Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Максимова Ольга Николаевна

Изучение истории родного улуса, страны является основой духовного и нравственного возрождения современного российского общества, имеет огромное значение в образовательно-воспитательном процессе. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе. Оно включает широкий материал по истории, географии, обществознании. Основной целью статьи является: формирование национального самосознания растущего поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучения своего края и жизни замечательных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Максимова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY AS THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The study of the history of the native ulus, the country is the basis of the spiritual and moral revival of modern Russian society, is of great importance in an educational process. Promotion of local history becomes the need for modern school. It includes a wide material on history, geography, social science. The main purpose of the article is: the formation of a national self-consciousness of the growing generation, an increase in the level of general education by further in-depth study of its edge and the life of wonderful people.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

сначала рядовым колхозником, а затем - бригадиром. Был передовиком производства, "стахановцем"в колхозе. В 1931 году эти товарищества объединились в колхоз «Мунку», председателем колхоза был уроженец села Кятчи Павлов Максим Степанович. В 1954 г. колхоз «Мунку» присоединился в колхоз «Правда». После установления Советской власти были созданы первые товарищества в нашем наслеге - «Хлебороб» и «Сана олох», которые занимались животноводством, растениеводством, хлебопашеством.

О начале Великой Отечественной войны в нашем селе узнали в тот же день. За годы войны из нашего маленького села и алаасов ушли на фронт более 100 мужчин, а вернулось меньше половины из них. С войной исчезли фамилии: Барбахановы, Бачисовы, Боттоины, Кулагины, Павловы, Торговкины и почти все они жили в местности Орто-Суут. Трое матерей проводили на фронт троих и более сыновей, внуков и мужей - это Антонова Евдокия Николаевна, Давыдова Евдокия Алексеевна, Нутчина Пелагея Николаевна. Война забрала и первую интеллигенцию села братьев Бекреневых Леонида и Семена, Давыдовых Василия его сестру Евгению и мужа Авдеева Василия Илларионавича. В сложных военных условиях, в начале второй волны коллективизации к чему подверглось наше село, председателем колхоза «Улахан-Мунку» работал Давыдов Афанасий Егорович. В колхозе, как, и во всей стране в военные годы, работали женщины и дети. Валили лес, возили его на лошадях. Учащиеся начальных классов, подростки наравне с взрослыми косили сено и убирали хлеб и сено. Патриотизм советского народа особенно ярко проявился в движении по оказанию добровольной материальной помощи фронту. Оно развернулось в разнообразных формах в ответ на призыв партии «Все для фронта, все для победы!». В конце июля - первых числах августа 1941 года в колхозах, учебных заведениях и общественных организациях прошли митинги и собрания, на которых жители района принимали решения активно включиться в создание Фонда обороны страны. Так на постройку боевых самолетов колхозники колхоза Улахан-Мунку отчислили 1265 рублей, собрали облигацией 7705 рублей. В фонд обороны выделили 4692 рубля, собрали 156 штук теплых вещей. Труженики села, как и все население страны, внесли свою достойную лепту в Победу. Она досталась дорогой ценой. Еще в предвоенные годы и в колхозах для увеличения производительности труда было внедрено стахановское движение. Стахановцами военного времени были: первые трактористы окончившие олекминский МТС Артахинов Прокопий Васильевич, Бахсаев Михаил Алексеевич, Былкова Анна Иосифовна, Лаврушкин Афанасий Иванович, Жулева Акулина Егоровна, Нутчина Мария Александровна. А также колхозники села: Лаврушкин Афанасий Иванович, Нутчин Александр Иннокентьевич, Габышев Иван Дмитриевич, Андреев Терентий Ксенофонтович, Балбахов Архип Егорович, Артахинов Александр (Саллар о5онньор) Артахинов Василий Константинович, Лаврушкин Гаврил, Иванов Владимир, Павлов Алексей Андреевич, Догоюсов Владимир Иванович, Былков Николай, Боттоина Александра, Архипов Савелий Николаевич, Колпакова Раиса Харлампьевна, Колпаков Петр Харлампьевич. Габышев Иван Дмитриевич и Торговкина Раиса Афанасьевна награждены почетным званием «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней.

