Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / САМООБСЛУЖИВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

В данной статье проведен анализ понятия «общественно-полезный труд», в рамках терминологического поля, характерного для 1966 года. Выделены основные виды общественно-полезного труда (самообслуживание, общественный труд и производительный труд), исходя из которых проведен сравнительный анализ включенности школьников в годы ВОв и современных школьников в различные виды труда (на примере Красноярского края). Статья представляет интерес в контексте историко-педагогической экспертизы такого явления как вовлечение школьников в общественно-полезный труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY USEFUL WORK OF SCHOOLCHILDREN: HISTORY AND MODERNITY

This article analyzes the concept of "socially useful work" within the terminological field characteristic of 1966. The main types of socially useful work (self-service, social work and productive work) are identified, based on which a comparative analysis of the involvement of schoolchildren during the Great Patriotic War and modern schoolchildren in various types of work is carried out (on the example of the Krasnoyarsk Territory). The article is of interest in the context of the historical and pedagogical expertise of such a phenomenon as the involvement of schoolchildren in socially useful work.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Принцип ансамблевости обучения позволит научить приспосабливать свой голос к общему звучанию, органично включая его в общее исполнение. Педагог должен обращать внимание на эмоциональность совместного исполнения песни, не фиксируя вначале внимание на «технических навыках» и деталях [2, с. 141].

Выводы. Таким образом, стоит отметить, что народное музыкальное искусство является важнейшим фактором социального воспитания обучающихся в дополнительном образовании, формирования ее ценностных ориентаций, основой сохранения этноса. Социальное воспитание на основе народного музыкального искусства позволяет усвоить социальные нормы и модели поведения, сформировать гуманное отношение к другим людям, уважительное отношение к мужчине и женщине.

Литература:

1. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования: монография / Л.П. Карпушина; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 256 с.

2. Козлова Т.А. Вокально-хоровое воспитание в школе: учебное пособие / Т.А. Козлова, Е.В. Чернова; Мордов. гос. пед. ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2014. - 165 с.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.

4. О примерной программе воспитания. - Текст: электронный. - URL: http://form.instrao.ru/.

5. Памятники мордовского музыкального искусства. Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья. Т. 3. / сост. Н.И. Бояркин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. - 337 с.

6. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие / А.Б. Панькин. - М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2006. - 280 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 172 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.

8. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторов социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 2. - С. 3-9.

9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 18.08.2021).

10. Федеральный закон «О дополнительном образовании». - Текст: электронный. - URL: https://210fz.ru/zakon-o-dopolnitelnom-obrazovanii/ (дата обращения: 19.09.2021).

11. Antonova M.V., Shukshina T.I., Buyanova I.B., Gorshenina S.N., Neyasova I.A. (2019) Vocational guidance of junior schoolchildren on practice-oriented basis // Ad Alta: Journal of interdisciplinary research. - 2019. - Vol. 9. - Issue 1, Special Issue VI. - P. 73-76.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В данной статье проведен анализ понятия «общественно-полезный труд», в рамках терминологического поля, характерного для 1966 года. Выделены основные виды общественно-полезного труда (самообслуживание, общественный труд и производительный труд), исходя из которых проведен сравнительный анализ включенности школьников в годы ВОв и современных школьников в различные виды труда (на примере Красноярского края). Статья представляет интерес в контексте историко-педагогической экспертизы такого явления как вовлечение школьников в общественно-полезный труд.

Ключевые слова: трудовое воспитание, общественно-полезный труд, самообслуживание, общественный труд, производительный труд, годы Великой Отечественной войны, современное воспитание.

Annotation. This article analyzes the concept of "socially useful work" within the terminological field characteristic of 1966. The main types of socially useful work (self-service, social work and productive work) are identified, based on which a comparative analysis of the involvement of schoolchildren during the Great Patriotic War and modern schoolchildren in various types of work is carried out (on the example of the Krasnoyarsk Territory). The article is of interest in the context of the historical and pedagogical expertise of such a phenomenon as the involvement of schoolchildren in socially useful work.

Keywords: labor education, socially useful work, self-service, social labor, productive labor, years of the Great Patriotic War, modern education.

