило, позволяет достичь положительных результатов.
В то же время многообразие общественных объединений, как справедливо отмечает Е. В. Киричек, требует особого подхода к организации взаимодействия с правоохранительными органами (в том числе полицией). Это связано, в первую очередь, с тем, что данные объединения неодинаковы по своему составу, направлениям деятельности, целям, финансовому положению [7].
Вопросы взаимодействия правоохранительных органов с общественностью нашли свое отражение в целом ряде нормативных правовых документов как федерального, так и регионального уровня [14]. Однако непосредственное участие граждан и общественных формирований в охране правопорядка регулируется преимущественно региональным законодательством [8], эффективность использования которого определяется его близостью к реальной жизни и возможностью финансирования предусматриваемых мероприятий за счет средств местных бюджетов, а также поиском оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов и бизнес-сообществ к профилактике правонарушений.
Среди разнообразных форм коллективного участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, наибольшее распространение получили добровольные народные дружины, положительно зарекомендовавшие себя еще в советское время и на современном отрезке развития нашего государства переживающие этап возрождения и восстановления.
Существуют и иные организационные формы участия населения в охране общественного порядка. В научной литературе было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности по различным критериям [8; 11], например функциональному, при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами зависят от того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствуют (правоохранной, следственной и так далее).
В то же время целый ряд общественных объединений имеет выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать специализированными народными дружинами, поскольку их деятельность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транспорте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и так далее. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как и у народных дружин, и отличаются они только спецификой деятельности этих общественных объединений.
Независимо от организационно-правовых форм общественные объединения равны перед законом. Их деятельность основана на принципах добровольности, равноправия, уважения личности, соблюдения прав и свобод граждан. Они ставят перед собой многообразные социальные, политические, культурные, воспитательные и иные цели. Органы государственной власти оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности. Обеспечение охраны общественного порядка является одной из форм реализации права объединений на участие в государственной жизни и занимает важное место в их деятельности.
Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений имеют различные формы, позволяющие последним участвовать в решении широкого круга общественных и государственных вопросов. Однако недостаточная их взаимосвязь не позволяет определить вектор развития взаимодействия государственных органов и общественных объединений.
Исходя из вышесказанного, как представляется, существует необходимость в изменении и корректировке закона [ 1], одним из недостатков которого, как отмечают И. А. Зайцев и А. Г. Репьев [11], выступает отсутствие официального толкования термина «общественный порядок», которое могло бы дополнить закрепленные в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации понятий «угроза общественной безопасности», «обеспечение общественной безопасности» [5].
Вместе с тем в процессе взаимоотношений государственных органов и структур гражданского общества возникают проблемы, связанные с законодательным и правоприменительным регулированием общественных отношений.
Литература
1. Федеральный закон от 04.04.2016 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». URL: http://www.rg.ru / 2014/04/04/poryadok-dok.html
2. Федеральный закон от 02.04.2015 № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка». URL: http://www.rg.ru/2014/04/04/ akti-dok.html
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930
4. Приказ МВД России от 21.07.2014 № 599 (г. Москва). URL: http://www.rg.ru/2014/04/04
5. Концепция общественной безопасности в РФ (утв. Указом Президента России от 14.11.2013 № ПР-2685). URL: http://www.consultant.ru/
6. Минина А. А., Ризик О. А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2014. № 7.
7. Киричек Е. В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 12 (72).
8. Сухова А. Г., Церникель Ю. И. Взаимодействие органов внутренних дел и добровольных общественных формирований по охране общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института. 2011. № 1 (20).
9. Погребная Ю. К. Правосознание современного российского общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
10. Шкуркин С. И. Административно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
11. Зайцева И. А., Репьев А. Г. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка // Административное право и процесс. 2015. № 3.
12. Такаев И. Р. Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по
Bibliography
1. Federal law of04.04.2016 № 44-FZ «About the participation of citizens in protection of a public order». URL: http://www.rg.ru/2014/04/04/ poryadok-dok.html
2. Federal law of 02.04.2015 № 70-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the participation of citizens in protection of a public order». URL: http://www. rg.ru/2014/04/04/akti-dok.html
3. Federal law of 19.05.1995№ 82-FZ «On public associations» // Collected legislation of the Russian Federation.1995. №. 21. PT. 1930.
4. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of 21 July 2014 № 599 (Moscow). URL: http://www.rg.ru/2014/04/04
5. The concept of public security in the Russian Federation (approved of President of the Russian Federation of14.11.2013 № PR-2685). URL: http://www.consultant.ru/
6. Minina A. A., Rizik O. A. Legal activity of citizens as a criterion of efficiency of activity of state authorities and local authorities // Administrative and municipal law. 2014. № 7.
7. Kirichek E. V. Police cooperation with public associations and other civil society institutions in the implementation of the principle of respect and observance of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation // Administrative and municipal law. 2013. № 12 (72).
8. Suhova A. G., Chernicel Yu. I. Interaction of internal Affairs bodies and voluntary public formations on protection of a public order // Bulletin of the Barnaul law Institute. 2011. № 1 (20).
9. Pogrebnaya Yu. K. The sense of justice of modern Russian society: abstract dis. ... PhD in law. Moscow, 2011.
10. Shkurkin S. I. Administratively-legal status public associations of law enforcement focus in the field of public order protection: dis. ... PhD in law. Moscow, 2003.
11 Zaitseva A. I., Repev A. G. About some problems of legislation perfection in the sphere of citizens participation in public order protection// Administrative law and process. 2015. № 3.
12. Takayev I. R. Organizational and legal bases of interaction of internal Affairs bodies with religious associations for the prevention of offences committed on the grounds of inter-confessional contradictions (on materials of the North Cauca-
предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам СКФО): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
13. Бозоян А. О. Состояние и тенденции развития следственных органов в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
14. Приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 26.09.2014 № 874 «Методические рекомендации по созданию и регистрации общественных объединений правоохранительной направленности». URL: https://26.mvd.ru/folder/ 3476214.
sus Federal district): abstract dis. ... PhD in law. Moscow, 2011.
13. Bozoyan A. O. Status and development trends of investigative bodies in Russia: dis. ... PhD in law. Moscow, 2014.
14. Methodical recommendations on creation and registration of public associations of law enforcement focus. The order of the MOI of Russia for the Stavropol territory from September 26, 2014 № 874. URL: https://26.mvd.ru/folder/ 3476214.
УДК 316 ББК 66.4
Д. А. Лазарев
СОЦИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена информационным технологиям, меняющим характер и направленность многих социальных явлений и процессов. Автор акцентирует внимание на том, что расширившимися возможностями приема-передачи информации активно пользуются лидеры молодежных экстремистских движений и групп как мощным ресурсом коммуникативного воздействия, пропаганды своих идей, манипулирования молодыми людьми.
Ключевые слова: молодежь, экстремизм, информация, информационные технологии, Интернет, коммуникативное воздействие, манипуляция, дезинформация.
SOCIAL AND INFORMATIONAL FUNDAMENTALS OFYOUTH EXTREMISM IN MODERN RUSSIA
Article is devoted to the information technologies changing character and an orientation of many social phenomena, processes of modern society. The author focuses the attention that the extended possibilities of a reception-transmission of information drew attention of leaders of youth extremist movements and groups. Extremists have a powerful resource of communicative influence, promotion of the ideas, manipulations young people.
Keywords: youth, extremism, information, information technologies, Internet, communicative influence, manipulation, misinformation.
В начале XXI века информация и информационные технологии играют ключевую роль в развитии общества. Они становятся неотъемлемым условием социальных процессов, взаимодействий, лежат в основе структурно-институциональных изменений. Информация и информационные технологии составляют фундамент технологического прогресса, ранее не встречавшегося в истории человеческого общества.
Особую значимость в новом обществе приобретает информационно-коммуникационная инфраструктура. Это основанные на передовых электронных технологиях глобальные
компьютерные информационные сети, телевидение, радио, телефония, в том числе и мобильная, космические и телекоммуникационные каналы связи (на базе электронной, оптоволоконной, многоволновой и солитоновой передачи с оптическим усилением), обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, между крупными международными корпорациями, средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, отдельными абонентами [2].
Как отмечает А. И. Уткин, информатизация стала возможной вследствие изобретения