Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТРУЖЕНИКОВ ТРУДОВОГО ФРОНТА 1941-1945 ГГ. В ЯКУТСКОЙ АССР)'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТРУЖЕНИКОВ ТРУДОВОГО ФРОНТА 1941-1945 ГГ. В ЯКУТСКОЙ АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАСТНИКИ ТРУДОВОГО ФРОНТА / ТРУДОВОЙ ПОДВИГ / СОЗИДАЮЩИЙ ТРУД В ТЫЛУ / ТРУДОВОЙ ФРОНТ / PATRIOTIC EDUCATION / PARTICIPANTS OF THE LABOR FRONT / LABOR FEAT / CREATIVE WORK IN THE REAR / LABOR FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Никифорова Наталия Иосифовна, Ганбарова Илахэ Фазиль Гызы

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания подростков на примере трудового подвига советского народа в тылу во время Великой Отечественной войны в ЯАССР. Трудовой подвиг, созидающий труд, верность мужьям солдатам, подтвержаются газетными статьями военных лет, воспоминаниями самих тружеников тыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Никифорова Наталия Иосифовна, Ганбарова Илахэ Фазиль Гызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS (ON THE EXAMPLE OF WORKERS OF THE LABOR FRONT 1941-1945 G. IN YAKUT ASSR)

This article discusses the problem of Patriotic education of teenagers on the example of the labor feat of the Soviet people in the rear during the great Patriotic war in the YASSR. Labor feat, creative work, loyalty to the soldiers ' husbands are confirmed by newspaper articles of the war years, the memories of the home front workers themselves.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТРУЖЕНИКОВ ТРУДОВОГО ФРОНТА 1941-1945 ГГ. В ЯКУТСКОЙ АССР)»

6. Львов М.В. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 2014. 236 с.

7. Пазова Л.М., Бережная А.В. Нетрадиционные формы работы над словарными словами в начальной школе. Майкоп: АГУ, 2013. 69 с.

8. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

9. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М.: Просвещение, 2014. 239 с.

10. Сударик А.Н., Федотов С.Н. Психология мотивации и внимания / Учебное пособие, Москва, 2019

11. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся // Собрание сочинений. Т.6. М.: Изд-во АПН, 2011. 455 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

учитель истории и обществознания Никифорова Наталия Иосифовна

МБОУ «Бетюнская средняя общеобразовательная школа

имени Н.Е. Иванова » (Амгинский улус, с. Бетюнцы);

студентка Ганбарова Илахэ Фазиль гызы

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТРУЖЕНИКОВ ТРУДОВОГО

ФРОНТА 1941-1945 ГГ. В ЯКУТСКОЙ АССР)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания подростков на примере трудового подвига советского народа в тылу во время Великой Отечественной войны в ЯАССР. Трудовой подвиг, созидающий труд, верность мужьям солдатам, подтвержаются газетными статьями военных лет, воспоминаниями самих тружеников тыла.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, участники трудового фронта, трудовой подвиг, созидающий труд в тылу, трудовой фронт.

Annоtation. this article discusses the problem of Patriotic education of teenagers on the example of the labor feat of the Soviet people in the rear during the great Patriotic war in the YASSR. Labor feat, creative work, loyalty to the soldiers ' husbands are confirmed by newspaper articles of the war years, the memories of the home front workers themselves.

Keywords: Patriotic education, participants of the labor front, labor feat, creative work in the rear, labor front.

Введение. Патриотическое воспитание подростков, которое наилучшим образом может быть подано через применение таких педагогических технологий, как коллективно-творческие дело и проектно-исследовательскую деятельность. Изучение материала книг, журналов, газет того времени, интернет ресурсов по вопросам трудового подвига в тылу в родном улусе. Ознакомительные уроки в школах Патриотический проект с полным или частичным погружением. Мы предлагаем патриотическое направление работы Бетюнской школы, включающую в себя: проведение Уроков живой истории (тыннаахтар умнубат сыллара) непосредственно в школах для учащихся 5-10 классов; встречи с детьми военных лет, участниками трудового фронта, на чьи плечи легли все ужасы военного лихолетья, ветеранами трудового фронта, поиск газет военных лет, изучение фотографий, документов колхозного строительства 40-50 гг. Патриотического воспитание подростков на примере тружеников трудового фронта Великой Отечественной войны, который существенно повлияет на духовное развитие личностных качеств учащихся, характеризующиеся богатством интеллектуального и эмоционального потенциала , высоким нравственным развитием, с глубоко сформированными патриотическими чувствами. Придание уроку истории живого интереса через наглядную демонстрацию предметов старины, вооружения и оснащения времен ВОВ. Организовать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Пробуждение интереса учеников к восприятию исторической информации через оживленное общение с самими участниками трудового фронта, интересными людьми,

Изложение основного материала статьи. Борьба Советского Союза с нацистской Германией всегда вызывала повышенный интерес исследователей, которые в рамках изучения данной проблемы уделяли немалое внимание и вопросам положения и роли населения российской деревни в войне 1941-1945 гг. Жизнь села в военных условиях рассматривали, на основе местных материалов, ученые различных уголков огромной страны, в том числе и Якутской АССР [1; 16].

