Научная статья на тему 'Отдельные аспекты подготовки кадров для учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденного от общества, в рамках реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской федерации до 2020 года'

Отдельные аспекты подготовки кадров для учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденного от общества, в рамках реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА / PRISON SYSTEM / PENAL INSPECTION / PROFESSIONAL TRAINING / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистяков Алексей Алексеевич, Паршков Александр Владимирович

в статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для работы в уголовноисполнительных инспекциях, основной акцент делается на практической составляющей процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чистяков Алексей Алексеевич, Паршков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRAINING STAFF FOR THE AGENCIES ADMINISTERING PUNISHMENTS NOT INVOLVING ISOLATION OF CONVICTED CRIMINALS FROM SOCIETY, IN THE LIGHT OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020

the issues covered in the article concern training specialists for penal inspections. The main emphasis is placed on practical component of the process.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты подготовки кадров для учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденного от общества, в рамках реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской федерации до 2020 года»

УДК 343.83 ББК 67.409.022 Ч-68

A.A CHISTYAKOV, A.V. PARSHKOV

SOME ASPECTS OF TRAINING STAFF FOR THE AGENCIES ADMINISTERING PUNISHMENTS NOT INVOLVING ISOLATION OF CONVICTED CRIMINALS FROM SOCIETY, IN THE LIGHT OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020

Abstract: the issues covered in the article concern training specialists for penal inspections. The main emphasis is

placed on practical component of the process.

Keywords: prison system, penal inspection, professional training, the Concept of development of penal system

of the Russian Federation till 2020.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИСТЯКОВ, доктор юридических наук, профессор; АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПАРШКОВ, кандидат юридических наук (Псковский юридический институт ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для работы в уголовноисполнительных инспекциях, основной акцент делается на практической составляющей процесса подготовки

кадров для уголовно-исполнительных инспекций.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительная инспекция, подготовка кадров, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

В настоящее время активно идет процесс рационализации политики в области уголовного правосудия, который предполагает увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами1.

По состоянию на 1 апреля 2012 г. в уголовноисполнительной системе (УИС) функционирует 2559 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в которых состоят на учете 471,8 тыс. человек,

осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы2. Штатная численность аттестованных сотрудниковУИИ составляет 10 005 человек.

В 2011 г. УИИ исполняли наказания в отношении 998 751 осужденного без изоляции от общества, что на 5,1 % меньше по сравнению с 2010 г. (1 052 492 чел.).

В настоящее время идет реализация первого этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в рамках которого приоритетными направлениями деятельности УИИ являются:

- оптимизация структуры управления УИИ;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных к наказа-

ниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества;

- укрепление законности в деятельности УИИ;

- внедрение в деятельность УИИ системы электронного мониторинга подконтрольных лиц;

- модификация системы учета и контроля за осужденными без изоляции от общества;

- введение дополнительных мер для организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы, исправительных работ;

- совершенствование материально-технической базы УИИ.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в целях совершенствования кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы предполагает проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы, повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы.

Ежегодно образовательные учреждения ФСИН России выпускают около3,4 тыс. специалистов (при фактическойпотребности - 3,8 тыс. чел.). Безусловно, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы потребность в специалистах и их эффективной подготовке и переподготовке будет увеличиваться3.

Современное состояние и динамика развития высших учебных заведений ФСИН России характеризуется тенденцией интеграции теории и практики. В соответствии с указанием ФСИН России Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет подготовку кадров для УИИ.

Усложнение содержания, форм и методов деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы предполагает поиск новых подходов к качеству подготовки сотрудников Решение этой проблемы возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки системы социального и научного обеспечения профессиональной подготовкисотрудников

В целях совершенствования кадрового обеспечения УИИ мы предлагаем ряд мероприятий.

Во-первых, требуется разработка про-фессиограмм сотрудников УИИ в зависимости от конкретного направления деятельности.

Во-вторых, при создании рабочих учебных программ в обязательном порядке следуетучитывать международные стандарты и новации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Это позволит максимально приблизить содержание программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшить методическое обеспечение и условия проведения занятий.

В-третьих, необходимы разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции в УИС в целом и УИИ в частности.

В-четвертых, подготовку и переподготовку кадров для УИИ необходимо проводить с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, усиления роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины.

