Помимо заявленной стратегии в Лиссабоне была составлена концепция «Образование и обучение 2010» и стратегия развития «Европа 2020», где определили изменения в дополнительном образовании стран Евросоюза. Данный метод основан на обучении согласно стратегическим целям на уровне государств.
В зарубежных странах многие авторы (С. Ваккаро, Х. Ноа, Х. Торстен, Б. Холмс, М. Экштайн и др.) ведут исследовательскую работу по сравнительной педагогике при координации с национальными исследовательскими обществами и мировыми (ООН, ЮНЕСКО) центрами, а также международными (ЕС, МОТ, CEDEFOP, ОЭСР) организациями.
Их значение все больше повышается в связи с попыткой создания образовательного пространства, что способствует выявлению общих тенденций развития принципов образования, общих законов, а это в свою очередь отражает взаимосвязь мирового сообщества.
Выводы. Таким образом, было выяснено, что основная тенденция ориентации на компетентностный подход в ПОО является отчасти результатом политики ЕС (в частности, переход на результативно-деятельностный подход как единую основу в формировании национальных квалификационных систем и создание Европейской рамки квалификаций); в литературе эта тенденция связана с изменениями в организации труда и критикой в сторону развития узкопрофессиональных компетенций.
В этой связи рабочей группой были выделены следующие характеристики, которые служили бы основой в формировании национальной системы зачетных единиц и четко формулировали основные направления развития:
1. Знания, навыки и компетенции, получаемые в конце обучения, должны быть четкими и понятными и в конечном итоге направлены на сравнение квалификационной системы в рамках одной страны с другой;
2. Уровни квалификации должны быть четко структурированы в зачетных единицах и модулях по окончанию обучения: т.е. они оцениваются, проверяются и признаются как элементы, составляющие квалификацию;
3. Модули содержания программ профессионального образования нужно оценить в соотношении с квалификационными уровнями, чтобы обеспечить открытость и прозрачность квалификаций по всей территории Евросоюза;
4. Система зачетных единиц должна быть проверена и признана в контексте других квалификационных систем;
5. Партнерство между компетентными учреждениями должно также содействовать признанию кредитов друг друга на полном доверии;
6. Уровни квалификации описываются с помощью ЕСУЕТ баллов.
Несмотря на выявленные принципиальные различия, ряд стран (Великобритания, Германия, Франция и Финляндия) успешно применяют свои национальные системы квалификаций, что не мешает им внедрять единую систему квалификаций в области профессионального образования. Их национальные системы ДПО позволяют развивать образовательные возможности обучения взрослых для получения более высоких квалификаций.
Таким образом, одной из основных целей европейской политики в области профессионального обучения, становится содействие в сближении уровней национальных систем профессионального обучения, вне зависимости от типа обучения, а также для поощрения и поддержки мобильности в получении дополнительных квалификаций.
Литература:
1. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход / Желнова О.Д. // Сборник статей магистрантов «Управление образованием». Выпуск 1 [Электронный ресурс]: Режим доступа: // http://publications.hse.ru/chapters/717205862.
2. Кравченко В.В. Сопоставительный анализ отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования: дис.....канд. пед. наук / В.В. Кравченко. - М., 2012. - 190 с.
3. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительной профессиональное образование в России и странах западной Европы: сопоставительный анализ: Монография / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко; под науч. ред. д. п. н., профессора С.Б. Серяковой. - Москва: Прометей, 2016. - 130 с.
4. Сооляттэ А. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика. МФПУ «Синергия». 2012 - Обзор международных и национальных стандартов по управлению проектами. - 159 с.
5. Топоркова О.В. Развитие дополнительного образования взрослых в Великобритании: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Торопова. - Волгоград, 2007 - 27 с.
6. Штокман Е.А. Высшее образование в США / Е.А. Штокман. - М. 2005. - 120 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Петрова Анастасия Петровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА «РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ» В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания у обучающейся молодежи посредством музейного дело. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начаться с познания истории малой родины. Источником «живой» культуры, для обучающихся молодежи в настоящее время выступает масштабный, экспозиционный, мультимедийный исторический парк «Россия-Моя история» в городе Якутске Республики Саха (Якутия), в котором выстроены современные содержательные экспозиции, интерактивные выставки, квесты. Все это создает особую атмосферу погружение в прошлое, дает возможность понять, прочувствовать, пережить историю Родины.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, музейная педагогика, участники первой мировой войны, квесты, краеведение.
