Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением законов уголовно-исполнительными инспекциями'

Прокурорский надзор за исполнением законов уголовно-исполнительными инспекциями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2050
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЗАКОННОСТЬ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / LEGITIMACY / EXECUTION OF NON-CUSTODIAL SENTENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белая Наталья Павловна

в статье рассмотрены вопросы обеспечения законности и реализации надзорной функции при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белая Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROSECUTORS SUPERVISION OVER KEEPING THE LAWS BY PENAL INSPECTIONS

the article deals with issues of providing the legitimacy and realization of control function over execution of non-custodial sentences.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов уголовно-исполнительными инспекциями»

УДК 347.97

ББК 67.721.91 N P- BELAYA

Б43

PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER KEEPING THE LAWS BY PENAL INSPECTIONS

Annotation: the article deals with issues of providing the legitimacy and realization of control function over

execution of non-custodial sentences. Key words: public prosecutor's supervision, legitimacy, execution of non-custodial sentences.

НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА БЕЛАЯ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ

Аннотация : в статье рассмотрены вопросы обеспечения законности и реализации надзорной функции при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.

Прокуратура регулярно подвергает проверке органы и учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества. Как правило, проверки законности деятельности УИИ проводятся ежеквартально, а при наличии сведений о нарушениях закона прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций является компетенцией территориальных прокуратур.

Прокурорами в 2010-2011 гг. проведено около 22 тыс. проверок соблюдения законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера в УИИ и территориальных органах ФСИН России. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено более 4,5 тыс. сотрудников и должностных лиц УИС, виновных в нарушении закона. За этот же период уволено 25 сотрудников, предъявлено обвинение за совершение преступлений по службе 28 должностным лицам уголовно-исполнительной системы, 15 - осуж-дены1. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что при исполнении наказаний без изоляции от общества допускаются многочисленные системные нарушения действующего законодательства в отношении всех кате-

горий осужденных, состоящих на учете в УИИ.

Проводя проверку законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прокурор учитывает некоторые особенности исполнения конкретного вида наказания. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в ходе проверки соблюдения законов при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прокурору, помимо общих вопросов, следует выяснять: проверяется ли исполнение требований приговора суда администрациями организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, принимает ли меры к привлечению к ответственности должностных лиц, служащих и осужденных, злостно не исполняющих требования приговора суда. Прокурорами выявляется, что проверки исполнения приговоров с посещением места работы осужденных часто не проводятся, а в отношении неработающих осужденных не отслеживается место возможного их трудоустройства.

При осуществлении надзора за соблюдением законности при исполнении наказания в виде исправительных работ прокурору при изучении личного дела осужденного следует убедиться в наличии в нем документов, подтверждающих трудоустройство (справка с места работы, характеристика), а также то, что инспекцией проверен факт поступления осужденного на работу.

В ходе проверки прокурору следуетвыяснить, как инспекция организует исполнение приговора, как осуществляет контроль за выполнением администрацией организации, в которой работает осужденный, возложенных на нее ст. 43 УИК РФ обязанностей, в частности за своевременным и правильным производством удержаний и перечислением удержанных сумм в установленном порядке администрацией организаций, в которых работают осужденные.

Проверки на предприятиях и в организациях, где работают осужденные, проводятся выборочно, в присутствии сотрудниковУИИ. В ходе проверки следуетубедиться, выполняет ли администрация возложенные на нее ст. 43 УИК РФ обязанности, связанные с исполнением приговора, направляет ли в инспекцию информацию об уклонении от отбывания наказания, а также предварительные уведомления о переводе на другую должность или увольнении с работы. Одновременно надлежит выяснить, не ущемляются ли гражданские и трудовые права осужденных, не нарушается ли порядок предоставления им ежегодных оплачиваемых отпусков и т. п.2

За нарушение порядка и условий отбывания наказания инспекция в письменном виде предупреждает осужденного о замене исправительных работ лишением свободы. Понятие злостного уклонения от отбывания исправительных работ и меры, которые УИИ обязана принять к осужденному, определены в ч. 3 и 5 ст. 46 УИК РФ. Следует иметь в виду, что инспекция не всегда своевременно ставит перед судом вопрос о замене в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ исправительных работ лишением свободы, а суд часто необоснованно отказывает в такой замене. Прокурор обязан реагировать как на случаи необоснованного внесения инспекцией представлений в суд, так и на ее бездействие. В этой сфере прокурорами отмечается нарушения сроков привлечения осужденных к отбыванию наказания, требований ст. 46 УИК РФ о применении мер ответственности к осужденным за нарушение ими порядка и условий отбывания исправительных работ, а также злостное уклонение от их отбывания. Например, осужденный к исправительным работам Р. был привлечен к исполнению наказания с нарушением установленного законом срока почти через 3 месяца после постановки на учет. Позже мероприятия по установлению местонахождения уклонившегося от отбывания наказания Р. не проводились в течение 8 месяцев, приговор суда не исполнялся3.