Фронтовые дороги весной 1945 года вели Советскую армию к фашисткой Германии, они довели до Берлина и наших односельчан: Габышева Петра Николаевича, Малышева Николая Карповича, Сидорова Нестера Романовича и Султанчина Мура Султановича. Солдаты вернулись домой с Но не все вернулись с войны родной алаас, той победной весной не все вернулись домой, много солдат остались навсегда на полях сражения нашей огромной страны, застенках концлагерей.

Выводы. Таким образом, ознакомление с историей и культурой родного края, улуса, народным творчеством, традициями народа саха, фольклором, особенностями быта народов Якутии в процессе бесед, ознакомления с архивными документами, просмотра кинофильмов, экскурсий по алаасам, сакральным местам наслега, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций. Обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. Сформированные духовно-нравственные ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Литература:

1. Егорова Р.И., Старостин И.В. Патриотическое воспитание школьников в условиях детского лагеря. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение: современный аспект», посвящённая памяти выдающего российского учёного, профориентолога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. - 2020 г. https://eHbrary.ш/item.asp?id=42780152 С. 402-405

2. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края [Электронный ресурс]: монография / Веденеева Г.И. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 392 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35247.— ЭБС «IPRbooks».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

4. Нац. архив. РЯ (Я0. Ф.19.ОП.913. Д.15. Л.15).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель истории и обществознания Максимова Ольга Николаевна МБОУ «Маинская СОШ имени Ф.Г. Охлопкова» МР «Мегино-Кангаласский улус» (с. Майя)

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Изучение истории родного улуса, страны является основой духовного и нравственного возрождения современного российского общества, имеет огромное значение в образовательно-воспитательном процессе. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе. Оно включает широкий материал по истории, географии, обществознании. Основной целью статьи является: формирование национального самосознания растущего поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучения своего края и жизни замечательных людей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, изучение истории родного края, краеведение, жизнь замечательных людей, трудовое воспитание, самовоспитание, самореализация учащихся.

Annotation. The study of the history of the native ulus, the country is the basis of the spiritual and moral revival of modern Russian society, is of great importance in an educational process. Promotion of local history becomes the need for modern school. It includes a wide material on history, geography, social science. The main purpose of the article is: the formation of a national self-consciousness of the growing generation, an increase in the level of general education by further in-depth study of its edge and the life of wonderful people.

Keywords: Spiritually-technological education, study of the history of the native land, regional studies, the life of wonderful people, labor education, self-education, self-realization of students.

Введение. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно-полезной, увлекательной, благородной работы. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [1, с. 12].

Изложение основного материала статьи. Президент РФ В.В. Путин отметил, что важнейшей составной частью учебно- воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося [3, с. 22]. В своей педагогической практике мы активно используем краеведение как одну из действенных форм духовно-нравственного, гражданского-патриотического воспитания. Были организованы встречи с ветеранами социалистического труда Сергеевым М.С. и с заслуженным учителем ЯАССР Дохунаевой А.А. По итогам этой большой исследовательской и творческой работы проведена научно-практическая конференция учащихся «Знаменитые уроженцы нашего улуса».

«Нет ничего лучше, чем видеть свои здания...»

Промозглое, серое сентябрьское утро 1943 года. Зависшая над рекой плотная дымка тумана только начинает рассеиваться. Пароход медленно причаливает к берегу Даргылаха. Вот с трапа сходит группы группа сельских мальчишек, среди которых и 16-летний Михаил Сергеев из Олёкминского района. Сопровождает их женщина. Уставшие от долгой дороги, в рваной одежде, грязные, голодные, продрогшие до костей, с котомками за плечами ребята устало бредут в сторону города. Но как только они доходят до Якутска, их усталость как рукой снимает - деревенские мальчишки впервые в жизни увидели столицу! Больше всего Михаила поразили дома - некоторые были большие, старинные, явно купеческие, а некоторые были, что удивительно, двухэтажными!

