Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОЛОНХОСУТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОЛОНХОСУТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НОСИТЕЛЬ ЖИВОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИЗНЬ ОЛОНХОСУТОВ (НОСИТЕЛЯ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ) / ОЛОНХО / ТАЛАНТ СКАЗАТЕЛЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Варламова Юлия Леонидовна, Максимова Ольга Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностных ориентаций посредством изучения жизни и творчества олонхосутов. Олонхо развивает эстетическое познание мира, чувства, эмоции, оценочные суждения о прекрасном, безобразном и других эстетических категориях. Ценностные ориентации раскрываются в олонхо через представления предметов, вещей, украшающих быт человека, через систему художественных образов и средств выразительности языка. Образ олонхосутов Боhуукка-Василия и Ситтэнэйя одних из талантливейших олонхосутов Сюргутского наслега Олекминского района. А также А. Е. Соловьева известного носителя эпической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG STUDENTS THROUGH STUDY OF LIFE AND CREATIVITY OF OLONKHOSUTOV

His article deals with the issue of the formation of value orientations through the study of the life and creativity of the Olonkhosuts. Olonkho develops aesthetic knowledge of the world, feelings, emotions, value judgments about the beautiful, ugly and other aesthetic categories. Value orientations are revealed in olonkho through representations of objects, things that adorn a person's life, through a system of artistic images and means of expression of language. The image of the Olonkhosuts Bohuukka-Vasily and Sitteney are one of the most talented Olonkhosuts of the Surgut nasleg of the Olekminsky district. And also A. E. Solovyov is a well-known bearer of the epic tradition.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОЛОНХОСУТОВ»

содержанию и логике построения и изучения материала одного предмета. Они проявляются в построении системы уроков по теме и предмету в целом, в опоре на ранее изученное в общей логике изучения предмета.

Выводы. Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечивает минимум фундаментальных знаний, на основе которых будущий специалист сможет самостоятельно осваивать все новое, с чем ему придется столкнуться в ходе дальнейшего научно-технического прогресса. Также изучение естественнонаучных дисциплин способствует расширению научного кругозора, повышению общей культуры будущего специалиста и развитию его мышления.

Инновационные процессы обучения, внедрение высоких педагогических технологий становятся средством повышения эффективности профессиональной подготовки студентов, направленной на овладение системой понятий и методов наук о естественных формах движения материи и законах взаимодействия материальных точек и систем.

Задача непрерывного роста и внедрения новых технологий в производство и сферу услуг, стоящая сегодня перед отечественной наукой и техникой, требует дальнейшего повышения качества подготовки кадров, расширения теоретической базы их знаний.

Следует отметить, что в условиях социально-экономического развития общества увеличивается количество технологических направлений и специальностей. Необходимо усилить внимание к естественнонаучным дисциплинам, обеспечивающим базовую инвариантную подготовку для развития различных технологических направлений.

Литература:

1. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и профессиональная деятельность / К.Я. Вазина. - Н. Новгород,

1993. - 57 с.

2. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: Теоретическое обоснование и пути реализации: Учеб. пособие / Викулина, М.А. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. - 296 с.

3. Петров, Ю.Н. Модель многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров // Материалы региональной н.-практ. конф. «Непрерывное профессиональное саморазвитие». - Ростов-на-Дону,

1994, С. 46-52.

4. Петров, Ю.Н. Модель непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. - 351 с.

Педагогика

УДК 370. 32

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Варламова Юлия Леонидовна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); учитель истории и обществознания Максимова Ольга Николаевна

МБОУ «Маинская СОШ имени Ф.Г. Охлопкова» МР «Мегино- Кангаласский улус» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ

ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОЛОНХОСУТОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностных ориентаций посредством изучения жизни и творчества олонхосутов. Олонхо развивает эстетическое познание мира, чувства, эмоции, оценочные суждения о прекрасном, безобразном и других эстетических категориях. Ценностные ориентации раскрываются в олонхо через представления предметов, вещей, украшающих быт человека, через систему художественных образов и средств выразительности языка. Образ олонхосутов Боhуукка-Василия и Ситтэнэйя одних из талантливейших олонхосутов Сюргутского наслега Олекминского района. А также А. Е. Соловьева известного носителя эпической традиции.

Ключевые слова: ценностные ориентации, носитель живой эпической традиции, духовно-нравственное воспитание, жизнь олонхосутов (носителя эпической традиции), олонхо, талант сказателя, гуманистические идеи.

