Научная статья на тему 'Проблемы соблюдения законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций'

Проблемы соблюдения законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / PENAL INSPECTIONS: OBSERVANCE OF LEGALITY / PENAL INSPECTION / PROCURACY SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

в статье анализируются основные нарушения в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, их причины, формулируется комплекс мер по недопущению нарушений уголовно-исполнительного законодательства при работе с осужденными, состоящими на учете уголовных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the reasons for breach of proper functioning of penal inspections. The author shows the complex of measures to avoid breach of the penal legislation while dealing with persons under the supervision of penal inspections.

Текст научной работы на тему «Проблемы соблюдения законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций»

Реформирование уголовно-исполнительной системы

УДК343.848.5 I.N. SMIRNOVA*

ББК 67.409.021 С50

PENAL INSPECTIONS:OBSERVANCE OF LEGALITY

Аннотация: в статье анализируются сюждашге на- Annotation: the article deals with the reasons for

рушения в деятельности уголовно-исполнительн^1х breach of proper functioning of penal inspections. The

инспекций, их причшы, формулируетсякомплекс мер author shows the complex of measures to avoid breach

по недопущению нарушений уголовно-исполнитель- of the penal legislation while dealing with persons under

ного законодательства при работе с осужденными, the supervision of penal inspections.

состоящими на учете уголовн^1х инспекций. Keywords: penal inspection; procuracy supervision;

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инс- penal inspections: observance of legality.

пекция; прокурорский надзор; законность в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, - значимая альтернатива лишению свободы, направленная на гуманизацию карательной практики, приведение ее в соответствие с общепринятыми международными нормами, устранение негативных последствий, связанных с лишением свободы. Современная государственная уголовно-исполнитель-ИРИНА ная политика меняется коренным образом.

НИКОЛАЕВНА На 1 января 2010 г. наказания, не связанные с изо-f'MMDUf'iBA* ляцией осужденных от общества, и иные меры уголовно-правового характера исполняют 2467 уголовноисполнительных инспекций (УИИ), на учете которых -534 409 осужденных

Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденныхи оказание помощи освобож-ПРОБЛЕМЫ даемым лицам осуществляются в соответствии с действующим законодательством (ст. 6 УИК РФ). СОБЛЮДЕНИЯ В числе принципов уголовно-исполнительного законо-ЗАКОННОСТИ дательства принцип законности. Как известно, под принципами уголовно-исполнительного права следует В ДЕЯ 1 ЕЛЬНОС I И понимать руководящие положения, идеи, отражающие УГОЛОВНО- общую направленность и наиболее существенные чер-■ лл|-|лnuMTCriLl_ll_IV ты политики государства в сфере исполнения наказа-ИСПОЛНИ 1 ЕЛЬНЫХ ний1. Принцип законности базируется на положениях, ИНСПЕКЦИИ закрепленных в Конституции РФ, ч. 1 ст. 50: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление) и в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, в соответствии с которой Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления осужденных2.

За законностью в деятельности УИИ осуществляется прокурорский надзор, роль которого особенно велика в условиях отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, поскольку осужденный не теряет социально полезные связи, продолжает ос-

* Кандидат юридических наук,

начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела

(Псковский юридический институт ФСИН России). E-mail: nauka^mail.ru.

таваться в той же среде, в которой совершил преступление Конечно, за его поведением осуществляется менее строгий контроль со стороны органов, исполняющих уголовные наказания, чем за поведением осужденных к лишению свободы. По этой причине осужденный имеет больше возможностей для совершения нового преступления Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти на 29 % увеличилось количество привлеченных к уголовной ответственности осужденных, состоящих на учете УИИ.

Согласно данным нашего исследование до сих пор выявляются факты нарушения уголовно-исполнительного законодательства при работе со всеми категориями осужденных, состоящих на учете УИИ, о чем, в частности, свидетельствует ежегодное увеличение числа проведенных надзирающими прокурорами проверок соблюдения законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера, а также внесенных представлений об устранении допущенных нарушений. Так, в 2007 г. в сравнении с 2006 г. количество проведенных надзирающими прокурорами проверок соблюдения законности увеличилось на 31,1 %, а внесенных представлений - на 36,3 %. По результатам рассмотрения представлений привлечено к дисциплинарной ответственности на 63,8 % больше, чем в 2006 г., должностных лиц3. В 2009 г. прокурорами в ходе проверок выявлено на 21 % больше, чем в 2008 г., нарушений закона при исполнении уголовныхнаказаний, не связанных с лишением свободы. Увеличилось и количество внесенных представлений об их устранении, в том числе в УИИ. По результатам их рассмотрения привлечено к ответственности 6839 (в 2008 г. - 4845) работников, виновных в нарушении законности, включая персонал УИИ - 436 (в 2008 г. - 389).

В ходе проверок установлено, что отдельными территориальными органами УИИ не в должной мере исполняются требования ст. 21 УИК РФ

о ведомственном контроле, в том числе за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют УИИ по месту жительства осужденных Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Тем не менее осужденных направляют отбывать обязательные работы в организации, учреждения и на предприятия, которые не определены органами местного са-

моуправления или где им отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на отсутствие вакансий. На наш взгляд, одна из причин этого - отсутствие в ряде регионов утвержденного перечня организаций для отбывания обязательных работ. Во многих субъектах Федерации в нарушение ч. 2 ст. 25 УИК РФ не соблюдается срок привлечения осужденных к обязательным работам к отбыванию наказания, который не должен превышать 15 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора. Не везде ведется и суммарный учет отработанного осужденными времени, что противоречит ч. 3 ст. 25 УИК РФ.

