Научная статья на тему 'Организация сотрудничества уголовно-исполнительной системы и религиозных объединений при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества'

Организация сотрудничества уголовно-исполнительной системы и религиозных объединений при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENAL SYSTEM / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / PENAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Александр Вадимович

в статье исследуется возможность и целесообразность сотрудничества уголовно-исполнительных инспекций с религиозными объединениями, организационно-правовые аспекты и формы такого сотрудничества в целях исправления осужденных и профилактики нарушений законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведев Александр Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PARTNERSHIP OF PENAL SYSTEM WITH RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN ORDER TO INCREASE THE OPPORTUNITIES AVAILABLE TO ALTERNATIVES TO CUSTODY

the article deals with the establishment effective liaison between penal inspections and religious associations in the community in order to increase the opportunities available to non-prison sentences; organizational, legal aspects and forms of partnership to provide people with opportunities to change and develop

Текст научной работы на тему «Организация сотрудничества уголовно-исполнительной системы и религиозных объединений при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества»

УДК 343.847 ББК 67.409.11

М42 A.V. MEDVEDEV

DEVELOPING PARTNERSHIP OF PENAL SYSTEM WITH RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN ORDER TO INCREASE THE OPPORTUNITIES AVAILABLE TO ALTERNATIVES TO CUSTODY

Annotation: the article deals with the establishment effective liaison between penal inspections and religious associations in the community in order to increase the opportunities available to non-prison sentences; organizational, legal aspects and forms of partnership to provide people with opportunities to change and develop. Key words: penal system, religious associations, penal inspection.

АЛЕКСАНДР ВАДИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ, старший преподаватель цикла общеправовых и социальных дисциплин (Учебный центр УФСИН России по Республике Марий Эл).

E-mail: Alexandr.yola@mail.ni

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Аннотация', в статье исследуется возможность и целесообразность сотрудничества уголовно-исполнительных инспекций с религиозными объединениями, организационно-правовые аспекты и формы такого сотрудничества в целях исправления осужденных и профилактики нарушений законодательства Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные объединения, уголовно-исполнительная инспекция.

В настоящее время слабо изучены вопросы организации и осуществления сотрудничества уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями при исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества. Основной акцент действующего законодательства и научных исследований делается на обеспечение свободы вероисповедания в местах изоляции от общества. Вместе с тем актуальность исследуемого вопроса обусловлена значительным числом осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества (37 % от всего количества осужденных в России). При этом в условиях реформирования ФСИН России количество осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, будет расти1. Сотрудничество УИС с религиозными объединениями при исполнении данных наказаний сводится к следующим основным формам.

1. Орган местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией определяет объект; на который трудоустраивается осужденный к уголовному наказанию в виде обязательных или исправительных работ (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ). Таким объек-

том может быть место богослужения (например, храм, мечеть) или объект иного религиозного характера (кладбище).

2. Оказание религиозными организациями помощи в получении образования2, просветительская работа, участие в культурно-просветительских программах и мероприятиях (по желанию осужденного)3.

Вполне очевидно, что предусмотренное ст. 14 УИК РФ обеспечение конституционного права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы осужденные к уголовным наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, способны реализовать самостоятельно.

В практической деятельности уголовно-исполнительных инспекций исключительно редко применяется такая форма сотрудничества с религиозными организациями, как участие в воспитательной работе с осужденными. При решении многих вопросов, связанных с воспитательным процессом, социальной реабилитацией, большую помощь могут оказать религиозные организации. Для содействия в воспита -тельной работе необходимо налаживать действенное сотрудничество с религиозными кон-

фессиями4. При этом ставятся следующие цели:

1. Устранение религиозной безграмотности и недопущение пагубного влияния деструктивных религиозных объединений.

2. Повышение морально-нравственного и духовного уровня.

3. Исправление осужденных.

4. Предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений.

Необходимость совместной деятельности УИС и религиозных организаций, зарегистрированных на территории России в установленном порядке, в области воспитания осужденного обусловлена следующим: духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, прежде всего благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии - ее способности утешить, быть моральным стимулом раскаяния5. Профилактика преступности возможна в первую очередь через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей6.

Возможность привлечения иных религиозных объединений, не имеющих государственнойре-гистрации, к воспитательной работе с осужденными допускается дифференцированно - при исполнении уголовных наказаний в виде ограничения свободы (ст. 47 УИК РФ). В данном случае представители этих религиозных объединений имеют статус «представители общественности».