Трудные задачи решали труженики сельского хозяйства в северной части огромной страны в Якутской Автономной Советской Социалистической республике. Война принесла им много трудностей и лишений, этому способствовали суровые климатические условия, свирепый холод и засухи. Они обострялись тем, что после мобилизации в армию в колхозах оставались в основном женщины, инвалиды, старики и дети. Ко всему прибавились результаты долгой засушливой северной погоды в Якутии. Колхозное крестьянство с глубоким пониманием отнеслось к выполнению своего долга перед Родиной. 1941 года члены новоиспечённого колхоза «Улахан -Мунку» Олекминского улуса обратились с письмом ко всем колхозникам и колхозницам улуса, содержавшим призыв «укрепить трудовую дисциплину, добиться новых производственных успехов, дать стране все, что необходимо для нужд обороны, в установленные сроки и с хорошим качеством завершить весь комплекс сельскохозяйственных работ, получить с наших полей высокий урожай, а от животноводства — высокую продуктивность, полностью и в срок выполнить все свои обязательства перед родиной» [1; 22]. Лозунг был подхвачен везде: на всех участках колхозного

производства было развернуто социалистическое соревнование, были показаны многочисленные примеры высокопроизводительного труда.

Доклад Таппыровой Туи ученицы 8 класса

Сбор теплой одежды для Красной Армии

Дружно сдают теплые вещи

Колхозники колхоза «Улахан-Мунку» в ознаменовании дня авиации, в знак беспредельной любви к сталинским соколам, бесстрашно истребляющим фашистских стервятников, дружно сдают теплые вещи для бойцов Красной Армии. По колхозу за один день 93 человека сдали 98 теплых вещей из них: валенок-1 пару, телогреек -1 штуку, кээнчи-7 пар, рукавиц и варежек- 78 пар, дьаабака-8 штук и другое. Жены красноармейцев Торговкина Просковья сдала пару валенок и варежку, Иванова Христина - ватные чулки и меховые рукавицы. Из всех колхозников только Семенова Парасковья, осужденная за неуплату военного налога, и Слепцова Агафья, осужденная за невыполнение минимума трудодней, отказалась сдать теплые вещи бойцам Красной Армии. Сбором теплых вещей руководит участник войны, учитель Мальжегарской начальной школы фронтовик Бельчусов Федор Михайлович. Сбор вещей продолжался до окончания войны [2].

Доклад ученика 9 класса Мальжегарской МБСШ Нутгыны Дьыбар

Турухова Айы-Куо ученица 7 класса

Молодость украденная войной

В период коллективизации Эппиэсээ еще совсем юной в числе первых вступила колхоз «Улахан-Мунку» дояркой. Было очень много трудностей в организации колхоза, но и в сглаживании трудового коллектива. Ведь до коллективизации Эппиэсээ жила в глухой местности в алаасе, в местности Дьаппах ото5о, не зная бед и лишений. Все было ново, в первый раз, новые жизненные устои и порядки, трудодни и строгая дисциплина военного времени. Труд животновода был тяжким, все в ручную, с пяти часов утра до самого позднего времени. С 1942 года работает на леспромхозе в селе Боотун. В годы войны Олекминский леспромхоз выполнял стратегический заказ Родины. Стране нужна была древесина для строительства для аэродрома, взлетно-посадочной полосы для перегона американских самолетов на фронт. В леспромхозе в основном трудились женщины и подростки, рабочий день начинался в семь утра. Жили в холодном, всегда продувающем ветром бараке. Условия труда были тяжелейшими. Работали по десять часов наравне с мужчинами, пилили деревья ручной пилой, валили, собирали сучья. Руки после такой работы сильно распухали и с трудом разгибались. Зимой работали в поколено в снегу, холодно и голодно было. Спускали по желобам с горы бревна, порой рискуя жизнью. Весной после ледохода, если на берегу оставался лед, чтобы приготовить табор раскалывали его. В этом месте старики вязали плоты, а женщины и дети им помогали. Питались так себе, ели перловую кашу и этому были рады, вспоминала Раиса. Но в это время они о трудностях не думали, ведь шла война, и ждали только победу. Каждый понимал, что только самоотверженный труд может приблизить победу. После войны до выхода на пенсию проработала в колхозе дояркой с 1945-1980 гг. Эппиэсээ Харлаасовна рано овдовела, муж -участник войны рано умер. Эппиэсээ одна растила детей. Молодость украденная войной, вдовство не сломили колхозницу, работала, поднимала детей, участвовала в общественной жизни села Улахан -Мунку.

