Василий Алексеевич Кулагин,
первый заместитель председателя Совета ОО РС(Я) «Потомки государевых ямщиков», заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)
Часто ли мы задумываемся о своих корнях, об истории своего рода, своей малой родины? Откуда произошли наши фамилии? Что они означают? Я думаю, что эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком. 90-е годы ХХ в. стали переломными для нашей Родины - России: развалился,казалось бы, «нерушимый и сплочённый» Советский Союз. Миллионы россиян потеряли веру в счастливое будущее и в справедливость. Особенно больно новый капиталистический уклад жизни ударил по старшему поколению, а также внёс сумятицу в умы молодого поколения, разрушил нравственные и моральные ценности, присущие советским людям. Как можно выбраться из этого порочного круга? На что можно опереться в современной России? Уже более двух десятилетий все, начиная от простых людей и до Президента России, ищут и пытаются сформулировать общенациональную идею, которая смогла бы сплотить наш многонациональный народ. На мой взгляд, эту идею и искать не надо, -
В. А. Кулагин
она лежит на поверхности! Испокон веков Россия держалась на крепких родовых кланах. Родители, родня, природа, благородство, роженица... Неслучайно в этих словах есть общий корень! Всё начинается с семьи: из этих маленьких ячеек и состоит наша общая Родина - Россия! У каждого из нас есть своя малая родина -место, где мы родились и выросли. В психологии нашего народа веками складывалась генетическая потребность слиться с родственными душами. В кровном родстве мы находили надёжную защиту, спокойствие и уверенность, держались друг за друга, видели в этом силу! Крепкая семья, крепкий род - это крепкое, мощное государство! Вот что должно объединять нас, россиян!
Наши прародители были убеждены, что у каждой семьи есть мощный духовный охранитель - божество по имени Род. Считалось, что судьба каждого родившегося ребёнка записана в особой божественной книге - книге Рода! Недаром в русской пословице говорится: «Что на роду написано, того не миновать!»
На фото вверху - родительский дом семьи Кулагиных-Пшенниковых
В этом году исполняется 275 лет со дня становления Иркутско-Якутского почтового тракта. В 1738 г руководитель Второй Камчатской экспедиции капитан-командор В. И. Беринг возложил на Якутскую воеводскую канцелярию организацию почтового сообщения между Якутском и Витимом. Станций между этими поселениями не было, поэтому доставка почты осуществлялась якутскими родами эстафетой. И уже по поручению Якутской воеводской канцелярии служилый человек Захар Баишев в 1743 г. организовал между Витимской слободой и Якутском 28 почтовых станков. С этого года началось заселение станков, обустройство тракта и регулярное сообщение между Якутском и Иркутском [1].
История родов Кулагиных и Пшенниковых связана с развитием Иркутско-Якутского почтового тракта. Предки наших родов были в числе первых государевых ямщиков, заселённых на почтовых станках Средней Лены. Пшенниковы были основателями Неленской и Кочегар-ской, а Кулагины - Дельгейской почтовых станций.
В связи с тем, что расстояния между станциями были большие, происходило постоянное, вплоть до начала ХХ в., учреждение новых станций. Так была основана в 1850 г. станция Кочегарская, как промежуточная между станциями Дельгейская и Неленская. В нашей семье переплетаются три больших ямщицких рода: по отцу - род Кулагиных, по матери - род Пшенниковых,
по бабушке - род Яныгиных. Исторически так сложилось, что представители всех этих родов «приложили руку» к образованию моей малой родины - станции Кочегарской. В октябре 1849 г. почтосодержателями Берёзовской, Дельгейской и Неленской станций Яныги-ным Родионом, Кулагиным Афанасием и Александром Пшенниковым на имя всепресветлейшего, держав-нейшего великого государя-императора, самодержца всероссийского, государя всемилостивейшего Николая Павловича было подано прошение, в котором обосновывалась необходимость учреждения новых станций: «При отправлении почтового и обывательского разгона меж сими станциями расстояние весьма против других увеличенное, особенно при разлитии воды увеличивается от 38 вёрст до 50... Нередко лошади не довозят до станций, почему необходимо выставлять на половину дороги других лошадей и, сверх того, принимаем от проезжающих много ропота... Потому признали себя необходимым просить: неблагоугодно будет начальству устроить новые станции между Берёзовской и Дельгейской и между Дельгейской и Неленской...» [2]. Прошение было удовлетворено властями очень оперативно. Уже в феврале 1850 г. были объявлены торги на содержание почтовой и обывательской гоньбы на вновь открывшейся станции Кочегарской [3, 4].
