Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ'

Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / COMPULSORY LABOUR / LEGAL PROVISION OF PENAL INSPECTIONS OPERATION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF PUNISHMENT / SERVING A SENTENCE IN THE FORM OF COMPULSORY LABOUR / VIOLATION OF RULES AND ORDER OF COMPULSORY LABOUR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Лихолат Игорь Александрович

в статье рассматриваются проблемы правового обеспечения функционирования уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ, раскрываются основные причины неэффективности обязательных работ и пассивного применения судами этого вида наказания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Лихолат Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROVISION OF THE PENAL INSPECTION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY LABOUR

the problems of the legal provision of the penal inspections operation in the sphere of execution of punishment in the form of compulsory labour are considered in the article; the main reasons of the inefficiency of compulsory labour and its passive application by courts are given.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ»

w343.847 IN. SMIRNOVA*, I.A. LIKHOLET**

EEK 67.409.11 C50

LEGAL PROVISION OF THE PENAL INSPECTION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY LABOUR

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового обеспечения функционированияуголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ; раскрываются основные причины неэффективности обязательных работ и пассивного применения судами этого вида наказания.

Ключевые слова: обязательные работы, правовое обеспечениефункционированияуголовно-исполнитель-ных инспекцийв сфере исполнениянаказания в виде обязательных работ; привлечениек отбыванию наказания в виде обязательныхработ; нарушение порядкаи условий отбывания наказания в виде обязательныхработ.

ИРИНА

НИКОЛАЕВНА

СМИРНОВА*,

ИГОРЬ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛИХОЛАТ**

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

РАБОТ

Annotation :the problems of the legal provision of the penal inspections operation in the sphere of execution of punishment in the form of compulsory labour are considered in the article; the main reasons of the inefficiency of compulsory labour and its passive application by courts are given.

Key words: compulsory labour, legal provision of penal inspections operation in the sphere of execution of punishment, serving a sentence in the form of compulsory labour, violation of rules and order of compulsory labour.

Обязательные работы - один из наиболее перспективных, на наш взгляд, видов наказания без изоляции осужденного от общества, который, однако, суды относительно пассивно применяют (в 2011 г. осужденные к обязательным работам составили около 11,3 % от общей численности осужденных, состоявших на учете УИИ). Численность лиц, осужденных к обязательным работам, состоящих на учете УИИ на конец 2011 г., была 4,5 % от общего числа состоящих на учете УИИ, тогда как в

2010 г. при уменьшении на 8 % количества осужденных, состоящих на учете УИИ, на 18,5 % увеличилось число осужденных к обязательным работам1. Мы попытались выяснить, с чем это связано.

Опрошенные нами сотрудники УИИ среди причин указали на то, что судьи:

1) сомневаются, что этот вид наказания будет исполняться на практике в полном объеме в соответствии с законодательством;

2) не видят в обязательных работах как в уголовном наказании без лишения свободы возможности реализации карательной функции и обеспечения его справедливости;

3) считают, что на практике обязательные работы как вид уголовного наказания работают неэффективно, то есть они не оказывают предупредительного воздействия как на осужденных, так и на других граждан.

* Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительногоправа и организации деятельности УИИ;

** адъюнкт

(Псковскийюридический институт ФСИН России)

E-mail: irina [email protected].

Управление

Управление

На наш взгляд, причины неэффективности обязательных работ обусловлены недостатками:

- кадрового, материально-технического и методическогообеспечения деятельности УИИ;

- планирования и контроля деятельности УИИ;

- взаимодействия с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, органами прокуратуры, органами правосудия (судами), другими правоохранительными органами, предприятиями, организациями, где работают осужденные, общественными организациями.

Судьи считают, что обязательные работы не востребованы как вид наказания органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, что пока они для них дополнительная нагрузка;

4) сталкиваются с трудностями и проблемами организационного характера при исполнении обязательных работ, возникающими в деятельности УИИ.

В частности, осужденные должны привлекаться к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления соответствующегорас-поряжения судас копией приговора (определения, постановления) в УИИ (ч. 2 ст. 25 УИК РФ). Однако они не всегда привлекаются к отбыванию наказания по истечении установленного срока. Так, от среднесписочной численности осужденных к обязательным работам, подлежащих привлечению к отбыванию наказания (17 014,40 человек), 114,53 -не привлечены в установленные сроки.

Как показало исследование, причинами несвоевременного привлечения осужденных к обязательным работам являются: несовершенство нормативно-правового регулирования установленных сроков привлечения к обязательным работам; отсутствие ресурсных возможностей у УИИ для своевременного привлечения осужденных к обязательным работам; формальное отношение сотрудниковУИИ к исполнению приговора;

5) слабо применяют обязательные работы из-за несовершенства уголовного и уголовноисполнительного законодательства (например, к осужденным этой категории не применяются электронные средства наблюдения (вместе с тем с учетом правовой природы этого наказания, а также проблем организационно-правового обеспечения его исполнения это было бы целесообразно), для них не устанавливаются такие обязанности, как для осужденных условно с испытательным сроком). Вместо обязательных работ судьи по-прежнему применяют чаще всего условное осуждение с испытательным сроком как наиболее испытанную меру уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ обязательные работы исполняются по месту жительства осужденного на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Однако в нарушение этой нормы УИИ направляют осужденных отбывать обязательные работы в организации, учреждения и предприятия, которые не определены органами местного самоуправления.

У головно-исполнительным законодательством на УИИ возлагаются определенные обязанности по исполнению этого наказания (ч. 3 ст. 25 УИК РФ). Вместе с тем, как показывает анализ практики, инспекции не в полном объеме справляются с этой функцией, о чем сви-детельствуетдостаточно сложный криминогенный состав осужденных.

