Научная статья на тему 'Общественность как субъект содействия уголовно-исполнительным инспекциям'

Общественность как субъект содействия уголовно-исполнительным инспекциям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ASSISTANCE / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / PUBLIC / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / EXECUTION PUNISHMENT / PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьян Иван Георгиевич

В статье рассматриваются теоретические и правовые основы участия общественности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, а также основные направления их совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьян Иван Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public as the subject of assistance in the activities of penal inspections

This article discusses the theoretical and legal foundations of assisting public authorities in the activities of penal inspections, and the main directions of their joint activity.

Текст научной работы на тему «Общественность как субъект содействия уголовно-исполнительным инспекциям»

УДК 343.265

И. Г. Григорьян ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИНСПЕКЦИЯМ

I. G. Grigor'yan

THE PUBLIC ^^ THE SUBJECT OF ASSISTANCE IN THE ACTIVITIES

OF PENAL INSPECTIONS

В статье рассматриваются теоретические и правовые основы участия общественности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, а также основные направления их совместной деятельности.

This article discusses the theoretical and legal foundations of assisting public authorities in the activities of penal inspections, and the main directions of their joint activity.

Ключевые слова: содействие; общественность; уголовно-исполнительная инспекция; исполнение наказаний.

Keywords: assistance; the public; penal inspections; execution punishment.

В настоящее время уголовно-исполнительная политика Российской Федерации направлена на гуманизацию уголовных наказаний, в свете чего все большее применение находят наказания, альтернативные лишению свободы. О необходимости функционирования в России развитых институтов демократии, эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественного контроля за деятельностью государства говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2]. С утверждением Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [3] наметилось развитие системы наказаний, не связанных с лишением свободы. Исправление осужденных, их социальная адаптация, формирование правопослушного поведения требуют целенаправленных усилий не только от учреждений и органов, исполняющих наказания, но и от содействия общественности. С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограничений предполагается привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.

По словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой, общественность -это: «1) Часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. 2) Общественные организации» [1, с. 588]. В научной литературе термин «общественность» обычно употребляется в широком и узком смысле: в широком - когда имеется в виду вообще участие граждан в борьбе с преступностью, независимо от того, идет ли речь об индивидуальном участии граждан или участии их организаций (объединений), в узком - когда имеется в виду

© Григорьян И. Г., 2015.

только участие организаций (объединений) общественности. Понятие общественного объединения раскрывается в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ). В соответствии со ст. 5 указанного закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -общественные объединения [6]. К общественным объединениям мы также относим религиозные организации и реабилитационные центры, оказывающие содействие уголовно-исполнительным инспекциям.

Приказом ФСИН России от 01.10.2013 № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» [5] в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [4] утверждено Положение об общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Основной целью Совета является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (далее - УИС), защите прав и законных интересов работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. В соответствии с постановления Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» [7] в своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций (далее - организации), в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями. Территориальные органы ФСИН России взаимодействуют с общественными органами и организациями посредством заключения соглашений о сотрудничестве. Привлекаются представители религиозных конфессий, казачьих войск, реабилитационных центров, народных добровольческих дружин и иных объединений граждан. Предметом указанного сотрудничества является предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в У ИИ.

Основными направлениями указанного сотрудничества являются:

- содействие по предупреждению и пресечению правонарушений;

- организация и проведение воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- пропаганда правовых и духовных знаний, формирование у населения уважительного отношения к закону (пропаганда в СМИ, информационные стенды и др.);

- обмен информацией, необходимой для реализации указанного сотрудничества;

- оказание содействия при проведении мероприятий по противодействию злоупотребления наркотическими средствами лицами, состоящими на учете в УИИ;

- ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных без изоляции от общества;

- совместная работа с алко- и наркозависимыми подучетными

УИИ;

- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлению и нарушению общественного порядка, внесению предложений по их устранению;

- совместное участие в разработке законодательных актов субъекта Российской Федерации по предмету настоящих соглашений;

- разработка и внедрение в практику новых форм и методов работы по предупреждению правонарушений;

- оказание содействия в трудоустройстве лиц, состоящих на учете в УИИ;

- участие в совещаниях, конференциях и иных организационных мероприятиях по вопросам профилактики правонарушений.

Однако практика реализации сотрудничества по данным направлениям зачастую носит формальный характер. Видится необходимым привлечение широких кругов общественности к проблеме исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Это возможно посредством более детального освещения в средствах массовой информации о работе общественного совета при ФСИН России, о совместных мероприятиях по предупреждению и профилактике повторной преступности. Также целесообразно привлечение к работе с подучетными УИИ благотворительных организаций, в частности, к лицам, находящимся в социально-бедственном положении (лицам, без определенного места жительства, одиноким людям престарелого возраста и др.).

Таким образом, правовое регулирование взаимодействия общественности и УИИ как на законодательном уровне, так и в практической деятельности должно быть направлено на активизацию и рост участия граждан в деятельности по исполнению наказаний без изоляции от общества. Для привлечения граждан с активной гражданской позицией видится необходимой максимальная открытость деятельности УИС для общественности, что возможно достичь освещением через средства

массовой информации, проведением совместных организационных мероприятий, разработке стратегии по реализации основных задач, указанных в Концепции развития УИС РФ до 2020 года с привлечением общественности.

Литература

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

4. О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 (ред. от 23.05.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 32. - Ст. 3539.

5. О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава: приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 // Бюллетень Минюста РФ. - 2014. -№ 2.

6. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1995. - 25 мая.

7. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012) // Российская газета. - 1997. -25 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.