Annotation. His article deals with the issue of the formation of value orientations through the study of the life and creativity of the Olonkhosuts. Olonkho develops aesthetic knowledge of the world, feelings, emotions, value judgments about the beautiful, ugly and other aesthetic categories. Value orientations are revealed in olonkho through representations of objects, things that adorn a person's life, through a system of artistic images and means of expression of language. The image of the Olonkhosuts Bohuukka-Vasily and Sitteney are one of the most talented Olonkhosuts of the Surgut nasleg of the Olekminsky district. And also A. E. Solovyov is a well-known bearer of the epic tradition.

Keywords: value orientations, the bearer of a living epic tradition, spiritual and moral education, the life of olonkhosuts( the bearer of an epic tradition), olonkho, the talent of a storyteller, humanistic ideas.

Введение. Внедрение в системы педагогики изучение жизни и творческой деятельности замечательных людей способствует удовлетворению этнокультурных потребностей у участников образовательного процесса. То, что мы заложим в душу личности сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием. Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родинке нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле [3, с. 34].

Огромное значение имеет приобщение молодежи к народной культуре через изучение олонхо и жизни самих олонхосутов (носитель эпической традиции). Каким был образ самого олонхосута, человека который передавал своим талантом устное народное творчество народа саха. Олонхосут - это не только талантливый сказитель, но и носитель ценности народных традиций, культуры и нравственности. В трудах Баишевой М.И. мы читаем, что олонхосут - человек передающий непреходящие гуманистические идеи, высокие нравственные ценности. Успешно знакомя с народными традиционными, праздниками сказитель давал

представление о культуре народа, знакомил с традициями и народными обрядами, что формирует в школьниках позитивные ценности [1, с. 14]. Так мы необходимо формировать у школьников чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, людям, духовности и нравственности, уважения к традициям, осознание сущности своей культуры и культуры других народов. Социализацию детей в социально-культурном пространстве социума, как наиболее благоприятной среды для раскрытия творческих способностей, саморазвития личности. Развитие подростков и молодежи чувство собственного достоинства, гордости за свой народ, за свою Родину [2, с. 24].

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям есть духовно-нравственное воспитание. Одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения. Формирование этнокультурной компетентности, основанной на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие учащихся в учебно-воспитательном процессе и направленных на их успешную адаптацию в полиэтнической среде. Система изучения педагогики олонхо как этнокультурная региональная составляющая образования способствует развитию национального самосознания, формированию этнической идентичности, воспитанию межкультурной толерантности [4, с. 3].

В данной статье приводим пример исследовательской деятельности студентов филологического факультета СВФУ в Олекминском улусе. Целью исследования являлось узнать имена, жизнь, творческую деятельность олонхосутов Сергютского наслега в период конца XIX начала ХХ вв. А также раскрыть творческую деятельность А.Е. Соловьева. Были опрошены старожилы села Сергеев М.С. 92 года, Нутчин С.И. 90 лет, Иванова К.И. 82 года, Шалагин А.В. 75 лет. Изучены труды ученых фольклористов СВФУ В.В. Илларионова, М.И. Баишевой, Е.С. Сергиной и других.

В начале ХХ века в каждом якутском селении насчитывались по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были людьми бедными. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декларации. Из-за этого - им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого такие, как: Табаахыров, Чээбий, Говоров, Кынат, Тона Суорун. Купцы, состоятельные люди любили приглашать певцов и олонхосутов из других якутских улусов. Известный купец, как Степан Идельгин любил слушать знатных якутских певцов и олонхосутов, лучших и победителей поощрял. Например, на состязание олонхосутов в Олекминский округ приезжали из Таатты олонхосут Мекус, из Вилюя - певец «веселый Михаил» (Бэhиэлэй Мэхэлэ) и из Кыллахского наслега - лирик Бабанча Торговкин (Ырыа^1т Бабанча). Каждый из них отличался и выходил победителем на состязаниях. Самые крупные олонхо пелись в течение семи суток (дней и ночей) и олонхо исполнялось без музыкального сопровождения. На соревнование по жанру пускались по три человека. На этих соревнованиях по олонхо приглашались нерюктяйцы и люди из других ближних наслегов.

По воспоминаниям уважаемого человека села, Сергеева Михаила Семеновича Почетного гражданина РС (Я), Олекминского улуса и г. Якутска, Иванова Сергея Ильича ветерана трудового фронта второй мировой войны в конце XIX века и в начале XX века проживали два знаменитых сказателя олонхо, которым не было равных в республике. Боhуукка -Василий и Ситтээнэй, к сожалению, их запомнили только по таким именам.