Не соблюдается порядок исчисления срока обязательных работ, что выражается в нарушении установленного законодательством количества часов (эти факты противоречат ч. 2 ст. 27 УИК РФ). Типичные нарушения носят распространенный характер и выявляются в деятельности УИИ большинства субъектов Федерации.

В нарушение требований ст. 29 УИК РФ сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, располагая информацией о злостном уклонении осужденных от отбывания обязательных работ, не принимают мер по привлечению их к ответственности

Не исполняются должным образом требования ст. 33 УИК РФ по осуществлению контроля за соблюдением осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также за исполнением приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; в части проведения с этой категорией осужденныхвоспитательной работы. Нарушаются и требования ст. 36 УИК РФ о порядке исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Исследованием установлено, что УИИ в некоторых регионах направляют несколько раз одних и тех же осужденных отбывать исправительные работы в такие организации, учреждения или предприятия, где им отказывают в трудоустройстве; ссылаясь на отсутствие вакансий. Кроме того, вопреки положениям ст. 39 УИК РФ осужденным к исправительным работам в день их прибытия в УИИ нередко выдаются на руки по нескольку предписаний, согласно которым им надлежит явиться на разные предприятия для решения вопроса своего трудоустройства Выявляются также случаи, когда осужденные к исправительным работам трудоустраиваются самостоятельно и в места,

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

не определенные органами местного самоуправления, в результатечего установленные приговорами судов удержания из заработной платы таких осужденных в соответствующие бюджеты длительное время не производятся.

В нарушение требований ст. 44 УИК РФ сотрудники инспекций не контролируют правильность и своевременность удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечисление удержанных сумм в соответствующий бюджет: Кроме того, осужденных к исправительным работам досрочно снимают с учета, что противоречит ст. 42 УИК РФ.

Вопреки положениям ст. 46 УИК РФ осужденные, нарушающие порядок и условия отбывания исправительных работ, злостно уклоняющиеся от отбывания этого вида наказания, длительное время не привлекаются к ответственности. Имеются случаи, когда осужденные продолжительный период не являются в инспекцию, не работают, изменяют место жительства без уведомления инспекции, за что неоднократно предупреждаются о замене исправительных работ другим видом наказания, однако в суд представления о такой замене не направляются.

Не всегда в день окончания исправительных работ администрациям организаций, в которых осужденные отбывали исправительные работы, предлагается прекратить удержания из их заработной платы, а осужденным выдаются документы об отбытии наказания или освобождения от него, что противоречит ч. 6 ст. 173 УИК РФ.

Установлены случаи нарушения законов при осуществлении контроля за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей. Кроме того, в нарушение требований ст. 178 УИК РФ сотрудники инспекций, зная об уклонении осужденныхжен-щин от воспитания детей либо наличии административных или дисциплинарных взысканий, не принимают к ним соответствующих мер.

Допускаются нарушения закона и при осуществлении контроля за поведением условно осужденных, исполнением ими возложенных судом

обязанностей, что противоречит ч. 1 ст. 188 и ч. 2 ст. 189 УИК РФ. Несвоевременно ставятся на учет и снимаются с учета лица, чей испытательный срок истек Первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от контроля за их поведением и исполнения возложенных судом обязанностей, в большинстве регионов осуществляются неэффективно либо не проводятся совсем.

Анализ нарушения закона при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и иных уголовно-правовых мер позволяет сделать вывод о том, что указанные факты стали возможны, в частности, из-за недостаточного мониторинга исполнения сотрудниками инспекций своих должностных обязанностей со стороны руководителеймежрайонных УИИ, отделов по руководствууголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, самоустранения руководителеймежрайонных УИИ и их филиалов от проверок личных дел осужденных. По этой причине следовало бы четко регламентировать порядок проверок личных дел осужденных, тем более что в новой Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества4 в отличие от ранее действовавшей содержится раздел XII «Личное дело осужденного).

На наш взгляд, территориальным органам уголовно-исполнительной системы необходима обеспечить постоянный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, повысить ответственность сотрудников и аппаратов по их руководствуза нарушения законности; систематически рассматривать на оперативных совещаниях вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний без изоляции от общества; принимать зачеты у сотрудников инспекций по знанию нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность. Это позволит значительно сократить количество нарушений законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера.

1 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. М.; Рязань, 2006. С. 185.

2 См.: Уголовно-исполнительное право: учеб пособие / Е.А. Антонян, Ю.М. Антонян, М.Л. Греков [и др.]; под ред. А.Я. Гришко. М., 2003. С. 9.

3 См.: Материалы II Всероссийского совещания руководителейаппаратов по руководствуУИИ и заместителей начальниковтерриториальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, по итогам работы службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в 2007 г. и задачах, стоящих перед службой на 2008-2009 годы Уфа, 2008. С. 24.

4 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N° 142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.