Научная статья на тему 'По следам государевых ямщиков'

По следам государевых ямщиков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2580
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По следам государевых ямщиков»

/Л

Анатолий Дмитриевич Соколов,

почётный строитель РФ,

почётный гражданин Хангаласского улуса РС(Я), член Совета общественной организации «Потомки государевых ямщиков».

В середине ХVII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена «государевой землей». Это событие имело огромное прогрессивное и историческое значение для республики и страны. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами: полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами и т.д. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности, проживающие на данной территории, вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом.

Якутия в то время была самой отдаленной и экономически отсталой глубинкой. Для неё были характерны бездорожье, суровый климат, бескрайние просторы тайги с множеством больших и малых рек, гор и болот, почти полное отсутствие цивилизации. Этим краем, уже как частью Российского государства, необходимо было управлять, поэтому здесь появились местная администрация, различные государственные службы, которые должны были руководствоваться циркулярами «сверху». Многочисленным казачьим отрядам первопроходцев также необходимо было

А. Д. Соколов

иметь связь с центром и теми регионами, откуда они начали продвижение на северо-восток Азии, отправляя донесения о своей деятельности.

Неотъемлемой частью освоения Сибири было научное изучение региона. До 1731 г. в Якутскую область входило все Охотское побережье и Камчатка. Эта огромная часть азиатского континента, обладающая уникальными природными ресурсами, имеющая своё историческое прошлое, своеобразную культуру и духовный мир проживающих здесь людей, естественно, вызывала огромный интерес, привлекая внимание землепроходцев, исследователей, промышленников и, конечно же, самого правительства. Организовывались первые научные экспедиции для изучения края [1].

Постоянный рост русского населения, появление городов, а затем открываемые золотые прииски также требовали сообщения с центром. Якутск постепенно становился опорным пунктом в освоении новых земель на Северо-Востоке России. Именно эти причины были основополагающими при создании Сибирского почтового тракта.

На фото вверху- памятник государевым ямщикам. Возведён в 2005 г. в г. Ленске.

Фото И. В. Дорофеева.

Ямщицкая семья Соколовых (д. Еланка, 1905 г.). Сидят: глава семейства Николай Алексеевич Соколов (1826 -1906 гг.) с женой и дочерью Татьяной. Стоят сыновья слева направо: Степан, Гавриил, Иван, Александр и Василий.

Освоение огромной территории Сибири и Дальнего Востока требовало организации между центром и окраинами надёжной и постоянной связи. Единственным видом связи этих территорий с центром во времена Российской империи являлись ямщицкие почтовые тракты, служащие для перевозки почты и людей.

Слова «ям» и «ямщик» пришли на Русь с татаро-монгольскими завоевателями. «Ям» (тюркское название) - это селение на почтовом тракте, а его жители, назначенные перевозить официальных лиц, гонцов и почту назывались ямщиками. От выражения «возить почту» или «гонять почту» возникло выражение «ямская гоньба» или просто «гоньба»[2].

Российские цари и императоры считали развитие ямщицких почтовых трактов делом государственной важности. Особое внимание этому вопросу уделял Петр I. Благодаря его усилиям, определялись почтовые маршруты, налаживалась связь с иностранными державами, открывались почтовые тракты внутри страны. Для большей значимости ямщики на Руси носили специальную форму одежды и пользовались большими льготами. В ямщики шли только по доброй воле и непременно со своими лошадьми. Открывались почтамты в Москве, Петербурге и некоторых других городах России. К 1725 г. протяжённость почтовых маршрутов составляла около 11 тыс. вёрст. 12 ноября 1698 г. Пётр I издал указ о создании Сибирского почтового тракта от Москвы до Якутска. Первый почтарь уехал из Москвы по Сибирскому почтовому тракту 8 января 1699 г. Он вёз 28 царских указов воеводам, таможенным головам различных городов Урала, Сибири, 12 частных писем от купцов, в том числе одно письмо в Якутск [3].

