УДК 343.847
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.027-032
ВЯЧЕСЛАВ ЕФИМОВИЧ ЮЖАНИН,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
профессор кафедры уголовного права и процесса, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, профессор кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ ГРИГОРЯН, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
О ПОНЯТИИ СОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Для цитирования
Южанин, В. Е. О понятии содействия государственных органов и общественности в работе уголовно-исполнительных инспекций / В. Е. Южанин, И. Г. Григорян // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 1. - С. 27-32. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.027-032.
Аннотация. В статье разъясняется понятие содействия, оказываемого уголовно-исполнительным инспекциям Федеральной службы исполнения наказаний, со стороны государственных органов и общественности. В литературе содействие обычно рассматривается как форма взаимодействия или в виде оказания помощи основному субъекту деятельности. Содействие правоохранительных органов уголовно-исполнительным инспекциям происходит в виде взаимодействия, так как они решают единую задачу - борются с преступностью. Однако в некоторых случаях содействие правоохранительных органов уголовно-исполнительным инспекциям может осуществляться в форме оказания им помощи в решении задач, стоящих перед последними. Это будет взаимопомощь, так как она выгодна обоим субъектам. Другие государственные органы и органы местного самоуправления, не входящие в систему правоохранительных органов, оказывают одностороннее содействие уголовно-исполнительным инспекциям в виде помощи. Однако в некоторых случаях такое содействие может обладать признаками взаимопомощи (например, при определении органами местного самоуправления объектов обязательных работ). Субъектом содействия уголовно-исполнительным инспекциям
© Южанин В. Е., Григорян И. Г, 2019
(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
является общественность, которую представляют внешние по отношению к уголовно-исполнительным инспекциям общности людей в виде физических лиц, общественных объединений, коммерческих организаций. Указанные общественные субъекты оказывают содействие только в форме содействия-помощи (оказание социально-правовой помощи в контроле за поведением осужденных, соблюдении их прав, в трудоустройстве). Их содействие в форме взаимодействия исключается, так как они не связаны с выполнением единых задач в области борьбы с преступностью. В настоящее время содействие общественности в деятельности уголовно-исполнительным инспекциям не урегулировано нормами права, в статье предлагается восполнить этот правовой пробел.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, правоохранительные органы, государственные органы, органы местного самоуправления, содействие, взаимодействие, оказание помощи, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусматривает оказание содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а иные нормы - государственных органов (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ и др.). Определенный в ст. 8 УИК РФ принцип демократизма предполагает участие в исправлении осужденных различных государственных и общественных институтов. В связи с этим особую актуальность представляет использование названных институтов в оказании содействия уголовно-исполнительным инспекциям (УИИ).
При исследовании данного вопроса нас прежде всего интересует само понятие этого содействия, не получившего до сих пор определения в научной литературе, от которого может зависеть определение принципов, форм и способов содействия названных органов и организаций.
В Толковом словаре русского языка термин «содействие» обозначен как «помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности» [2, с. 907]. Однако некоторые современные авторы считают содействие формой взаимодействия, способствующей взаимному сохранению, развитию и функционированию двух и более сторон.
Таким образом, содействие рассматривается как самостоятельная форма совместной деятельности, связанная с оказанием помощи основному субъекту деятельности, либо как форма взаимодействия, когда оба субъекта выступают на равных основаниях. Рассмотрим эти две формы содействия применительно к деятельности УИИ.
Анализ научной литературы, затрагивающей проблемы взаимодействия, позволяет сделать вывод о том, что большинство авторов понимают взаимодействие как совместную деятельность субъектов, направленную на достижение общих задач и целей. Типично в таком плане высказывается о взаимодействии А. Г. Упоров, определяя его как объективно необходимую, основанную на законе деятельность субъектов по достижению общих целей, выполнению стоящих перед взаимодействующими сторонами задач [6, с. 29]. Данное определение, по нашему мнению, соответствует такому виду содействия, как кооперация.