Фамилию Боhуукка - Василия, к сожалению, восстановить не сумели, жил в местности Орто-Сут, что в 30-ти километрах от села Улахан-Мунку и работал в мукомольне. Еще в конце XIX века русские ссыльные построили водяную мельницу в уроще Тарын урэх. Мельница функционировала вплоть до 40-х годов XX века. Олонхоhут Боhуукка - Василий был рабочим этой мукомольни. Как всякому олонхосуту ему нужны были слушатели и зрители, сказатель часто приходил пешком в село и в течении 3-х дней исполнял олонхо. Боhуукка - Василий был одним из талантливейших олонхосутов олекминского района, вспоминает Михаил Семенович. Высочайшая импровизация героев олонхо, ярчайший, неповторимфй голос. Импровизации героев олонхо ему не было равных, олонхосут мгновенно превращался то в одного героя злодея (в современном понятии ужастик спецэффектными монстрами), то в другого, положительного богатыря Ньургун Боотура, то пел голосом молодой якутской красавицы Туйаарыма Куо. Дети от страха сидели, согнув ноги, вдруг кто-то схватит за ноги из темноты и крепко прижавшись друг другу. В середине 50-х годов, когда началось специальное изучение олонхо, которое связано с именем И.В. Пухова, Босуута -Василия, как талантливейшего олонхосута пригласили в г. Якутск и с тех следы его теряются. Второй сказатель олонхо Ситтээнэй образности и величавости его исполнения тоже не было равных вспоминает ветеран труда. Талант сказителя отличаться многогранностью, помимо актерского и певческого мастерства олонхосут обладал ярким даром импровизации и ораторским искусством. Речь каждого персонажа он пел особой тональностью, остальной текст сказывал говорком. По словам Михаила Семеновича, они пели по 3 дня, с вечера до утра. Днем колхозники шли на работу, а школьники на учебу. Вот такие яркие и интересные воспоминания о своем предвоенном детстве рассказал Сергеев Михаил Семенович, которому вот недавно исполнилось 92 года.

Одним из известнейших олонхосутов Республики Саха (Якутия) был Афанасий Егорович Соловьев житель села 1 - Нерюктяйинск. Афанасий Егорович родился в 1935 году Намском районе, в 1969 году вместе с семьей переехал на родину жены, в с. 1-й Нерюктяй, где и прожил всю свою жизнь. В 2008 году Указом Главы РС (Я) Егора Борисова носителю живой эпической традиции было присвоено высокое звание ийэ - олонхосута и назначена пожизненная ежемесячная персональная стипендия. Олонхосут ежегодно участвовал в республиканских и районных ысыахах, представлял эпическое творчество народа саха в Санк-Петербурге, Японии.

Младший сын олонхосута Анатолий Афанасьевич, его супруга Галина Михайловна и другие родственники отремонтировали музейные экспозиции по разделам. Среди различных документов, сертификатов участника международных и республиканских конкурсов олонхосутов сохранились табели успеваемости ученика начальной школы, свидетельство об окончании 1-й Xомустахской семилетней школы. Когда мальчику было семь лет, маме принесли похоронку, так они узнали о гибели отца на фронте. А вскоре не стало мамы, Афанасия оформляют в детский дом в селе Xама5атта. Афанасий Егорович был от природы

грамотным, имел каллиграфический почерк. Его ранние стихи, песни, рассказы, сценки, которые сохранились в рукописном варианте, легли в основу книги «Оло5ум оhopдаах аман алгыстара».

По окончании семи классов сельской средней школы, будущий олонхосут начинает работать, затем проходит воинскую службу в рядах Советской Армии. Работая в родном совхозе участвует в сельской художественной самодеятельности. Афанасий Егорович на всю жизнь запомнил лето 1957, где он получил приглашение и принял участие в 1-м Республиканском фестивале художественной самодеятельности, который стал ярким событием не только в творческой жизни начинающего олонхосута.

Доктор филологических наук, профессор СВФУ Василий Илларионов подарил 10 своих авторских об олонхосутах Якутии и о якутском фольклоре. Под редакторством Василия Васильевича и при непосредственном участии заместителя начальника управления культуры Олекминского района Марии Ларионовой вышла книга «Ийэ олонхоhут Афанасий Егорович Соловьев уонна кини олонхолоро» в подарочном оформлении с символикой Ысыаха Олонхо - 2021, в которой рассказывается о творческом пути талантливого олонхосута. В издание включены отрывки из олонхо Афанасия Соловьева, тексты которых были расшифрованы с магнитных записей. Книга имеет научные, образовательные аспекты и предназначена для фольклористов, олонхосутов, студентов.

Презентация книг в теплой душевной атмосфере состоялось в 1 - Нерюктяйинской школе имени Степана Идельгина, где собрались родственники, друзья, односельчане. Открыла презентацию известный алгысчит Нарыйаана Килэсин тойуком, посвященным А.Е. Соловьеву.