Мог ли он, мальчишка-сирота с нелегкой судьбой, тогда предположить, что спустя много лет он станет знаменитым строителем Якутии, Героем Социалистического Труда, кавалером ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженным строителем Российской Федерации. В 1943 году школа фабрично-заводского обучения, которая в те времена готовила рабочие строительные кадры, для республики, сделал шестой набор учащихся. Туда-то и попал Михаил Семенович Сергеев. А располагалась школа ФЗО в то время в деревянном одноэтажном здании по Дзержинского, 17 (ныне на этом месте стоит ДЮСШ).

Сегодня Михаил Семенович Сергеев с теплотой вспоминает, как радушно приняли в школе их будущие наставники.

- Неделю нас отмывали, обстригали, откармливали, приводили в порядок, знакомили с новой жизнью. А потом начались занятия и в школе ФЗО учились и городские, и деревенские ребята. Нас, олекминчан, было 12 человек, из моего села Улахан-Мунку в школу приняли четверых. Наша 51-я группа была сборной, учились ребята со всей республики, разных национальностей. В школе обучали на плотников, столяров, печников, была даже группа девушек-бондарей, которых учили изготавливать бочки, и группа девушек-столяров, которые позже стали работать с нами в «Якутстрое». Меня определили в плотники. Постигать премудрости этого дела нам пришлось с первых дней учебы, причем прямо на стройплощадке «Якутстроя». Мастером производственного обучения у нас был знаток плотницкого дела И.К. Первушин. К концу обучения мы уже самостоятельно могли полностью дом возвести, от окладного венца до крыши, включая постановку дверей и окон. Как сейчас говорят, до «под ключ» сдать.

Учёба в школе ФЗО завершилась в мае 1944-го. Как вспоминает сегодня Михаил Семенович, 86 человек, в том числе и его, определили в трест «Якутстрой». И первым объектом, с которого берет отсчет трудовая биография плотника Михаила Сергеева, стало строительство пристроя к двухэтажному деревянному зданию обкома партии.

Строили этот объект только фэзушники, потому и ответственность была двойная. Вчерашние учащиеся ФЗО старались изо всех сил - ведь, по существу, это был их первый жизненный экзамен. В первые месяцы работы, приходя вечером в общежитие, Михаил буквально падал от усталости. Сил не было ни на что. Глаза сами закрывались, и его обволакивала мягкая убаюкивающая тишина. Во сне он переносился домой, в родные олёкминские аласы, туда, где прошло его детство.

А детство Михаила было тяжелым и безрадостным. Отец умер, когда сыну исполнилось 4 года, а в 10 лет Миша потерял и мать. Мальчик и его сестры - родная Зоя и сводные сестры Майя и Катя - недолго жили вместе. Отчим был весьма жестоким человеком - после смерти жены он принял решение раздать всех четверых детей по людям. Десятилетнего Мишу отдал одинокому старику, который тоже оказался деспотом. По существу, мальчик был у него на побегушках. Миша прожил с ним пять лет, терпя постоянные унижения и оскорбления. В конце концов, он решил уйти о старика. Забрав сестру Зою, стал работать в колхозе. Жили в маленькой комнатушке, которую выделило правление. Так, наверное, Миша и работал бы в колхозе, если бы летом 1943 года к ним, в Улахан-Мунку, не приехала русская женщина, которая набирала ребят в школу ФЗО. Миша стал первым, кто записался в эту школу - ему очень хотелось получить рабочую профессию, начать зарабатывать себе на жизнь. Перед отъездом юноша договорился со знакомыми, которые взяли на воспитание его сестру Зою.

Конечно, работа плотника была очень тяжелой, изнуряющей, требующей большой выносливости. Но Михаил не унывал. Самое главное - он сумел преодолеть трудности, выучился в школе ФЗО и получил почётную профессию строителя. Сегодня Михаил Семенович с большой благодарностью вспоминает заслуженного деятеля науки и техники, члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, управляющего трестом «Якутстрой» Ефима Львовича Жорницкого, с именем которого связан 26-летний период развития строительства в Якутии.

