Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ПОМОЩЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ'

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ПОМОЩЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ПОМОЩЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ»

Учитываемые показатели функции внешнего дыхания и оценка их значений

Показатель, % Оценка выраженности изменений показателя

без изменения умеренные изменения значительные изменения

ЖЕЛ/должная ЖЕЛ ОФВ за 1 с/ЖЕЛ Мощность вдоха 85 и более 65 и более 84—70 64—55 79—60 74—55 Менее 70 « 55 € 60 с 55

Мощность выдоха МВЛ/Должная МВЛ 75 и более

Примечание. ЖЕЛ — жизненная емкость легких; ОФВ—объем форсированного выдоха; МВЛ — максимальная вентиляция легких.

Для определения группы по блоку 4 следует учесть степень выраженности рентгеновских признаков фиброза и деформации легочного рисунка. Пусть по блоку 4 установлена II ГДН. Тогда с учетом взаимодействия обследуемый должен быть отнесен к III ГДН. Эта группа является окончательной.

В соответствии с окончательно установленной ГДН выносят заключения, определяющие проведение соответствующих организационных, профилактических и лечебных мероприятий: I ГДН — здоров. Повторный осмотр через год. II ГДН — имеются признаки действия факторов риска. Следует провести дополнительное обследование состояния легких и сердца с применением функциональных нагрузочных проб. В случае выявления признаков патологии направить в профилакторий. Обеспечить здоровый образ жизни, исключить курение. III ГДН — начальные проявления заболевания. Профилакторий. Обследование

в стационаре. При обострении и ОРЗ — лечебные мероприятия. Далее — повторный осмотр через 6 мес. При повторном обострении — оздоровление в санатории. IV ГДН — компенсированное заболевание. Амбулаторное лечение. При безуспешности — стационарное лечение. Рациональное трудоустройство вне контакта с вредными факторами.

Одним из ведущих направлений повышения качества профилактических медицинских осмотров является использование автоматизированных систем донозологической диагностики [2]. Разработанная нами логическая схема подготовлена для использования в такой системе. Она реализована в виде программы для ЭВМ типа «Иск-ра-226» на языке БЭЙСИК. Работа осуществляется в диалоговом режиме, причем программа задает вопросы и при необходимости дает пояснения к ним. Работать с программой может не только врач, но и средний медицинский персонал.

Настоящая работа является частью системы формализованной оценки состояния здоровья и выявления предпатологии у шахтеров-угольщиков, основанной на комплексном учете и анализе данных санитарно-гигиенических условий труда. Приведенная схема имеет в основном пульмонологическую направленность. В дальнейшем она будет расширена за счет учета заболеваний других органов и систем организма.

Литература

1. Хвастунов Р. М. //Проблемы глубоких микозов.— М., 1982.— С. 23—29.

2. Черкасов Ю. М„ Гринштейн В. А.. Крейнес М. Г. и др.//Автоматизация управления здравоохранением в комплексе АСУ «Город»,— М., 1984.—С. 3—9.

Поступила 19.01.87

УДК 614.3/.4:364.467

А. Д. Тюляндин

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ПОМОЩЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Общество Красного Креста РСФСР, Москва

Курс на ускорение социально-экономического развития, взятый в нашей стране после XXVII съезда КПСС и получивший полное одобрение и поддержку советского народа, открывает новые перспективы дальнейшего социального, экономического и культурного строительства, создает благоприятные условия для решения крупномасштабных задач в области охраны здоровья населения. Генеральной линией советского здравоохранения является его профилактическая направленность. Профилактика рассматривается не как узковедомственная деятельность органов и учреждений здравоохранения, а как забота на-

шего государства о сохранении и укреплении здоровья советских людей.

Одной из общественных организаций, активно участвующих в охране здоровья населения, является Советский Красный Крест. Основным направлением деятельности комитетов Общества Красного Креста РСФСР является участие организаций и санитарных активистов в проводимых органами и учреждениями здравоохранения профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятиях по снижению общей и инфекционной заболеваемости, улучшению условий труда и быта, повышению санитарной культуры населения, охране окружающей среды.

