Научная статья на тему 'ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВ ЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 годы )'

ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВ ЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 годы ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3861
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Война / фронт / эвакуация / тыл / работа людей в чрезвычайных условиях / war / war front / Evacuation / rear / work in emergency conditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранов Александр Васильевич

Статья посвящена великому подвигу, совершенному тружениками тыла. В ней рассматриваются многочисленные примеры стойкости, мужества и необыкновенной трудоспособности, которые проявляли в годы войны рабочие и инженерно-технические работники, ученые и колхозники, представители старшего поколения и совсем юные граждане страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the great success achieved by the home front workers. The case study shows examples of loyalty, courage and extraordinary productivity of workers, engineers, scientists, farmers, elderly people, and young citizens of the USSR during the war.

Текст научной работы на тему «ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВ ЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 годы )»

ИСТОРИЯ

неизбежность революционного взрыва народа. Но они не смогли преодолеть свою социальноклассовую приверженность, а потому были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции как способа решения социальных проблем.

Главным для этой части ученых и для всей белой эмиграции было политическое противостояние Советской власти. Именно за развертывание антисоветской деятельности многие получили финансовую поддержку от иностранцев. Неслучайно В.В. Маяковский после посещения Парижа пришел к выводу, что здесь «самая злостная идейная эмиграция».

Таким образом, при всем масштабе и огромных заслугах эмигрантской культуры, не она определила последующее развитие и будущее России, своего народа в тяжелые годы XX века. Объективный, непредвзятый взгляд на этот сложный, многомерный процесс не может не привести в конце концов к самому главному выводу: помимо «отщепившейся», «отколовшейся» эмигрантской культуры в России сохранялась «магистральная» ветвь, само культурное ядро, носителем которого был главный исторический субъект — русский народ и его составная часть — интеллигенция, большая часть которой осталась на Родине.

Литература

1. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930—1960. М.: Наука, 2005. 306 с.

2. Кабузан В.М. Русские в мире: Динамика численности и расселение (1719—1989 гг.): Формирование этниче-скихиполитическихграницрусского народа. СПб.: Рус. балт. информ. центр «Блиц», 1996. 350 с.

3. МелиховГ.В. Маньчжуриядалекая и близкая. М.: Наука, 1991. 317 с.

4. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925—1932). М.: Русский путь, Викмо-М, 2007. 320 с.

5. Полян П. Жертвы двух диктатур: Жизнь, труд, унижения и смерть советских военнопленных на чужбине и на родине. М.: РОСПЭН, 2002. 896 с.

6. Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах Москвы. М.: Изд-во «Историко-архивныйинститутРГГУ», 1998. 392 с.

7. ПивоваровЮ. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. Изд-во «Рос. полит, энциклопедия», 2006. 168 с.

УДК 930

ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)

БарановАлександр Васильевич, кандидат историческихнаук, доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines the great success achieved by the homefront workers. The case study shows examples of loyalty, courage and extraordinary productivity of workers, engineers, scientists,farmers, elderly people, andyoung citizens ofthe USSR during the war.

Статья посвящена великому подвигу, совершенному тружениками тыла. В ней рассматриваются многочисленные примеры стойкости, мужества и необыкновенной трудоспособности, которые проявляли в годы войны рабочие и инженерно-технические работники, ученые и колхозники, представители старшего поколения и совсем юные граждане страны.

Key Words: war, warfront, evacuation, rear, workin emergencyconditions

Ключевые слова: война, фронт, эвакуация, тыл,работа людей в чрезвычайныхусловиях

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Из повседневной жизни тружеников тыла...

В наше сложное и противоречивое время проблема, обозначенная в заголовке статьи, приобретает особую актуальность в связи со следующими обстоятельствами.

При подготовке и праздновании очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне в средствах массовой информации на телевидении, по радио и в печати в основном дается информация об участниках боевых действий, ветеранах войны. Их приглашают на встречи в школы, вузы, воинские части, трудовые коллективы. Это правильно, так и должно быть, но при этом нельзя забывать тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали Победу над фашистами.

