Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЯ ОЛЕКМИНСКОГО УЛУСА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

УЧИТЕЛЯ ОЛЕКМИНСКОГО УЛУСА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ И ВОЙНА / ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ / УЧАСТНИКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / МУЖЕСТВО / ВОЕННАЯ БИОГРАФИЯ УЧИТЕЛЯ / ПАТРИОТИЗМ / ONLINE TEACHER AND WAR / DEFENDERS OF THE MOTHERLAND / PARTICIPANTS OF THE SECOND WORLD WAR / COURAGE / MILITARY BIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Семенова Юлия Андреевна, Дегтярева Августа Петровна

В данной статье рассматривается участие учителей Олекминского улуса в боях за Родину, во время второй мировой войны. О стойком героизме людей не военной , а мирной и самой гуманной профессии. У каждого учителя была своя военная биография. Учителя, первая молодая интеллигенция Якутской Автономной Республики объятые могучим патриотическим порывом, добровольно ушли в народное ополчение, в Красную Армию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Семенова Юлия Андреевна, Дегтярева Августа Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS OF OLEKMINSKY ULUS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

This article discusses the participation of teachers of the Olekminsky ulus in the battles for the Motherland during the second world war. About the persistent heroism of people notin the military, but in the peace ful and most humane profession. Each teacher had their own military biography. Teachers, the first young intelligentsia of the Yakut Autonomous Republic, embraced by a powerful Patriotic impulse, went to the people’s militia, to the Red Army.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЯ ОЛЕКМИНСКОГО УЛУСА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

студентка Семенова Юлия Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); преподаватель Дегтярева Августа Петровна

Государственное бюджетное образовательной учреждение «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» (г. Якутск)

УЧИТЕЛЯ ОЛЕКМИНСКОГО УЛУСА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается участие учителей Олекминского улуса в боях за Родину, во время второй мировой войны. О стойком героизме людей не военной , а мирной и самой гуманной профессии. У каждого учителя была своя военная биография. Учителя, первая молодая интеллигенция Якутской Автономной Республики объятые могучим патриотическим порывом, добровольно ушли в народное ополчение, в Красную Армию.

Ключевые слова: учитель и война, защитники родины, участники второй мировой войны, мужество, военная биография учителя, патриотизм.

Annotation. This article discusses the participation of teachers of the Olekminsky ulus in the battles for the Motherland during the second world war. About the persistent heroism of people notin the military, but in the peace ful and most humane profession. Each teacher had their own military biography. Teachers, the first young intelligentsia of the Yakut Autonomous Republic, embraced by a powerful Patriotic impulse, went to the people's militia, to the Red Army.

Keywords: online teacher and war, defenders of the Motherland, participants of the second world war, courage, military biography.

Введение. Сегодня патриотическое воспитание, воспитание гражданина Российской Федерации является одной из актуальных направлений. Ярким примером служит невиданный в истории Великой Отечественной войны подвиг учителей фронтовиков и деятельность советской школы в тылу. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

Изложение основного материала статьи. Отечественные историки школы и педагогики Н.А. Константинов и Е.Н. Медынский писали: "Горя патриотическими подъемом вместе со всем народом, многие учителя, работники образования, сменив перо и книги на винтовку, ушли на фронт громить ненавистного врага" [1; 221.

Законодательство в сфере образования, поправки к закону «Об образовании» внес президент Владимир Путин. Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде [1; 221.

Среди олекминчан, защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, немало учителей. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой, у каждого была своя военная биография. Скудные под час сведения, оставленные нам историей, счастливо дошедшие до нас, говорят о мужестве и стойкости этих людей в боях за Родину [21.

Василий Иванович СЕЛЛЯХОВ был одним из активных строителей единой трудовой школы, директором. До войны он окончил в Москве институт им. Ломоносова, преподавал гуманитарные науки, работал директором Абагинской РОНО. Когда началась Великая Отечественная, он добровольно ушел на войну с фашистами. Воевал в составе лыжного полка на Ленинградском и Волховском фронтах, был дважды ранен. Одно ранение в 1943 году оказалось летальным. Умер от ран в госпитале. Похоронен около деревни Кузьмино Залучского района Ленинградской области.

Учитель русского языка и литературы Иннокентий Николаевич ГОРБУНОВ в 1941-1945 годы находился на Северном фронте, в Заполярье. В должности помкомвзвода и старшины роты он был бесстрашным разведчиком, умелым и метким снайпером. Не раз с десантом высаживался в тылу врага и каждый раз возвращался с «языком» и ценными сведениями. Весельчак, мастер на шутки, никогда не унывал, был душой роты. За храбрость и отвагу награжден орденом Славы 3 степени и медалями «За боевые заслуги» и «За боевые заслуги» и «За освобождение Арктики и Заполярья» [2; С. 21.

До войны Гавриил Алексеевич НИКИФОРОВ занимался военным обучением комсомольцев и молодежи, работал 1 секретарем Олекминского РК комсомола. Окончив в 1993 году Якутскую военную школу, был председателем ОСОАВИАХИМа, председателем Олекминского ДОСААФ. Имея достаточную военную подготовку, в 1942 году Гавриил Алексеевич добровольно ушел на фронт, служил на Сталинградском фронте, где предстояло решительное сражение с немцами. Заместитель командира 999 стрелкового полка по политчасти, 258 стрелковой дивизии вел большую работу по воспитанию бойцов. По его инициативе вышло «Обращение к якутянам» с призывом помогать фронту своим трудом. 22 ноября 1942 года в одном из боев на холме Ареховский Сталинградской области.