Так, согласно официальным данным, в 2011 г. на учет УИИ был поставлен 93 701 осужденный к обязательным работам. При этом уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет УИИ были возбуждены в отношении 804 осужденных к обязательным работам от общего числа осужденных этой категории, состоявшихна учете УИИ в 2011 г., из них впервые осуждены - 286, в течение трех месяцев после постановки на учет - 543, осуждены - 441, к лишению свободы - 2042.

Следует обратить внимание на то, что каждый третий осужденный к обязательным работам, состоящий на учете УИИ на конец 2011 г. (из 7734), ранее судим за совершение преступлений, не заняты трудом или учебой 6479 осужденных.

На вопрос к практическим работникам УИИ: «В чем, на ваш взгляд, причины относительно высокого уровня повторных преступлений среди осужденных к обязательным работам?» -были получены следующие ответы:

- несвоевременность принятия мер к осужденным, допускающим нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ;

- низкое качество подготовки (либо отсутствие) материалов для направления в суд о замене обязательных работ другими видами наказания;

- нарушение сроков и порядка проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, скрывшихся от контроля УИИ и злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 ча-

сов, который может быть продлен судом до 30 суток (ст. 30.2 УИК РФ). Согласно ст. 18.1 УИК РФ первоначальные розыскные мероприятия в отношении осужденных к наказанию в виде обязательных работ, уклоняющихся от контроля УИИ осуществляются инспекциями. Объявление в розыск осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, уклоняющихся от контроля УИИ, осуществляется оперативными подразделениями УИС3;

- некачественное проведение служебных проверок по фактам совершения осужденными к обязательным работам правонарушений, формальный подход к устранению причин и условий, способствующих совершению ими повторных преступлений.

Для разработки мер профилактики преступлений необходимоучитывать все исполняемые осужденным социальные функции, отношения и взаимовлияния между различными видами личной деятельности, ее общественную практику, требования, предъявляемые к ней социальной средой4. Выявляются также факты несвоевременного снятия с учета УИИ осужденных. Сотрудниками инспекций сроки отбывания наказания незаконно сокращаются либо безосновательно увеличиваются, следовательно, приговор исполняется формально и отработанное осужденным время не соответствуетна-значенному судом сроку обязательных работ.

В нарушение ч. 2 ст. 27 УИК РФ о порядке исчисления времени и срока обязательных работ не осуществляется контроль за их соблюдением. Не берутся во внимание и другие нормы закона, регламентирующегоэтот вид наказания.

Имеются некоторые проблемы и недоработки исполнения рассматриваемого вида наказания в отношении несовершеннолетних. Немаловажен также выбор объекта (места) для отбывания наказания несовершеннолетними.

Мы разделяем точку зрения о том, что при составлении перечня объектовдля отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ существуетнеобходимостьвключения в него школ и других учебных заведений муниципального образования для направления в них несовершеннолетних осужденных5 в связи с тем, что:

а) школы, как правило, являются муниципальными учреждениями, поэтому не возникает сложности с включением их в перечень предприятий, определенных в качестве мест для отбывания обязательных работ;

б) обязательные работы должны выполняться в свободное от учебы время, поэтому никакая

другая организация лучше, чем школа, не осведомлена, занят ли учащийся в учебном процессе;

в) школа имеет огромный опыт в использовании труда для несовершеннолетних и осведомлена о состоянии здоровья учащегося;

г) воспитательная составляющая наказания более полноценно будет раскрыта опытными педагогами, хорошо знающими несовершеннолетнего, чем другими лицами.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемыхдля них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность УИИ об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

За нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ предусматривается ответственность отбывающих это наказание осужденных (ч. 1 ст. 29 УИК РФ).

Согласно ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовуюдисципли-ну; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ. С учетом внесенных поправок в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Так, в

2011 г. 22 647 осужденных к обязательным работам имели предупреждение о замене наказания более строгим видом6. Однако в нарушение требований законодательства в суд не всегда вносятся представления в отношении осужденных, не исполняющих приговор либо злостно уклоняющихся от отбывания наказания.

Таким образом, изучение практики исполнения наказания в виде обязательных работ позволило выявить ряд проблем организационноправового характера7. Лишь в случае принятия адекватного решения в отношении каждого такого лица будут достигнуты цели наказания, его исправление и предупреждение совершения им новых преступлений.

Управление

Управление

1 См.: Об итогахдеятельностиуголовно-исполнительныхинспекций в 2010 году: обзор ФСИН России. М., 2011.

2 См.: Основные показатели деятельностиуголовно-исполнительнойсистемы ФСИН России (январь - декабрь 2011 года): информ.-аналит. сб. Тверь, 2012. С. 153-155.

3 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации Федер. закон от 1 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

4 См.: Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М., 19S2. С. 45.

5 См.: СердюковаА.Н., СубботинаИ.А. Проблемы и особенностиисполнениянаказания в виде обязательных работ в отношениинесовершеннолетних URL: http: //sibac.info/index.php/2009-01-01-10-21-16/292-2011-12-12-15-34-36 (дата обращения: 12.09.2012).

6 См.: Основные показатели деятельностиуголовно-исполнительнойсистемы ФСИН России (январь - декабрь 2011 года). С. 151.

1 См.: Чернышева Д.В. Организационные и правовые основы деятельностиуголовно-исполнительныхин-спекций по привлечению к трудуосужденных дис. ... канд. юрид. наук М., 2010.

12S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.