По замыслу Петра I, для исследования Сибири, Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку крайне необходима

была хорошо налаженная почтовая связь. Руководитель и организатор Великой Северной экспедиции (1720 -1740 гг.) адмирал М. Ф. Головин добился того, чтобы между отрядами исследователей была налажена сухопутная связь. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска. Важным связующим звеном между ними являлся Якутск. В силу своего северного местоположения, Якутск сразу же приобрёл функцию опорного пути, от которого впоследствии разошлись региональные почтовые тракты (Аянский, Верхоянский, Вилюйский).

После смерти Петра I в течение нескольких десятилетий с трудом налаженное почтовое дело пришло в упадок. Существующие почтовые тракты даже в центральной Руси должным образом не поддерживались, расширение сети почтовых трактов прекратилось.

Заметное возрождение почтовое дело получило в период царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Последовали указы, содержащие конкретные распоряжения по устройству почты. Быстро росла протяжённость почтовых путей, был создан специальный департамент, организовывались почтовые конторы, осваивались новые почтовые тракты с образованием множества станков, открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определялся порядок её разгона. В результате проведённой работы возникли многочисленные почтовые станки на огромном протяжении от центра до Иркутска и далее, до Якутска.

По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев в 1743 г. проложил тракт от Витима до Якутска и учредил на этом отрезке 28 станций, начиная от Якутска: Табагинскую, Уулах-Анскую, Самыртайскую, Тойон-Арынскую, Тит-Арынскую, Син-скую, Журинскую, Иситскую, Малыканскую, Саныяхтах-

Участок дороги Иркутско-Якутского почтового тракта, вымощенный жердями (конец XIX века).

Ямщики Якутской почтовой станции (1934 г.). В первом ряду четвёртый слева - персональный кучер начальника управления связи В. В. Пинчукова.

скую, Мархинскую, Хаара-Балытскую, Наманинскую, Тустахскую (Солянскую), Хомустахскую, Биринскую, Неленскую, Хара-Тюбинскую, Огонохтохскую, Жедай-скую, Жербинскую, Чахыянскую, Мурьинскую, Хабалан-динскую, Хамринскую, Берёзовскую, Песковскую и Витимскую. На каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие якутские юрты. С1784 г. в ведение Якутского округа были переведены 12 станций: Саныяхтахская, Малыканская, Исит-ская, Журинская, Ой-Муранская, Синская, Батамай-ская, Тит-Арынская, Тойон-Арынская, Бэстяхская, Уулах-Анская, Табагинская и Якутская городская.

Иркутско-Якутский тракт протяжённостью 2895 км действовал круглый год, причём 2400 км его протянулись вдоль берега р. Лены, а зимой путь прокладывался по льду реки. Зимняя дорога действовала с октября до середины апреля, с мая открывался летний путь. Этот тракт был очень важен. По нему ежегодно ездили тысячи людей, одни - по государственным делам, другие - по делам торговли и промыслов: землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, сектанты, ссыльные и заключённые разных категорий, участники экспедиций, три поколения русских революционеров и, конечно, ямщики. Чтобы представить почтовую дорогу тех времён, достаточно вспомнить слова Н. Г. Чернышевского: «Проезд от Иркутска до Якутска - тяжёлое и рискованное предприятие, труднее, чем путешествие по внутренней Африке». Как говорится, комментарии здесь излишни.

На всём протяжении Ленского пути стояли обыкновенные якутские юрты на расстоянии друг от друга в десятки и даже сотни вёрст. В первое время к содержанию станков в порядке трудовой повинности привлекалось только коренное население. Но оказалось, что для якутов ямщицкое дело было занятием совершенно непривычным, обременительным. Эта работа вызывала у них недовольство. Зимняя дорога, часто загромождённая горами торосов, была мучением, настоящей пыткой как для ямщиков, так и для проезжающих [4]. Поэтому, начиная с 1750 г., всё чаще возникал вопрос о заселении Иркутско-Якутского тракта русскими крестьянами. С 1770 г. якутов освободили от этой повинности, и тракт стали заселять русскими крестьянами-переведенцами.

Так называемые «переведенцы» рекрутировались из ссыльных крестьян и взятых в зачёт рекрутов. Подавляющее их большинство состояло из крестьян вер-хне-ленских селений, ранее «посаженных на пашню», жителей далеких сибирских деревень, по разным причинам отнесённых кчислу «преступников» [5].