Мэрикэнов Сандаар 8 класс По бездорожью, на лошадях, и в зной и ветер, не зная усталости перевозил рыбу и мягкое золото

Габышев Егор Петрович (Дьэгуоркэ) родился в 1914 году в селе Улахан -Мунку Олекминского улуса, в красивой местности под названием Турук. Во время Великой Отечественной войны Егор Петрович работал в тылу, на лесопилке в селе Боотун, что находится через реку Лена напротив города Олекминск. Егор был трудолюбивым, работящим, ответственным, аккуратным парнем. Видимо, поэтому его направили на очень ответственную работу, перевозку рыбы и пушнины, продуктов и товаров по базам для прииска золотодобытчиков. Это была очень долгая, трудная и нудная дорога от Охотского моря до города Алдан в зимние холода на санях. По бездорожью, на лошадях, и в зной и ветер, не зная усталости Дьоо5уур перевозил рыбу и мягкое золото.

В послевоенные годы, когда начали строить аэропорт, собрали народ на стройку аэропорта. Дьоо5уур и тут не стоял на стороне. Запрягал лошадь в телегу и возил с нефтебазы керосин, занимался извозом. В то время лошадь была самым главным транспортным средством. «Дома почти не бывал, летом на сенокосе, осенью и весной грузчиком пшена на поле, а в зимнее время на стройке,» - вспоминает жена Ааныыска Бэтирээбнэ. Когда колхозы переименовали совхозами, его направили на строительство школы. По всей стране шли огромные стройки и Дьоо5уур участвовал на стройках клуба, детского сада. В последние годы жизни работал в магазине сторожем, рабочим. Земляки очень уважали Егора -Дьоо5уур. Они вспоминали, наш Его -Дьоо5уур был очень добрым, сильным, надежным человеком. Сын Егора Петровича помнит слова отца: «Делай людям добро, оно возвратится к вам сторицей!». Сын Ким Дьоо5уура сейчас отец троих детей, двух сыновей и дочь поставил их на ноги. Дети стали образованными, уважаемыми, трудолюбивыми, сильными людьми, как их отец и как их дедушка Дьоо5уур. Ким Дьоо5уур живет в родном селе Улахан -Мунку. Он уже пенсионер, но не сидит сложа руки, держит домашний скот коров и лошадей. Мы, молодое поколение передаем свой низкий поклон до земли нашему земляку Дьоо5уор ДьаабьЛап за неоценимый вклад в тылу, своим трудом, за Победу в Великой Отечественной войне!

Андреев Терентий Ксенофонтович

В нашем дворе жил, вспоминает ветеран тыла Тыныкова Мааппыс, замечательный человек Терентий (Тэрииэн огонньор). Я его помню седым стариком, уставшим. Летом он всегда сидел на лавочке со своей бабушкой тетей Аачаа. Мы пробегали мимо в школу, в сельский клуб или играли между дворами, а он сидел и смотрел на анс. Его все звали Тэриэн о5онньор (дедушка Терентий). Жили они в совсем маленьком доме в два семейства с Габышевыми. Позже я узнала, что Терентий Ксенофонтович в суровые годы войны в труднейших условиях строил взлетно-посадочную полосу для перегона американских самолетов на фронт. С 7 часов утра до позднего вечера расчищал полосу от леса, корней, камней, помогал лесорубам, механизитарам. Работали много, начинали в 7 часов утра и заканчивались поздно вечером. Тем, кто жил в городе, чтобы успеть к началу работы, приходилось вставать в 4 часа утра и добираться пешком до порта. Дедушку Терентия помнят, как трудолюбивого, ответственного, сильного человека. После войны он работал в колхозе «Улахан-Мунку». Считаем, что благодаря упорному, героическому труду простого колхозника из

нашего села, была одержана Великая Победа над немецким фашизмом. Светлая память о дедушке Терентии сохранится у нас навсегда.

Харитонов Мичээр 9 класс

Не сменный председатель колхоза

(1925-1974 гг.)

Одним незаурядным человеком в нашем селе был Харитонов Иван Николаевич. Родился в 1925 году в селе Кюндяй Сунтарского района ЯАССР. Перед второй мировой войной из-за неурожая и холода переехал верхом на коне вместе с братом в хлеборобный Олекминский улус.

