Научная статья на тему 'РАБОТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С СЕЛЬСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ САНИТАРНЫМИ ИНСПЕКТОРАМИ (По материалам Ленинградской области)'

РАБОТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С СЕЛЬСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ САНИТАРНЫМИ ИНСПЕКТОРАМИ (По материалам Ленинградской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С СЕЛЬСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ САНИТАРНЫМИ ИНСПЕКТОРАМИ (По материалам Ленинградской области)»

УДК 614.3(47-22)

РАБОТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С СЕЛЬСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ САНИТАРНЫМИ ИНСПЕКТОРАМИ

(По материалам Ленинградской области)

Л. С. Фонарев, В. Л. Лившиц, А. К- Кондратов

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и Ленинградская областная санэпидстанция

Охрана здоровья тружеников села — одна из важныхх задач, поставленных Коммунистической партией Советского Союза и Советским правительством перед медицинскими работниками. В ее выполнении большую помощь оказывают общественные санитарные инспектора — верные помощники врачей санэпидстанций, сельских врачей, фельдшеров.

До 1965 г. в районах Ленинградской области основной формой привлечения общественности к участию в санитарном надзоре были общественные санитарные уполномоченные. Но они не получали планомерной подготовки, не имели должного руководства, лечебно-профилактические учреждения и комитеты Общества Красного Креста занимались ими недостаточно. С 1965 г. все районы области начали применять новую форму привлечения актива в помощь санитарно-эпидемиологической службе — подготовку общественных санитарных инспекторов. Была проведена значительная организационно-методическая работа, определены конкретные формы и содержание подготовки общественных инспекторов.

Определенные сельские населенные пункты были закреплены за сотрудниками районных санэпидстанций, где они систематически осуществляли контроль и оказывали помощь сельским инспекторам. Во все районы были разосланы программы занятий и учебные планы подготовки инспекторов, утвержденные Министерством здравоохранения СССР и исполкомом Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Положение об общественном санитарном инспекторе.

Областной санэпидстанцией было издано Методическое письмо об опыте Гатчинской районной станции в области подготовки общественных инспекторов и привлечения их к работе, в селе Рождественно был проведен для врачей, занимающихся подготовкой сельских общественных санитарных инспекторов, семинар по методике преподавания. Особое внимание было обращено на большое значение неразрывности санитарно-гигиенической и противоэпидемической подготовки сельских инспекторов, на обязательное использование местных примеров.

Все мероприятия выполнялись совместно с комитетами Общества Красного Креста, благодаря чему в районах повысилась ответственность за эту важную работу.

В селах области ведется значительное жилищно-бытовое строительство, улучшается их внешний облик, улучшается и санитарное состояние. Специалисты санэпидстанций в процессе обучения и переподготовки сельских инспекторов обращают особое внимание на вопросы благоустройства, гигиены жилых и производственных помещений, личной гигиены, объясняют, что отличное санитарное состояние — это действенная профилактика.

В Ломоносовском, Сланцевском, Бокситогорском и других районах общественные инспектора провели много рейдов, материалы которых обсуждались на совещаниях в исполкомах районных и сельских Советов депутатов трудящихся, на заседаниях комитетов народного контроля.

В целях повышения уровня санитарной грамотности населения перед общественными инспекторами была поставлена задача наряду с санитарно-противоэпидемической работой особое внимание уделять оказанию помощи медицинским работникам в санитарно-просветительной работе с сельским

населением. Большинство сельских инспекторов сочетают систематический профилактический контроль с такой работой. С их помощью в районах было организовано много лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, демонстраций научно-популярных фильмов на санитарно-гигиенические темы.

Повышение уровня санитарной культуры сельского населения в значительной мере облегчило профилактическую и лечебную работу. Целенаправленная деятельность сельских врачей и фельдшеров при активной помощи общественных санитарных инспекторов позволила улучшить показатели охвата населения прививками, профилактическими осмотрами, диспансеризацией, дегельминтизацией. Сельское население стало сознательно относиться к этим мероприятиям, что дало свои результаты. Так, число больных язвенной болезнью, взятых на диспансерный учет, повысилось в сельской местности на 100 больных с 88,4 в 1967 г. до 94 в 1968 г., число осмотренных с целью выявления туберкулеза — соответственно с 65,3 до 68,9, с целью выявления злокачественных новообразований — с 19,2 до 24,5. Резко снизилась заболеваемость сельских жителей всеми формами инфекционных заболеваний — с 565 в 1967 г. до 439 в 1968 г. Снизилась и заболеваемость с временной утратой трудоспособности рабочих совхозов:

Таблица 1

Подготовка и привлечение к работе общественных санитарных инспекторов в районах

области

год

Сельские общественные санитарные инспектора

в том числе подготовлено за отчетный год по утвержденным программам'

из них привлечено к работе

форма работы

постоянный

контроль определенных объектов

участие в единовременных

массовых мероприятиях (подворные обходы, рейды, смотры и т. д.)