Введение. Труд является одним их древнейших средств воспитания подрастающего поколения. Важность трудового воспитания подчеркивались многими государственными деятелями, начиная от Владимира Мономаха. Отечественные педагоги (К.Д, Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) считали, что искренний общественно-полезный труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд становится основной формой проявления личности и таланта. В современной отечественной образовательной практике комплекс нормативно-правовых документов (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СПОО, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., и др.) отражает важность трудового воспитания школьников, которое, на наш взгляд, реализуется не в полной мере. Трудовое воспитание в современной педагогической практике рассматривается как добровольная трудовая деятельность. Соотношение интеллектуального и продуктивного труда в современной школе явно не в пользу последнего, а как следствие получаем непрестижность практически всех видов неинтеллектуального труда.

В истории отечественного образования можно выделить период, когда труд, во всем его разнообразии, рассматривался как основное средство обучения и воспитания, был обязательным для каждого школьника, а школа называлась трудовой. Речь идет о 1920-30-х годах. Именно в этот период были заложены основы трудового воспитания и обучения, результаты которого проявились в годы Великой Отечественной войны, когда практически каждый школьник оказывал посильную помощь фронту и стране, школе и семье. Великая Отечественная война (далее - ВОв) породила огромные трудности, преодоление которых требовало немалых усилий от педагогов, детей, родителей; усложнила многие задачи, стоявшие перед школой, и, вместе с тем, предъявила к ней новые требования.

В этой статье мы рассмотрим, каким образом в годы Великой Отечественной войны осуществлялось воспитание, направленное на формирование важнейших черт личности таких как, советский патриотизм, дисциплинированность, организованность, коллективизм, ценностное отношение к труду. Проанализируем, какие из тех применяемых методов трудового воспитания, не потеряли своей актуальности в наше время, и используются волонтерской деятельности.

Изложение основного материала статьи. Изучением развития школы и общественно-полезного труда учащихся в годы ВОв занимались О.А. Дорошева [3], Н.О. Желенкова [8], З.У. Колокольникова [5], О.Б. Лобанова [5], Е.М. Плеханова [5], Н.В. Пахомова [8], Н.А. Константинов [4], Е.Н. Медынский [4], Н.Г. Мыслинский [7] и др. Исследованием волонтерской деятельности на современном этапе развития педагогической теории и практики - Т.А. Садчикова [12], Е.В. Акимова [1], А.К. Мударян [6] и др. Мы обнаружили малоизвестные работы Ф.Ф. Шамахова [13], посвященные школе Западной Сибири, однако практически неисследованной является школа Восточной Сибири, в частности Красноярского края. Мы можем отметить работы Б.Ф. Райского [10, 11] и В.В. Бибиковой [2], посвященные организации всеобуча в Красноярском крае в годы войны. Все вышесказанное обусловливает необходимость обобщения опыта работы школьных учебных заведений в этом крае в период 1941-45 гг.

Анализ справочной литературы по педагогике показал, что в современных педагогических словарях и энциклопедиях отсутствуют термин «общественно-полезный труд». В педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Каирова (1966) нам удалось найти определение общественно полезного труда (далее ОПТ), на наш взгляд, наиболее точно отражающее его сущность. Общественно полезный труд учащихся - это разнообразная трудовая и общественная деятельность школьников, направленная непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющая целью содействовать всестороннему развитию личности, формированию коммунистического отношения к труду; Воспитательное значение ОПТ школьников определяется не только тем, что и как они делают, но и тем, для кого предназначен результат их труда. По этому признаку можно различать три вида ОПТ:

1) труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборка классных помещений, ремонт школьной мебели, изготовление приборов и оборудования учебных кабинетов, устройство спортивных площадок на пришкольных участках, дежурства по классу и школе и др. В процессе такого, во многом самообслуживающего труда (самообслуживание) растет самосознание и укрепляется дисциплина учащихся, формируется уважение к труду и людям труда; причем критерий обязательности трудовой деятельности определяется самим школьным коллективом. Не выполнив, или плохо выполнив работу, коллектив несет ответственность лишь перед самим собой;

2) труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детскими садами, дежурства в клубах, кинотеатрах, выступления с лекциями, докладами, концерты художественной самодеятельности на предприятиях и колхозах, участие в озеленение и благоустройстве района и др.виды труда в зоне пионерского действия и т.д. Учащиеся несут моральную ответственность за результат труда не только перед своим, но и перед другими детскими и взрослыми коллективами. Этот вид труда во многом социальный, общественный по своей природе, в основе которого лежит помощь другим;

3) труд, результат которого предназначен для всего общества, - производство товарной продукции (производительный труд). Для младших классов сначала характерен труд по самообслуживанию, затем возрастает роль общественного труда. В старших классах все большее значение приобретает производительный труд. Применение того или иного конкретного вида труда определялась комплексом социально-педагогических условий и целевых ориентиров педагогического процесса [11].

Все вышеперечисленные виды общественно-полезного труда реализовывались в советской школе. ВОв внесла коррективы во все виды деятельности общества, и у школьников появилось больше задач, продиктованных условиями нехватки и нужды самого необходимого. Например, первый вид общественно-полезного труда был предназначен для нужд своего коллектива, а в нелегкие времена ВОв школьники самостоятельно делали себе чернила из химического стержня или сажи, сшивали тетрадки из грубой оберточной или папиросной бумаги, наглядные материалы и др. Труд второго вида (собственно общественный), который определялся как помощь другим коллективам, тоже претерпел изменения. В годы войны школьники отправляли посылки на фронт, изготовляли и отправляли носовые платки, носки и кисеты для военнослужащих, собирали теплые вещи детям освобожденных районов, наравне с учителями принимали деятельное участие в обслуживании госпиталей, помогали в работе изб-читален, Домов культуры, клубов, пунктов всеобуча и др. В это время было создано тимуровское движение, участники которого регулярно помогали семьям красноармейцев в подвозе воды и топлива, в колке дров, в уходе за малышами. Тимуровцы организовывали веселые елки для детей фронтовиков, готовили для них подарки. Третий вид труда (производительный) заключался в производстве товара для всего общества: школьники оказывали помощь в области сельского хозяйства, работали на уборке урожая «в сроки и без потерь», выкармливали домашних птиц, поросят, кроликов, овец, заменяли взрослых на производстве и т.д. Мы сделали попытку отразить в сравнительной таблице основные виды труда и их содержательное наполнение в годы Вов и на современном этапе (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица основных видов труда и их содержательного наполнения в годы Вов и на современном

этапе

Признаки общественно-полезного труда В годы ВОв Современный этап

1. Труд,результат которого предназначен для нужд своего коллектива (класс, школа). Уборка класса. Ремонт мебели. Изготовление приборов для учебных кабинетов. Благоустройство пришкольных участков. Дежурства по школе. Изготовление чернил. Сшивание тетрадей. Практически отсутствует по самообслуживанию. Озеленение и благоустройство школьной территории.

2. Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов. Отправка посылок на фронт. Сбор теплых вещей детям освобожденных районов. Обслуживание госпиталей. Работа в избах-читальнях, Домах культуры и др. Подвоз воды и дров, уход за малышами. Проведение новогодних елок. Работа в школьных отрядах ЗОЖ. Помощь ветеранам. Благоустройство памятных мест.

3. Труд, результат которого предназначен для всего общества. Сельское хозяйство (собирание урожая, выкармливание домашних птиц, поросят, кроликов, овец) Производство ( работа на заводах и фабриках). Труд с оплатой как средство формирования финансовой грамотности. Поисковая деятельность. Раскопки в местах боевых действий. Участие в экологическом движении.

