УДК 347.97
ББК 67.721.91 N P- BELAYA
Б43
PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER KEEPING THE LAWS BY PENAL INSPECTIONS
Annotation: the article deals with issues of providing the legitimacy and realization of control function over
execution of non-custodial sentences. Key words: public prosecutor's supervision, legitimacy, execution of non-custodial sentences.
НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА БЕЛАЯ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ
Аннотация : в статье рассмотрены вопросы обеспечения законности и реализации надзорной функции при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.
Прокуратура регулярно подвергает проверке органы и учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества. Как правило, проверки законности деятельности УИИ проводятся ежеквартально, а при наличии сведений о нарушениях закона прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций является компетенцией территориальных прокуратур.
Прокурорами в 2010-2011 гг. проведено около 22 тыс. проверок соблюдения законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера в УИИ и территориальных органах ФСИН России. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено более 4,5 тыс. сотрудников и должностных лиц УИС, виновных в нарушении закона. За этот же период уволено 25 сотрудников, предъявлено обвинение за совершение преступлений по службе 28 должностным лицам уголовно-исполнительной системы, 15 - осуж-дены1. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что при исполнении наказаний без изоляции от общества допускаются многочисленные системные нарушения действующего законодательства в отношении всех кате-
горий осужденных, состоящих на учете в УИИ.
Проводя проверку законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прокурор учитывает некоторые особенности исполнения конкретного вида наказания. Рассмотрим некоторые из них.
Так, в ходе проверки соблюдения законов при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прокурору, помимо общих вопросов, следует выяснять: проверяется ли исполнение требований приговора суда администрациями организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, принимает ли меры к привлечению к ответственности должностных лиц, служащих и осужденных, злостно не исполняющих требования приговора суда. Прокурорами выявляется, что проверки исполнения приговоров с посещением места работы осужденных часто не проводятся, а в отношении неработающих осужденных не отслеживается место возможного их трудоустройства.
При осуществлении надзора за соблюдением законности при исполнении наказания в виде исправительных работ прокурору при изучении личного дела осужденного следует убедиться в наличии в нем документов, подтверждающих трудоустройство (справка с места работы, характеристика), а также то, что инспекцией проверен факт поступления осужденного на работу.
В ходе проверки прокурору следуетвыяснить, как инспекция организует исполнение приговора, как осуществляет контроль за выполнением администрацией организации, в которой работает осужденный, возложенных на нее ст. 43 УИК РФ обязанностей, в частности за своевременным и правильным производством удержаний и перечислением удержанных сумм в установленном порядке администрацией организаций, в которых работают осужденные.
Проверки на предприятиях и в организациях, где работают осужденные, проводятся выборочно, в присутствии сотрудниковУИИ. В ходе проверки следуетубедиться, выполняет ли администрация возложенные на нее ст. 43 УИК РФ обязанности, связанные с исполнением приговора, направляет ли в инспекцию информацию об уклонении от отбывания наказания, а также предварительные уведомления о переводе на другую должность или увольнении с работы. Одновременно надлежит выяснить, не ущемляются ли гражданские и трудовые права осужденных, не нарушается ли порядок предоставления им ежегодных оплачиваемых отпусков и т. п.2
За нарушение порядка и условий отбывания наказания инспекция в письменном виде предупреждает осужденного о замене исправительных работ лишением свободы. Понятие злостного уклонения от отбывания исправительных работ и меры, которые УИИ обязана принять к осужденному, определены в ч. 3 и 5 ст. 46 УИК РФ. Следует иметь в виду, что инспекция не всегда своевременно ставит перед судом вопрос о замене в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ исправительных работ лишением свободы, а суд часто необоснованно отказывает в такой замене. Прокурор обязан реагировать как на случаи необоснованного внесения инспекцией представлений в суд, так и на ее бездействие. В этой сфере прокурорами отмечается нарушения сроков привлечения осужденных к отбыванию наказания, требований ст. 46 УИК РФ о применении мер ответственности к осужденным за нарушение ими порядка и условий отбывания исправительных работ, а также злостное уклонение от их отбывания. Например, осужденный к исправительным работам Р. был привлечен к исполнению наказания с нарушением установленного законом срока почти через 3 месяца после постановки на учет. Позже мероприятия по установлению местонахождения уклонившегося от отбывания наказания Р. не проводились в течение 8 месяцев, приговор суда не исполнялся3.
В связи с изменениями, внесенными в ст. 53 УК РФ и гл. 8 УИК РФ, появилось новое понятие надзора за осужденными, отбывающими ограничение свободы, исполнение котороговозложено на УИИ и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Проблема исполнения названного наказания на начальной стадии его применения заключается в недостаточном количестве средств технического контроля за поведением осужденных, отсутствием в УИК РФ четкого определения понятия мест массовых и иных мероприятий, посещение которых осужденному запрещено, в результате чего отмечены трудности при осуществлении контроля за исполнением указанного ограничения и др. Эти факторы также негативно влияют на эффективность прокурорского надзора. Прокурорами отмечается, что в полном объеме требования ст. 54 УИК РФ в части надзора за осужденными к ограничению свободы не исполняются практически повсеместно.