Когда в 1772 г. царское правительство окончательно приступило к организации почтово-пассажирского движения на р. Лене, между Витимом и Якутском было уже основано 35 почтовых станций. Для заселения части этих станций, для ямской службы из центральных губерний России были присланы 33 крестьянских семьи. Главы этих семей были сосланы сюда за непокорность своим господам-помещикам в счёт тогдашней 25-летней рекрутчины. Они составляли основной костяк ямщиков Средней Лены. Все они были прикреплены к конкретным почтовым станциям и, как сосланные за неповиновение, не имели права на свободное передвижение и перемену места жительства. Ниже приводится список родоначальников средне-ленских ямщиков (табл.1) [6]. Все станции, кроме Чуй-ской и Курейской, были расположены на более удобном для жилья левом берегу реки, богатом сенокосными угодьями, пастбищами, еланными местами, благоприятными для ведения огородничества и хлебопашества. Жителями и основателями новых почтовых станций, возникших в XIX в., были частью ранее прибывшие ямщики из соседних станций или ихдети и внуки.

Надо понимать, сколько трудов требовалось, чтобы содержать в исправности этот очень важный для края, огромный по протяжённости тракт. Особенно трудоёмким было устройство и поддержание в хорошем состоянии летних сухопутных дорог На таёжных участках приходилось прокладывать тропы, устраивать мосты и гати, ставить зимовья, верстовые столбы с «цифирными словами». Только благодаря ежегодному ремонту дорога поддерживалась в сравнительно удовлетворительном состоянии. Зато зимой, когда земля была скована морозом, путь становился более удобным и, как писал И. А. Гончаров, «весьма исправным».

В 1822 г. Правительственный сенат, признавая, что отправление почтовой и обывательской гоньбы является единственным средством для пропитания поселенцев, признал за ними исключительное право на выполнение этой работы по вольным ценам, установившимся на торгах. Только после этого крестьяне-ямщики стали подписывать контракты на передачу в содержание почтовых станций сроком на три года.

В статье приводится наименование станций и имена подписавших контракты на передачу в содержание 20 почтовых станций Иркутско-Якутского тракта с 1897 по 1901 гг. (табл.2) [6].

Известно, что все эти люди «осели» на новых для них местах, и мало кто вернулся на свою «малую Родину». Вот почему подавляющее большинство русского населения на Средней Лене является потомками ссыльных ямщиков и пашенных крестьян. Они сыграли огромную роль в истории Якутского края, в развитии его экономики и культуры.

Родоначальники средне-ленских ямщиков

Таблица 1

Фамилия Год рождения и смерти Продолжительность жизни Округ

Соколов Ив. А. 1748- 1825 77 Якутский

Лобанов М. Ф. 1752- 1827 75 +

Шепелёв Ф. Г. 1754- 1800 46 +

Козлов П. М. 1742- 1800 58 +

Припузов Евст. 1702- 1800 98 +

Иванов Яков 1745- 1835 90 +

Юрьев Триф. Е. 1722- 1795 73 +

Макаров Тимоф. 1758- 1833 75 +

Строев Б. И. 1747- 1825 78 +

Якушев К. Ф. 1752- 1825 73 +

Соловьёв Яков 1755- 1833 78 +

Филиппов Прок. 1753- 1838 85 +

Петров Ефим 1737- 1832 95 +

Сухарев И. С. 1747- 1825 78 +

Голоков Ник. 1758- 1833 75 +

Фёдоров Ник. 1736- 1820 84 +

Теплов И. А. 1745- 1820 75 +

Фамилия Год рождения и смерти Продолжительность жизни Округ

Хлебников Григ. 1753-1801 48 +

Суханов Никиф. 1747-1836 89 +

Яныгин Леон И. 1753-1833 80 Олекминский

Евстифеев Е. К. 1757-1819 62 +

Арбукин Федор 1748-1832 84 +

Коротких В. Е. 1732-1819 87 +

Винокуров Пётр 1756-1822 66 +

Сташков Иван 1754-1820 66 +

Фролов Еким 1773-1832 59 +

Макаров М. К. 1747-1820 73 +

Тарасов Харит. 1750-1831 81 +

Шумилов Ф. В. 1749-1820 71 +

Миронов Егор 1747-1826 79 +

Нестеров Н. И. 1765-1833 68 +

Ипатьев Полик. 1759-1832 73 +

Сергеев С. А. 1756-1832 76 +

(Архив ЯНЦ РАН, Ф № 5, оп. 1, д. 118, 161, 225)

