Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Максимова Ольга Николаевна

В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания у обучающихся в процессе изучения истории родного края, на примере современных практик, пришедших в краеведческую работу: изучение родословной, работа с архивными документами улуса, районная СМИ, топонимика, родословного древо, легенд своей семьи. Основная часть живой истории находится в сёлах, которые издревле являются животворящими очагами. Не зная свою родословную, историю села и своей малой родины, невозможно быть патриотом, благовоспитанным и порядочным человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Максимова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE HISTORY OF THEIR NATIVE LAND

In this article a problem is examined spiritually-moral education at student in the process of study of native edge. On the example of new themes, coming in regional work: study of genealogy, storyboarding, district MASS-MEDIA, toponymy, genealogical tree, legends of the family. Basic part of living history is in villages that of yore are vivifying hearths. Not knowing the genealogy, history of village and small motherland, it is impossible to be a patriot, well-bred and decent man.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ»

Анна Кареновна, 2019. [Электронный ресурс| URL:http://www.dsHb.net/kult-prosvet/sistematizarija-processa-sotialno-kultumoj-samorealizacii-uchaweisja-molodezhi-v.html (дата обращения: 19.10.2021).

7. Мыслинский Н.Г. О вопросах методики начальной военной подготовки учащихся средних школ // Советская педагогика. - 1942. - № 5. - С. 18-23.

8. Пахомова Н.В., Желенкова Н.О. Организация школьного образования в Красноярском крае в 1934-1945 годах // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2019. - № 2 (36). - С. 145-152.

9. Педагогическая энциклопедия / Глав. ред.: И.А. Каиров. В 4-х т. Т. 3. - Москва: Сов. энциклопедия, 1964-1968. -С. 174-175.

10. Райский Б.Ф. Военное обучение молодежи - важнейшая задача школы // Красноярский рабочий. - 1941. -№243. - С. 13.

11. Райский Б.Ф. Школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск. - 1970. - С. 36-59.

12. Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Садчикова Татьяна Анатольевна. - 2009. - 227 с. [Электронный ресурс1 URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-grazhdanskoj-otvetstvennosti-starsheklassnikov-v-processe-volonterskoj.html (дата обращения: 19.10.2021).

13. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред.Ф.Ф. Шамахова. - Новосибирск, 1970. - 396 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель истории и обществознания Максимова Ольга Николаевна МБОУ «Маинская СОШ имени Ф.Г. Охлопкова» МР «Мегино-Кангаласский улус» (с. Майя)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания у обучающихся в процессе изучения истории родного края, на примере современных практик, пришедших в краеведческую работу: изучение родословной, работа с архивными документами улуса, районная СМИ, топонимика, родословного древо, легенд своей семьи. Основная часть живой истории находится в сёлах, которые издревле являются животворящими очагами. Не зная свою родословную, историю села и своей малой родины, невозможно быть патриотом, благовоспитанным и порядочным человеком.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, изучение истории родного края, патриотическое воспитание, краеведение, моральный выбор, национальная самобытность.

Annоtation. In this article a problem is examined spiritually-moral education at student in the process of study of native edge. On the example of new themes, coming in regional work: study of genealogy, storyboarding улуса, district MASS-MEDIA, toponymy, genealogical tree, legends of the family. Basic part of living history is in villages that of yore are vivifying hearths. Not knowing the genealogy, history of village and small motherland, it is impossible to be a patriot, well-bred and decent man.

Keywords: education is spiritual, study of history of native edge, patriotic education, study of a particular region, moral choice, national originality, is spiritual.