Буквальнос детских лет он проявлял интерес к народной песне (ырыа, тойук), скороговоркам (чабыр5ах), и, особенно эпическим сказанием (олонхо). Как отмечают исследователи якутского эпоса Н.В. Емельянов и профессор Василий Васильевич Илларионов, в Якутии уже «с середины 1940-х гг. постепенно угасал общественный интерес к исполнительскому искусству олонхосутов, исчезла традиционная эпическая среда. Очень редко стали слушать олонхо в семейном кругу. Певцов и олонхосутов привлекали к художественной самодельности, где отрывки их олонхо исполнялись в виде концертных номеров. Очень редко стали слушать олонхо в семейном кругу. Певцов и олонхосутов привлекали к художественной самодеятельности, где отрывки из олонхо исполнялись в виде конкретных номеров. Иногда самодельными коллективами с участием олонхосутов ставились на сельских клубных сценах инсценировки по сюжетам и мотивам олонхо» [1, с. 14].

В последующие годы олонхосут - фольклорист выражает себя как талантливый, энергичный и всесторонне одаренный человек. Он активно занимается спортом, став одним из первых известных марафонцев в Олекминском улусе. А также участвует в различных улусных, республиканских фестивалях, смотрах и конкурсах народного художественного творчества, где представляет свое искусство в качестве исполнителя различных традиционных жанров якутского фольклора (чабыр5ах, тойук, алгыс, олонхо и др.). Большую популярность приносят олонхо «Урун уолаан Донсум», «Эрчим уолаан Эрэлии». А.Е. Соловьев издает эпитический текст «Урун уолаан Донсум», «Эрчим уолаан Эрэлии». Он считает необходимым приучать молодое поколение и популизировать эпические традиции северного народа. Исполняет олонхо не только в родном улусе, но и выезжает со своими выступлениями в другие улусы Республики саха Якутия. Яркий талант исполнителя эпического жанра приобретает известность далеко за пределами Республики, но и далеко ее пределами.

Таким образом, основной целью исследования было изучение жизни олнхосутов села Улахан-Мунку и 1 - Нерюктяйинск Олекминского района Республики Саха Якутия. Найдены имена всего двух сказителей, которые не упоминались ранее в источниках. Выявлен тот факт, что олонхосуты ходили по семьям, и исполняли олонхо только у себя дома в клубах не выступали. Мы считаем, что по этой причине имена многих олонхосутов не сохранились и распространились по наслегам Олекминского улуса. В образе главного героя в текстах Улахан-Мункунских олонхо можно найти черты богатыря-охотника. Главные герои данной сказания были защитниками своего рода и семьи. Богатыри айыы данной традиции отличались меткостью и зоркостью, теми качествами, которыми владели именно охотники. Главные герои выделялись сильными чертами характера, благородными намеряемы, миролюбием. А также в данной статье мы исследовали жизнь и творческую деятельность известного олонхосута -фольклориста Соловьева Афанасия Егоровича. Он выражал себя как талантливый, энергичный и всесторонне одаренный человек. Олонхосут ежегодно участвовал в республиканских и районных ысыахах (национальный праздник встречи лето), представлял эпическое творчество народа саха в Санк-Петербурге, Японии.

Выводы. Таким образом, формирование у студентов ценностных ориентаций посредством изучения жизни и творчества олонхосутов будет происходит эффективно, если личность студента проявит активность в данном процессе. Авторы делают вывод, что необходимо восстановить имена славных олонхосутов. Изучить жизнь и творчество по необходимости восстановить тексты олонхо эпической традиции, особенности и отличия. Героический эпос олонхо, являясь формой социально-культурного наследия, формирует общественные идеи, ценности и нормы поведения, поэтому приобщение студентов к олонхо может рассматриваться как средство нравственного и эстетического воспитания. Художественно-эстетические ценности передаются через физическую и духовную красоту, гармоничные человеческие отношения, эстетические переживания. Художественный вкус, развиваемый олонхо, тоже относится к этой группе ценностей.

Литература:

1. Баишева, М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа Саха на материале олонхо. -Новосибирск: Наука, 2018. - 168 с.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 175 с.

3. Лихачев Д.С. Учитель и отечественная школа // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д.С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - С. 298-301.

4. Илларионов В.В. Якутское сказительство и пробемы возрождения олонхо. - Новосибирск: Наука, 2018. - 200 с.

5. Филиппова Н.И., Флегонтова Р.И. Якутский героический эпос олонхо и современный ребенок. Итоги мониторинга / Иитии кь±ата. - 2011. - № 1. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.