В связи с изменениями, внесенными в ст. 53 УК РФ и гл. 8 УИК РФ, появилось новое понятие надзора за осужденными, отбывающими ограничение свободы, исполнение котороговозложено на УИИ и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Проблема исполнения названного наказания на начальной стадии его применения заключается в недостаточном количестве средств технического контроля за поведением осужденных, отсутствием в УИК РФ четкого определения понятия мест массовых и иных мероприятий, посещение которых осужденному запрещено, в результате чего отмечены трудности при осуществлении контроля за исполнением указанного ограничения и др. Эти факторы также негативно влияют на эффективность прокурорского надзора. Прокурорами отмечается, что в полном объеме требования ст. 54 УИК РФ в части надзора за осужденными к ограничению свободы не исполняются практически повсеместно.

В ходе проверки деятельности УИИ по соблюдению законности при осуществлении контроля за поведением условно осужденных выясняются: полнота и своевременность осуществления контроля за поведением условно осужденных, за соблюдением возложенных судом на них обязанностей; законность применения мер поощрения к условно осужденным; обоснованность осуществления приводов условно осужденных; законность направления в суд представлений о возложении на условно осужденных дополнительных обязанностей, продлении испыта -тельного срока либо отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда; порядок проведения первоначальных мероприятий по розыску скрывшихся от контроля условно осужденных; обоснованность и своевременность снятия с учета условно осужденных4. Прокурорами отмечается, что, несмотря на создание видимости осуществления контроля за условно осужденными при их плановых явках в инспекцию, профилактическая работа с ними часто не ведется. В течение одного дня явка в инспекцию может составить около нескольких десятков человек. В подобной ситуации речи об индивидуальной работе с каждым осужденным даже не может идти, в лучшем случае им задаются одни и те же формальные вопросы.

Спектр средств прокурорскогореагирования, которые вправе применить прокурор при осуществлении надзора за УИИ, довольно широк.

На обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника УИИ приносится протест, а в случаях, не терпящих отлагательства, взыскание отменяется постановлением. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» действие опротестованных актов приостанавливается5. Так, в течение 2010-2011 г. в связи с протестами прокурора были изменены или отменены 832 незаконных правовых акта.

Довольно часто используется представление, содержащее в том числе требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Представление может быть вынесено также руководству территориального органа ФСИН России, если в деятельности УИИ выявлены серьезные нарушения законности.

В случае постановки вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников инспекции. По постановлениям прокуроров в 2011 г. возбуждено 23 административных производства.

Не следует также забывать о правозащитной функции прокуратуры. Так, в связи с восстановлением нарушенных прав осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в течение 2011 г. направлено в суд 553 иска.

В случаях обнаружения в ходе прокурорской проверки признаков преступления прокурор направляет в органы дознания и предварительного следствия материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Все чаще прокуроры сталкиваются с фактами, когда сами сотрудники уголовно-исполнительных инспекций совершают действия, граничащие с преступлениями. Например, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Омской области в личное дело условно осужденного умышленно вносили не соответствующие действительности сведения о том, что он ис-

правно исполнял возложенные судом обязанности, а фактически ничего этого не делал6.

Петрозаводский городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего старшего инспектора межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 управления ФСИН России по Республике Карелия Е. Она признана виновной в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Суд установил, что с июля по декабрь 2010 г. Е., достоверно зная, что несколько осужденных к обязательным работам фактически не приступили к ним, ради получения дополнительного денежного вознаграждения за высокие показатели в служебной деятельности внесла в справки о проверке этих лиц по месту работы заведомо ложные данные об отбытии ими назначенного по приговору суда наказания. В табелях учета рабочего времени она подделала подписи должностных лиц предприятий, ответственных за ведение такого учета. На этом основании пять человек были сняты с учета в уголовно-исполнительной инспекции без фактического отбытия наказания в виде обязательных работ. Согласившись с представленными государственным обвинением доказательствами, суд приговорил Е. к штрафу в размере 40 тыс. рублей7.

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций является важным механизмом обеспечения законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Генеральная прокуратура РФ также принимает активное участие в совершенствовании действующего законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. В 2011 г. было рассмотрено более 40 законопроектов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы. Тем самым прокуратура вносит свой вклад в процесс гуманизации применения наказаний, в том числе повышения эффективности реализации наказаний, не связанных с лишением свободы.

1 См.: Материалы IV Всероссийскогосовещания начальников УИИ и заместителей начальниковтерритори-альных органов ФСИН России, осуществляющихкоординациюи контроль их деятельности. 2012 г. С. 12.

2 См.: Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения обязательных и исправительных работ: лекция. М., 2011. С. 29.

3 См.: Материалы IV Всероссийскогосовещания начальников УИИ и заместителей начальниковтерритори-альных органов ФСИН России, осуществляющихкоординациюи контроль их деятельности. 2012 г. С. 13.

4 См.: Прокурорскийнадзор за законностьюисполненияуголовныхнаказаний: метод. пособие. М., 2008. С. 94.

5 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 1995. N° 47. Ст. 4472.

6 См.: Интервью А. Звягинцева «Российскойгазете» // Рос. газ. 2012. 24 авг.

7 http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/?from=calendar&start (дата обращения: 25.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.