Annotation. This article examines the problem of patriotic éducation among students through the muséum business. The introduction to the cultural and historical heritage should begin with the knowledge of the history of the small homeland. A large-scale exposition multimedia historical park "Russia-My History" in the city of Yakutsk, in which substantial expositions, interactive exhibitions, and quests are built, is currently the source of "living" culture for young students. All this creates a special atmosphere of immersion in the past, makes it possible to understand, feel, relive the history of the Motherland.
Keywords: patriotic education, museum pedagogy, participants of the First World War, quests, local history.
Введение. Сегодня немалой возможностью развития патриотизма средствами музейного дела располагают краеведческие, исторические музеи и современные мультимедийные парки, к примеру «Россия-Моя история». При поддержке музейного комплекса «Моя история» проводятся научно -практические конференции республиканского масштаба, такие как «Якутяне в Первой мировой войне», квесты «Забытые имена Первой мировой войны» и другие. Повышение уровня воздействия на сознание студенческой молодежи, воспитания в ней чувства гуманизма, патриотизма, многокультурного мышления неосуществимо без теоретического осмысления накопленного опыта, запаса знаний его сущностных характеристик, закономерностей, без учета роли музеев, которые призваны сказать свое слово в решении задач гармоничного развития обучающихся. Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приёмов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3)).
Выработка общего понимания теоретической и практической проблематики современного музееведения в рамках определенного профиля, а также идентификация основных категорий и терминов гуманитарных дисциплин, поможет преподавателям вузов в формировании у студентов убеждений, определении приоритетных ценностей, воспитания гордости за свою принадлежность к своему народу, любви к отечеству [2; 22].
Изложение основного материала статьи. Объектом данной статьи стала Первая мировая война. Давайте зададимся вопросом: «А как часто мы вспоминаем эту войну и вспоминаем ли вообще?» Мы чтим и помним о героях войны 1812 года, о бессмертном подвиге солдата Великой Отечественной войны. Но почему-то предаём забвению тех, кто воевал на фронтах Первой мировой войны. К сожалению, найти памятник солдату той войны на просторах России невыполнимо. В современной культуре России данное историческое событие занимает последнее место. Большинство, художественных фильмов, книг созданы непосредственно в начале XX века, а хороших, содержательных художественных произведений нет [4; 12].
Данная проблема начала волновать студентов, когда они начали посещать мультимедийный исторический парк «Россия-Моя история». Посещая обучающейся молодежь получала всё больше новой информации и опыта. Они стали понимать, какое незаслуженно малое место занимает в нём память о событиях Первой мировой войны. Ведь из далекой Якутии тоже героически участвовали в первой мировой войне. Участниками Первой мировой войны были ямщики, казаки, мещане, крестьяне и охотники. Инородцы (саха, эвены, эвенки, буряты) освобождались от призыва, и, следовательно, не воевали. Но не смотря ?на это десятки добровольцев - «охотников» ушли защищать свой алаас, дом и семью. Но не смотря на это десятки добровольцев - «охотников» ушли защищать свой алаас, дом и семью [1; 12].
Доклад П. Анастасии студентки 3 курса БА-ПОИО-18
Боевой путь ямщика из далекой Якутии села Уулаах-Аан Припузова Иннокентия Дмитриевича.
Припузов Иннокентий Дмитриевич потомственный крестьянин-ямщик родился 7 декабря 1887 году, участник и герой Первой мировой войны. В возрасте 25 лет в 1913 году призван в Императорскую армию вместе со своим старшим братом Припузовым Моисеем Дмитриевичем и двоюродным братом Андреем Ивановичем Припузовым. Годы служения в армии с 1914 по 1916 год. Иннокентий Дмитриевич воевал в составе Юго-Западного фронта под командованием известного генерала-адъютанта Алексея Алексеевича Брусилова на Карпатах. И.Д. Припузов является отважным участником легендарного Брусиловского прорыва.