Содействие в форме взаимодействия может осуществляться между государственными органами, совместно участвующими в решении задач борьбы с преступностью. К таким органам относятся правоохранительные органы, в структуру которых входят
УИИ. Они, как и иные правоохранительные органы, должны охранять законность, правопорядок, защищать права и свободы граждан, что предопределяет их отнесение к системе этих органов. Перед ними стоит общая задача сдерживать преступность и иные правонарушения путем их предупреждения и пресечения. Так, в соответствии со ст. 1 УИК РФ одной из важнейших задач является предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» указывает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам. Например, участковому инспектору полиции указана конкретная сфера деятельности по выполнению задач, стоящих перед УИИ.
Когда содействие происходит в форме взаимодействия, необходимо различать содействие и сотрудничество. Термины «содействие» и «сотрудничество» похожи по смыслу, однако «содействие» шире и не ограничено рамками сотрудничества. Дело в том, что сотрудничество - это совместная деятельность различных государственных субъектов в процессе исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества, оформленное документально. Содействие и сотрудничество в узком смысле понимаются как виды привлечения субъектов к решению задач в борьбе с преступностью [5, с. 5].
Рассмотрим содействие как самостоятельную форму совместной деятельности, связанную с оказанием помощи основному субъекту. В. Ю. Панченко относит к признакам содействия направленность деятельности одного субъекта на поддержку другого. При этом как поддержка может быть обоюдовыгодной, так и получение пользы может быть односторонним при условии отсутствия вреда содействующему субъекту [4, с. 10].
Считаем, что содействие УИИ со стороны правоохранительных органов в смысле оказания им помощи является взаимопомощью, заключающейся в получении взаимной выгоды при решении общегосударственных задач. В свою очередь, оказание содействия со стороны общественности имеет скорее односторонний характер, то есть помощь в работе УИИ не является выполнением совместной задачи субъекта общественного содействия и инспекции и не носит характер взаимопомощи.
Другие государственные органы, а также органы местного самоуправления, не входящие в систему правоохранительных органов, оказывают одностороннее содействие УИИ по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и исправлению осужденных. Например, органы местного самоуправления определяют виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, оказывая таким образом помощь УИИ.
Совместная деятельность государственных органов с УИИ возможна в двух формах: в виде взаимодействия и содействия - помощи. Взаимодействие реализуется, когда совместная деятельность УИИ с представителями правоохранительных органов направлена на решение общей задачи - борьбу с преступностью и предупреждение правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Содействие возможно при реализации УИИ своих задач, связанных с исполнением наказаний. В последнем случае содействие реализуется со стороны иных государственных органов, а также органов местного самоуправления. Иначе говоря, содействие государственных органов и организаций УИИ возможно в форме «содействие - взаимодействие», «содействие - помощь в исполнении задач УИИ».
Выделим основные направления содействия государственных органов УИИ:
- проверка по ведомственным базам данных государственных органов на предмет привлечения осужденных к административной и уголовной ответственности, наличия (отсутствия) исковой задолженности по приговору;
- направление в УИИ характеризующей и иной информации на осужденного, в том числе о нарушениях порядка и условий отбывания наказания;
- проверка по месту жительства, работы, учебы осужденного.
Содействие УИИ в проведении воспитательной работы с осужденными оказывается в направлениях индивидуальных воспитательно-профилактических бесед, групповых воспитательно-профилактических мероприятий.
Социальная помощь лицам, стоящим на учете в УИИ, предполагает оказание содействия в трудоустройстве, восстановлении документов, социально-психологическом сопровождении и др.
Таким образом, оказание содействия государственных органов в работе УИИ - это деятельность лиц, являющихся сотрудниками государственных органов, осуществляемая в пределах установленных государством должностных обязанностей, направленная на совместное решение задач борьбы с преступностью и оказание помощи УИИ в сфере исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества.
Помимо государственных органов субъектом содействия УИС является общественность. Принято считать, что понятие «общественность» производно от понятия «общество». В соответствии с Новым словарем русского языка Т. Ф. Ефремовой общественность - это часть общества, принимающая активное участие в его жизни [1, с. 590].
