Реформирование уголовно-исполнительной системы
УДК343.848.5 I.N. SMIRNOVA*
ББК 67.409.021 С50
PENAL INSPECTIONS:OBSERVANCE OF LEGALITY
Аннотация: в статье анализируются сюждашге на- Annotation: the article deals with the reasons for
рушения в деятельности уголовно-исполнительн^1х breach of proper functioning of penal inspections. The
инспекций, их причшы, формулируетсякомплекс мер author shows the complex of measures to avoid breach
по недопущению нарушений уголовно-исполнитель- of the penal legislation while dealing with persons under
ного законодательства при работе с осужденными, the supervision of penal inspections.
состоящими на учете уголовн^1х инспекций. Keywords: penal inspection; procuracy supervision;
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инс- penal inspections: observance of legality.
пекция; прокурорский надзор; законность в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, - значимая альтернатива лишению свободы, направленная на гуманизацию карательной практики, приведение ее в соответствие с общепринятыми международными нормами, устранение негативных последствий, связанных с лишением свободы. Современная государственная уголовно-исполнитель-ИРИНА ная политика меняется коренным образом.
НИКОЛАЕВНА На 1 января 2010 г. наказания, не связанные с изо-f'MMDUf'iBA* ляцией осужденных от общества, и иные меры уголовно-правового характера исполняют 2467 уголовноисполнительных инспекций (УИИ), на учете которых -534 409 осужденных
Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденныхи оказание помощи освобож-ПРОБЛЕМЫ даемым лицам осуществляются в соответствии с действующим законодательством (ст. 6 УИК РФ). СОБЛЮДЕНИЯ В числе принципов уголовно-исполнительного законо-ЗАКОННОСТИ дательства принцип законности. Как известно, под принципами уголовно-исполнительного права следует В ДЕЯ 1 ЕЛЬНОС I И понимать руководящие положения, идеи, отражающие УГОЛОВНО- общую направленность и наиболее существенные чер-■ лл|-|лnuMTCriLl_ll_IV ты политики государства в сфере исполнения наказа-ИСПОЛНИ 1 ЕЛЬНЫХ ний1. Принцип законности базируется на положениях, ИНСПЕКЦИИ закрепленных в Конституции РФ, ч. 1 ст. 50: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление) и в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, в соответствии с которой Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления осужденных2.
За законностью в деятельности УИИ осуществляется прокурорский надзор, роль которого особенно велика в условиях отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, поскольку осужденный не теряет социально полезные связи, продолжает ос-
* Кандидат юридических наук,
начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела
(Псковский юридический институт ФСИН России). E-mail: nauka^mail.ru.
таваться в той же среде, в которой совершил преступление Конечно, за его поведением осуществляется менее строгий контроль со стороны органов, исполняющих уголовные наказания, чем за поведением осужденных к лишению свободы. По этой причине осужденный имеет больше возможностей для совершения нового преступления Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти на 29 % увеличилось количество привлеченных к уголовной ответственности осужденных, состоящих на учете УИИ.
Согласно данным нашего исследование до сих пор выявляются факты нарушения уголовно-исполнительного законодательства при работе со всеми категориями осужденных, состоящих на учете УИИ, о чем, в частности, свидетельствует ежегодное увеличение числа проведенных надзирающими прокурорами проверок соблюдения законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера, а также внесенных представлений об устранении допущенных нарушений. Так, в 2007 г. в сравнении с 2006 г. количество проведенных надзирающими прокурорами проверок соблюдения законности увеличилось на 31,1 %, а внесенных представлений - на 36,3 %. По результатам рассмотрения представлений привлечено к дисциплинарной ответственности на 63,8 % больше, чем в 2006 г., должностных лиц3. В 2009 г. прокурорами в ходе проверок выявлено на 21 % больше, чем в 2008 г., нарушений закона при исполнении уголовныхнаказаний, не связанных с лишением свободы. Увеличилось и количество внесенных представлений об их устранении, в том числе в УИИ. По результатам их рассмотрения привлечено к ответственности 6839 (в 2008 г. - 4845) работников, виновных в нарушении законности, включая персонал УИИ - 436 (в 2008 г. - 389).
В ходе проверок установлено, что отдельными территориальными органами УИИ не в должной мере исполняются требования ст. 21 УИК РФ
о ведомственном контроле, в том числе за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют УИИ по месту жительства осужденных Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Тем не менее осужденных направляют отбывать обязательные работы в организации, учреждения и на предприятия, которые не определены органами местного са-
моуправления или где им отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на отсутствие вакансий. На наш взгляд, одна из причин этого - отсутствие в ряде регионов утвержденного перечня организаций для отбывания обязательных работ. Во многих субъектах Федерации в нарушение ч. 2 ст. 25 УИК РФ не соблюдается срок привлечения осужденных к обязательным работам к отбыванию наказания, который не должен превышать 15 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора. Не везде ведется и суммарный учет отработанного осужденными времени, что противоречит ч. 3 ст. 25 УИК РФ.
