УДК 343.83 ББК 67.409.022 С50
Yu.A. SMIRNOVA
RECIDIVISM OF CONVICTED AS A THREAT TO SECURITY FOR THE OFFICERS OF PENAL
INSPECTION BOARDS
Аннотация: в статье рассматривается повторная преступность осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как одна из угроз безопасности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). На основе изучения практики работы УИИ выделяются основные факторы, которые определяют повторную преступность
Ключевые слова: осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы; повторная преступность; личная безопасность сотрудниковуголовно-ис-полнительных инспекций; профилактическое воздействие; личность осужденного; взаимодействие.
ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА СМИРНОВА*
ПОВТОРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОДНА ИЗ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Annotation: this article examines recidivism of convicted sentenced to probation as a threat to security for the officers of penal inspection boards. Through the study of the practice of penal inspection boards it highlights the main factors that determine recidivism.
Key words, condemned to the punishments which haven't been connected with imprisonment; repeated crime; personal security of staff of criminal and executive inspectorates; preventive influence; identity of the condemned; interaction.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы происходит расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. По мнению исследователей, институт лишения свободы требует реформирования, поскольку через 5 лет человек выходит из исправительного учреждения (УИ) «лишенным социальной базы и абсолютно дезориентированным, потерявшим все положительные навыки, какие у него были, нуждающимся в индивидуальной реабилитации ».
Данные об уровне повторной преступности среди осужденных без изоляции от общества позволяют утверждать о том, что личность человека, совершившего преступление, изучена недостаточно, используются малоэффективные меры профилактического воздействия. В течение 2011 г. в отношении 26 486 осужденных было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления после постановки на учет, что составило 2,7 % от числа состоявших на учете УИИ осужденных(998 751 человек). За повторные преступления осуждено 16 149 человек, из них 45,7 % поднадзорных -по ст. 158 УК РФ (7374)2.
Профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной инспекции предполагает тесное взаимодействие с осужденным, его родными и близкими, нередко с его непосредственным окружением, посещение места жительства осужденного3. В связи с этим лич-
* Кандидат филологических наук,
начальник организационно-научного и редакционно-издательскогоотдела (Псковскийюридический институт ФСИН России) E-mail: [email protected].
г §
о
со
Ï -
с
о §
Ï
с §
0" Ï о
(D
ш со о
О
CD
ГО &
Ф
0
1 «Q
5 §
с
0
6
1
00
о §
ная безопасность сотрудника УИИ может подвергаться не меньшей опасности, чем жизнь сотрудника, работающего с осужденными в местах лишения свободы.
Как показало наше исследование, каждый второй сотрудник УИИ испытывал угрозу безопасности, хотя число таких сотрудников могло быть выше в связи с тем, что не все из них словесную угрозу воспринимают как угрозу безопасности. Большинство сотрудников (41,7 %) подвергались угрозе жизни (нападение осужденного). Кроме того, респонденты отметили случаи угрозы личному имуществу сотрудников(8,3 %) -попытки вскрыть квартиру, что также тесно связано с их безопасностью.
В последнее время существенно увеличилось количество осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями, склонных к различным формам деструктивного поведения, агрессии, конфликтам, членовредительству и суициду4.
Причины и условия, вызывающие рецидивную преступность, можно разделить на следующие группы: обстоятельства, имевшие место до первой судимости(или применения заменяющих наказание мер), но которые продолжают существовать и возобновляются после отбытия наказания; недостатки деятельности самих правоохранительных органов при расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания в отношении рецидивистов; трудности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания (как правило, лишения свободы). Социальная среда, формируя у ранее судимых лиц стойкую систему антиобщественных взглядов, позиций, порождает совершение ими новых преступлений5.
Рецидив преступлений - вид множественности преступлений, наиболее опасная форма преступной деятельности. Неоднократное совершение преступлений свидетельствует об упорном нежелании лица вести общественно полезный образ жизни, подчеркивает привычный для него общественно опасный характер поведения6.