В последние годы организации Общества Красного Креста РСФСР продолжали расширять и совершенствовать подготовку и привлечение санитарного актива в помощь практическому здравоохранению. Эти вопросы рассматривались на пленумах ЦК Общества и подведомственных комитетов, на совместных заседаниях президиума ЦК Общества н коллегии Минздрава РСФСР, проведены 3 зональных семинара по совершенствованию работы санитарных активистов на селе и 2-й Всероссийский слет общественных санинспекторов. На состоявшемся в ноябре 1986 г. пленуме ЦК Общества рассмотрен вопрос об участии Общества Красного Креста в реализации комплексной программы по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения Российской Федерации.

В результате многие районные и городские комитеты Общества, санэпидстанции стали уделять больше внимания качеству подготовки и привлечению общественных санинспекторов к текущему санитарному надзору, изучению и распространению передовых форм работы.

Произошла стабилизация числа общественных санитарных инспекторов. В Калужской, Вологодской и некоторых других областях при санэпидстанциях созданы методические кабинеты по работе с общественностью. Под контролем 517 тыс. общественных санинспекторов РСФСР находится 206 тыс. объектов народного хозяйства. Большое внимание работе с общественностью уделяет коллектив санэпидслужбы Калужской области (главный государственный санитарный врач А. А. Ощепков), где внедрен ряд интересных форм, в частности использование санинспекторами экспресс-методов лабораторного обследования объектов. Целенаправленно ведется работа с общественными санинспекторами в Вологодской, Тамбовской, Ленинградской, Ростовской, Новосибирской, Калининской, Московской, Ярославской областях, Алтайском крае, Мордовской АССР, на Октябрьской и Северной железных дорогах.

Формы работы с общественными инснекторами продолжают совершенствоваться и развиваться. Закрепление и передача объектов народного хозяйства под контроль санинспекторов вошли в практику работы большинства комитетов Общества и санэпидслужбы. Число объектов, находящихся под их контролем, возросло за последние 5 лет почти в полтора раза.

Утверждение Минздравом РСФСР и ЦК Общества Положения о сельской общественной санитарной инспекции положительно сказалось на развитии этой формы работы актива. Работая в тесном контакте с исполкомами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, инспекции способствуют повышению санитарной культуры населения, улучшению санитарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, благоустройству населенных мест.

В последнее время общественные санитарные инспекции также создаются при исполкомах городских Советов народных депутатов. Положительной оценки заслуживает деятельность общественной инспекции г. Рассказова Тамбовской области и г. Николаевска Волгоградской области. В Ленинградской области такие инспекции созданы на крупных промышленных предприятиях, и действуют они в контакте с профсоюзными комитетами. В целом по республике создано и действует около 22 тыс. общественных санитарных инспекций.

Мы располагаем многочисленными примерами хорошей работы общественных санинспекторов. Так, при их участии устранено 980,3 тыс. нарушений санитарных норм и правил, из них 170,5 тыс. в сельской местности. По предложениям ряда общественных инспекций вопросы санитарного состояния объектов рассматриваются на заседаниях исполкомов, сессиях сельских Советов народных депутатов. Некоторые общественные санинспекторы добиваются высоких результатов в работе на закрепленных объектах, активно участвуют в смотрах-конкурсах на лучшую молочную ферму, лучший дом, населенный пункт (по санитарному содержанию, благоустройству и озеленению), ведут работу по профилактике отравлений ядохимикатами, оказывают помощь медработникам в проведении диспансеризации населения, его гигиеническом воспитании, пропаганде здорового образа жизни.

Однако следует признать, что имеющиеся возможности привлечения общественности, в частности общественных санинспекторов, в помощь здравоохранению в нашей республике используются недостаточно. Имеющийся опыт положительной работы санитарных активистов в широкую практику внедряется медленно, новые формы работы общественности не находят распространения, несмотря на многократные обращения и напоминания в адрес руководителей комитетов Общества и санэпидстанций со стороны Минздрава и ЦК Общества Красного Креста РСФСР.