Поступок и подвиг на войне. В одном из боев на Карпатских горах, а он был славным гранатометчиком, совершил смелый поступок. В то время винтовочные гранатомёты получили широкое распространение, шли «окопные войны», а также он был физически очень сильным. Потери при сражениях были огромные, так как снаряды противников попадали об камень и эти осколки попадали на людей. Также на рукопашном бою уничтожил семерых вражеских солдат, за это был награжден Георгиевским крестом. Истории и случаи на войне. В 1915 году во время войны на Карпатских горах, известили, что приедет сам император Николай II, на что все были растревожены. Всем приказали снять свою старую форму и одеть новую и чистую форму чехов. Когда они стояли, император Николай II провел боевой строй и прошел на своей белой лошади рядом с ними, также за ним шли все его подчиненные. После того, как император уехал, новую форму сразу же сняли и начали класть в ящик, отдали солдатам старую форму, на что они были очень недовольны и говорили, что их обманули. Вот так простому ямщику удалось увидеть самого царя Николая П.Также был случай, когда они воевали и вся их повозка с едой уехала в не известном направлении, на что солдаты остались без еды. Тогда роте солдат пришлось идти в деревню Молдаван и просить еды у селян. Бывало и так, что им приходилось и красть кур и гусей. Высокое звание и честь унтер-офицер. Награды - солдатский Георгиевский крест.
В одном неравном бою солдат попал в плен, это было ночью, они измученные холодом и голодом не смогли дать отпор врагу. В плену Припузов был с 1917 по 1919 годы в Германии. Из девяти солдат осталось только пять, заперли в конюшню на две сутки. Потом после того, как их спустили с горы их усадили в поезд, где они ехали до города два часа и начали там работать на шахте. Работа была неимоверно тяжелой, каторжной. Пленным приходилось вытаскивать уголь из-под земли на глубине больших метров снаружи, так проработали один год. Потом в количестве девять человек они батрачили у помещика, который недавно вернулся с войны. Пленные в основном занимались земледелием, также ходили на охоту с помещиком. Когда дичь падала на другую территорию, они не имели право брать оттуда добычу. У помещика они работали
ровно два года. Во время православных праздников их отпускали гулять по городу, где они размышляли о побеге, строили планы, присматривались, как оттуда сбежать и каким способом. И к их счастью, появился один добрый немецкий старик, который помог с едой и компасом. Так солдаты русской армии смогли осуществить дерзкий побег в Рождество, через Австро-Венгрию в 1919 году. Пленные смогли сбежать только ввосьмером, так как девятый солдат очень сильно болел. Побег осуществлялся следующим образом: каждую ночь шли, а днем прятались в лесу. Шли бесконечно долгих две ночи и на третью ночь внизу горы удачно пересекли границу.
Какие имел ранения- ранение правого плеча. Жизнь и период гражданской войны. Так только беглецы они пересекли границу, их взяли в плен красногвардейцы и допрашивали, но они не знали, что в России случилась революция, поэтому не знали, что говорить, там они были три дня. Так прошел еще один год, воевал в рядах РККА и после освобождения города Саратов от белогвардейцев, был демобилизован. Так закончился славный боевой путь крестьянина - ямщика, охотника Ивана Дмитриевича. С Георгиевским крестом на груди вернулся в родное село Уулаах-Аан.
Период Великой Отечественной войны Иннокентий Дмитриевич был уже не так молод, поэтому вместе со своей семьей работали в тылу. Зимой он кормил и ухаживал за колхозными лошадьми, а летом помогал по работе сельского хозяйства и обрабатывал пашню.
Перед Великой Отечественной войной в 1932 году был избран председателем первого колхоза «Луговка» в селе Уулаах-Аан. За добросовестный и самоотверженный труд 1941-1945 гг. был награжден медалью Сталина. В дальнейшем на десятилетнем юбилее совхоза «Октом» за высокие достижения дирекции, парткома и рабочкома получил Почетную грамоту. Как рассказывают местные жители и её дочь Петрова (Припузова) Анфиса Иннокентьевна, Иннокентий Дмитриевич был физически сильным, и выносливым человеком, что даже лошадь не шевелилась, когда он держал его, он обрабатывал пашню. Известные потомки нашего героя: Припузов Николай Прокопьевич (1855-1904 гг.) - учитель, этнограф, глава Покровской волости, член географического общества. Притузов Андрей Иванович (1895-1977 гг.) - первый гвардии генерал-майор из Якутии. Петрова (Припузова) Анфиса Иннокентьевна (1930-2020 гг.) - дочь Иннокентия Дмитриевича, ветеран тыла, мать героиня, вырастившая и воспитавшая 14 детей.
Петрова Анастасия Петровна-правнучка Иннокентия Дмитриевича, студентка третьего курса Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова, начала участвовать НПК со второго класса и ведет активную деятельность по изучению своей родословной.
Доклад студентки педагогического института Б. Урсалаан ДО-18.
Участник трех воин парень из села Куранда Олекминского района Голомарев Петр Александрович.
