Научная статья на тему 'Характеристика сотрудников уголовно-исполнительных инспекций'

Характеристика сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1747
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА / СТАЖ РАБОТЫ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИИ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИИ / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / PERSONALITY / PENAL INSPECTION / REFERENCE / EXPERIENCE / LABORMOTIVATION / PROFESSIONAL SKILLS OF PENAL INSPECTION OFFICERS / CHARACTER REFERENCES OF PENAL INSPECTION OFFICERS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кремнева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика сотрудников уголовно-исполнительных инспекций»

Уголовно-исполнительное право

G.V. KREMNEVA* REFERENCE OF PENAL INSPECTION OFFICERS

УДК 343.83 ББК 67.409.022 К79

Аннотация: в статье на основе результатов собственного анкетированиядается краткая социальнодемографическая характеристика сотрудниковУИИ. Кроме того, оцениваются личностные характеристики сотрудников их профессиональное мастерство и стремление его совершенствовать Предлагаются способы улучшениямотивации труда сотрудниковУИИ.

Ключевые слова: психологическиеособенности, личность, уголовно-исполнительная инспекция, характеристика, стаж работы, мотивация труда профессиональные качества сотрудниковУИИ, личные качества сотрудниковУИИ.

ГАЛИНА

ВЛАДИМИРОВНА

КРЕМНЕВА*

ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

* Соискатель, старший научный сотрудник (Псковскийюридический институт ФСИН России) E-mail: [email protected].

Annotation: in the article on the basis of questionnaire results is given brief social-demographic reference of penal inspection officers. In addition there are also evaluated officer character references, their professional skills and tendency to improve them. There are offered ways to improve labor motivation of penal inspection officers.

Key words: psychological peculiarities; personality; penal inspection; reference; experience; labor motivation; professional skills of penal inspection officers; character references of penal inspection officers.

В любой деятельности человека важны две составляющие: профессиональные качества и личностные данные.

Что касается сотрудникауголовно-исполни-тельных инспекций (УИИ), то трудно сказать, что важнее - профессиональное мастерство или личностные качества, характеризующие его как доброго, отзывчивого человека, способного помочь оступившемуся человеку. Хочется наде-ятся, что человек, работающий с людьми, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а тем более с теми, кому судом предоставлена отсрочка отбывания наказания ввиду того, что у них на иждивении находятся несовершеннолетние дети, обладает в равной мере всеми указанными качествами.

Ответить на этот вопрос, на наш взгляд, во многом может помочь анкетирование представителей Службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, например сотрудникови начальников УИИ.

Большое значение для эффективности деятельности имеют возраст, образование, стаж работы в должности, предыдущее место работы, что и подтвердили результаты исследования.

Так, по нашим данным, самая многочисленная возрастная группа - сотрудники в возрасте от 25 до 40 лет (61 %), с преобладанием в возрасте до 30 лет (25 %). Это люди, имеющие небольшой опыт работы и в большей мере способные и заинтересованные в поиске новых методов и приемов работы. Вместе с тем большую в процентном соотношении группу сотрудников составляют лица, достигшие пенсионно-

го возраста, но продолжающие свою профессиональную деятельность (25 %). Если относительно первой группы мнение психологов, работодателей и начальников примерно одинаковое - они способны и хотят работать, совершенствуя при этом свои профессиональные навыки, то во второй группе можно наблюдать диаметрально противоположные характеристики: от стремления добросовестно выполнять свои служебные обязанности, отчасти из-за страха быть уволенными на пенсию, до желания «отсидеться как можно тише и дольше». Начальникам и руководителям УИИ, сотрудники которых различаются по возрасту, необходимо подходить к воспитательной и служебной работе с ними строго индивидуализированно, с учетом психологии возраста и служебной мотивации подчиненных.

Согласно проведенномунами анкетированию среди сотрудников УИИ 57 % - женщины, 43 % - мужчины. Многие считают, что сегодня уже нет разницы в том, кто занимает ту или иную должность - женщина или мужчина, главное, чтобы это был профессионал своего дела. Все это так, но нельзя недооценивать психологические особенности сотрудников-женщин. Женщины в большей степени способны понять другого человека, выслушать, дать совет, проявить такт, внимание, высказать моральное соучастие. Все эти качества особенно необходимы сотруднику УИИ, ведь его задача - помощь оступившемуся человеку, которому судом дано право оставаться в обществе, воспитывать детей и искупать вину правопослушным поведением.

Большинство опрошенных нами сотрудников УИИ имеют высшее образование - 93 %, из них 40 % - высшее юридическое, 16 - педагогическое, 12 - техническое, 8 % - психологическое, незначительное количество сотрудников УИИ имеют экономическое, финансовое либо другое образование. Из этого следует, что образовательный уровень у представителей Службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, различен.

Полагаем, что такой разброс свидетельствует о необходимости повышения уровня именно юридического образования, так как это будет соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к сотрудникам и особенно руководителям УИИ, которым в процессе своей деятельности приходится решать различные вопросы правового характера. Это подтверждается и результатами нашего исследования. На вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным

введение специализированного обучения сотрудников для УИИ?», - 96 % опрашиваемых ответили, что это необходимо в современных условиях. На сегодняшний день можно решить эту проблему благодаря имеющейся специализации подготовки сотрудниковдля уголовно-исполнительной системы во всех вузах Федеральной службы исполнения наказаний. С 2011 учебного года специалистов для работы в УИИ, согласно распоряжению директора ФСИН России от 16 февраля 2010 г. № 31-р «О специализации образовательных учреждений ФСИН России», будет целенаправленно готовить Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний.