Таблица 2

Содержатели почтовых станций Иркутско-Якутского тракта с 1897 по 1901 гг. [6]

Станции Почтосодержатели (ямщики)

Табагинская Пётр, Гавриил, Иннокентий, Алексей и Николай Соколовы; Алексей Егор, Никита, Василий, и Пётр Лобановы; Алексей и Иван Киренсковы; Василий, Прокопий, и Конон Шепелёвы.

Техтюрская Гаврила и Николай Козловы; Иван Соколов; Николай Лобанов; Пётр, Фёдор и Михаил Шепелёвы.

Уулах-Анская Спиридон, Егор, Зосим, Михайло и Константин Припузовы; Николай, Алексей 1-й, 2-й, 4-й и Иннокентий Алексеевы.

Покровская Степан, Егор, Харлампий, Федот, Николай, Гаврила и Моисей Припузовы; Иннокентий Иванов.

Бэстяхская Алексей, Василий, Семён и Николай Сергеевы; Алексей и Василий Наумовы; Семён Петров; Николай и Егор Соловьёвы; Пётр, Иннокентий и Алексей Козловы.

Булгунняхтах-ская Николай Юрьев; Иван Петров; Дмитрий Горохов; Дмитрий и Степан Шиловы; Гаврил Соколов; Михаил Сучков; Егор и Гаврил Козловы.

Тойон-Арынская Семён, Гаврил, Илья 1-й и Илья 2-й Юрьевы; Николай 1-й, Николай 2-й и Иван Шиловы; Иван Голубев; Дмитрий Крылов; Алексей Соколов; Иннокентий Иванов.

Еланская Николай, Александр, Григорий, Пётр, Василий и Гаврил Соколовы; Егор, Дмитрий и Михаил Крыловы; Елиспатий и Тихон Бурнашовы; Николай 1-й, Николай 2-й, Василий, Алексей, Дмитрий, Егор и Михаил Голоковы.

Тит-Арынская Афанасий Батыгин; Фёдор, Николай, Пётр, Михаил, Ефим, Иван, и Алексей Сухановы; 2-е Соколовых и ещё 4 человека (подпись неразборчива).

Батамайская Павел, Василий, Иван, Гаврила и Андрей Макаровы; Егор 1-й, 2-й, Григорий, Михаил, Лев, Апанасий и Гаврила Строевы.

Станции Почтосодержатели (ямщики)

Синская Семён, Иван, Алексей, Илья, Григорий, Василий и Иннокентий Соловьёвы; Михайло, Иван, Матвей, Павел, Пётр, Григорий и Николай Якушевы; Иннокентий и Андрей Алексеевы; Николай, Лаврентий, Дмитрий и Стефан Кузьмины.

Ат-Дабанская Рома, Еремей, Аввакум, Егор и Михаил Филипповы; Роман 1-й, Роман 2-й, Семён и Пётр Сухаревы, Николай, Алексей и Изосим Макаровы.

Ой-Муранская Егор, Пётр 1-й и Пётр 2-й, Василий, Афанасий, Федот, Илья, Моисей, Семён, Матвей, Дмитрий, Никон и Николай Филипповы.

Журинская Михайло, Алексей, Пётр 1-й и Пётр-2-й Алексеевы; Николай, Семён, Егор и Пётр Михайловы; Илья, Константин, Егор и Николай Петровы; Николай Миронов. Афанасий, Лаврентий и Пётр Добрянцевы; Пётр Миронов; Роман Колесников; Григорий, Елисей и Николай Гавриловы.

Крестяхская Неразборчиво.

Иситская Василий, Алексей и Николай Павловы; Михайло, Василий, Семён, Прокопий и Иннокентий Соловьёвы; Егор Филиппов; Дмитрий Добрянцев.