Введение. В реалиях сегодняшнего дня осознаётся необходимость утверждения приоритета духовно-нравственного воспитания, в котором юное поколение должно стать субъектом формирования в себе лучших человеческих качеств. Президент России В.В. Путин в своем выступлении отметил, что «...многие трудности, проблемы легче решать вместе, в том числе и в ситуациях морального выбора. Его приходится делать постоянно. И в обществе, и в дружбе человека оценивают не столько по его карьерным успехам, достижениям или богатству, сколько по его поступкам, по уровню культуры, по порядочности, по отношению к семье, к детям, к родителям, к друзьям» [3, с. 22]. Новые реалии, в которых учащимися приобретаются знания об истории или природе своего края и используются ими в практической деятельности на благо окружающих людей, это - процесс регионализации, касающийся жизни всех субъектов российского общества в плане сохранения их национальной самобытности, истории, экономики, культуры, особенностей обучения и воспитания. Можно отметить новые темы, пришедшие в краеведческую работу: изучение родословной, работа с архивными документами улуса, районная СМИ, топонимика, родословного дерево, легенд своей семьи [2, с. 22]. Ученики приходят к выводу о том, что имя их земляка - это гордость Отечество. Знакомство с биографией человека, историей улуса, родного села, алааса (алаас в значении «родной дом,...место возникновения развития чего-либо, колыбель; изначальная священная спасительная обитель, священный родной очаг; почтительно - церемонное описание родного дома») [1, с. 22]. Где выросло не одно поколение родственников предполагает выбор наиболее ярких фактов, способных оставить наибольшее эмоциональное впечатление. Сейчас проводится огромная работа не только по сохранению исторического наследия ныне существующих сёл, но и тех, что канули в Лету. У народа саха всегда существовал культ почитания предков. Человек, не знающий о своих предках до 7 колена, не мог пользоваться уважением среди своего народа. Люди всегда помнили, что о его потомках будут судить по его делам и поступкам. Поэтому старались совершать как можно больше благовидных поступков и оставлять после себя добрую память. В данной статье приводим пример исследования обучающихся Мальжегарской школы Бачисова Эрчимэ и Артахин Мичил.

Изложение основного материала статьи. До Октябрьской революции 1917 года и до образования колхозов в 30-годах, люди селились у речки Большая Черепаниха и аласов, где можно было заготовить сено и содержать крупный рогатый скот, лошадей, сеять зерно, охотиться и рыбачить на реке и озерах. Тогда в местности Кыыс Оломо проживал род Артахиновых, Былковых, Балбаховых, Давыдовых, Лаврушкиных, Торговкиных. До наших дней сохранились названия алаасов , где проживали семьи до коллективизации: Бом - род Аллахинова Тимофея Федоровича, Куталаах - род Колпакова Лазаря, Колпак ото5о Колпакова Ивана Лазаревича, Куоба5ай- род Лаврушкина Ивана Афанасьевича, Кыыс Оломо Артахинова Василия, Артахинова Ксенофонта, Бачисова Афанасия, Былкова Ивана, Саввы, Якова, Маппыай куолэ -род Кулакина Андрея и его сына Матвея, Олоксоон ото5о - род Нутчина Алаксандра Иннокентьевича, Орто Суут род Барбахановых, Бачисовых, Шарабориных, Лаврушкина Иннокентия- Лэкиэс, Лаврушкина Сергея Михайловича, Чомчукэ

Лаврушкиных, Суокус о5онньор ото5о Торговкин Семен Карповича... Туукка - Бачисова, ... .Лиина куолэ Тураннах Давыдовы, Сайылык у+руйэтэ Жулевы, Даркылаах... Турук Габышев такырымаан, Окоото, БурууН, Сааса хомото, Балбаховтар, Таастах Малышевы, Миннигэс Улаах Кенекуновы, Чомчоку Лаврушкины Хабырыыс. Начиная с мая месяца по октябрь приезжал с города Олекминска батюшка крестил детей в местности Кириэс Ырааhа (роща Крещения) недалеко от речки Большая Черепаниха. На этом же месте и в местности Сааса хомото вся куталахская молодежь в дни солнцестояния танцевала осуокай до самого утра вплоть до середины 40-ых годов ХХ века. К концу XIX века в селе образовались две широкое, ровные улицы ныне Школьная и Центральная. Дома строились к северу, тесня лес, а лес был густой и красивый. Раскорчёвыванием леса для улиц, хлебопашества занимались старосты села Артемий Семенович и его сын Василий Артемьевич Габышевы. Известно, как трудно корчевать якутскую мерзлую и девственную землю, особенно первобытным способом, без корчевальных орудий. Труд и время, вложенные в расчистку одной десятины, оценивались тогда минимум в 100 рублей. Значит, 50 десятин расчищенной земли стоили не мене 5000 рублей. В Якутии II половина Х1Х - нач. ХХ в. практиковалась подсечно-огневая система расчистки леса под пашни. Это было очень трудным делом. Весной срубают лес, летом и осенью корчуют корни при помощи мотыги. На следующее лето два раза пашут, и раз боронят, а на третий год сеют.