Петр Александрович родился в 1897 г. в Олекминском улусе в селе Куранда. Во время Первой мировой войны служил в 12-й русской дивизии в 184-м Артвинском (Варшавском) полку. Данный полк воевал под городом Станислав. Читатель, не часто сейчас встретишь человека, прошедшего три войны, вынесшего на своих плечах все тяготы и невзгоды солдатской жизни, прошедшего как говорится, «огонь, воду и медные трубы». Такого человека действительно найти сейчас нелегко, и тем приятней для меня была встреча с Петром Александровичем Голомаревым, грудь которого украшает Георгиевский крест времен Первой мировой войны, медали и орден Славы третьей степени, полученные за ратные подвиги в Великой Отечественной войне.
Три войны. О двух из них Первой и Второй мировой напоминают Петра Александровича глубокие шрамы и рубцы на теле. Гражданская война в день, когда готовился расстрел солдата и его трех товарищей, чуть не стала для Петра Александровича последним. Вот об этих наиболее памятных для старого воина эпизодах пойдет наше повествование. В годы Первой мировой войны он служил в 109-м Артвинском полку в 12-й русской дивизии. Полк этот вел сильные бои под городом Станиславом (ныне Ивано-Франковск Украина). Как то, раз Петр Александрович и двух его товарищей направили на лошадях в разведку. Только выехали на опушку леса, - вспоминает бывший солдат, - как по ним открыли пулеметную стрельбу. Развернув лошадей и увидев, что немцы стреляют с ближайших деревьев, мы открыли ответный огонь. Пулемет смолк. Подъехав к деревьям мы увидели, что укрывавшиеся в заливке на верхушке деревьев двое немцев убиты. Вот за то, что мы уничтожили, наносивших нам много вреда вражеских «кукушек» нас наградили Георгиевскими крестами. Героические бои под Станиславом памятны Петру Александровичу не только полученной наградой. В одном из них получил солдат еще одну суровую отметину войны - пуля прошила ему левую ногу. Когда началась гражданская война Петр переметнулся в ряды Краской Армии, сознательно. Полк, в котором воевал Петр Александрович вел бои против врангелевцев, громил банды Махно. После ликвидации банд Махно полк направили на восток через Петропавловск и Омск. И вот здесь случилось непредвиденное. Белые разобрали полотно железные дороги, и проезд, в котором ехали красноармейцы, сошел с рельсов. Белые открыли ураганный огонь по выбегающим из вагонов красногвардейцам. Петру Александровичу и трем его товарищам удалось пробиться к близлежащему лесу и скрыться от преследования белых. Но ушли они недалеко. В 25 км от города Ачинска, в селе Тройском их во время ночлега задержали белогвардейцы. - Нас оставили в одном нижнем белье, а было это в марте -рассказывает Петр Александрович, - вывели на улицу. И вот так на морозе, босыми держали нас в течение пяти часов, в ожидании команд для расстрела. Наконец, прискакал нарочный из белогвардейского штаба и сказал, что расстрел отменяют. Ночью чудом нам удалось бежать. Добравшись до Ачинска мы присоединились к красногвардейцам. После разгрома банд Семенова и барона Врангеля наша часть стояла на бурятско-монгольской границе. Домой вернулся в только 1923 году. Но в родном улусе шла гражданская война, как военного меня быстро записали в ополченцы. Хорошо помню засаду в августа 1922 года в местности Суур урэ5э. Здесь повстанцы расстреляли семерых активистов молодой, советской власти. Банда белых была захвачена и арестована. Героев похоронили на братской могиле в центре района. Великая Отечественная война оторвала Петра Александровича от мирного труда. Сталинградская битва. Сражение, которое произошли здесь и внесли коренной перелом в ход Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти народной. Незабываемы те дни для ветеранов. Он получил здесь пулевое ранение в живот. Затем госпиталь. После - участие в боях под Курской дугой и снова ранение, теперь в правую руку. И снова госпиталь. Но скоро подлечившись, Петр Александрович опять в общем строю со своими товарищами. Но, видно на роду ему было написано не раз встречаться со смертью. Тяжелое ранение долго приковало Голомарева к госпитальной койке. В мае 1945 года принес на нашу землю долгожданную победу, и снова мирный труд. Сопровождающий почту, бригадир в колхозе - где только не работал в послевоенные годы
Петр Александрович и везде его отличали трудолюбие, добросовестность. Петр Александрович Голомарев -солдат, прошедший три войны, - находясь на заслуженном отдыхе, жил в селе Улахан-Мунку. Сын его Максим Голомарев служил в рядах Советской армии, и судя по благодарностям командования, честно, добросовестно, как и полагается сыну отца-фронтовика, выполнял священный долг.