В-пятых, для повышения эффективности подготовки специалистов для уголовно-исполнительных инспекций требуется создание автоматизированных рабочих мест (АРМ), позволяющих повысить производительность управленческого труда.

Так, в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний функционирует ситуационный центр, в котором оборудованы 4 рабочих учебных места сотрудниковУИИ:

- по исполнению наказаний в виде обязательных, исправительных работ;

- исполнению наказаний в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- контролю за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными и за лицами с отсрочкой отбывания наказания;

- осуществлению социально-психологического сопровождения подучетных лиц.

В-шестых, основной акцент при подготовке специалистов следует делать на практическое обучение.

В настоящее время практика курсантов и слушателей института, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовскогопрофессионального образования, осуществляется в УИИ УФСИН России по Псковской области. Для этого институтом и УФСИН России по Псковской области в феврале 2011 г. совместно был разработан и

подписан двусторонний приказ «Об организации внеучебной практики курсантов института», в соответствии с которым за каждым курсантом и слушателем закреплено по два-три осужденных, состоящих на учете УИИ.

В процессе осуществления практики на курсантов и слушателей возлагается обязанность по контролю выполнения осужденными к обязательным работам определенных для них работ. Кроме того, курсанты и слушатели ведут учет и составляют табель фактически отработанного осужденным времени, фиксируют нарушения трудовой дисциплины и передают эти сведения в УИИ. В случае уклонения от отбывания наказания курсанты и слушатели готовят проекты соответствующих документов: предупреждение о замене обязательных работ более строгим видом наказания, представление в суд на замену наказания.

Целевыми направлениями организации практического обучения курсантов должны стать:

1) информационно-просветительская деятельность, которая выражается в установлении взаимодействия со средствами массовой информации по организации просветительскойработы среди населения муниципального образования о порядке и условиях исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также участии в данной работе курсантов и студентов юридических вузов;

2) консультационная деятельность: оказание психолого-педагогическойподдержки осужденных к обязательным работам, проведение консультаций осужденных к обязательным работам преподавательским составом вуза, а также сопровож-дающими-студентами (курсантами), работа с органами местного самоуправления, а также уголовно-исполнительной инспекцией по совершенствованию системы назначения и порядка исполнения наказания в виде обязательных работ;

3) общественно-воспитательная деятельность, предусматривающая реализацию восстановительных программ работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, развитие экологическоговоспитания осужденных и жителей, навыков трудовой подготовки, проведение профилактической работы уровня повторной преступности;

4) развитие волонтерского движения: взаимодействие с учебными учреждениями высше-

го профессионального образования юридического профиля по вопросам популяризации и пропаганды волонтерского движения в рамках вне-учебных практик обучающихся, подготовка и проведение семинаров, круглых столов и иных организационных мероприятий по работе института общественных инспекторов и особенностей организации практик при подготовке и обучении юристов;

5) психологическая реабилитация осужденных: учет, систематизация и актуализация данных о лицах, осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, разработка и реализация индивидуальных реабилитационных программ (планов реабилитации) для осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, развитие деятельности по реабилитации осужденных к обязательным работам;

6) научно-методическая деятельность: изучение и анализ данных, получаемых в ходе анкетирования осужденных, профилактической работы и организации контроля исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ, создание методического инструментария сопровождения исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ, научно обоснованное повышение эффективности исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ, сотрудничество с высшими учебными заведениями и научными институтами, обмен накопленным опытом с коллегами из других учреждений и ведомств.

Кроме того, одна из инспекций У ФСИН России по Псковской области расположена на территории института, что позволяет соединить образовательный процесс с практическим обучением. В УИИ установлено 2 вебкамеры с выходом на ситуационный центр института. Оборудование ситуационного центра новейшими технологиями позволяет организовать в режиме онлайн видеонаблюдение за реальной работой начальника УИИ, его заместителя, а также инспекторского состава и психолога.

В заключение необходимо отметить, что для УИИ нужны кадры новой формации, способные создать условия, исключающие распространение в обществе криминальной субкультуры разработать систему регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных.

1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы РоссийскойФедерации до 2020 года: утв. распоряжениемПравительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: http:// фсин.рф^тсШгеЛшрейогЛаоЫай8ика/К^кауа%20Ьаг-ка%20Ш8 (дата обращения: 02.04.2012).

3 См.: Антипов А. Нужны сотрудники«нового типа» // Преступление и наказание. 2010. № 1. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.