Вместе с тем ориентация лишь на образовательный уровень не позволяет однозначно утверждать о пригодности кандидата выполнять те или иные должностные обязанности. Практика показывает, что наличие диплома об образовании не всегда подтверждает уровень знаний человека1. Большое значение имеет и наличие стажа работы как в занимаемой должности, так и в целом в УИС. Большая часть сотрудников работающих в УИИ (64,3 %), имеют стаж в должности менее 5 лет, 28,6 % - до 10 лет и только 7,1 % - более 10 лет, чего явно недостаточно для эффективной организации работы. Ситуация со стажем службы в правоохранительных органах выглядит оптимистичнее: стаж службы в правоохранительных органах более 10 лет имеют 46,5 % опрошенных, до 10 лет - 50 %.

Кроме того, чтобы судить о полной пригодности сотрудника к выполняемой деятельности, требуются более развернутые представления о нем, поскольку, как утверждают психологи, успешность деятельности человека в первую очередь зависит от эффективности использования его индивидуальных качеств. По этой причине кадровые аппараты наряду с профессиональными знаниями и умениями должны учитывать характер, темперамент, способность обучаться, достигать хороших результатов в определенной сфере2.

Сотруднику как представителю системы государственных органов власти должны быть присущи профессиональные качества, необходимые для исполнения им своих должностных обязанностей, но личность динамична, она постоянно развивается. Вот почему даже тщательный профессиональный отбор на службу в УИС не решает проблему становления профессионалов. Как известно, с течением времени меняется отношение людей к службе, порой

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

происходят и негативные процессы. По этой причине, описывая требования к личности сотрудников УИИ, мы должны учитывать условия, способствующие как ее развитию, так и деформации3.

Работа с осужденными к наказаниям, связанным с лишением свободы, принципиально отличается от работы с лицами, отбывающими наказания без изоляции от общества. Тем не менее лишь каждый третий (31,1 %) из опрошенных начальников аппаратов по руководству УИИ и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, раньше работал в УИИ. Подавляющее большинство поступили на службу из исправительных колоний, органов внутренних дел, других служб УИС. При этом ранее в УИИ работали лишь 1,8 % заместителей начальников территориальных органов ФСИН России и половина (52,7 %) начальников аппаратов по руководству УИИ территориальных органов ФСИН России. В три раза меньше начальников отделов по руководству УИИ, чем заместителей начальников территориальных органов, курирующихих деятельность (9,5 и 34,5 % соответственно), ранее работали в исправительной колонии, следственном изоляторе. Из других служб УИС пришли в УИИ 20,3 % начальников аппаратов по руководствуУИИ и 46,3 % заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность. Это позволяет утверждать, что у них отсутствуют достаточный опыт, необходимые знания и навыки оказания предупредительнопрофилактического воздействия на осужденных, состоящих на учете УИИ.

Исследованиями установлено, что положительное влияние на деятельность сотрудников оказывает мотивация.

Мотивация служебной деятельности - достаточно сложный комплекс мер управленчес-

кого воздействия, эффективность которых во многом зависит от того, насколько правильно определены цели мотивации и каким образом они взаимосвязаны с формами и методами вознаграждения. Часто мотивационные программы оказываются неэффективными только потому, что при их разработке цель была сформулирована в общем виде - чтобы все хорошо работали4.

Например, имеются такие способы улучшения мотивации труда, которые можно применять руководителям УИИ в работе со своими подчиненными, как5:

- материальное стимулирование деятельности, которое должно быть приурочено к выполнению сотрудникомдополнительных обязанностей, а не нормативных видов работы, закрепленных в должностной инструкции;

- совершенствование правового поля деятельности сотрудников;

- выработка количественных показателей и критериев оценки результативности деятельности каждой структурной единицы и их коррекция с показателями работы УИИ в целом;

- привитие руководителямуправленческого мышления, включающего в себя понимание ими структуры мотивационной направленности подчиненных, их потребностей.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день сотрудник УИИ - чаще всего женщина в возрасте от 25 до 40 лет (с преобладанием в группе до 30 лет), имеющая высшее образование (40 % - юридическое), небольшой стаж работы (64,3 % - менее 5 лет). В то же время сотрудник такого возраста и с таким стажем способен и хочет использовать в своей деятельности методы и приемы, отвечающие современным требованиям реформирования уголовно-исполнительной системы и расширению сферы применения альтернативных лишению свободы видов наказания.

1 См.: Дебольский М.Г., Лебедев А.В. Роль тестирования в подборе персонала // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: материалы Междунар науч-практ. конф. М., 2005. Ч. 2. С. 11.

2 См.: Там же. С. 12.

3 См.: Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2000. С. 245-246.

4 См.: КорниловА.А., ПаршковА.В., СмирноваИ.Н. Организация и правовые основы функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудниковуголовно-исполнительной системы: монография / под общ. ред. Б.Б. Казака. Псков, 2010. С. 8.

5 См.: Смирнова И.Н. Методологические организационные и правовые основы деятельности уголовноисполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Псков, 2011. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.