Мы согласны с позицией А. А. Павлова, заключающейся в том, что общественностью является внешняя по отношению к уголовно-исполнительной системе общность людей (физические лица, организации, объединения), как независимая от государства, так и частично зависимая от него, но не имеющая властных полномочий в отношении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России [3, с. 57].
Нормами УИК РФ установлены правовые основы, которые закрепляют гарантии содействия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ среди основных средств исправления осужденных указано общественное воздействие. Эта норма послужила основой для закрепления в последующих статьях УИК РФ возможности оказания содействия общественности в работе указанных подразделений. Необходимо отметить, что отдельные инициативные граждане, не являющиеся членами общественных объединений, оказывающие содействие УИИ, те же представители общественности. На наш взгляд, очевидна необходимость законодательного закрепления содействия отдельных граждан в работе УИИ и указанного содействия.
Учитывая изложенное, мы приходим к выводу о том, что оказание содействия общественности в работе УИИ - это деятельность на добровольных началах, осуществляемая как общественными объединениями, так и отдельными лицами, направленная на оказание помощи УИИ в достижении установленных уголовно-исполнительным законодательством целей и задач в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества.
Что касается форм содействия общественности, то они частично совпадают с формами содействия государственных органов. Например, совместная с сотрудниками УИИ проверка по месту жительства (работы) или учебы подопечных. Формы воспитательной работы также схожи, однако трудовое воспитание могут реализовать только предста-
вители администрации предприятий, на которых работают осужденные. Сдедует отметить такие формы содействия, как участие в обеспечении свободы совести, оказание правовой и социальной помощи осужденным.
Основными формами содействия общественности являются: участие в контроле за соблюдением осужденными общественного порядка, за исполнением возложенных судом обязанностей и установленных ограничений (совместные проверки по месту жительства, работы или учебы с представителями общественных объединений правоохранительной направленности); участие в проведении воспитательной работы с осужденными (нравственного воспитания в форме проведения индивидуальных бесед с участием родственников, друзей, представителей духовенства и иных лиц, авторитетных для осужденных); трудовое воспитание в форме контроля за соблюдением трудовой дисциплины со стороны администрации предприятий и трудовых коллективов, где работают осужденные; оказание социально-правовой, медицинской и иной помощи осужденным со стороны общественных объединений социальной и медико-реабилитационной направленности; контроль за соблюдением прав человека при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества (в форме проверок со стороны общественной наблюдательной комиссии) и пр.
На основании изложенного выделим основные направления содействия общественности в работе УИИ:
- социальная адаптация осужденных (оказание социально-правовой помощи, участие в воспитательной работе с осужденными);
- контроль за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания наказания и мер уголовно-правового характера (проведение совместных и индивидуальных мероприятий);
- контроль за соблюдением прав человека при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера со стороны общественных субъектов.
Текущее реформирование УИС, неэффективная или малоэффективная работа различных субъектов общественности не позволили законодателю более детально регламентировать вопросы содействия общественности в работе УИИ, определить основные субъекты содействия, закрепить формы и методы их деятельности. Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» уделено преимущественное внимание содействию в работе учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Между тем УИИ остались в стороне.
Общественное содействие УИИ нуждается в дополнительной законодательной регламентации и закреплении в межведомственных нормативных актах на федеральном и региональном уровнях, при этом очевидна необходимость исследования аспектов содействия на общетеоретическом и прикладном уровнях, изучения исторического и зарубежного опыта.
Библиографический список
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000. 1209 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. 944 с.
3. Павлов А. А. Участие общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе : дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2009. 222 с.
4. Панченко В. Ю. Правоприменение и юридическое содействие реализации прав и законных интересов // Вестник Омского университета. 2014. № 3(40). С. 9-12.
5. Сыпачев А. Ю., Бражников Д. А., Алгазин И. И. Правовые, организационные и тактические основы гласного содействия подразделениям органов внутренних дел. Тюмень, 2012. 68 с.
6. Упоров А. Г Особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3(20). С. 24-32.