число не-привлеченных к работе (в %)

1966

1967

1968

1 513

1 864

2 252

1 060 1 333 1 419

826 1 133 1 202

630 920 1 013

196 213 189

15,4 10,7 9,6

1 Без учета переподготовки.

Таблица 2

Профилактическая работа сельских общественных санитарных инспекторов

с 764,6 в 1967 г. до 725,1 в 1968 г. (на 100 работающих). Заслуживает внимания, что было излечено 98,7% сельских жителей, страдавших аскаридозом, 97,1%—филлоботриозом и 93,3% — гименолепидозом.

Сводные материалы санитарно-эпидемиологических станций и комитетов Общества Красного Креста о работе сельских общественных санитарных инспекторов за 3 года (1966—1968) представлены в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 видно, что число сельских инспекторов ежегодно увеличивается. На местах стали понимать, что общественный инспектор— большая сила, но использовать ее, организовывать работу инспекторов, оказывать им вовремя помощь научились, естественно, не сразу. Этим и объясняется, что в 1966 г. каждый шестой, а в 1968 г. каждый десятый подготов-

Год Подлежащие санитарному надзору объекты (в %), обследованные общественными санитарными инспекторами

всего молочные фермы магазины столовые школы детские сады

1966 1967 1968 3 017 9 092 5 2331 41,2 80,2 87,8 22,8 21,4 41,7 29,4 81,1 84,3 18,9 31,9 36,2 22,2 24,8 34,0

1 Без учета индивидуальных домовладений.

3 Гигиена и санитария № 7

65

ленный общественный санитарный инспектор еще не был привлечен к работе.

Исходя из эпидемиологических показаний, мы поставили перед общественными инспекторами конкретную задачу усилить контроль за соблюдением санитарного режима в магазинах, столовых и особенно в молочных фермах, что дало свои результаты (см. табл. 2), а многие фермы (Ломоносовского, Гатчинского, Лужского, Волховского районов и др.) получили право сдавать продукцию непосредственно в торговую сеть, награждены дипломами Облисполкома. Работники санэпидстанций и общественные инспектора контролировали и другие важные в эпидемиологическом отношении объекты (молокозаводы, магазины, столовые), что способствовало значительному снижению инфекционной заболеваемости, например в 1966—1968 гг. в сельской местности практически не было случаев групповых пищевых отравлений.

Работа сельских общественных санитарных инспекторов имеет свою специфику.

В городах и рабочих поселках за каждым общественным инспектором закреплены объекты одного профиля, в сельской местности общественному инспектору большей частью приходится контролировать все объекты, подлежащие санитарному надзору. Отдаленность сельских населенных пунктов от районных центров несколько осложняет руководство общественными санитарными инспекторами.

В городах организационно-методическое руководство общественными инспекторами осуществляют только санитарно-эпидемиологические станции, в сельской местности оно практически перешло к общественной санитарной инспекции, возглавляемой сельскими медицинскими работниками, к советам санитарных инспекторов, санитарным штабам и др. Естественно, возрастает роль в конкретном повседневном и оперативном руководстве сельскими общественными инспекторами местных медицинских работников, исполкомов сельских и поселковых Советов и их постоянных комиссий здравоохранения. Но общее организационно-методическое руководство остается за санэпидстанциями, координирующими всю эту работу.

Из всего многообразия форм руководства сельскими общественными санитарными инспекторами мы считаем наилучшей общественную санитарную инспекцию.

Однако остается еще ряд нерешенных вопросов. До последнего времени теоретические основы и социально-гигиенические апсекты подготовки и работы общественных санитарных инспекторов разработаны слабо. Недостаточное внимание, по нашему мнению, уделено этому и в программах подготовки как врачей, так и средних медицинских работников. Нет хороших пособой для преподавателей, обучающих общественных инспекторов, да и сами инспектора не имеют сводного инструктивно-методического материала. Слабо обобщается и популяризируется опыт санэпидстанций и комитетов Общества Красного Креста в области подготовки и привлечения к работе общественных инспекторов. Не уделяют должного внимания этому вопросу ни печать, ни радио, ни телевидение.