Попробуем проанализировать по описанным выше трем видам общественно-полезный труд современных школьников. Рассмотрим на примере Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "РДШ" (Российское движение школьников). Проекты этой организации осуществляются по нескольким направлениям, рассмотрим одно из них, «Гражданская активность». По первому виду труда, мы к сожалению, не нашли актуальных проектов, кроме помощи школе в озеленении и облагораживании территории школы. Во многом это связано с осторожным отношением к привлечению детей к труду, с необходимостью заручиться согласием родителей и детей на труд по самообслуживанию. Зато по второму виду труда осуществляются разнообразные проекты. Учащиеся в рамках РДШ могут быть «Волонтерами медиками», участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, губернаторских отрядов по облагораживанию городской среды, всероссийских профилактических акций. В России набирает популярность движение «Волонтеры Победы»: помощь ветеранам ВОв, благоустройство памятных мест и уход за памятниками, волонтерство на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и др. В качестве третьего вида общественно-полезного труда для всего общества, современные школьники могут поучаствовать в поисковой деятельности, отправиться в настоящую поисковую экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об исторических событиях и судьбах Героев Отечества. Школьники могут вступить в экологическое движение - это участие в природоохранной деятельности, организация экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведение научных исследований и реализация социальных проектов.

Выводы. Таким образом, нужно отметить, что в обстановке Великой Отечественной войны роль и значение общественно-полезного труда детей и подростков возросли. Основу этого труда во всех его трех видах составляли обязательность для каждого школьника, полезность для общества и страны, бескорыстность. Современная внеурочная деятельность и общественные детско-молодежные движения уходят от декларации обязательного и полезного труда на бесплатной основе и вовлекают в волонтерскую деятельность. При этом, максимальную актуальность и востребованность приобретает общественный социально-значимый добровольный труд, в то время как воспитательный ресурс труда по самообслуживанию и производительного труда оказывается мало востребован или не востребован вообще.

Литература:

1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Рязань, 2006. - 177 с. [Электронный ресурс] URL:http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskoe-volonterstvo-v-dejatelnosti-detsko-molodezhnyh-obedinenij.html (дата обращения: 19.10.2021).

2. Бибикова В.В. Выполнение закона о всеобуче в годы Великой отечественной войны в Красноярском крае. -Красноярск: ЗАО «Луна-Река», 2016. - 336 с.

3. Дорошева О.А. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны:1941-1945 гг.: Автореферат диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. - Оренбург. - 2003 - 18 с.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. - М.: Учпедгиз, 1948. - 472 с.

5. Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Лукин Ю.Л., Фирер Н.Д., Плеханова Е.М. Военно-физкультурный всеобуч в Сибири в годы Великой Отечественной войны. Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. -С. 171-178

6. Мурадян А.К. Систематизация процесса социально-культурной самореализации учащейся молодежи в волонтерской деятельности: аксиологический подход: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Мурадян

Анна Кареновна, 2019. [Электронный ресурс| URL:http://www.dsHb.net/kult-prosvet/sistematizarija-processa-sotialno-kultumoj-samorealizacii-uchaweisja-molodezhi-v.html (дата обращения: 19.10.2021).

7. Мыслинский Н.Г. О вопросах методики начальной военной подготовки учащихся средних школ // Советская педагогика. - 1942. - № 5. - С. 18-23.

8. Пахомова Н.В., Желенкова Н.О. Организация школьного образования в Красноярском крае в 1934-1945 годах // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2019. - № 2 (36). - С. 145-152.

9. Педагогическая энциклопедия / Глав. ред.: И.А. Каиров. В 4-х т. Т. 3. - Москва: Сов. энциклопедия, 1964-1968. -С. 174-175.

10. Райский Б.Ф. Военное обучение молодежи - важнейшая задача школы // Красноярский рабочий. - 1941. -№243. - С. 13.

11. Райский Б.Ф. Школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск. - 1970. - С. 36-59.

12. Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Садчикова Татьяна Анатольевна. - 2009. - 227 с. [Электронный ресурс1 URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-grazhdanskoj-otvetstvennosti-starsheklassnikov-v-processe-volonterskoj.html (дата обращения: 19.10.2021).

13. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред.Ф.Ф. Шамахова. - Новосибирск, 1970. - 396 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель истории и обществознания Максимова Ольга Николаевна МБОУ «Маинская СОШ имени Ф.Г. Охлопкова» МР «Мегино-Кангаласский улус» (с. Майя)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания у обучающихся в процессе изучения истории родного края, на примере современных практик, пришедших в краеведческую работу: изучение родословной, работа с архивными документами улуса, районная СМИ, топонимика, родословного древо, легенд своей семьи. Основная часть живой истории находится в сёлах, которые издревле являются животворящими очагами. Не зная свою родословную, историю села и своей малой родины, невозможно быть патриотом, благовоспитанным и порядочным человеком.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, изучение истории родного края, патриотическое воспитание, краеведение, моральный выбор, национальная самобытность.