Выводы. Таким образом, проводимые совместные мероприятия с преподавателями вуза, учителями средней общеобразовательной школы в мультимедийном историческом парке «Россия-Моя история», этнографическом музее имени Е. Ярославского, музее Боевой Славы г. Якутска играют огромную роль в развитии патриотического воспитания студентов. Патриотизм солдат выходцев из далекой Якутии в Первой мировой войне имел огромное значение. Рядовые и офицеры выходцы из крестьянских семей, простые ямщики и охотники проявили в Первую мировую войну высокую гражданскую смелость. Поколение молодых людей XXI века обязана помнить и чтить память о героях Первой Мировой войны. Отрадно то, что сегодняшний настрой на восстановление памяти к солдатам, героям, участникам событий Первой мировой войны. Мы не должны и не имеем морального права забывать эту часть нашей истории.
Литература:
1. Грошев А.А. Якутяне-участники Первой мировой войны. Материалы научно-практической конференции. «В Якутии жива память о Первой мировой». Якутск. 26.01.2020.
2. Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века. // Наука и школа № 2 2016. С. 172-174.
3. Куприянов А.А. Забытые истории: Воины Якутии в боях за Российскую империю. Материалы научно-практической конференции. «В Якутии жива память о Первой мировой». Якутск. 26.01.2020.
4. Санковская О.М. Музей глазами студента: опыт реализации музейной педагогики в вузе. // Актуальные вопросы образования и науки. 2016. - С. 61-66.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Комарова Эмилия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж); аспирант Сапожкова Наталья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ:
ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье представлен теоретический аспект формирования готовности педагога к развитию системного мышления, приводится блок элементов, необходимых для развития системного мышления, определяются необходимые для этого требования к содержанию учебного материала, демонстрируются возможности дисциплин математического цикла, направленные на формирование готовности педагога к развитию системного мышления.
Ключевые слова: формирование готовности педагог, развитие системного мышления, возможности дисциплин математического цикла, требования к содержанию учебного материала.
Annotation. The paper present's the theoretical aspects of formation of readiness of educator's to the development of system thinking, gives block of elements required for the development of systems thinking, identifies the necessary requirements to the content of the training material, demonstrates the ability of mathematical cycle disciplines aimed at forming educator's readiness to the development of system thinking.
Keywords: formation, educator's readiness, the development of system thinking, the possibility of mathematical cycle disciplines, requirements to the content of the training material.
Введение. На современном этапе в период международной глобализации увеличивается темп интеграции государств в международное образовательное пространство, в связи с чем выявляются специфические особенности подготовки педагога нового формата компетентного, способного к работе с возрастающим объемом информации, объективно и оперативно оценивать ситуацию, принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях в динамически изменяющемся мире, решать сложные творческие задачи. Это ориентирует исследователя на переосмысление прежнего способа аналитико-логического мышления, неспособного решать современные задачи, и требует формирование системного мышления адекватного современным запросам. Поэтому одним из направлений модернизации российского образования становится актуализация формирования готовности педагога к развитию системного мышления, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 44.03.05 (подготовки бакалавра педагогического образования), в форме первой универсальной компетенции (УК1).
Изложение основного материала статьи. Формирование готовности и готовность, как самостоятельная проблема, исследовались в работах Б.Г. Ананьева [4] М.И. Дьяченко [7], Л.А. Кандыбовича [7]. Аспекты готовности к профессионально-педагогической деятельности рассматривались Н.В. Кузьминой [10], В.А. Сластениным [13]. Развитие системного мышления отражено в работах отечественных исследователей А.Н. Аверьянова [1], З.А. Решетовой [15], И.А. Сычева [14] и зарубежных Д.Х. Медоуз [2], П. Стинге [17], Дж. Форрестер [16]. Исследовано развитие системного мышления при изучении основ системного подхода, его понятий и закономерностей (Д.Х. Медоуз [2]), при решении исследовательских задач (Г.С. Атьтшулер [3]]), при построении и исследовании моделей (И.А. Сычев [14]), исследованы педагогические условия развития системного мышления (З.А. Решетова [15], И.А. Сычев [14]).
Системное мышление рассматривается как мышление, направлено на осознанное использование обучающимися принципов системного подхода при выполнении мыслительных действий и операций при исследовании объектов, направленных на получение системных знаний [8]. Опираясь на вышеуказанные