Изучение практики работы УИИ позволяет выделить основные, на наш взгляд, факторы, которые определяют повторную преступность.
1. Недостаточность сил и средств уголовно-исполнительных инспекций.
Анализируя этот фактор, следует рассмотреть его основные составляющие:
- кадровое обеспечение, которое имеет два важных показателя - количественный и качественный состав УИИ. От профессионализма их сотрудников (как и любой другой организации) во многом зависит результат профессио-
нальной деятельности. Недостаток кадрового обеспечения снижает эффективность предупредительно-профилактического воздействия (так считают 55,2 % опрошенных нами сотрудников и начальников инспекций). На учете 2459 подразделений УИИ на конец 2011 г. состояло 474 775 осужденных7. Нагрузка на каждого сотрудника УИИ достаточно высокая - 120200 человек. В таких условиях он вряд ли может обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному с учетом особенностей его личности, отношения к назначенному наказанию, исполнению возложенных на него обязанностей. Кроме того, происходитомоложениелич-ного состава, что «свидетельствует об оттоке из УИС высококвалифицированных работников (преимущественно мужчин), способных эффективно выполнять тяжелую и ответственную работу, связанную с исполнением наказаний»8.
Более того, лишь 57,5 % сотрудников УИИ проходили переподготовкуи повышение квалификации (в основном в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний). В связи с этим большое число сотрудников УИИ не имеют достаточного опыта работы с осужденными этой категории, не владеют современными эффективными формами и методами воздействия на них, указанными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года9;
- материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций. Материальная база УИИ в 2008 г. была очень слабой. В 2,5 тыс. инспекций числилось 70 автомобилей, 1120 компьютеров В 493 УИИ отсутствовала телефонная связь, 78 % из них размещались в помещениях органов внутренних дел в стесненных условиях, на одного сотрудника приходилось в среднем 3 м2 служебной площади. В настоящее время ситуация несколько улучшилась. Так, средняя площадь на одного сотрудникаувеличилась и составила по стране 9,4 м2 10. Однако в 2011 г. 160 УИИ располагались без юридического закрепления в зданиях органов внутренних дел11;
- социально-правовая защита сотрудников УИИ. Социально-правовая защита выступает существенным фактором привлечения кадров на службу в системе исполнения наказаний, сопряженную со сложными условиями, а иногда и опасностью для здоровья и жизни12.
Недостаточная социально-правовая защищенность выражается в низком обеспечении жильем, вещевым и денежным довольствием.
Кроме того, один из важнейших вопросов обеспечения социальной защиты сотрудников -охрана личного состава уголовно-исполнительной системы. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. N° 1254 решение вопроса охраны здоровья сотрудниковуголовно-исполнительной системы и членов их семей было оставлено в компетенции МВД России. В настоящее время медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации , 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория13. Тем не менее необходимо продумать возможность получения медицинской помощи сотрудниками УИС не только в ведомственных, но и в других учреждениях здравоохранения14.
Низкий уровень материальной обеспеченности, слабая социально-правовая защищенность сотрудникови значительно возросшие физические и морально-психологические нагрузки на личный состав становятся основными причинами оттока профессионалов из УИС, в том числе из уголовно-исполнительных инспекций15.
2. Недостаточный уровень взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими правоохранительными органами в сфере предупредительно-профилактического воздействия на осужденных.
В настоящее время на законодательномуров-не не урегулирован вопрос такого взаимодействия, что особенно актуально в свете принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Однако, как показало наше исследование, 56,1 % респондентов полагают, что принятие этого Закона никак не повлияет на организацию предупредительно профилактического воздействия, хотя только слаженные совместные действия уголовно-исполнительных инспекций с правоохранительными органами, в первую очередь с органами полиции, позволят выработать эффективную систему мер предупредительно-профилактического воздействия на осужденных. Это имеет важное значение, так как предупреждение повторных преступлений в значительной степени зависит от того, насколько характер и интенсивность оперативной и профилактической работы соответствуют особенностям личности этой категории правонарушителей16.
3. Особенности личности осужденного.