В Национальном архиве РС (Я) сохранились скудные данные о старостах нашего наслега, а также документ о строительстве моста через реку Лену Василием Артемьевичем Габышевым (1883) и Первая всеобщая перепись населения от 5 июня 1895 года. Тем не менее для нас данные документы очень ценны и дороги. В архиве г. Олекминска сохранился Геометрический план-карта реки Большая Черепаниха датированная 3 маем 1886 годом. Геометрический план Олекминского округа и улуса на левом берегу Большой Черепанихи состоящих во владении инородцев Мальжегарского наслега под названием «Буруса». Обоснованных предварительным порядком предписания Господина Якутского Обласного землямера от «3» мая 1868 года за № 72 въ июне месяце того же года Чертсокной Якутской Обласной второй дачи земель землепашество на левом берегу речки Большая Черепаниха находящиеся во владении инородцев Мальжегарского наслега подъ Кыыс Оломо от 1868 года [4, с. 151. В конце XIX века на территории района, почти во всех селениях начали появляться водяные мельницы. В урочище Тарын Урэх, где течение реки достаточно сильное, работала водяная мельница вплоть до 40-х годов ХХ века. Мельница построенная еще в конце ХГХ века русскими ссыльными, на ней делали муку более грубого помола.

В ХГХ веке старостами мальжегарского наслега были: Попов Николай 1822-1829 годы правления, Габышев Артемий Семенович годы жизни неизвестны, его сын известный меценат, мостостроитель Габышев Василий Артемьевич 1850-1901 г.г. Артахинов Михаил Михайлович годы жизни неизвестны и последний староста села Бачисов Роман Трофимович 1835-1917 г.г. Каждый из старост внес весомую лепту для процветания села, родного улуса.

Школа в селе впервые открылась 1906 году. В начале ХХ века Министерство Народного Просвещения /МНП/ иркутской губернии царской России решило открыть в Олекминском улусе ряд учебных заведений / училищ. В том числе -Мальжегарское инородческое приходское одноклассное училище на средства местного населения 1 ноября 1906 года. В местности «Кыыс Оломо» в здании бывшего старосты Габышева Василия Артемьевича. Здание было перенесено на другое место с изменениями внутренней части, которое просуществовала до конца ХХ века.

Первым учителем Мальжегарской одноклассной школы был молодой специалист, только что окончивший учительскую семинарию в г. Якутске, житель деревни Куранда Былков Михаил Алексеевич. Учитель по национальности русский, но в совершенстве знавший и владевший якутским языком. В данной школе он проработал с 1906 г. по 1911 г. до мобилизации в русскую армию. После Былкова М.А. работал в последствии тоже очень известный в нашем районе учитель Бекренев Моисей Иосифавич родом из Сунтар с 1911 до Октябрьской революции. К концу 1907 г. было 27 учащихся/мальчиков 18, девочек 17. Школа работала с 1906 года 1909 г. как одноклассное инородческое училище, а с 1909 года стала работать как двухклассное училище. Училище содержалось в основном на средства сельчан, где сельской старостой общества был Бачисов Роман Трофимович. Школьная документация хранилась в г. Олекминске в городской школе. Эту документацию и одну круглую печать по акту принял в 1910 г. Былков Михаил Алексеевич от учителя Сырнева Александра Васильевича. Попечителем и блюстителям порядка городской школы был Иван Никонорович Кондинский. Первые годы открытия школы детей собирали с деревень: «Кыыс Оломо» /Улахан -Мунку/, «Юнкюр», «Малая Черепаниха». Возраст детей был 8-11 лет, обучались дети на русском языке и првые учителя были русские, хоршо знавшие якутский язык. В разные годы количество детей менялось.