Древо рода семьи Кулагиных
Первыми ямщиками, переселившимися на станцию, стали несколько семей Пшенниковых с Неленской станции. Среди них был и наш предок по материнской линии Иван Миронович Пшенников и пятеро его сыновей. Затем, в течение нескольких лет, с крестьянских деревень Олёкминская и Амгинская были переселены семьи Копыловых и Голомарёвых [5] .
Удачное месторасположение Кочегарской станции предопределило её довольно быстрое развитие. Уже к концу XIX в. это было большое селение (с. Кочега-рово). У тайги были отвоёваны десятки гектаров земли для хлебопашества и огородничества. В 1901 г. на станции было открыто одно из первых в Якутском крае телеграфных отделений, находящееся в подчинении Иркутского почтово-телеграфного округа. В 1903 г отделение было преобразовано в полнофункциональное почтово-телеграфное отделение с совершением всех видов почтовых операций и обслуживанием, кроме Кочегарской станции, крестьянских общин Дельгейского, Неленского и Дабанского селений [6, 7].
Одними из самых прогрессивных и грамотных людей того времени в Кочегарово были мои прадед и дед Павел Николаевич и Василий Павлович Пшенниковы. Они пользовались большим авторитетом среди жителей и неоднократно избирались сельскими старшинами ( в нашем семейном музее хранятся их личные печати). В 1897 г ими был построен по всем канонам русского зодчества один из самых больших в нашем селении шестистенный дом с четырёхскатной крышей. В этом доме родилось и выросло пять поколений наших родов. В том числе этот дом стал родным и для девяти детей наших родителей Кулагиных Алексея Давыдовича и Домны Васильевны. Большое влияние на наше воспитание оказали дедушка и бабушка - Пшенниковы Василий Павлович и Анастасия Афанасьевна. Они родили и воспитали двенадцать детей: шесть сыновей и шесть дочерей. Четверо сыновей были участниками ВОВ, трое из них погибли в боях за Родину. В нашем доме всегда царила атмосфера патриархального уклада жизни
(дедушка и бабушка были верующими людьми). Мы с детства впитывали в себя уважение к старшим, трудолюбие, стремление к знаниям. Наши предки как по отцовской, так и по материнской линии очень трепетно и уважительно относились к своим корням: они вели записи истории родов и передавали эти знания следующим поколениям. Такие записи в те времена велись в семейных церковных книгах. Вот и мы, современное поколение Кулагиных-Пшенниковых впитали, как говорят на Руси, с молоком матери эти отношения к своим корням и истории своего рода. Мы сохранили свой родительский дом в родном Кочегарово и в 2017 г. отметили его 120-летие. Внешний вид, внутреннее убранство дома полностью соответствуют временам конца XIX - начала XX вв. В хорошем состоянии сохранились русская печь и печь «голландка», предметы дореволюционной мебели, амбар на два отделения, большие ворота с крышей, заплот На сегодняшний день это один из немногих домов XIX в., сохранившийся в таком состоянии на бывшем Иркутско-Якутском почтовом тракте в среднем течении р. Лены.
Я значительную часть жизни посвятил изучению истории родного селения, родовых корней не только своей семьи, но и всех жителей Кочегаровской, Дель-гейской, Неленской и Точильной почтовых станций. С молодости интересовался предметами быта и труда сельских жителей, ямщицкой утварью. Особый интерес у меня вызывали часы, которыми пользовались наши родители, деды и прадеды. Это увлечение я пронёс через всю жизнь, самостоятельно научился их ремонтировать и восстанавливать. Изучение истории часового искусства привело меня и к серьёзному коллекционированию механических часов разных эпох.
Моя семья много лет жила мечтой о создании своего семейного музея. Экспонаты для него мы собирали в течение многих лет. В 2016 г мечта превратилась в реальность. Под музей мы переоборудовали часть подсобного помещения. Все работы я выполнил своими руками, оформив музей в русском деревянном стиле.
Различные экспонаты ямщицкой утвари и коллекция поддужных колокольчиков
Уникальные предметы хозяйственного обихода ленских ямщиков (ХХ в.)