Мало создано общественных санитарных инспекций при исполкомах сельских Советов в Бурятской, Кабардино-Балкарской АССР, Приморском крае, Иркутской, Кемеровской, Сахалинской, Тюменской областях. При проверке, проведенной в Ярском районе Удмуртской АССР, установлено, что объекты под самостоятельный контроль общественным санинспекторам не передаются, а специалисты санэпидстанции при выездах в район этими вопросами не интересуются, не проявляют инициативы в работе с общественностью. В Каракулинском районе этой же республики 3 года не проводилось обучение санинспекторов, инспекции созданы формально, ряд сотрудников санэпидстанции некомпетентны в вопросах работы с общественностью. Проверкой в Обоянском и Большесолдатском районах Кур-

ской области выявлено, что совместная работа санэпидстанций и комитетов Общества Красного Креста не налажена, общественные санитарные инспекции бездействуют, семинары с членами инспекций не проводятся. В Советском районе Кабардино-Балкарской АССР не проводится работа по подготовке инспекторов, санитарные инспекции созданы при всех исполкомах сельских

♦ Советов народных депутатов, но документально не оформлены.

В санэпидстанции Улан-Удэ в последние 2 года работа с общественностью пущена на самотек. Занятия с санитарными активистами проводятся от случая к случаю, объекты под самостоятельный контроль санинспекторам не передаются, не проводятся слеты, в результате резко сократилось число сообщений о санитарных нарушениях, поступающих в санэпидслужбу от активистов. Плохо занимается с общественностью коллектив Магаданской городской санэпидстанции, не проводится обучение санинспекторов, привлечены к работе только половина их, мало объектов передается под самостоятельный санитарный надзор общественности, не привлекаются активисты к работе по профилактике инфекционных заболеваний. Нет должных контактов в работе комитетов Общества Красного Креста и санэпидслужбы в Татарской АССР, Ставропольском крае. Иркутской области. В 1985 г. низкой

* результативностью характеризовалась работа общественных санинспекторов Саратовской, Омской, Смоленской областей, Якутской АССР, а ведь на их обучение работниками санэпидстанций затрачено большое количество рабочего времени.

Основной причиной указанных недостатков является невнимание к общественности со стороны руководителей санэпидслужбы многих административных территорий Российской Федерации. Нередко главные врачи районных санэпидстанций сетуют на то, что санитарные врачи не имеют времени заниматься с общественными санинспекторами. Главные государственные сани-

тарные врачи административных территорий не требуют с подведомственных санэпидстанций выполнения указаний Минздрава РСФСР и ЦК Общества Красного Креста по подготовке и привлечению общественных санинспекторов к работе по профилактике заболеваний. В ряде случаев руководители санэпидстанций стремятся переложить целиком работу с санинспекторами на комитеты Общества.

Вот здесь-то и нужна совместная работа комитетов Общества и санэпидстанций, необходимо тесное их сотрудничество. Главные государственные санитарные врачи должны изменить отношение к работе с общественностью и требовать этого от всех санитарных врачей и эпидемиологов, видеть в активистах Красного Креста помощников в деле охраны здоровья советских людей.

Для активизации участия общественности в профилактических мероприятиях надо прежде всего организовать квалифицированное обучение санитарных активистов и общественных санинспекторов, используя для этих целей народные университеты и факультеты здоровья санитарно-гигиенического профиля. Подготовленным активистам следует больше доверять, передавать им определенные объекты под самостоятельный текущий санитарный надзор. Широкое использование общественности поможет санэпидслужбе в выполнении ответственных задач, вытекающих из комплексных программ профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.

ЦК Общества Красного Креста РСФСР видит свою задачу в совершенствовании существующих и изыскании новых форм работы с общественностью, в дальнейшем укреплении деловых контактов комитета Общества Красного Креста с санэпидстанциями и медицинскими работниками, в улучшении результативности работы санитарных активистов.

Девизом нашей совместной работы с общественностью должны быть перестройка и ускорение, провозглашенные ЦК КПСС.

Поступила 10.12.8«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.