УДК 343.847 ББК 67.409.021 Д14
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ДАЗМАРОВА,
старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического факультета (Академия ФСИН России) Е-тай: [email protected].
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Реферат: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) с органами местного самоуправления при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Для более детального и глубокого исследования в статье даны такие понятия, как «социальный институт», «институт взаимодействия», «процесс взаимодействия», «направления взаимодействия», «организация». Взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления по вопросу укрепления законности реализуется с учетом возложенных на них функций и полномочий соответствующих должностных лиц. Отмечается, что многофункциональная деятельность УИИ, а также органов местного самоуправления во многом совпадает по целям и задачам. Более того, наличие достаточного количества точек соприкосновения этих органов создает благоприятную базу для успешного их взаимодействия по осуществлению правозащитной деятельности. Объединение усилий уголовно-исполнительных инспекций с органами местного самоуправления в процессе их взаимодействия, концентрированное и эффективное использование их информационного, организационного, правового, интеллектуального и иного потенциала играет немаловажную роль в деле укрепления законности. В статье отражены основные направления взаимодействия органов местного самоуправления с УИИ: в рамках координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; по вопросам правотворчества, а также в процессе профилактики правонарушений; проанализирован процесс взаимодействия УИИ и органов местного самоуправления при исполнении такого вида наказания, как обязательные работы, обоснованы положительные результаты этого взаимодействия.
Ключевые слова: взаимодействие, организация взаимодействия, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительная инспекция, органы местного самоуправления, наказания, не связанные с изоляцией от общества, обязательные работы, исправительные работы, эффективность применения наказания, профилактика рецидива.
Институт взаимодействия подпадает под категорию «социальный институт», представляющий собой совокупность не только лиц, организаций и учреждений, но и материальных средств, обосновывающих определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных стандартов поведения.
Институт взаимодействия как один из социальных институтов внешне есть совокупность лиц, а содержательно - совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих правозащитную функцию государства. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы органов власти (роль прокурора, судьи, депутата и т. д.).
Правовой основой деятельности УИИ являются УИК РФ, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Они исполняют наказания в виде обязательных и исправительных
работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления по вопросу укрепления законности реализуется с учетом возложенных на них функций и полномочий соответствующих должностных лиц и направлено на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности. В свою очередь, органы местного самоуправления, обеспечивая на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимая меры по предупреждению преступлений и правонарушений, самостоятельно решают вопросы местного значения в пределах своей компетенции. Следовательно, многофункциональная деятельность УИИ, органов местного самоуправления во многом совпадает по целям и задачам. Более того, наличие достаточного количества точек соприкосновения вышеуказанных органов создает благоприятную
базу для успешного их взаимодействия по осуществлению правозащитной деятельности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что у органов местного самоуправления и уголовно-исполнительных инспекций просматривается общий вектор взаимодействия - это укрепление законности в стране, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Проблема взаимодействия УИИ с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с институтами гражданского общества при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, явилась предметом самостоятельных научных исследований таких авторов, как О. Н. Уваров [1, с. 36-39], Д. Н. Костарев [2, с. 47-49], Я. С. Васильева [3, с. 91-98], А. Д. Денисов [4, с. 48-50], В. Шидловский [5, с. 16-19].
Объединение усилий УИИ и органов местного самоуправления в процессе их взаимодействия, концентрированное и эффективное использование их информационного, организационного, правового, интеллектуального и иного потенциала играет немаловажную роль в деле укрепления законности в стране.
Основными направлениями взаимодействия указанных органов являются:
1) взаимодействие в рамках согласованной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
2) взаимодействие по вопросам правотворчества;
3) взаимодействие в процессе профилактики правонарушений;
4) процессуальное взаимодействие в судопроизводстве.
Взаимодействие названных органов также осуществляется в процессе:
- совместного участия в совещаниях, собраниях, коллегиях и других форумах;
- совместного участия в предупредительных мероприятиях (повышение правовой культуры населения, пропаганда правовых знаний с привлечением СМИ);
- проведения совместной учебы работников уголовно-исполнительных инспекций и органов местного самоуправления (лекции, семинары, круглые столы, деловые игры).
Уголовно-правовая политика на современном этапе последовательно развивается по пути более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
В числе приоритетных задач ФСИН России в рамках реализации Концепции развития Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года - расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы (разд. II Концепции).
По официальным данным ФСИН России, по состоянию на второй квартал 2014 г. в УИС функционирует 2489 УИИ, в которых состоит на учете 428,3 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы [6].
Хотелось бы остановиться на исполнении такого вида наказания, как обязательные работы.
Территориальные органы УИС по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо органами местного самоуправления городских округов определяют границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых устанавливаются режимные требования.
Таким образом, УИИ согласовывают с органами местного самоуправления объекты для отбывания обязательных работ осужденными.
Введение в действие наказания в виде обязательных работ сопряжено с преодолением многих трудностей. На международных семинарах по данной проблеме отмечалось, что мировой опыт применения альтернативных наказаний свидетельствует о проблемах, с которыми приходится сталкиваться на практике. Судьи в ряде случаев не применяют обязательные работы, поскольку не уверены в наличии возможности реализации такого наказания в полном объеме. Общественность часто не знает о его преимуществах, так как отсутствует должная пропаганда эффективности этого наказания.
Карательное содержание действия этого вида наказания выражается в следующих основных лишениях и ограничениях, претерпеваемых осужденным в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; непрерывность исполнения наказания даже во время очередного отпуска по основному месту работы; безвозмездность труда; его неквалифицированный характер, а также психологический дискомфорт, связанный с судимостью.