Здесь всё напоминает наш родительский дом в Кочега-рово, а красный угол с иконами XIX в. и украинскими рушниками греет душу и сердце моей супруги, родившейся на Луганщине, в Советской Украине. Видное место в музее занимает точная действующая копия (как в Кочега-рово) русской печи со всеми присущими ей частями: лежанка, печурочки, шесток, загнётки, под, хайло, вытяжка для самовара. Есть даже фальшокно, из которого видна р. Лена с проплывающими пароходами. Создаётся полная иллюзия, что ты сидишь у печки в родном доме.
Центральное место в музее занимают родословные древа, красочно оформленные на больших баннерах, а также экспозиция, посвящённая нашим предкам - государевым ямщикам. В экспозиции представлены дуга XIX в. с закреплёнными на ней тремя колокольчиками тоже XIX в., поддужные колокольчики разных размеров и работ различных мастеров, очень редкие нашейные бубенцы, ботала для скота, элементы украшений сбруи. Здесь я хочу сделать небольшое отступление, связанное с закреплением поддужных колокольчиков на дугу. Опрашивая многих бывших ямщиков, я пришёл к выводу, что никто из них не знает, как технологически правильно закрепить колокольчик. Только один старожил из бывших ямщиков станции Дельгейская Пётр Прокопьевич Нестеров не только помнил, но и научил меня старинному оригинальному способу крепления. Таким образом, нам удалось сохранить чуть было не утерянный важный практический ямщицкий навык.
Видное место в нашем семейном музее отведено коллекции часов, представляющих часовую промышленность дореволюционного периода: настенные часы производства Германии, Франции, Швейцарии, карманные и наручные часы таких знаменитых фирм, как «Павел Буре», «Мозер», «В. Габю»,
«Зенит», «Альпина», «Русские часы», «Петровские». Советская промышленность представлена настенными, карманными, наручными и настольными часами практически всех часовых заводов СССР. Мы сохранили большое количество предметов быта и труда, которыми пользовались наши предки и все последующие поколения. Нашему дедушке Василию Павловичу были присущи уникальные человеческие черты - аккуратность и пунктуальность. Он на всех вещах, которые изготавливал своими руками либо приобретал для домашнего хозяйства, проставлял свои инициалы и дату. Благодаря этому мы знаем возраст многих вещей: будь это колодка для рубанка, изготовленная им в 1897 г., или стулья, купленные у олёкминских скопцов в 1898 г. Почётное место занимают столярные инструменты, с помощью которых построен дом. Большой интерес и восхищение вызывает тот факт, что режущие лезвия для столярных инструментов он выписывал почтой из Англии, Германии, Австрии, что можно определить по заводским
Часть коллекции часов и семейного архива писем
оригинальным клеймам. В музее также представлены предметы хозяйственного обихода, орудия труда для земледелия и хлебопашества: различные серпы, цепа для ручной молотьбы, ступы, жернова для ручного помола, самодельные камни для ручных точил, деревянная борона с кованными зубьями, различные конструкции прялок, углевые утюги, рубели, весовые приборы XIX в. и многое другое.
В нашей семье из поколения в поколение передавалась очень хорошая традиция сохранения писем, открыток, телеграмм. К сожалению, в связи с техническим прогрессом, в наше время почти исчезла культура обмена информацией с помощью писем. В родительском доме ещё при жизни старшего поколения сложился особый ритуал чтения вслух писем и открыток, получаемых от многочисленной родни. Обычно это происходило вечером, когда собиралась вся семья. Читать послание доверяли самому младшему, владеющему грамотой. Происходило это либо в столовой за большим обеденным столом, либо в кухне возле русской печки. Вспоминая эти моменты деревенской жизни, я восхищаюсь мудростью наших предков. Даже в таком, казалось бы, обыденном деле, как чтение писем, заложен огромный воспитательный момент. Мы с малых лет знали всех своих родных: где они живут, чем занимаются, какой состав семьи, кто, когда, в каком году родился. Невидимыми нитями, исподволь, в нас закладывали укрепление родственных связей. В музее мы сформировали уникальный архив из сотен писем, открыток, телеграмм. Особенно дороги для нас письма с фронта, последние весточки от родных, отдавших жизнь за Родину. Открывает архив любовное письмо бабушки к дедушке, написанное в 1899 г, за полтора года до их свадьбы. Письмо было найдено мною в дедушкином тайнике во время ремонта крыши старинного амбара в 2015 г Это почти мистическая история. Я назван в честь дедушки Василия Павловича, и надо было такому случиться, чтобы это письмо нашёл именно я через 116 лет!