Сейчас, когда экономика страны в результате проводимых реформ отброшена далеко назад; когда десятки, сотни, тысячи предприятий разрушены и прекратили выпускать продукцию, а оставшиеся работают с большими перебоями и не в полную мощность; когда продолжается борьба за передел собственности, от которой чаще всего страдают трудовые коллективы, когда кажется, что страна не способна встать с колен и возродить свое былое могущество, очень важно помнить, как наши отцы и деды, матери и бабушки в невероятно трудных условиях, преодолевая все и вся, в кратчайшие сроки строили новые и реконструировали старые предприятия и давали все необходимое для фронта, для победы.

Освещая повседневную жизнь тружеников тыла, мы увидим, насколько духовно богатыми людьми они были. Работая не покладая рук по 12—15, а то и по 20 часов, на заводах и фабриках, в шахтах и на промыслах, на полях и фермах, в учебных заведениях и лабораториях, отрывая от себя подчас последнее, они вносили свои сбережения в фонд обороны на строительство танков, самолетов, другой военной техники, отправляли фронтовые посылки с продовольствием, теплыми вещами, письма с пожеланиями скорейшего разгрома врага.

Необходимо развенчивать и разоблачать нынешнихлибералов, которые очерняют, опошляют и извращают прошлое, а стало быть, глумятся над нашими предками. Именно либералы ввели в оборот унизительное понятие «совок», по их мнению, это человек, который ничего не хотел и не умел делать, а занимался лишь беспробудным пьянством. Факты из советского прошлого вообще и в особенности пе-

риода Великой Отечественной войны полностью опровергают эти домыслы.

Проявляя заботу о ныне живущихтружени-ках тыла, сохраняя память об ушедших от нас в мир иной, мы тем самым показываем подрастающему поколению, что у них были великие предки, которым можно и нужно подражать, с которых можно и нужно брать пример. «Гордиться славою своих предков не только можно, — подчеркивал А.С. Пушкин, — но и должно; не уважать оных есть постыдное малодушие» [7].

Строительство — одна из самых мирных отраслей народного хозяйства, это отрасль созидания. С началом войны перед строителями встали труднейшие задачи, которые надо было решать в кратчайшие сроки. Им пришлось демонтировать оборудование предприятий и возводить новые корпуса на востоке страны, восстанавливать разрушенные и строить новые цеха и заводы. Чтобы успешно справиться с этим, необходимо было найти новые мобильные организационные формы в строительстве. И такие формы были найдены. На базе трестов и других строительных организаций были созданы особые строительно-монтажные части (ОСМЧ), на которые возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками, в общей сложности около 400 тыс. человек. В ходе работ ОСМЧ перемещались, объединялись, или, наоборот, распадались на отдельные подразделения. Это позволяло осуществлять концентрацию строительства, быстро восстанавливать эвакуированные предприятия, строить новые, а по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков восстанавливать заводы, фабрики, жилье [2. С. 221].

В июле-августе 1941 года, в разгар боев с немецко-фашистскими войсками на рубежах Днепра, Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение об эвакуации заводов, расположенных в г. Запорожье. Демонтаж оборудования и металлоконструкций промышленных предприятий поручался ОСМЧ «Запорожстрой».

Гитлеровцы мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заво-

15

ИСТОРИЯ

дов, особенно уникальный тонколистовой стан «Запорожстали», купленный в США и смонтированный незадолго до войны.

Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днем, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днем, фашисты поняли, что оборудования на «Запорожстали» уже нет. Начался сильнейший обстрел завода. Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тыс. тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны [2. С. 225—226].

В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода «Электросталь» построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, т.е. построить завод за 75 дней.

О масштабах задачи можно судить по тому, что в пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации.

Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно. Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Так, прораб Алексей Подлепа со своим отрядом построил здание насосной станции в неслыханно короткий срок — всего за 22 часа вместо пяти дней по графику.

А. Подлепа — выходец из крестьянской семьи — с ранних лет работал каменщиком на ряде строек. Высокое строительное мастерство и организаторские способности позволили ему быстро выдвинуться и вскоре он был назначен начальником участка. За активное участие в строительстве Чебаркульского завода в числе

других Подлепа был награжден орденом Ленина.

