Научная статья на тему 'Роль и значение Российского почтового тракта в развитии Ленского края'

Роль и значение Российского почтового тракта в развитии Ленского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение Российского почтового тракта в развитии Ленского края»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПОЧТОВОГО ТРАКТА В РАЗВИТИИ ЛЕНСКОГО КРАЯ

А. А. Добрянцев

Анатолий Анатольевич Добрянцев,

кандидат экономических наук, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

В давние времена, когда на обширных пространствах России постепенно развивалась материальная культура и возникали хозяйственные отношения между отдельными княжествами и общинами, появилась потребность в передаче сообщения на расстояния. В Киевской Руси, с ее широкими потребностями в связи, была установлена повинность -«повоз», по которой население было обязано поставлять лошадей и повозки для княжеских гонцов и кладей. Гонцы доставляли распоряжения князя и грузовые клади в различные пункты страны.

В 1504 г царь Иван III перед своей смертью завещал сохранять и развивать перевозки, так как считал это важным государственным делом. При нем Московское государство выросло по площади втрое - до 2 млн км2. Всеми этими новыми территориями нужно было управлять, и без густой сети станций на ямских дорогах это было бы сложно сделать. В 1516 г был учрежден Ямской приказ, согласно которому устанавливалась ямская гоньба - регулируемые почтовые и транзитные перевозки. Из центра страны она постепенно продвинулась на далекие окраины. При Борисе Годунове ямские дороги и станции появились уже в Сибири. В начале XVII века царь Михаил Федорович Романов ввел должность начальника Ямского приказа. Первым на эту должность был назначен Дмитрий Пожарский.

Ямщики освобождались от податей и различных повинностей, получали земли, свободные от оброка, им полагалось содержание зерном или деньгами. Отбирали ямщиков из числа желающих служить. Каждый ямщик должен был иметь трех хороших коней. По мнению некоторых историков, это и положило начало знаменитой русской тройке.

Становление российской государственности и освоение огромной территории Сибири и Дальнего Востока требовали организации надежной и постоянной почтовой связи. В 1672 г. воеводы и приказные люди получили предписание отправлять всю свою деловую переписку по почте, а не с нарочными гонцами. Так было положено начало внутренним почтовым отношениям. Начался бурный рост почтовых маршрутов. 12 ноября 1698 г Петр I издал Указ о создании Сибирского почтового тракта от Москвы до Якутска. Он понял, что почтовое дело государству следует крепко держать в своих руках. Первый почтарь уехал из Москвы по Сибирскому почтовому тракту 8 января 1699 г Он вез 28 царских указов воеводам, таможенным головам различных городов Урала, Сибири и только 12 частных писем от купцов, в том числе 1 письмо в Якутск.

После смерти Петра I в течение нескольких десятилетий с трудом налаженное почтовое дело пришло в упадок. Существующие почтовые тракты даже в Центральной Руси должным образом не поддерживались и приходили к сквернейшему состоянию, расширение сети почтовых трактов прекратилось.

Руководитель и организатор Великой Северной экспедиции (1720 -1740 гг.) адмирал Н. Ф. Головин добился, чтобы отряды исследователей были связаны почтой. Это и положило начало в 1731 г. самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Санкт-Петербурга через Якутск до Охотска. Вся связь России с Охотско-Камчатским краем осуществлялась через Лену и Якутск [1]. До Охотска из Якутска шла вьючная тропа, проложенная якутскими казаками в XVIII в. через горы, топи и болота. Она со времени камчатских экспедиций Витуса Беринга стала

Первые ямщики Ленского края

превращаться в тракт, названный Якутско-Охотским. Главный государственный тракт, связывающий столицы Российского государства Санкт-Петербург и Москву с Якутском, далее через Якутско-Охотский тракт с выходом на Тихий Океан и русскую Америку, постепенно в течение столетия заселялся государевыми ямщиками, русскими крестьянами - выходцами из северных и центральных губерний России.

Здесь следует отметить и немалую заслугу Витуса Беринга в становлении Сибирского почтового тракта. Во время первой (1725 - 1730 гг.) и второй Камчатской экспедиций (1733 - 1743 гг.) Витус Беринг докладывал в Москву о необходимости образования постоянно действующего тракта в Ленском крае, что также послужило толчком к началу целого ряда мероприятий и указов по прокладыванию Иркутско-Якутского тракта.

Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км был основан в 1738 г. [2, 3]. Действовал он круглый год,

причем 2400 км тянулись вдоль р. Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины апреля, а с мая открывался летний водный путь. Этот тракт связывал Ленский край с большим миром и являлся важной государственной дорогой, по которой ежегодно ездили тысячи людей: землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, ссыльные разных категорий, научные экспедиции и, конечно, возили почту. Для организации регулярного почтового сообщения на Иркут-ско-Якутском тракте открывались почтовые станции, составлялось расписание движения почты, определялся порядок ее разгона. В результате проведенной работы возникли многочисленные станки на огромном протяжении от Иркутска до Якутска. По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев в 1743 г. на участке от Витима до Якутска учредил 28 станций. Иркутско-Якутский тракт иркутяне называли Якутским трактом, якутяне - Иркутским.

Сколько событий происходило на этих землях за 200 с лишним лет. Они исхожены русскими первопроходцами, усилиями казаков, служилых и промышленных людей присоединены к России. Десятки научных и правительственных экспедиций прошло и проехало здесь. Совершено немало великих географических открытий. Тракт способствовал политическому усилению Российского государства, развитию его экономики и культуры.

Заметное развитие почтовое дело получило в период царствования Екатерины II. Почти с первых дней ее правления оно стало улучшаться. Следовали указы

Якуте к 1 й трак т Ъ

Шт.

. 4п<. Шс*ж- 4А*4 ЯКу?

с МмЛал

Схема расположения первых 28 почтовых станций на средней Лене, учрежденных Захаром Баишевым в 1743 г.

ПОЧТОБО-ТЕЛЕГРЛТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ОБЛПСТИ

1917 г.

\

Устъ - Ян,

Нижней Колымск_

ьлазвл

< Русское Уст^е

редне - Жолымск

уВерхне - Колымск

N

Верхоянск .

е"рка

/ *

' <г\ 0&

Чернолесское д. Алах-ЮкскЬе Нияц^-Амгинское/ Л -р- А | Охотен

¡гинское). | Юрьевское

Крестовское

/I \ ОХОТСКОЕ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

А^ Почтово-телеграфная контора

^ Почтово-телеграфное отделение

Почтовое отделение =1= Контрольное телеграфное "I- отделение

.... Телеграфная линия _ Почтовый тракт

Почтово-телеграфные учреждения Якутской области в начале ХХ века [1]

императрицы, содержащие конкретные распоряжения по устройству надежной почтовой связи. Увеличивалась протяженность почтовых путей, был создан специальный департамент, организовывались почтовые конторы, осваивались новые почтовые тракты с образованием множества станков.

Когда в 1770 - 1772 гг. царское правительство приступило к организации почтово-пассажирского движения по р. Лене, в Ленском крае уже существовало 35 почтовых станций. Для заселения этих станций по указу Екатерины II из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи. Это были люди, сосланные за непокорность воле своих помещиков. Все

они осели на местах, и мало кто вернулся на свою историческую родину.

У ямщиков не было ни выходных, ни праздников. Ночью ли, днем ли, прибывали на станции почтовые повозки. Надо было в течение часа запрячь новых лошадей, переложить тяжелые баулы с саней на сани и выехать в путь. При этом было не важно, метет ли пурга, идет ли снег, трещит ли 50-градусный мороз. На каждую лошадь полагалось 10 пудов груза и 1 пассажир.

Русские крестьяне-ямщики, волею судеб оказавшиеся в суровом краю, были сильны духом. Можно только восхищаться, как они не только выжили, но и пустили глубокие корни, завоевали уважение и авторитет среди

Ямщицкие семьи

местного населения, быстро освоили якутский язык. Тем не менее они сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания и суеверия, песни, танцы и игры, удаль, веселость и широту натуры русского народа. Ямщики распространили в Якутии землепашество и хлеборобство, оказав тем самым большое влияние на уклад жизни коренного населения.

Роль русского крестьянства в развитии производительных сил Якутии огромна. Профессор Ф. Г. Сафро-нов, например, считал русское крестьянство Якутии тем социальным слоем общества, которое впоследствии произвело переворот в экономике края [4]. О ленских ямщиках с большой теплотой писали выдающиеся русские писатели И. Гончаров и В. Короленко, известные исследователи Н. Щукин, И. Майнов и другие, которым удалось проехать по Иркутско-Якутскому тракту. Ленские ямщики были мужественными, талантливыми и жизнерадостными людьми. Несмотря ни на что, они выдержали тяжелые испытания, преподнесенные судьбой, сумели прижиться, перестроиться. Сегодня многие из их потомков по праву являются гордостью Якутии и России. Среди них немало именитых ученых, военных, учителей, руководителей производства и простых тружеников, достойных памяти своих предков.