Родители Ивана воспитали трудолюбивым, ответственным привили ему ответственность, от природы был общительным человеком, работа спорилась у него в руках. Несмотря на слабое здоровье, он устроился на самом трудном участке лесоделяны в Олекминском леспромхозе. Рабочий день начинался в с раннего утра и длился до позднего вечера. Работали по десять часов, пилили дрова в ручную, валили лес, собирали сучья в покалено в снегу и мороз под - 50 градусов. Из-за состояния здоровья его не взяли на фронт, Иван устроился на лесозаготовительном участке рабочим. В суровые годы войны леспромхоз выполнял стратегический заказ Родины. Стране нужна была древесина для строительства аэропорта, взлётно -посадочной полосы для перегона американских самолетов на фронт. Затем он работал трактористом в Абагинстом МТС машина-тракторная станция). Учился курсах комбайнеров в г. Якутске.

С 1958-1972 г.г. Иван Николаевич незаменимый бригадир в бригаде «Улахан -Мунку» совхоза «Правда». Односельчане помнят Ивана Николаевича, как требовательного руководителя. Иван Николаевич каждому колхознику подходил индивидуально, старался учесть проблемы и причины. Тяжелые, послевоенные годы надо было поднимать страну из пепелищ, поднимать целину, вся работа в колхозе была ручной. Семьи были многодетные, социально-бытовые условия желали лучшего. Много мужчин из села не вернулись с войны, колхоз испытывал большие трудности.

Могутоев Алтаан 8 класс

Христина спасла детей села Улахан-Мунку от голода

Это рассказ о маленькой и хрупкой женщине Христине Шалагиной (Ивановой), которая во время войны своим созидающим трудом, большой добротой души спасла сельских детей от верной гибели, холода и голода. Христина родилась в 1919 году в Сунтарском улусе. В голодные годы в надежде найти кусок хлеба переехала в наш хлеборобный улус. Перед самой войной она встретила свою первую и последнюю любовь Василия Шалагина. Василий был высокого роста, красивый, трудолюбивый и хороший человек. Родился сынишка Алик. И друг объявление о вероломном нападении фашисткой Германии. Василий среди первых получил повестку на фронт, он тихо обнял молодую жену и сына, прижав обещал вернуться. Христина ждала, она работала в животноводческой ферме дояркой, на руках годовалый мальчик. Труд доярки неимоверно трудный, жесткий. Не хватала еды, одежды...и, тогда она решила во время перерыва рыбачить. Своим скромным уловом поделилась с детишками, которые пухли от голода. И с тех пор вся детвора ходила за Христиной, что бы она их накормила. Маленькая, добрая женщина старалась работать и наловить мундушку для детишек. От Василия вестей не было, но она верила и ждала. Женщина не знала, что в первых днях войны он пропал без вести. Однажды вечером к ней постучался учитель фронтовик Бельчусов Ф.М. она знала, что он вернулся после ранения с войны. Учитель предложил Христине помочь фронту, Красной Армии, но чем? удивилась женщина, шей теплые вещи они очень нужны советским бойцам. Откуда маленькая женщина находила силы, никто теперь уже не скажет. Женщина в 5 часов утра бежала на ферму доить колхозных коров, а дойка была четырехразовой. Ловила рыбешку для холодных сельских детишек и шила теплые вещи для солдат Красной Армии. Христина верила, что кээнчи и теплые вещи дойдут до ее Василия и согреют его руки в холодной окопе или землянке. В 1942 году она получила треугольник бумажный, где ее оповестили о гибели мужа, она не поверила, бросила эту страшную бумажку- треугольник. Но Василий так и не вернулся с фронта, Христина ждала его всю свою жизнь. Так после войны она устроилась работать на зерноскладе, таскала тяжелые мешки, охотилась и рыбачила. В 1967 году вышла на пенсию, но работала телятницей. За долгую и безупречную работу была награждена почетными грамотами, медалями. Образ Христины Шалагиной - это образ самоотверженной, советской женщины, которая своим созидающим трудом, своей верной любовью приближала Великую Победу. Благодаря таким женщинам в тылу, солдаты поднимались в атаку и смерти смотрели в лицо.

Выводы. Таким образом, патриотическое воспитание подростков на примере тружеников тыла через проектную деятельность, коллективно творческое дело позволила школьникам восстановить картину трудового подвига советского народа в тылу. Подростками были изучены газетные материалы, встречи с участниками трудового фронта. В данной статье приводятся исследования школьников, проекты. А также были проведены акции милосердия, трудовые десанты, которые способствуют формированию патриотических чувств.

Литература:

1. Героический труд Якутян в годы Великой Отечественной войны. Национальный Архив. Ф.180 Оп 2 Д.1.

2. Халланов К.Б. Сбор теплой одежды для Красной Армии. // Колхозник 22 августа, 1942 г. № 45.

3. Танковая колонна «Советская Якутия». В кн: Вклад народов Якутии в дело Победы (1941-1945 гг). Т.3, Якутск, 1983, С. 6-9.

4. Энциклопедия Якутии, М., 200, С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.