Многие строители трудились так же самоотверженно, перевыполняя нормы в 2—3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки [2. С. 228-230].

Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне. Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее.

Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Непосредственное руководство строительством было возложено на заместителя народного комиссара по строительству Н.В. Бехтина, начальника ОСМЧ-104 Б.Л. Шейнкина и главного инженера А.С. Фолькевича. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков (прежде их соединяли муфтами), поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М.И. Недужко и Г.И. Ломоносовым.

Оперативное решение всех вопросов и контроль выполнения принятого решения были поручены уполномоченному ГКО по Ленинграду А.Н. Косыгину, который ежедневно следил за ходом строительства и оказывал ему необходимую помощь.

На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет. Специальная

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Из повседневной жизни тружеников тыла...

комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб. Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения [2. С. 248-249].

Приведенный пример лишний раз подтверждает всю несостоятельность нынешней критики в адрес советских людей, которые, дескать, и ленивы по своей природе, и плохо работали, и строили медленно, некачественно. На самом деле в годы войны абсолютное большинство трудовых коллективов, больших и малых, проявляли необыкновенное мужество и стойкость, решали сложнейшие технические задачи при минимальных затратах, поставляли на фронт все необходимое для скорейшего разгрома ненавистного врага.

Известно, какую роль во время войны играла авиация. Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолетов в день. В июле 1941 года изготовили 1807 самолетов, значит, 60 вдень. В сентябре 1941 года сделали 2329 боевыхмашин — более 70вдень [8.С.91].

Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолетов стало снижаться, хотя враг захватил и прочно удерживал господство в воздухе, что осложняло положение сухопутных войск практически на всех фронтах. Поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолетов.

На первый план выдвигались требования повышения производительности труда, сокращения трудоемкости производства. В мае 1942 года коллективы двух заводов — самолетостроительного и моторостроительного — выступили с призывом начать Всесоюзное социалистическое соревнование работников авиационной промышленности. Одной из форм соревнования стали фронтовые бригады. Право называться фронтовой бригадой присваивались лучшим из лучших.

На заводе, который возглавлял А.А. Белянский, в середине 1942 года было 167 фронтовых бригад, в декабре —412, а в 1943 году —уже более 500. Первенство в соревновании держала бри-

гада коммуниста Г.Ф. Извекова. Она выполняла план на 500—600% при отличном качестве продукции, а временами — даже на 1000%. Это была одна из лучших фронтовых бригад авиационной промышленности [8. С. 167].

Используя инициативу авиастроителей, их патриотизм, партийные организации многое сделали в налаживании поточного производства. Широкое распространение получили электросварка, холодная штамповка, новые способы склейки деревянных деталей. Все это, вместе взятое, позволило, например, снизить за годы войны трудоемкость при изготовлении штурмовиков вдвое, а время его производства в цехе главной сборки сократилось в пять раз. В два с лишним раза меньше стало затрачиваться труда на изготовление самолетов конструкции Лавочкина и Яковлева. С установкой поточных линий на заводах, производивших бомбардировщик Ту-2, трудоемкость изготовления этого самолета уменьшилась в три раза. В результате к концу 1943 года производство всех видов боевых самолетов было доведено до 3 тыс. в месяц, а всего за 1943 год Военно-Воздушные силы получили почти 35 тыс. самолетов [8. С. 174].

Важнейшей задачей на протяжении всей войны являлось обеспечение питанием, одеждой, обувью и другими вещами рабочих и ИТР. В ее решении огромную роль сыграла организация в марте 1942 года по решению ГКО и Совнаркома СССР отделов рабочего снабжения (ОРСы) на промышленных предприятиях.

При большой помощи со стороны руководителей заводов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций ОРСы развернули огромную работу по созданию и развитию подсобных хозяйств, проведению децентрализованных заготовок, организации производства ширпотреба из местного сырья и т.д.

Подсобные хозяйства, ОРСы и коллективы заводов проделали большую работу, чтобы освоить отведенные им земли. В Восточной Сибири подсобное хозяйство завода на 160 га земли выросло среди тайги за счет раскорчевки леса и осушения болота. Еще одно предприятие в горной местности подняло 195 га целины. Закладывались парники и теплицы, скоро они стали давать хороший урожай — около 2 тыс. тонн ранней зелени и овощей.