Annоtation. In this article a problem is examined spiritually-moral education at student in the process of study of native edge. On the example of new themes, coming in regional work: study of genealogy, storyboarding улуса, district MASS-MEDIA, toponymy, genealogical tree, legends of the family. Basic part of living history is in villages that of yore are vivifying hearths. Not knowing the genealogy, history of village and small motherland, it is impossible to be a patriot, well-bred and decent man.

Keywords: education is spiritual, study of history of native edge, patriotic education, study of a particular region, moral choice, national originality, is spiritual.

Введение. В реалиях сегодняшнего дня осознаётся необходимость утверждения приоритета духовно-нравственного воспитания, в котором юное поколение должно стать субъектом формирования в себе лучших человеческих качеств. Президент России В.В. Путин в своем выступлении отметил, что «...многие трудности, проблемы легче решать вместе, в том числе и в ситуациях морального выбора. Его приходится делать постоянно. И в обществе, и в дружбе человека оценивают не столько по его карьерным успехам, достижениям или богатству, сколько по его поступкам, по уровню культуры, по порядочности, по отношению к семье, к детям, к родителям, к друзьям» [3, с. 22]. Новые реалии, в которых учащимися приобретаются знания об истории или природе своего края и используются ими в практической деятельности на благо окружающих людей, это - процесс регионализации, касающийся жизни всех субъектов российского общества в плане сохранения их национальной самобытности, истории, экономики, культуры, особенностей обучения и воспитания. Можно отметить новые темы, пришедшие в краеведческую работу: изучение родословной, работа с архивными документами улуса, районная СМИ, топонимика, родословного дерево, легенд своей семьи [2, с. 22]. Ученики приходят к выводу о том, что имя их земляка - это гордость Отечество. Знакомство с биографией человека, историей улуса, родного села, алааса (алаас в значении «родной дом,...место возникновения развития чего-либо, колыбель; изначальная священная спасительная обитель, священный родной очаг; почтительно - церемонное описание родного дома») [1, с. 22]. Где выросло не одно поколение родственников предполагает выбор наиболее ярких фактов, способных оставить наибольшее эмоциональное впечатление. Сейчас проводится огромная работа не только по сохранению исторического наследия ныне существующих сёл, но и тех, что канули в Лету. У народа саха всегда существовал культ почитания предков. Человек, не знающий о своих предках до 7 колена, не мог пользоваться уважением среди своего народа. Люди всегда помнили, что о его потомках будут судить по его делам и поступкам. Поэтому старались совершать как можно больше благовидных поступков и оставлять после себя добрую память. В данной статье приводим пример исследования обучающихся Мальжегарской школы Бачисова Эрчимэ и Артахин Мичил.

Изложение основного материала статьи. До Октябрьской революции 1917 года и до образования колхозов в 30-годах, люди селились у речки Большая Черепаниха и аласов, где можно было заготовить сено и содержать крупный рогатый скот, лошадей, сеять зерно, охотиться и рыбачить на реке и озерах. Тогда в местности Кыыс Оломо проживал род Артахиновых, Былковых, Балбаховых, Давыдовых, Лаврушкиных, Торговкиных. До наших дней сохранились названия алаасов , где проживали семьи до коллективизации: Бом - род Аллахинова Тимофея Федоровича, Куталаах - род Колпакова Лазаря, Колпак ото5о Колпакова Ивана Лазаревича, Куоба5ай- род Лаврушкина Ивана Афанасьевича, Кыыс Оломо Артахинова Василия, Артахинова Ксенофонта, Бачисова Афанасия, Былкова Ивана, Саввы, Якова, Маппыай куолэ -род Кулакина Андрея и его сына Матвея, Олоксоон ото5о - род Нутчина Алаксандра Иннокентьевича, Орто Суут род Барбахановых, Бачисовых, Шарабориных, Лаврушкина Иннокентия- Лэкиэс, Лаврушкина Сергея Михайловича, Чомчукэ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.