В ходе проверки деятельности УИИ по соблюдению законности при осуществлении контроля за поведением условно осужденных выясняются: полнота и своевременность осуществления контроля за поведением условно осужденных, за соблюдением возложенных судом на них обязанностей; законность применения мер поощрения к условно осужденным; обоснованность осуществления приводов условно осужденных; законность направления в суд представлений о возложении на условно осужденных дополнительных обязанностей, продлении испыта -тельного срока либо отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда; порядок проведения первоначальных мероприятий по розыску скрывшихся от контроля условно осужденных; обоснованность и своевременность снятия с учета условно осужденных4. Прокурорами отмечается, что, несмотря на создание видимости осуществления контроля за условно осужденными при их плановых явках в инспекцию, профилактическая работа с ними часто не ведется. В течение одного дня явка в инспекцию может составить около нескольких десятков человек. В подобной ситуации речи об индивидуальной работе с каждым осужденным даже не может идти, в лучшем случае им задаются одни и те же формальные вопросы.
Спектр средств прокурорскогореагирования, которые вправе применить прокурор при осуществлении надзора за УИИ, довольно широк.
На обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника УИИ приносится протест, а в случаях, не терпящих отлагательства, взыскание отменяется постановлением. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» действие опротестованных актов приостанавливается5. Так, в течение 2010-2011 г. в связи с протестами прокурора были изменены или отменены 832 незаконных правовых акта.
Довольно часто используется представление, содержащее в том числе требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Представление может быть вынесено также руководству территориального органа ФСИН России, если в деятельности УИИ выявлены серьезные нарушения законности.
В случае постановки вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников инспекции. По постановлениям прокуроров в 2011 г. возбуждено 23 административных производства.
Не следует также забывать о правозащитной функции прокуратуры. Так, в связи с восстановлением нарушенных прав осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в течение 2011 г. направлено в суд 553 иска.
В случаях обнаружения в ходе прокурорской проверки признаков преступления прокурор направляет в органы дознания и предварительного следствия материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Все чаще прокуроры сталкиваются с фактами, когда сами сотрудники уголовно-исполнительных инспекций совершают действия, граничащие с преступлениями. Например, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Омской области в личное дело условно осужденного умышленно вносили не соответствующие действительности сведения о том, что он ис-
правно исполнял возложенные судом обязанности, а фактически ничего этого не делал6.
Петрозаводский городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего старшего инспектора межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 управления ФСИН России по Республике Карелия Е. Она признана виновной в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Суд установил, что с июля по декабрь 2010 г. Е., достоверно зная, что несколько осужденных к обязательным работам фактически не приступили к ним, ради получения дополнительного денежного вознаграждения за высокие показатели в служебной деятельности внесла в справки о проверке этих лиц по месту работы заведомо ложные данные об отбытии ими назначенного по приговору суда наказания. В табелях учета рабочего времени она подделала подписи должностных лиц предприятий, ответственных за ведение такого учета. На этом основании пять человек были сняты с учета в уголовно-исполнительной инспекции без фактического отбытия наказания в виде обязательных работ. Согласившись с представленными государственным обвинением доказательствами, суд приговорил Е. к штрафу в размере 40 тыс. рублей7.
Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций является важным механизмом обеспечения законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.
Генеральная прокуратура РФ также принимает активное участие в совершенствовании действующего законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. В 2011 г. было рассмотрено более 40 законопроектов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы. Тем самым прокуратура вносит свой вклад в процесс гуманизации применения наказаний, в том числе повышения эффективности реализации наказаний, не связанных с лишением свободы.
1 См.: Материалы IV Всероссийскогосовещания начальников УИИ и заместителей начальниковтерритори-альных органов ФСИН России, осуществляющихкоординациюи контроль их деятельности. 2012 г. С. 12.
2 См.: Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения обязательных и исправительных работ: лекция. М., 2011. С. 29.
3 См.: Материалы IV Всероссийскогосовещания начальников УИИ и заместителей начальниковтерритори-альных органов ФСИН России, осуществляющихкоординациюи контроль их деятельности. 2012 г. С. 13.
4 См.: Прокурорскийнадзор за законностьюисполненияуголовныхнаказаний: метод. пособие. М., 2008. С. 94.
5 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 1995. N° 47. Ст. 4472.
6 См.: Интервью А. Звягинцева «Российскойгазете» // Рос. газ. 2012. 24 авг.
7 http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/?from=calendar&start (дата обращения: 25.01.2013).