Отводились земельные участки под индивидуальные огороды рабочих и служащих. Для индивидуальных огородников выделялся семенной картофель, семена овощей и рас-

17

ИСТОРИЯ

сада. Почти половина рабочих и служащих предприятий авиационной промышленности имела индивидуальные огороды в 1943 году, а к концу войны пользовались огородами свыше 80% рабочих и служащих. Почти 40 тыс. тонн картофеля и овощей в год собиралось с этих огородов [8. С. 205].

ОРСы организовали мастерские по пошиву одежды и обуви. В цехе одного завода лишь за 2 года было пошито свыше 70 тыс. пар обуви и почти 30 тыс. вещей верхней одежды. Были мастерские, где изготавливались предметы домашнего обихода. Только за 1943—1944 годы ими было сделано 796 тыс. алюминиевых тарелок, почти 5 млн ложек, большое число кроватей, железных печек, стаканов, кружек, сотни тысячдругихвещей [8. С. 207].

Несмотря на большие житейские заботы, напряженный труд на производстве, сотни и тысячи работников заводов возобновили занятия в коллективах художественной самодеятельности. Организовывались театральные, хореографические и вокальные коллективы, духовые оркестры и даже акробатические кружки. В художественной самодеятельности одного из моторостроительных заводов в дни смотра в конце войны участвовало около тысячи исполнителей. Концерты прошли во всех цехах. Бригада художественной самодеятельности завода выезжала на 2-ой Прибалтийский фронт. За два месяца она дала свыше 100 концертов в различных военных частях. Выступления пользовались большим успехом [8. С. 208].

Трудно переоценить роль тружеников Урала в приближении победы над фашистской Германией. Только на Челябинском тракторном заводе было изготовлено 18,5 тыс. танков разных марок, преимущественно «Т-34», 48,5 тыс. танковых двигателей, 170 млн заготовок мин и снарядов.

Тысячи людей самоотверженно трудились на заводе, но даже среди них были люди-легенды, о которых знали не только на заводе, ноив области и всей стране. К таковым можно отнести членов молодежной бригады Василия Гусева, делавших коробки передач для грозных боевых машин — танков «Т-34». Бригада Гусева не раз завоевывала первенство в областном соревновании фронтовых комсомольскомолодежных бригад, она стала лидером соревнования среди 9600 молодежных бригад Наркомата танковой промышленности. В 1944 году бригада В. Гусева получила переходящее крас-

ное знамя Наркомата и ЦК ВЛКСМ и до самой Победы не уступала его никому. Знамя бригаде во Дворце культуры ЧТЗ вручил Ж.Я. Котин, главный конструктор, генерал, Герой Социалистического труда, он был в то время замнар-кома. Вручая знамя, Ж.Я. Котин поблагодарил ребят, пожелал и впредь трудиться так, чтобы как можно больше давать танков фронту. Вместе со знаменем бригаде была вручена премия, которую ребята передали в фонд обороны.

За годы войны бригада Василия Гусева внесла 52 рационализаторских предложения, направленных на увеличение выпуска деталей и повышение их качества, в результате чего производительность труда в бригаде увеличилась в восемьраз [6].

Образцы высокопроизводительного труда показывали многие работники тыла. На заводе по производству артиллерийский орудий, где главным конструктором был Василий Гаврилович Грабин — генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, Герой Социалистического труда, — с первого дня войны комсомольцы повели борьбу за высокую производительность труда и увеличение производственных мощностей. Инициатива комсомольцев вылилась в замечательное движение двухсотенников — стахановцев военной поры.

Евилов, Букин, Цветков, Молчанов, Борисов и много других молодых рабочих достигли выдающихся успехов. Например, Борисов, отлично изучивший фрезерный станок, сумел значительно повысить режим резания и таким образом добиться большого эффекта. Станочник Наумов долго работал над приспособлением, которое было внедрено в производство и дало большую экономию времени на механической обработке и заточке резцов.