В музее также демонстрируется множество экспонатов, которые мы называем «ностальгия по советским временам». Это фотоаппараты и принадлежности к ним, начиная с легендарного «Фотокора», знамёна
пионерские и октябрятские, СССР и РСФСР, черниль-ницы-«непроливашки», перьевые ручки и перья к ним, учебники, по которым учились наши дяди, тёти, а затем уже мы сами, радиоприёмники, радиолы, проигрыватели, патефоны и пластинки к ним, керосиновые лампы, подсвечники и многое другое.
Познавательную информацию для ныне здравствующих и будущих поколений несут плакаты с результатами моих поисков о происхождении фамилий наших родов. Фамилии Кулагин и Пшенников происходят из северо-восточных областей европейской части России и известны с XVI в. Обе фамилии принадлежат к широко распространённому типу русских фамилий, образованных от личного прозвища. Эти фамилии образованы от названий любимых издревле народных блюд: кулаги и пшённой каши. Кулага - это кислосладкое блюдо из ржаной муки и солода с добавлением ягод. Таким образом, Кулагины и Пшенниковы обязаны своими фамилиями предкам, большим любителям этих блюд [8, 9].
Наш семейный музей стал центром притяжения и единения для родных и близких. Только здесь можно окунуться в далёкое прошлое, в своё детство: услышать, как потрескивают в русской печке дрова, почувствовать запах хлеба, испечённого на поду, попить ароматный чай из самовара, пышащего жаром, услышать звон ямщицких колокольчиков и бубенцов, заглянуть в старинный сундук, передаваемый по наследству, посмотреть свои оценки в классном журнале за 1947 г, послушать на патефоне пластинки с речью И. В. Сталина в 1937 г., частушки, исполненные сёстрами Фёдоровыми, станцевать вальс под песню «Дунайские волны» в исполнении Леонида Утёсова, прикоснуться к вещам, которыми пользовались наши предки, увидеть талоны на продукты питания и винно-водочные изделия и вспомнить бесконечные очереди на их отоварку...
Музей - это дань памяти нашим предкам, родному дому, бывшей ямщицкой деревеньке Кочегарово, но не только! В первую очередь он адресован молодому поколению, которое не должно быть «Иванами, не помнящими родства».
Я считаю, что наше поколение сделало всё возможное для сохранения памяти о своей малой родине - деревеньке Кочегарово, которая, как и многие
Один из разделов экспозиции «Ностальгия по советским временам»
Часовня при въезде в бывшую ямщицкую деревню Кочегарово, воздвигнутая по инициативе рода Кулагиных в 2000 г.
десятки таких же деревень, была ликвидирована, как бесперспективная. По инициативе и при участии наших родов в 2000 г. на месте старинного погоста и ямщицкого взвоза, при въезде в деревню, была воздвигнута часовня - первая в постсоветское время на ямщицком тракте в среднем течении р. Лены. Стоит часовня на высоком красивом берегу р. Лены и извещает всех проезжающих и проплывающих, что никогда не исчезнет из памяти благодарных потомков наша малая родина!
Xочется закончить своё повествование словами замечательного олёкминского поэта Петра Бернова: «Расплавилась зорька над краем приленским, Склонилась черёмуха к самой воде, У многих из нас есть своя деревенька, Священное место на этой Земле.».
Список литературы
1. Казарян, П. Л. / Сухопутные сообщения Северо-Восточной России (XVII в. - 1920 г.): монография / П. Л. Казарян. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - С. 23.
2. НА РС(Я), ф. 19, о. 1, д. 713, л. 1, 2, 5, 8.
3. НА РС(Я), ф.19, о. 1, д. 744, д. 744, л. 37, л. 128.
4. НА РС(Я), ф.19, о. 1, д. 744, д. 744, л. 37.
5. НА РС(Я), ф.12 - 28, о. 12-6, е.х.1873.
6. Коновалов, М. И. Через годы, вёрсты, космос / М. И. Коновалов //История связи Якутии. - Якутск, 1999.
7. НА РС(Я), ф. 12, о. 2, е.х. 1881.
8. Никонов, В. А. География фамилий / В. А. Никонов. - М., 1988.
9. Федосюк, Ю. А. Что означает ваша фамилия? / Ю. А. Федосюк. - М. : Наука, 2008.
ЯФХт №У№Ъ1ХШ1СЯ<ЕЙ
Наука только тогда благотворна, когда мы её принимаем не только разумом, но и сердцем.
Д. И. Менделеев
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы, данный человеку.
А. Эйнштейн
Время есть величайший из новаторов.
Фрэнсис Бэкон