Воспитательная работа, как справедливо отмечает Г. А. Стеничкин, рассматривается как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовномуразвитию осужденных, правопослушному поведению и социальной адаптации7. Уголовно-исполнительным законодательством вменено в обязанности уголовно-исполнительных инспекций проведение воспитательной работы с осужденными: к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 33 УИК РФ) к исправительным работам (ч. 3 ст. 39), ограничению свободы (ч. 6 ст. 47 УИК РФ); в отношении осужденных к обязательным работам (ч. 3 ст. 25 УИК РФ), условно осужденных (ч. 1 ст. 187) и осужденных с отсрочкой отбывания наказания (ч. 8 ст. 177) осуществляется контроль за поведением, проводятся беседы профилактического ха-рактера8. Кроме того, в полномочия уголов-

но-исполнительных инспекций вменяется: предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете, а также выявление причин и условий, способствующих совершению повторных правонарушений, и принятие мер к их устранению9. При проведении воспитательной и профилактической работы уголовно-исполнительные инспекции, как отмечала Н. Бельгарова, активно сотрудничают лишь с теми организациями и учреждениями, которые напрямую связаны с осуществлением возложенных на осужденных обязанностей. Вместе с тем, по нашему мнению, расширение круга лиц поможет наиболее активному достижению целей наказания10. В профилактическую и воспитательную деятельность желательно включить представителей религиозных объединений, при этом необходимо учитывать требования законодательства, регламентирующего свободу вероисповедания. Так, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии; не может принуждаться при определении своего отношения к религии, участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, к деятельности религиозных объединений, религиозному обучению; должностные лица органов государственной власти не вправе использовать свое служебное положение для формирования отношения к религии11. Таким образом, участие в богослужениях и выражение своего отношения к религии является для осужденных добровольным. Принуждение в данном случае незаконно. Место проведения профилактических бесед четко и последовательно в действующем законодательстве не определяется. Специализированными статьями УИК РФ предусмотрена обязанность явки по вызову именно в УИИ для осужденных к исправительным работам (ч. 1 ст. 40), условно осужденных (ч. 4 ст. 188), осужденных к ограничению свободы (ч. 2 ст. 50). В отношении данных категорий граждан, а также осужденных к обязательным работам предусмотрена ответственность за неявку в УИИ12. Место явки для проведения профилактических бесед и воспита -тельных мероприятий с иными лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, избирается, согласно трактовке закона, на усмотрение заинтересованной стороны. Это вполне может быть храм, мечеть или иное сооружение религиозного характера, куда на основании ч. 5 ст. 11 УИК РФ осужденный обязан явиться.

На основании изложенного предлагаем следующее.

1. В отечественной пенитенциарной системе накоплен богатейший опыт воспитательной и профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы. Есть чем поделиться с теми подразделениями УИС, которые исполняют уголовные наказания без изоляции от общества. Необходимо перенимать положительный опыт и применять его на практике.

2. Уголовно-исполнительным инспекциям нужно дать некоторую свободу в области воспитательного воздействия на подучетных, не останавливаясь на формальных беседах в служебном кабинете инспекции. Для этого рекомендуется часть работы по исправлению переложить на общество, например принять помощь религиозных организаций.

3. К организации сотрудничества уголовноисполнительных инспекций с религиозными объединениями надо подходить ответственно. Основная нагрузка должна быть возложена на руководителейинспекций. В данном случае все зависит от того, насколько точно они спланируют и продумают комплекс воспитательных мероприятий с подучетными лицами, а также насколько успешно духовные лица религиозных конфессий будут принимать участие в общем деле по исправлению осужденных. Предназначение священнослужителя - формирование у осужденных таких душевных качеств, которые должны помочь им поступать в повседневной жизни в соответствии с установленными в стране нормами морали13.

4. Привлекая представителей религиозных объединений к процессу духовно-нравственного воспитания осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества, необходимо исходить из того, что эта деятельность должна дополнять систему воспитания, осуществляемую подразделениями УИС, руководствоваться принципами индивидуального подхода и уважения различных религиозных убеждений. Г лав-ная задача сотрудниковуголовно-исполнительных

инспекций - умело отбирать и использовать в работе все конструктивное, что могло бы принести пользу делу для исправления правонарушителя14.

1 См.: Проект Концепции развития УИС в Российской Федерации до 2020 года; О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: выступление Президента России на заседании Президиума Государственно го совета (Вологда, 11 февр. 2009 г.).

2 См.: О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Ст. 5, 19.

3 См.: Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями ФСИН России от 26 марта 2007 г. № 10/ 15/1-77.

4 См.: Материалы научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сент. 2009 г.).

5 См.: Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями ФСИН России от 26 марта 2007 г. № 10/ 15/1-77.

6 См.: Основы социальной концепции Русской православной церкви. ЦКЪ: http://www.mospat.ru/text/e_conseption/ idZ4050.html.

7 См.: Стеничкин Г.А. Теоретические вопросы для профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Рос. юстиция. 2009. № 4.

8 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142. Ст. 117, 134, 135.

9 См.: Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729. П. «в». Ст. 4; П. «к». Ст. 7.

10 См.: Бельгарова Н. Роль уголовно-исполнительных инспекций в исправлении условно осужденных // УИС: право, экономика, управление. 2007. № 2.

11 См.: О свободе совести и религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Ч. 5. Ст. 3; Ч. 4. Ст. 4.

12 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142. Ст. 55.

13 Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с РПЦ: аналит. обзор. М., 2007. С. 27.

14 См.: Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями ФСИН России от 26 марта 2007 г. № 10/15/1-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.