Изменения, произошедшие в жизни страны после 1917 года, коснулись и нашего села. В 1919-1920 годах появились активисты новой советской власти первые коммунисты села. Среди них были: Нутчин Александр Иннокентьевич, Боттоин Егор Ильич, Бачисов Илья, Нутчина Анна Иннокентьевна. Нутчин А.И. еще со времен революции 1917-1918 гг. активно участвовал в установлении и укреплении Советской власти на территории своего наслега. В сложных условиях гражданской войны он работал первым председателем Больше-Черепаниховского сельревкома (сельского революционного комитета) 1920-1921 г.г., был членом Мальжегарского волревкома, хотя и был неграмотным. В июле 1921 года был избран делегатом Больше-Черепаниховского селения для участия в Мальжегарском волостном съезде ревкомов (см. архивную справку Центрального государственного архива ЯАССР от 04.09.1971 г. № 656).

В начале лето 1922-го в улусе было неспокойно, напряженная обстановка сложилась из-за банды повстанцев, нападавшей на активистов советской власти и коммунистов. В ночь на 25 июля отряд повстанцев численностью 70 человек, после короткой перестрелки с чаринской красной дружиной, состоящей из 23 добровольцев, занял деревню Усть-Чара. Большинство жителей во время перестрелки бежало в село Троицкое. Из Олекмы был выслан отряд красных на помощь чаринской дружине. При налете на Малую Черепаниху были захвачены и двое коммунистов из нашего села Бачисов Егор и Боттоин Илья, и пятеро активистов советской власти села Куччугуй-Мунку. Нутчин Александр Иннокентьевич сумел бежать, а его сестре коммунистке Анне Иннокентьевне с грудным ребенком помогли спрятаться. Егора Бачисова и Илью Боттоина вместе с активистами советской власти повстанцы 22 августа 1922 года расстреляли в урочище Суур урэ5э, недалеко от селения Сайылык.

В эти годы сельревком (сельский революционный комитет) проводил разъяснительную работу среди населения о переходе от продразверстки к продналогу. Население Больше-Черепаниховского селения сдавало продналог (скот, масло, молоко) государству в полном объеме. С осени 1922 начался переход к мирной жизни. Летом 1929 г. Была проведена земельная реформа, которая решила задачу передачи всей земли народу. Во время земельной реформы возникли первые колхозы. Колхоз "Улахан Мунку" на территории Больше-Черепаниховского селения был организован в 1929 году, а в 1954 году был объединен с колхозом "Правда" решением общего собрания колхозников ( см. архивную справку Олекминского улусного архива от 12.08.2004 г. №Н-15). Оплата труда колхозников регулировалась системой трудностей. За трудодни колхозники получали оплату зерном и другой производимой продукцией.

В 1935 году крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок, корову и телят. Жизнь в деревне стала постепенно улучшаться. С первых дней образования колхоза "Улахан Мунку" Нутчин Александр Иннокентьевич I работал

сначала рядовым колхозником, а затем - бригадиром. Был передовиком производства, "стахановцем"в колхозе. В 1931 году эти товарищества объединились в колхоз «Мунку», председателем колхоза был уроженец села Кятчи Павлов Максим Степанович. В 1954 г. колхоз «Мунку» присоединился в колхоз «Правда». После установления Советской власти были созданы первые товарищества в нашем наслеге - «Хлебороб» и «Сана олох», которые занимались животноводством, растениеводством, хлебопашеством.