- Ефим Львович был исключительным человеком! Таких людей, как он, я потом не встречал вспоминает ветеран. Он работал управляющим с 1936 по 1961 годы. Выдающийся организатор, талантливый строитель, и просто порядочный, честный, большой души человек. Нам, мальчишкам-фэзушникам, по существу, он заменил родителей. Во многом благодаря ему, мы стали достойными людьми. Вскоре в бригаде, где трудился Михаил Сергеев, доверили возведение первой буровой вышки, строительство аэропорта. Вначале ребята работали под руководством бригадира Николая Васильевича Веретенникова, который являлся потомком знаменитых вятских плотников. Позже бригадиром стал Михаил Александрович

Козлов. Примечательно, что бригада Козлова в 1949 году выступила в соцсоревнование со строительной бригадой Александра Чутких из Центральной России. И бригада якутских строителей вышла победителем в этом соцсоревновании!

Вообще, бригада Козлова, где трудились, в основном, бывшие фэзушники, считалась одной из лучших. Работать на совесть, качественно, отвечать за свои объекты, стремиться к познанию нового - всему этому учил своих ребят бригадир. Наверное, именно поэтому из этой бригады вышли целых три Героя Социалистического Труда! Первым стал Михаил Федотов, вторым - Михаил Алексеев. А в 1971 году это почетное звание было присвоено Михаилу Сергееву. Примечателен и тот факт, что все три Героя окончили школу ФЗО, причем в один год.

Почти на протяжении 40 лет, с 1944 по 1982 годы, Михаил Сергеев трудился в тресте «Якутстрой», позже ставшим «Главякутстроем». Михаил Семёнович - непосредственный участник строительства первых каменных зданий в Якутске -школ №9, №2, предприятия №14, Русского Театра, домов на проспекте Ленина, в 202 микрорайоне, здания Национального музея, Музея достижений школьников, ДП-2, КГБ, ДШИ, Геологоуправления, Якутского научного центра, «Якутзолото», «Якутгражданпроекта». Он осваивал строительство домов на «башмаках», на сваях, при нем появилась первая строительная техника... На пенсию ветеран вышел только в 2003-м, в последние годы трудился в Институте физтехпроблем Севера. Михаил Семенович освоил несколько строительных профессий - работал не только плотником, но и столяром, стекольщиком, конопатчиком и... витринщиком. Первые стеклянные витрины появились в Якутске в 1969 году, благодаря Сергееву.

- Учились методом проб и ошибок, самостоятельно. Переломали не один гектар стекла, пока не освоили дело. Первую витрину делали для магазина «Туймаада». Арматуру металлическую монтажники сооружали, а мы стеклили. А стекло было толщиной 1 см параметрами 4 м 20 см на 3 м 80 см. Мы в жизни не резали такое стекло! Пришлось помучиться, но все же научились. Также мы делали витрины для магазинов «Холбос», «Юность», остеклили и здание Партпроса.

Со стройкой связана вся жизнь Сергеева. На стройке Михаил и свою любовь нашёл. Елизавета работала маляром. Увидел ее и сразу влюбился. «Лиза была самой лучшей из тех девушек, которые работали на стройке. Но она меня два года мучила, замуж не выходила!», - смеется Михаил Семенович. «Миша был очень компанейский, общительный парень. А ещё я видела, что он работяга, у него были золотые руки», - вспоминает Елизавета Васильевна.

Семью создали Сергеевы в 1952 году. Появилось трое детей - сыновья Александр, Василий и дочь Екатерина. Сейчас стаж супружеской жизни Сергеевых составляет 64 года! Сегодня Михаила Семеновича и Елизавету Васильевну радуют, конечно же, успехи внучек Алены и Ольги, а также правнуков 14 Вани и годовалого Артема.