Следует подумать о поощрении лучших общественных инспекторов, о выделении для этого специального фонда (ценные подарки, туристские путевки, путевки в дома отдыха и санатории, поездки в другие области для обмена опытом работы и т. д.). С некоторым опозданием появился нагрудный знак «Общественный санитарный инспектор». Необходим, по нашему мнению, значок «Лучшему общественному санитарному инспектору».

Программа подготовки сельских общественных инспекторов, как показала практика, слишком громоздка. Следует рассмотреть вопрос о ее сокращении до 8—10 часов при условии обязательной ежегодной переподготовки. В связи с тем что в некоторых районах отмечаются случаи дублирования работы санэпидстанций и комитетов Общества Красного Креста в области подготовки и привлечения общественных инспекторов к работе, необходимо более четко разграничить их функции (см. схему).

СХЕМА

распределения функций между комитетами Общества Красного Креста и санитарно-эпидемиологическими станциями в подготовке и привлечении общественных санитарных инспекторов к участию в санитарном надзоре

Эти вопросы были поставлены делегатами областного слета общественных санитарных инспекторов, состоявшегося в Ленинграде в июне прошлого года, а также на пленуме ЦК Общества Красного Креста РСФСР, но, к сожалению, еще не решены.

3*

67

Подготовка и привлечение сельских общественных санитарных инспекто-торов к осуществлению санитарно-профилактических мероприятий была одобрена Ленинградским обкомом КПСС и облисполкомом.

Согласованная и целенаправленная работа комитетов Общества Красного Креста и санэпидстанций позволит добиться более широкого привлечения общественности в помощь медицинским работникам в выполнении решений XXIII съезда КПСС и Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и развитию медицинской науки в стране».

Поступила 19/ХП 1969 г

УДК 614.3-078(091)(470.12) <1907—1967*

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1907—1967 ГГ.)

Н. А. Кулакова Вологодская областная санэпидстанция

Впервые вопрос об организации санитарного дела в Вологодской губернии был поставлен на V губернском съезде врачей в 1901 г., который постановил возбудить ходатайство об учреждении при губернской управе санитарного бюро и учредить должность санитарных врачей при уездных управах.

В 1902 г. было организовано санитарное отделение при губернской управе, первым заведующим которого был 3. Г. Френкель, ныне старейший академик-гигиенист.

В 1903 г. был учрежден в качестве совещательного органа губернский санитарный совет. При губернской управе в 1903 г. был сформирован постоянный эпидемиологический отряд в составе врача-эпидемиолога и 3 фельдшеров. С 1905 г. в нем работало уже 2 врача-эпидемиолога. Санитарная организация получила заметное развитие в 1909 г. с приглашением санитарно-эпидемиологических врачей в уезды (заведовал санитарным бюро в то время П. Ф. Кудрявцев), но твердо встать на ноги смогла только к 1913 г., после того как ей пришлось с большим трудом в течение 1910—1912 гг. (в эти годы заведовал санитарным бюро Н. В. Фалин) отстаивать право на существование.

В 1914 г. в связи с мировой войной значительная часть санитарных врачей во главе с заведующим санбюро была призвана на военную службу, и санитарная организация прекратила свою деятельность.

В 1907 г. при губернской больнице была организована небольшая бактериологическая лаборатория г. За 6 месяцев 1908 г. в ней было произведено 436 исследований, за 1909 г. — 366 (в том числе 120 на холеру), в каждый последующий год (с 1911 по 1917) число анализов увеличивалось и составляло соответственно: 487, 1482, 3011, 1633, 515, 862 и 800.

До 1917 г. в Вологодской губернии была только одна лаборатория при Вологодской губернской больнице.

Губернский отдел здравоохранения был организован на базе медико-санитарного отдела губисполкома, созданного в декабре 1917 г. Санитарная организация вошла в губздравотдел как санитарно-эпидемический подотдел .

1 Приведенные в статье данные взяты из следующих источников: Вологодский областной архив, ф. 34, оп. 1, № 5, № 18, с. 60—72, № 36, с. 15, № 47, с. 4, № 524, с. 32, № 555, с. 27, ф. 266, № 1, с. 31, 36, № 274, с. 7, 8, № 50, с. 24, № 78, с. 4, 5—46, 49, № 60 (доклад В. В. Лебедева), № 148, с. 18, ф. 2753, ц. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.