Для сохранения памяти о ленских ямщиках, их культуры и традиций в республике проводятся многочисленные мероприятия. С 1999 по 2013 г. вышли в свет три издания книги Анатолия Дмитриевича Соколова «По следам государевых ямщиков» [2]. В них автор описывает этапы становления Иркутско-Якутского почтового тракта, тяжелую службу ямщиков Средней Лены. Эти издания были тепло встречены широким кругом читателей, и, в первую очередь, потомками государевых ямщиков. Не меньший интерес был проявлен и к роману якутского писателя Павла Харитонова -Ойуку «Бубенцы над Леной» в 4 томах [3]. Автор очень правдиво описывает историю становления почтового тракта, вековые дружеские и родственные узы русских

и якутов, крепко связывающие судьбы двух народов. В 2005 г. была опубликована книга о почтовой станции Кытыл Дьура, написанная автором данной статьи совместно с М. М. Лотовым [4]. Немаловажную роль в сохранении, развитии и пропаганде культурного наследия государевых ямщиков сыграли старейшие народные фольклорные коллективы Республики Саха (Якутия)

Обложка книги А. Д. Соколова [2]

«Реченька», «Вечерка», «Ямщицкий перезвон», «Сударушка», «Потеха» и др. [5].

Более целенаправленная и системная работа по сохранению ямщицкого культурного наследия началась с 2000 г. С этого времени периодически стали проводиться крупные общественные мероприятия: республиканский конкурс «Играй, гармонь, живи частушка», радиопередачи на тему «Мы - потомки ямщиков». В Хангаласском улусе республики, например, ежегодный региональный фестиваль «Играй, гармонь, живи, частушка» проводится каждый год, начиная с 2001 г. Всего проведено 14 фестивалей, в которых приняли участие много творческих коллективов [6, 7]. Традиционно на фестивале проходит парад участников, конкурс ямщицкой песни, почтовая гоньба, круглый стол, ямщицкие посиделки под русскую гармонь. Очередной фестиваль решено провести в районном центре Хангаласского улуса в г. Покровске, куда организаторы намерены пригласить представителей из старинных городов и деревень Сибири, по которым проходил Сибирский почтовый тракт.

Каждый год 12 июня в г. Якутске проходит фестиваль казачьей и ямщицкой песни, посвященной Дню России. С 2010 г. к основным мероприятиям фестиваля было решено приурочить «перегон экстренной почты» на лошадях, как это бывало в давние времена, под названием «Ямская гоньба», с соблюдением всех ямщицких атрибутов того времени. «Экстренная почта» на Иркутско-Якутском почтовом тракте осуществлялась в тех случаях, когда возникала необходимость в доставке срочной почты из центра или в центр (срочная почта - это казенные пакеты, деньги, документы, посылки и письма).

В память о ленских ямщиках сегодня установлены верстовые столбы почти во всех бывших почтовых станциях. Нами было высказано предложение провести аналогичную акцию по восстановлению верстовых почтовых столбов по всему бывшему Российскому почтовому тракту - от Санкт-Петербурга до Якутска.

В 2007 г. в Республике Саха (Якутия) была создана и зарегистрирована общественная организация «Потомки государевых ямщиков». Общество имеет свой гимн, диплом, нагрудный знак. Учреждено и звание «Почетный потомок ямщиков», которое присваивается общественникам и активистам.

Иркутско-Якутский почтовый тракт был долгое время единственной государственной дорогой в Ленский край, в Якутию. Он сыграл огромную историческую, экономическую и социальную роль в развитии всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Глубоко символично, что в 2013 г., в год 275-летнего юбилея со дня основания этого тракта, до г. Якутска проложена железная дорога.

Несмотря на очевидный прогресс современного общества в транспортной, технической и информационной

Фото с фестиваля

сферах, связь времен должна сохраняться и поддерживаться. Ведь она дает развитие таким, не менее значимым сферам нашей жизни, как культура, духовность и нравственность.

Список литературы

1. Казарян, П. Л. Сибирская почта на берегах Лены / П. Л. Казарян // Наука и техника в Якутии. -2009. - № 2. - С. 47-54.

2. Соколов, А. Д. По следам государевых ямщиков / А. Д. Соколов. - Якутск: Изд-во «Якутский край», 2013.

3. Харитонов, П. Н. Бубенцы над Леной /П. Н. Харитонов. - Якутск: Издательский дом «Комюэл», 2012.

4. Добрянцев, А. А. Кытыл Дьура / А. А. Добрянцев, М. М. Лотов. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005.

5. Коновалов, М. И. Через годы, версты, космос / М. И. Коновалов. - Якутск: НКИ «Бичик», 1999.

6. Администрация муниципального района «Хан-галасский улус (район) РС(Я). История. Культура. Фольклор. - Якутск: НКИ «Бичик», 2007.

7. Историко-географический культурологический журнал «Илин». - 2012. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.