Крепкая дружба объединяла до войны двух замечательных людей - Василия Семеновича ДАВЫДОВА и Василия Илларионовича Авдеева. Учитель якутского языка и пения В. С. Давыдов работал во 2 Нерюктяйинской школе. Он был прекрасным музыкантом и танцором, организатором художественной самодеятельности на селе и в школе, человек веселый и добрый, любимец детей. В 1942 году ушел на фронт, воевал на Брянском направлении. В 1943-м был тяжело ранен, ему ампутировали руки и ноги. Умер в госпитале.

Не легче оказалось и судьба его друга В.И. Авдеева. До войны работал директором, учителем физики в Солянской, Абагинской, Олбутской, Юнкюрской, Дельгейской школах. Был женат на учительнице математики Евдокии Семеновне Давыдовой, сестре друга, имел троих детей. Призванный в 1941 году но войну, все годы был на передовой, дважды ранен, тяжело контужен, награжден орденом Красной Звезды. Демобилизовался солдат в 1946-м, но воспользоваться радостью возвращения к семье не смог: незадолго до его приезда умерла от тяжелой болезни жена, и он вскоре скончался от ран и контузии.

Бельчусов Федор Михайловичодин из первых учителей села Нерюйтяй, он родился в 1905 году в семье крестьянина. Как одного из способных учеников с 1924 году поручили ликвидациюбезграмотности среди населения. Затем он поступил в рабфак в г.Якутске и по окончании стал работать учителем начальных классов 1-Нерюктяйинской семилетней школы имени Степан Идельгина. Перед новым учебным годом учителя призвали в армию.Планов у молодого учителя много, ведь он работал новой школе в селе Улахан -Мунку. В начале он прошел краткосрочную подготовку в г.Чите, в декабре 41-го был направлен на Волховский фронт. Рядовой Ф.М. Бельчусов служил в стрелковом полку минометчиком. В одном из боев, спасая от верной гибели своего командира, заколол штыком немецкого офицера и сам тут же был тяжело ранен в голову (изъятую после операции пулю он таскал с собой и показывал ученикам). Долго лечился ввоенном госпитале г. Кисловодске, ранения были серьезные, ему не разрешили идти на фронт. Вернувшись в родной Олекминский улус, учительствовал в начальных классах в с.Улахан-Мунку. Вел огромную агитационно-пропагандисткую работу коммуниста среди населения Улахан-Мунку, организовывал отправки посылок для фронта (колхозницы шили кээнчи, теплые вещи для солдат советской армии), сбор денег для военной техники. В 1945-м его перевели на работу в 1-Нерюктяй, сначала учителем, затем директором семилетней школы.Тяжелая рана давала о себе знать все время, но отважный воин не сдавался, крепился и работал, но в 1958 году он умер от полученных ран на войне. Со своей супругой они родили и поставили на ноги одиннадцать детей. Отважного учителя наградилимедалью «За победу над Германией».

В августе 1942 года добровольцем ушел защищать Родину Юрий Михайлович РЫБНИКОВ. Служил в 93-й гвардейской стрелковой дивизии 281 стрелкового полка автоматчиком. Нелегкая участь выпала ему. Довелось воевать на Курской дуге, где решалась судьба Родины, в знаменитом сражении под Прохоровкой. 26 июня 1943 года под Белгородом был тяжело ранен, домой вернулся в 1944 году инвалидом. За мужество и отвагу, проявленные в боях, награжден орденом Славы 3 степени. После войны работал инструктором ОСОАВИАХИМа, учителем физкультуры в школе №1. Талантливый музыкант преподавал музыку и пение в школах, активно участвовал в художественной самодеятельности, оставил о себе добрую память.

Опасность войны на два фронта вынуждала советское командование ужесточить меры по подготовке Советской Армии. Многие олекминчане учавствовали в войне с Японией. В их числе был учитель начальных классов Борис Еремеевич ПОПОВ. Призванный в 1942 году, он служил рядовым в 91 запасном полку 1139-й отдельной кабельно-шестовой роте специалистом полевых кабельно-шестовых линий. Частые боевые тревоги, 10-15-километровые марш-броски, ежедневные тренировки по установлению линий связи. Приходилось с катушкой кабеля на спине тянуть линии связи. Приходилось с катушкой кабеля на спине тянуть линии связи. «Эти трудности не пропали даром, - вспоминает Борис Еремеевич, - когда началась войны с Японией, мы были физически, тактически, морально готовы к любым неожиданностям фронтовой жизни». При взятии укрепрайона г. Хайлар, где участвовал наш земляк, проходили особенно ожесточенные бои. Перед их ротой была поставлена задача - обеспечить телефонной связью командные пункты всех подразделений. Работали под огнем противника, было много потерь. С войны Борис Еремеевич вернулся в 1946 году и занялся любимой работой.

Выводы. Таким образом, данная статья яркий пример, бессмертного, гражданского подвига учителей -фронтовиков Олекминского улуса Якутской Автономной Республики. Любой вклад в Победу над фашистами важен, поэтому об учителях-фронтовиках должны знать и помнить не только их родные, коллеги, односельчане, близкие, но и вся наша многонациональная страна. Гражданский подвиг учителя-фронтовика, защитника отечества в суровые годы второй мировой войны не должен не померкнуть никогда. В победу веря, шли учителя на фронт, якутских зорь бесстрашные сыны.

Литература:

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 - ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционировании публичной власти». 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ.

2. Еникеева Э.И. Учителя в боях за Родину. // Олекма 8 мая 2001, № 52 (8250).

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948. - С. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.