Чуранская Степан и Дмитрий Фёдоровы; Пётр, Иннокентий, Константин Сухановы; Иннокентий Кондратьев, Пётр и Семён Филипповы.

Малыканская Иван, Илья, Лука, Алексей и Афанасий Кондратьевы; Еремей, Якушев; Егор Соловьев; ....Суханов.

Еловская Василий и Иван Кондратьевы; Михаил и Федот Филипповы; Егор и Иван Сухановы; Николай Спиридонов.

Саныяхтах-ская Кузьма, Михайло 1-й, Михайло 2-й, Филипп, Алексей и Степан Хлебниковы; Спиридон, Илья, Иннокентий и Андрей Сухановы.

(ЦГАЯАССР, Ф.12-и, д. 1612)

Заседание Совета общественной организации РС(Я) «Потомки государевых ямщиков» (2007 г.). Слева направо: народный депутат «Ил Тумэн», потомок ямщиков из Иситской почтовой станции В. Ю. Фёдоров; предприниматель, потомок ямщиков из Кочегарской почтовой станции В. А. Кулагин; инженер-строитель, потомок ямщиков Еланской почтовой станции А. Д. Соколов; помощник заместителя генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» В. П. Филиппов; зам. министра охраны природы РС(Я), председатель Совета, потомок ямщиков Журинской почтовой станции А. А. Добрянцев; врач-ординатор, потомок ямщиков Тит-Аринской почтовой станции В. А. Голоков.

В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, русские не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения. Они внедрили много русских нововведений в ловле рыбы и зверей (перемёты, кулемы, плашки, черканы), что значительно повышало производительность рыболовного и охотничьего промыслов [7]. В результате браков с якутками значительная часть русских ямщиков теряла типичный русский облик, утратила некоторые элементы языка и культуры. Естественно, произошёл и обратный процесс - часть местного населения обрусела [8].

Русским ямщикам приходилось жить и работать в трудных условиях. Огромные расстояния, редкая заселённость, бездорожье, долгая зима с очень низкими температурами, короткое засушливое лето, оторванность от Родины - таковы были реалии их жизни. Земельный надел они получали с большим трудом и только после многократных просьб и жалоб. Земля представляла собой таёжную целину, которую надо было расчистить и распахать, имея примитивные орудия труда. При таких условиях обзаведение хозяйством требовало больших усилий. Русские крестьяне, принудительно переселившиеся для ямской службы на р. Лену, оказались в роли «пионеров», вынесли на себе все тяготы непростой жизни в неведомом для них суровом крае. Несмотря на то,

что первые почтовые станки располагались друг от друга на значительном расстоянии, достигавшем 40 километров и более, почта шла регулярно и без опозданий.

О ленских ямщиках с большой теплотой писали выдающиеся русские писатели -И. Гончаров, В. Короленко, известные исследователи - Н. Щукин, И. Майнов, Ф. Саф-ронов и другие [9]. Ленские ямщики были мужественными, талантливыми и жизнерадостными людьми. Несмотря ни на что, они сумели прижиться, перестроиться, и сегодня многие из их потомков по праву являются гордостью республики. Во всех отраслях народного хозяйства Якутии и за её пределами сегодня живут и трудятся потомки ямщиков. Среди них много именитых учёных, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства, простых тружеников, достойных своих предков.

Да, трудная доля досталась ямщицкому сословию! Но они жили, трудились честно, добросовестно выполняли свой гражданский и общественный долг - в этом их великая заслуга. Многие их потомки живут в сохранившихся деревнях и селах вдоль р. Лены. Это люди, как правило, трудолюбивые, прошедшие деревенскую жизненную школу, достойно умеющие выходить из тяжёлых жизненных ситуаций. Деревенские дети с детства умеют всё делать: запрягать коня, косить и убирать сено, заготавливать дрова, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу, грести на лодке, плавать и многое другое. Всему этому «искусству» их учат родители, учит сама жизнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свое время реформы Хрущёва по ликвидации так называемых «неперспективных» деревень докатилась и до ленских берегов. В целом по стране было уничтожено

Музей «Ямщицкой славы» в с. Едяй. Потомки ямщиков Любомир, Анатолий и Владимир Соколовы рассматривают подлужный колокольчик - обязательный атрибут ямщицкой повозки (2003 г.).