Движение двухсотенников было ценно тем, что повышало не только личную выработку рабочего, но и всего завода. В результате выпуск орудий постепенно увеличивался. Однако увеличение это шло слишком медленно и не соответствовало нуждам фронта [3. С. 502—503]. Для того чтобы значительно увеличить производство орудий, были необходимы дальнейшие качественные изменения всей работы. Прежде всего, требовалось осуществить конструктивно-технологическую модернизацию пушек, чтобы сократить число деталей и повысить их технологичность: разработать высокопроизводительную технологию, скоростное проекти-

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

Из повседневной жизни тружеников тыла...

рование и освоение пушек в валовом производстве.

Так, у каждой пушки, а их шло в производстве пять, был свой затвор, отличный от других. У Ф-22 он состоял из 116 деталей, притом довольно сложных. Наиболее простой затвор был у 57-миллиметровой пушки ЗИС-2. Решили взять его за основу и создать единый, унифицированный затвор для всех пушек, в котором была бы всего 51 деталь. Для изготовления затвора была спроектирована и в кратчайший срок построена поточная линия, позволившая делать затвор пушки вчетверо быстрее прежнего [3. С. 532-533].

Внедрив рациональную технологию, завод впервые в истории изготовления артиллерийских систем поставил их на поточное производство и конвейерную сборку, что дало возможность увеличить производство пушек ужекконцу 1941 годав 5,5раз [3. С. 536].

В невероятно тяжелом положении в годы Великой Отечественной войны оказалось крестьянство, перед которым была поставлена задача — давать фронту и стране все больше хлеба, мяса, овощей, картофеля и сырья для промышленности. Чтобы добиться этого, от тружеников сельского хозяйства требовалось величайшее напряжение сил. В самую горячую пору, накануне уборки урожая, из колхозов и совхозов ушли на фронт почти все мужчины. Были мобилизованы на нужды армии автомашины, трактора, значительная часть лошадей. Кроме работы на полях, население сельских районов привлекалось к строительству оборонительных рубежей, на лесозаготовки и другие работы. В селах оставались только женщины и подростки, они заменили ушедших на фронт мужчин.

На четвертый день войны вся страна прочитала в газете «Комсомольская правда» обращение знаменитых трактористок, депутатов Верховного Совета СССР П. Ангелиной, П. Ковардак, В. Бохолдиной и М. Мухортовой, в котором они призывали женщин и девушек учиться работать на тракторах, комбайнах и другой технике.

Первыми на призыв Паши Ангелиной и ее подруг откликнулись колхозницы Подмосковья. Сотни девушек пришли в МТС, чтобы обучиться нелегкому труду, в кратчайший срок освоить технику и выйти на уборку урожая. Весной 1942 года на полях Московской области уже трудились 87 женских тракторных бри-

гад. Девушки хорошо ухаживали за машинами, сами ремонтировали их. План выполнялся ими на 200—300%.

Ход соревнования широко освещался в печати и по радио. Бригада женщин-механизаторов под руководством Анастасии Резцовой из Бронницкой МТС прочно удерживала первое место в области и второе место во Всесоюзном соревновании женских тракторных бригад. Анастасия Резцова была награждена орденом Ленина, а члены ее бригады — орденами и медалями Советского Союза.

В августе-сентябре 1942 года комсомольцы и молодежь Московской области провели несколько массовых воскресников по вывозу зерна и овощей государству. Только в воскреснике 23 августа приняло участие свыше 50 тыс. молодых колхозников и горожан. В этот день на государственные пункты было вывезено более 3 тыс. тонн зерна и овощей [1.С.17].

В 1943 году на полях Подмосковья действовало более 1800 «звеньев высокого урожая», в которых работало 15 тыс. молодых колхозников. Оказание помощи этим звеньям было одной из главных задач МК ВЛКСМ. Совместно с исполкомом Мособлсовета проводились областные, а затем и районные семинары, в ходе которых звеньевые делились опытом организации труда в звеньях, методами ухода за посевами. Все это способствовало тому, что 350 молодежных звеньев получили урожай картофеля более чем по 350 центнеров и других овощей по 400 центнеров с гектара, 30 звеньев вырастили урожай зерновых свыше 20 центнеров с гектара, а звено Капитолины Шориной из колхоза «День урожая» Коломенского района получило рекордный урожай картофеля — 1110 центнеров с гектара и заняло первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании [1.С. 19].