Вместе с тем осужденный не только не лишается свободы, но она даже не ограничивается. Наказание не содержит набора чрезмерно жестких карательных элементов, исполняется в течение относительно короткого промежутка времени, позволяет осужденному сохранить основную работу или продолжить учебу.
Для благоприятного психологического восприятия данного наказания необходимо четкое установление взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления и организациями, в которых осужденные отбывают обязательные работы, поскольку их эффективность как раз и определит в итоге возможность массового использования обязательных работ в качестве альтернативы лишению
свободы. При этом следует подчеркнуть, что определение объектов труда (создание рабочих мест) и организация работы осужденных являются одними из основных вопросов, решение которых позволит эффективно применять наказание в виде обязательных работ.
Перечень объектов, на которых возможно исполнение данного вида наказания, определяется администрациями органов местного самоуправления с учетом общественных потребностей конкретного муниципального образования (муниципальный район, городской округ) в озеленении и благоустройстве территории, ремонтных работах, в сфере коммунального хозяйства и др.
В настоящее время роль уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, возрастает, а основной целью их применения является сокращение численности осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях.
Если целью обязательных работ является исправление осужденного без изоляции от общества, то инструмент исправления данного лица есть труд. Осуществляя трудовую деятельность, лицо, осужденное к обязательным работам, осознает
свой социальный статус и соответственно чувствует себя неотъемлемой частью общества.
В свою очередь, государство с экономической точки зрения не затрачивает на содержание осужденного материальные средства, поскольку лицо, отбывающее обязательные работы, содержится за свой счет.
Сущность обязательных работ заключается в использовании бесплатного рабочего труда. Как показывает практика, лица, осужденные к обязательным работам, выполняют функции далеко не престижных работ.
Таким образом, УИИ, обеспечивая исполнение наказания в виде обязательных работ, в процессе взаимодействия с органами местного самоуправления выполняют задачи государственного масштаба по борьбе с преступностью, осуществляют функции профилактики рецидива в масштабе муниципального образования, а также косвенно задействованы в процессе социализации и ресоциализации осужденных за счет применения труда, а органы местного самоуправления, сотрудничая с УИИ, получают рабочую силу в виде лиц, осужденных к обязательным работам, на рабочие места с низким уровнем престижности и заработной платы.
Список литературы
1. Уваров О. Н. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с институтами гражданского общества при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 5. С. 36-39.
2. Костарев Д. Н. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел по вопросу профилактики повторных преступлений среди осужденных без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 5. С. 47-49.
3. Васильева Я. С. Социальные и психологические факторы ресоциализации условно осужденных // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 91-98.
4. Денисов А. Д. О необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы ресоциализации осужденных // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 48-50.
5. Шидловский В. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций Краснодарского края с органами местного самоуправления при исполнении наказаний в виде исправительных и обязательных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 7. С. 16-19.
6. http://pda. fsin.rf (дата обращения: 07.10.2014 г.).
TATIANA NIKOLAEVNA DAZMAROVA,
senior lecturer, department of administrative and financial law, faculty of law
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
ORGANIZATION OF INTERACTION PENAL INSPECTIONS WITH THE LOCAL AUTHORITIES AT THE PRESENT STAGE
Annotation: this article describes the problems of interaction between penal inspections and local authorities in the execution of sentences, not connected with isolation from society. For a more detailed and in-depth research such concepts as «social institution», «Institute of Interaction», «process of interaction», «areas of interaction», «organization» and others are given in the article. The interaction between penal inspections and local authorities on consolidation of legality is implemented considering their functions and powers of the officials. Noted that the multi-
purpose activity of penal inspections and local government is much the same on the goals and objectives. Combining the efforts of penal inspections and local authorities in their interaction, concentrated and effective use of their information, organizational, legal, intellectual capacities plays an important role in consolidation of legality. The main directions of local governments and penal inspections interaction are reflected: interaction within the coordination of law enforcement agencies against crime, cooperation on lawmaking, as well as cooperation on the of crime prevention. In conclusion the interaction and the positive results in the execution of such punishment as obligatory work is analyzed.
Key words: interaction, the correctional system, penal inspection, local authorities, the punishment not related to isolation from society, obligatory work, the effectiveness of punishment, prevention of relapse.
References
1. Uvarov O. N. Vzaimodej stvie ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij s institutami grazhdanskogo obshhestva pri ispolnenii nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej ot obshhestva [Interaction penal inspections with civil society in the enforcement of sentences, not related to isolation from society]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj siste-my - Sheets of the penal system, 2014, no. 5, pp. 36-39.
2. Kostarev D. N. Vzaimodej stvie ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij s organami vnutrennih del po voprosu profilaktiki povtornyh prestuplenij sredi osuzhdennyh bez izoljacii ot obshhestva [Interaction penal inspections with the police on the prevention of re-offending among prisoners without isolation from society]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of the penal system, 2014, no. 5, pp. 47-49.
3. Vasilyeva Y. S. Social'nye i psihologicheskie faktory resocializacii uslovno osuzhdennyh [Social and psychological factors resocialization probation]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2011, no. 1, pp. 91-98.
4. Denisov A. D. O neobhodimosti sovershenstvovanija zakonodatel'stva, reglamentirujushhego voprosy re-socializacii osuzhdennyh [On the need to improve legislation on the resocialization of convicts]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, pp. 48-50.
5. Shidlovskii V. Vzaimodejstvie ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij Krasnodarskogo kraja s organami mest-nogo samoupravlenija pri ispolnenii nakazanij v vide ispravitel'nyh i objazatel'nyh rabot [Interaction penal inspections of Krasnodar Region with local authorities in the execution of sentences of correctional and compulsory work]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of the penal system, 2009. no. 7, pp. 16-19.
6. http: // pda. fsin.rf.