Не соблюдается порядок исчисления срока обязательных работ, что выражается в нарушении установленного законодательством количества часов (эти факты противоречат ч. 2 ст. 27 УИК РФ). Типичные нарушения носят распространенный характер и выявляются в деятельности УИИ большинства субъектов Федерации.
В нарушение требований ст. 29 УИК РФ сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, располагая информацией о злостном уклонении осужденных от отбывания обязательных работ, не принимают мер по привлечению их к ответственности
Не исполняются должным образом требования ст. 33 УИК РФ по осуществлению контроля за соблюдением осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также за исполнением приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; в части проведения с этой категорией осужденныхвоспитательной работы. Нарушаются и требования ст. 36 УИК РФ о порядке исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Исследованием установлено, что УИИ в некоторых регионах направляют несколько раз одних и тех же осужденных отбывать исправительные работы в такие организации, учреждения или предприятия, где им отказывают в трудоустройстве; ссылаясь на отсутствие вакансий. Кроме того, вопреки положениям ст. 39 УИК РФ осужденным к исправительным работам в день их прибытия в УИИ нередко выдаются на руки по нескольку предписаний, согласно которым им надлежит явиться на разные предприятия для решения вопроса своего трудоустройства Выявляются также случаи, когда осужденные к исправительным работам трудоустраиваются самостоятельно и в места,
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
не определенные органами местного самоуправления, в результатечего установленные приговорами судов удержания из заработной платы таких осужденных в соответствующие бюджеты длительное время не производятся.
В нарушение требований ст. 44 УИК РФ сотрудники инспекций не контролируют правильность и своевременность удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет: Кроме того, осужденных к исправительным работам досрочно снимают с учета, что противоречит ст. 42 УИК РФ.
Вопреки положениям ст. 46 УИК РФ осужденные, нарушающие порядок и условия отбывания исправительных работ, злостно уклоняющиеся от отбывания этого вида наказания, длительное время не привлекаются к ответственности. Имеются случаи, когда осужденные продолжительный период не являются в инспекцию, не работают, изменяют место жительства без уведомления инспекции, за что неоднократно предупреждаются о замене исправительных работ другим видом наказания, однако в суд представления о такой замене не направляются.
Не всегда в день окончания исправительных работ администрациям организаций, в которых осужденные отбывали исправительные работы, предлагается прекратить удержания из их заработной платы, а осужденным выдаются документы об отбытии наказания или освобождения от него, что противоречит ч. 6 ст. 173 УИК РФ.
Установлены случаи нарушения законов при осуществлении контроля за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей. Кроме того, в нарушение требований ст. 178 УИК РФ сотрудники инспекций, зная об уклонении осужденныхжен-щин от воспитания детей либо наличии административных или дисциплинарных взысканий, не принимают к ним соответствующих мер.
Допускаются нарушения закона и при осуществлении контроля за поведением условно осужденных, исполнением ими возложенных судом
обязанностей, что противоречит ч. 1 ст. 188 и ч. 2 ст. 189 УИК РФ. Несвоевременно ставятся на учет и снимаются с учета лица, чей испытательный срок истек Первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от контроля за их поведением и исполнения возложенных судом обязанностей, в большинстве регионов осуществляются неэффективно либо не проводятся совсем.
Анализ нарушения закона при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и иных уголовно-правовых мер позволяет сделать вывод о том, что указанные факты стали возможны, в частности, из-за недостаточного мониторинга исполнения сотрудниками инспекций своих должностных обязанностей со стороны руководителеймежрайонных УИИ, отделов по руководствууголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, самоустранения руководителеймежрайонных УИИ и их филиалов от проверок личных дел осужденных. По этой причине следовало бы четко регламентировать порядок проверок личных дел осужденных, тем более что в новой Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества4 в отличие от ранее действовавшей содержится раздел XII «Личное дело осужденного).
На наш взгляд, территориальным органам уголовно-исполнительной системы необходима обеспечить постоянный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, повысить ответственность сотрудников и аппаратов по их руководствуза нарушения законности; систематически рассматривать на оперативных совещаниях вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний без изоляции от общества; принимать зачеты у сотрудников инспекций по знанию нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность. Это позволит значительно сократить количество нарушений законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера.
1 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. М.; Рязань, 2006. С. 185.
2 См.: Уголовно-исполнительное право: учеб пособие / Е.А. Антонян, Ю.М. Антонян, М.Л. Греков [и др.]; под ред. А.Я. Гришко. М., 2003. С. 9.
3 См.: Материалы II Всероссийского совещания руководителейаппаратов по руководствуУИИ и заместителей начальниковтерриториальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, по итогам работы службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в 2007 г. и задачах, стоящих перед службой на 2008-2009 годы Уфа, 2008. С. 24.
4 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N° 142.