О начале Великой Отечественной войны в нашем селе узнали в тот же день. За годы войны из нашего маленького села и алаасов ушли на фронт более 100 мужчин, а вернулось меньше половины из них. С войной исчезли фамилии: Барбахановы, Бачисовы, Боттоины, Кулагины, Павловы, Торговкины и почти все они жили в местности Орто-Суут. Трое матерей проводили на фронт троих и более сыновей, внуков и мужей - это Антонова Евдокия Николаевна, Давыдова Евдокия Алексеевна, Нутчина Пелагея Николаевна. Война забрала и первую интеллигенцию села братьев Бекреневых Леонида и Семена, Давыдовых Василия его сестру Евгению и мужа Авдеева Василия Илларионавича. В сложных военных условиях, в начале второй волны коллективизации к чему подверглось наше село, председателем колхоза «Улахан-Мунку» работал Давыдов Афанасий Егорович. В колхозе, как, и во всей стране в военные годы, работали женщины и дети. Валили лес, возили его на лошадях. Учащиеся начальных классов, подростки наравне с взрослыми косили сено и убирали хлеб и сено. Патриотизм советского народа особенно ярко проявился в движении по оказанию добровольной материальной помощи фронту. Оно развернулось в разнообразных формах в ответ на призыв партии «Все для фронта, все для победы!». В конце июля - первых числах августа 1941 года в колхозах, учебных заведениях и общественных организациях прошли митинги и собрания, на которых жители района принимали решения активно включиться в создание Фонда обороны страны. Так на постройку боевых самолетов колхозники колхоза Улахан-Мунку отчислили 1265 рублей, собрали облигацией 7705 рублей. В фонд обороны выделили 4692 рубля, собрали 156 штук теплых вещей. Труженики села, как и все население страны, внесли свою достойную лепту в Победу. Она досталась дорогой ценой. Еще в предвоенные годы и в колхозах для увеличения производительности труда было внедрено стахановское движение. Стахановцами военного времени были: первые трактористы окончившие олекминский МТС Артахинов Прокопий Васильевич, Бахсаев Михаил Алексеевич, Былкова Анна Иосифовна, Лаврушкин Афанасий Иванович, Жулева Акулина Егоровна, Нутчина Мария Александровна. А также колхозники села: Лаврушкин Афанасий Иванович, Нутчин Александр Иннокентьевич, Габышев Иван Дмитриевич, Андреев Терентий Ксенофонтович, Балбахов Архип Егорович, Артахинов Александр (Саллар о5онньор) Артахинов Василий Константинович, Лаврушкин Гаврил, Иванов Владимир, Павлов Алексей Андреевич, Догоюсов Владимир Иванович, Былков Николай, Боттоина Александра, Архипов Савелий Николаевич, Колпакова Раиса Харлампьевна, Колпаков Петр Харлампьевич. Габышев Иван Дмитриевич и Торговкина Раиса Афанасьевна награждены почетным званием «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней.

Фронтовые дороги весной 1945 года вели Советскую армию к фашисткой Германии, они довели до Берлина и наших односельчан: Габышева Петра Николаевича, Малышева Николая Карповича, Сидорова Нестера Романовича и Султанчина Мура Султановича. Солдаты вернулись домой с Но не все вернулись с войны родной алаас, той победной весной не все вернулись домой, много солдат остались навсегда на полях сражения нашей огромной страны, застенках концлагерей.

Выводы. Таким образом, ознакомление с историей и культурой родного края, улуса, народным творчеством, традициями народа саха, фольклором, особенностями быта народов Якутии в процессе бесед, ознакомления с архивными документами, просмотра кинофильмов, экскурсий по алаасам, сакральным местам наслега, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций. Обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. Сформированные духовно-нравственные ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Литература:

1. Егорова Р.И., Старостин И.В. Патриотическое воспитание школьников в условиях детского лагеря. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение: современный аспект», посвящённая памяти выдающего российского учёного, профориентолога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. - 2020 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=42780152 С. 402-405

2. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края [Электронный ресурс]: монография / Веденеева Г.И. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 392 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35247.— ЭБС «IPRbooks».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

4. Нац. архив. РЯ (Я0. Ф.19.ОП.913. Д.15. Л.15).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель истории и обществознания Максимова Ольга Николаевна МБОУ «Маинская СОШ имени Ф.Г. Охлопкова» МР «Мегино-Кангаласский улус» (с. Майя)

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Изучение истории родного улуса, страны является основой духовного и нравственного возрождения современного российского общества, имеет огромное значение в образовательно-воспитательном процессе. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе. Оно включает широкий материал по истории, географии, обществознании. Основной целью статьи является: формирование национального самосознания растущего поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучения своего края и жизни замечательных людей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, изучение истории родного края, краеведение, жизнь замечательных людей, трудовое воспитание, самовоспитание, самореализация учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.