6 октября Михаилу Семёновичу Сергееву исполнится 90 лет. Он до сих пор подтянут и энергичен. Утро у ветерана труда и тыла начинается с зарядки, массажа, обливания холодной водой. Таблеток не глотает, считает, что постоянное движение, труд на свежем воздухе, позитивный настрой могут вылечить любую болезнь. Его любимы занятием по-прежнему остается подледная рыбалка. Раньше очень любил охоту, но теперь отдает предпочтение огородничеству.

- Профессия строителя - самая мирная и почетная. Никогда не жалел, что ее выбрал. Потому что нет ничего лучше, чем видеть здания, возведенные твоими руками.

Антонина Александровна Докунаева (Нутчина) родилась 9 января 1946 года в селе Улахан-Мунку Олекминского района в семье Александра Иннокентьевича и Варвары Михайловны Нутчиных. В семье было 6 детей. Отец Александр Иннокентьевич в молодые годы активно учавствовал в становлении и укреплении Советской власти на территории своего наслега. В сложных условиях гражданской войны он работал первым председателем Больше-Черепаниховского сельревкома (1920-1921 гг.), был членом Мальжегарского волревкома, хотя и был неграмотным. С 1929 года дедушка работал в колхозе "Улахан-Мунку" сначала рядовым колхозником, а затем бригадиром. Он был передовиком производства, "стахановцем". В 1945 году был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а в 1956 году- нагрудным знаком участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Неоднократно избирался депутатом Мальжегарского сельского Совета. Умер в 1980 году. Ее мама Варвара Михайловна Нутчина (Бельчусова) окончила рабфак в г. Якутске и работала учительницей начальных классов, вечерами- в школах ликбеза для неграмотных в Горном, Амгинском, Намском и Олекминском районах. Была знакома с Ильей Дорофеевичем Винокуровым- Ча§ыл§аном и Семеном Петровичем Даниловым - начинающим тогда поэтом и писателем. Бабушка увлекалась поэзией, и сама пробовала писать стихи. Умерла в 1986 году. В 1965 году моя мама окончила 11-Нерюктяйскую среднюю школу. А в 1970 году окончив биолого-географический факультет ЯГУ, поехала по распределению в родной улус. Там она 3 года проработала учителем географии в Амгино-Олекминской восьмилетней школе. Как внеклассное мероприятие мама вела в этой школе кружок краеведения среди учащихся 7-х и 8-х классов. К концу 1971-1972 учебного года члены данного кружка приняли участие в районном туристском слете, где заняли 1 место среди других восьмилетних школ района.

В мае 1972 года Антонину Александровну, как молодого инициативного педагога, направили в г. Якутск для участия в республиканском слете молодых учителей. А в июне этого же года она была награждена Почетной грамотой Якутского ОК ВЛКСМ за активное участие в развитии детского туризма и краеведения в школах Олекминского района. Молодой специалист активно участвовала в общественной жизни села Олекминское. Она вела политкружок для работающей молодежи и читала лекции жителям агитзон. В Олекме она познакомилась с будущим супругом Тимофеем Докунаевым, который в то время учился в Олекминском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1972 году они поженились, и в 1973 году приехали в Аллаиховский район на родину мужа. В Аллаихе она проработала учителем географии в Чокурдахской средней школе, воспитателем продленной группы в Оленегорской восьмилетней школе, заведующим общим отделом в Аллаиховском райисполкоме и в администрации Аллаиховского улуса, управделами в Аллаиховском райсовете.

В 1973-1974 учебном году, 1980-1083 гг. проработала учителем географии и классным руководителем 5 «а» и 6 «а» классов в Чокурдахской средней школе. Антонина Александровна ответственно относилась к своей педагогической деятельности. Посещала учащихся из своего класса на дому, знакомилась с их домашними условиями, умела находить общий язык с родителями, помогая им советом и поддерживая. Держала постоянную связь с учителями-предметниками. Регулярно проводила классные часы и пионерские сборы в отряде на разные темы. Организовывала экскурсии, походы и т.д. В результате ее класс при проведении итогов 1980-1981 учебного года стал «правофланговым» среди 3-х параллельных классов. При присвоении этого звания классу учитывались следующие показатели: успеваемость учащихся, поведение, участие в общественной жизни школы.