Культурно-этнографический музей «Ямщицкое подворье» в д. Еланка. Открыт в 2005 г.

более 20 тыс. сёл и деревень. В нашей республике исчезло в этот период 156 сёл, в том числе многие ямщицкие поселения. Люди вынуждены были покидать насиженные места и переезжать в укрупняемые населённые пункты. А как иначе - детей где-то надо учить! Луга и пашни, с трудом отвоёванные у природы, остались без хозяина. Итог печальный: в результате различных социально-политических потрясений исчезли такие ямщицкие деревни как Тоен-Ары, Батамай, Ат-Дабан, Ой-Муран, Чуран, Крестях, Еловка, Мархачан, Березовская, Неленская, Кочегарово и другие. Не много ли? Их давно вычеркнули из списка деревень, из документов и карт. Но никому никогда не вычеркнуть их из сердец истинных патриотов «ленской землицы», ибо жить без прошлого, без корней нельзя. Ведь только через уважение к Родине, где жили предки, можно привить человеку любовь ксвоему народу, к Великой России.

Сегодня только названия многих приленских деревень напоминают нам о том далёком времени, да живут в

. Ежегодный праздник, проводимый потомками ямщиков. На переднем плане - перегон «экстренной» почты на лошадях, как это было в давние времена (с. Жура, Хангаласский улус, 2010 г.).

народе удивительные рассказы из жизни ямщиков. Каждая почтовая станция - это целая история со своими особенностями, героями, объединёнными единой целью -своевременно и исправно доставлять почту и пассажиров, не считаясь ни со временем, ни с погодой.

Длинна была дорога Иркутско-Якутского тракта. Сколько раз езжено по ней нашими предками-ямщиками! Сколько дум передумано, сколько песен спето, сколько мыслей рождалось под мерный звон поддужного колокольчика зимой и летом, в мороз и в жару!

Теперь многое изменилось в истории республики, настали другие времена. Сейчас нас окружают интернет, телефакс, сотовая связь. Ямская служба уже давно стала историей. Главное сегодня - не забывать нашего прошлого! Ведь утрата исторической памяти ведёт к духовному и культурному обеднению человека. Более двух с половиной веков добросовестно и честно несли службу «государевы ямщики» на р. Лене. Это наши предки, которые сыграли исключительную роль на судьбоносном этапе исторического развития Якутского края. Получилось так, что однажды ступив на эту землю, они так и остались здесь навечно. А корни, пущенные ими, растут и множатся. Мы должны помнить своих отцов и дедов с чувством законной гордости за их добрые дела.

Список литературы

1. Исторические связи народов Якутии с русским народом: сборник научных трудов. - Якутск : ЯФ АН СССР, 1987.-261 с.

2. Майнов, И. И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области / И. И. Майнов; Под ред. В. В. Морачевского // Записки Имп. Русского географического общества по отделению статистики. - СПб.: Типогр. В. Ф. Киршбаума, 1912.

3. Вигилев, А. Н. История отечественной почты /А. Н. Вигилев. - 2-е изд. - М. : Радио и связь, 1990.-311 с.

4. Короленко, В. Г. Сибирские очерки и рассказы/В. Г. Короленко. - Иркутск, 1983.

5. Сафронов, Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии/Ф. Г. Сафронов.-Якутск, 1961.

6. Соколов, А. Д. По следам государевых ямщиков / В. Г. Соколов; Ред. А. Г. Чика-чёв. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2002. -156 с.

7. Майнов, И. И. Помесь русских с якутами / И. И. Майнов // Рус. антропол. журнал. - М.,1900. -№4.- С. 2.

8. Яныгин, Е. Д. К вопросу о двухсторонней ассимиляции якутов и русских кресть-ян/Е. Д. Яныгин//Архив ЯНЦ РАН. - Ф. № 5, оп. 1, д. 118.

9. Сашенков, Е. П. На почтовых трактах Севера: (К истории почты Якутии). -Якутск:Книжноеизд-во, 1989.-С. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.