Назначая наказание без изоляции от общества, государство дает осужденному возможность исправиться, находясь в привычной для
него обстановке, не отдаляясь от семьи, родственников и друзей. Назначение судами излишне мягких наказаний без тщательного исследования данных о личности подсудимого становится основной причиной повторной преступнос-ти17. Кроме того, не все осужденные к альтернативным видам наказания воспринимают его как наказание, в связи с чем часть условно осужденных, прежде всего несовершеннолетних, попав после суда в привычную для них среду, игнорируют возложенные на них судом обязанности, нарушают общественный порядок, посещают места с повышенной криминогенной опасностью, общаются с социально негативными лицами, которые могут провоцировать их на совершение повторных преступлений. Так, в отношении 9829 (или 1 % от общего числа состоявших на учете УИИ) осужденных возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления до постановки на учет и в отношении 26 486 (или 2,7 % от общего числа состоявших на учете УИИ) - после постановки на учет18. Хотя уровень рецидива среди осужденных этой категории сравнительно низкий, тем не менее это нельзя не считать фактором, представляющим угрозу для сотрудниковУИИ, на которых возложена обязанность предупреждать преступления и иные правонарушения со стороны лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций19. Подчеркнем, что повторные преступления совершают люди, которые должны доказать свое исправление и которые находятся в обществе среди обычных людей.
4. Недостаточное изучение и внедрение передового опыта.
Изучение практики деятельности УИИ позволяет утверждать, что важное значение в предупреждении повторной преступности поду-четных лиц имеет внедрение в деятельность этих подразделений передового опыта.
В заключение отметим, что воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние на них криминогенных факторов. Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, анализируя их отношение к наказанию, трудовой деятельности, окружающим людям, можно прогнозировать их поведение как во время отбывания наказания, так и после освобождения, а значит, обеспечение безопасности сотрудников УИИ.
г §
0
со
1 -
с
0 §
1
с §
0" I
о
(D
ш со о
1 Казак Б.Б. Перспективы и проблемы организации исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества // Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сб. материалов / сост. С.Х. Шамсу-нов, П.В. Дихтиевский, О.Г. Ковалев [и др.]; под общ. ред. Б.Б. Казака. Псков, 2010. С. 194.
2 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь -декабрь 2011 г.): информ.-аналит. сб. Тверь, 2012. С. 159.
3 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142.
4 См.: Результатыи основные направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2011-2013 годы// Современное состояниеуголовно-исполнительнойсистемы. С. 40.
5 См.: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1773_page_14.html
6 См.: Юридический энциклопедическийсловарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 1984. С. 320.
7 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь -декабрь 2011 г.). С. 159.
8АллахвердиеваА.В. Проблемы социально-правовой защиты сотрудниковФедеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 1. С. 29.
9 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжениемПравительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Ведомостиуголовно-испол-нительнойсистемы. 2010. № 12. С. 2-15.
10 См.: СмирноваИ.Н. Методологические организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Псков, 2010. С. 238-239.
11 См.: О мерах по профилактике преступлений среди осужденныхбез изоляции от общества и ходе реализации мероприятий по реорганизации межрайонных уголовно-исполнительных инспекций: решение совещания при заместителе директора ФСИН России (Москва, 20 октября 2011 г.).
12 См.: Аллахвердиева А.В. Указ соч.
13 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. [ Электронный ресурс].URL:www.fsin.su
14 См.: Смирнова Ю.А. Медицинское обеспечение сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России 2011. № 1 (72). С. 55-58.
15 См.: Корнилов А.А., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Теоретическиеосновы системы формированиямотива-ции служебнойдеятельности сотрудниковструктурныхподразделенийУИС: учеб. пособие. Псков, 2010. С. 5.
16 См.: АртемьевН.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью М., 1997. С. 13.
17 См.: Смирнова И.Н. Указ соч. С. 187.
18 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь -декабрь 2011 г.). С. 153, 155.
19 См.: Смирнова И.Н. Безопасность сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций: науч-аналит. обзор. Псков, 2009. С. 19-20.