Антонина Александровна была передовиком производства. Из постановления объединенного заседания Аллаиховского РК КПСС, исполкома Аллаиховского районного Совета народных депутатов и Аллаиховского РК ВЛКСМ от 20.01.1982 г. «Об итогах выполнения плана и социальных обязательств предприятиями и организации района за 1981 год»: «наградить Почетной грамотой бюро РК КПСС, исполкома районного Совета народных депутатов и бюро РК ВЛКСМ отдельных передовиком производства: Докунаеву Антонину Александровну - учительницу Чокурдахской средней школы.

Выводы. Таким образом, изучение родного края на уроках истории и обществознания, призваны формировать ценностные ориентиры учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать

историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудированным и патриотом. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины.

Литература:

1. Абзалова С.С. Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания / С.С. Абзалова. Текст: непросредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 20212 г.). - С. 73-74.

2. Сергеева А.А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) / А.А. Сергеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. -№ 6 (140). - С. 441-443.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Фирсова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы такого сложного расстройства психического развития как аутизм. Авторы подробно остановились на вопросе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Проведен анализ современного состояния оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС на базе специализированного реабилитационного учреждения, который показал важность междисциплинарного подхода в организации коррекции развития таких детей с целью их дальнейшей адаптации к жизни в обществе.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, междисциплинарный подход, психофизическое развитие.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the actual problem of such a complex disorder of mental development as autism. The authors elaborated on the issue of rehabilitation of children with autism spectrum disorders (ASD). The analysis of the current state of the provision of psychological and pedagogical assistance to children with ASD on the basis of a specialized rehabilitation institution, which showed the importance of an interdisciplinary approach in organizing the correction of the development of such children with the aim of their further adaptation to life in society.

Keywords: autism, autism spectrum disorders, interdisciplinary approach, psychophysical development.

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) у каждого 54 ребёнка встречается РАС, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года [10]. Дети с РАС - это дети, которые имеют отклонения в развитии личности, которое проявляется, в первую очередь, в нарушении процесса общения с внешним миром и в трудностях формирования эмоциональных контактов с другими людьми [6].

Психолого-педагогическая помощь детям с РАС в современном мире недостаточно разработана и требует проведения новых исследований, методических разработок и создания эффективных коррекционно-развивающих программ [3].

Специалисты, занимаясь проблемами современного образования, смогли выяснить, что наиболее актуальной проблемой является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аффективными нарушениями, в частности, с расстройствами аутистического спектра. На данный момент из-за увеличения числа детей данной категории и слабой разработанности проблем сопровождения их развития особо актуальной видится необходимость всестороннего рассмотрения выделенной проблемы.

М.М. Семаго, Н.Я. Семаго отмечают, что все дети страдающие аутизмом, имеют нарушение развития коммуникации и эмоционального развития. По мнению авторов, основными особенностями детей с РАС, препятствующими их социальной адаптации и обучению в среде сверстников, являются:

- сложности в установлении взаимодействия с окружающими;

- необходимость в специально организованном образовательном пространстве;

- сложности социально-эмоционального взаимодействия;

- сложности организации собственного поведения и деятельности;

- использовании специальных приемов и методов при обучении;

- особенность развития психических функций;

- особенность развития познавательной деятельности [1].

Авторы, занимающиеся данной проблемой В.М. Башина, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, В.В. Лебединский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,Салли Дж. Роджерс и др.

Анализ современного состояния комплексного сопровождения детей с РАС в учреждении, где проводилось исследование, выявил следующие проблемы:

4. отсутствие системы ранней диагностики детей с РАС;

5. позднее обращение за помощью к специалистам;

6. отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения детей и их семей.

Успех в решении вышеуказанных проблем и социальной адаптации ребенка с РАС зависит, прежде всего, от грамотной координации действий родителей, врачей, психологов и педагогов. Поэтому одним из приоритетных направлений исследования стало обобщение имеющегося опыта в области психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.