В годы войны особенно трудно было работникам животноводческих ферм. Им приходилось не только от зари до зари работать с животными: кормить их, поить, доить коров, ухаживать за молодняком, но и принимать участие в выращивании и заготовке кормов для них. Вот как описывает рабочий день своих подруг заведующая молочно-товарной фермы колхоза «12-ый Октябрь» Костромской области П.А. Малинина, которая впоследствии возглавила это хозяйство, получившее всесоюзную известность из-за достижений в животноводстве и других отраслях.

19

ИСТОРИЯ

Работа на ферме начиналась в три часа ночи. Доярки доили коров, кормили, поили, чистили и убирали помещение, телятницы ухаживали за телятами, и все шли работать на участок при ферме: удобряли, вскапывали, сажали овощи, пригодные для корма скоту, — тыкву, картошку, морковь, капусту, кормовую свеклу. После работы на участке немного отдыхали и перекусывали и шли опять на ферму — доить, кормить, поить. Закончат работы со скотом — и опять на участок, итаккаждыйдень [5. С. 227].

Особенно восхищает в этих людях стремление, несмотря на все трудности, несмотря на то, что многие из них потеряли мужей, братьев, близких на войне, продолжить селекционную работу по выведению новой породы коров, начатую крестьянами и помещиками этих мест во второй половине XIX века. Труженики фермы понимали: если прекратить эту работу, то будут сведены на нет многолетние усилия их предшественников. Поэтому работники фермы четко и старательно выполняли все рекомендации научных работников, специалистов и проявляли творческий подход к своей работе. При кормлении, доении и уходу за животными они учитывали особенность каждой коровы, скрупулезно заносили в журналы все показатели, пополняя банк данных. Специально созданная комиссия во главе с заместителем наркома земледелия подводила итоги этой поистине героической работе тружеников молочно-товарных ферм.

Позже академик Е.Ф. Лискун, член комиссии, писал: «Перед нами были стада коров не похожих ни на одну известную породу, средняя удойность равнялась примерно 5000 литров молока в год. Другими словами, средняя короЛитература

ва новой породы давала молока столько, сколько получали от рекордисток старых пород». Комиссия единодушно решила, что работники колхоза «12-ый Октябрь» и работники племенного совхоза «Караваево» вывели у себя новую, отличную породу молочного скота. В соответствии с приказом Наркомата земледелия СССР от 27 ноября 1944 года вновь выведенной породе крупного рогатого скота было присвоено наименование костромской [5. С. 250—251].

Приведенные в данной статье некоторые факты из жизни тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны свидетельствуют о небывалом мужестве, стойкости и героизме наших отцов и дедов, матерей и бабушек. Однако эта тема не нашла должного отражения в исследованиях историков, на что в свое время указывал еще Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. «Я думаю, — писал он, — эта героическая полоса в жизни советского народа, нашей партии незаслуженно забыта... Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны, произведенная в связи с этим колоссальная организаторская работа партии по размаху и значению своему для судьбы нашей Родины равны величайшим битвам второй мировой войны» [4. С. 266].

Проблема освещения трудового подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны должна стать предметом дальнейших всесторонних исследований, результаты которых надо активно использовать в учебном процессе в школах и вузах, в воспитании подрастающего поколения на примере своих предков.

1. Всегдав борьбе. Книга2. Воспоминанияветеранов московского комсомола. М.: Моек, рабочий, 1978.

2. Гинзбург С.З. О прошлом — для будущего. М.: Политиздат, 1984.

3. Грабин В.Г. Оружие победы. М.: Политиздат, 1989.

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: АПН, 1972.

5. Малинина П.А. Волжские ветры. М.: Сов. Россия, 1978.

6. Отечественныезаписки. 2005. № 63.

7. ПушкинА.С. Письмо П.Я. Чаадаеву. Полноесобрание сочинений в бтомах. Т.6.М.: Худ. лит-ра, 1937.

8. ШахуринА.И. КрыльяПобеды. М.: Политиздат, 1984.

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.