Научная статья на тему 'Сибирская почта на берегах Лены'

Сибирская почта на берегах Лены Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирская почта на берегах Лены»

©ШИРОКАЯ ПОЧТА НА

П-П

Н

Ы

Павел Левонович Казарян,

доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник ЯГУ, внешт атный научшый консультант Министерства транспорт а, связи и информатизации Якутии.

В административном обустройстве Северо-Востока России 1638 год стал переломным. В это время находящиеся под управлением Мангазеи Вилюйская тунгусская, Томска - Алданская тунгусская, Енисейска - Ленская (Якутская) (в ведении которой были управления тунгусскими и бурятскими землями выше устья р. Витим, а также тунгусские земли Нижней Лены) и Олекминская тунгусская земли были объединены в единый Ленский уезд с центром управления в Ленском остроге.

В июле 1641 г. завершилось объединение всех земель Северо-Востока Сибири под началом Ленского острога. Снабжение Якутского уезда и этапирование ссыльных велось по водно-сухопутному пути от Тобольска через Енисейск по рекам Ангара -Илим, волок Илимский (Ленский) и сплавом от Усть-Куты по р. Лене до Ленского (Якутского) острога [1, с. 387].

До конца XVII в. сообщение Ленского острога (г. Якутск) с Москвой и сибирскими городами не носило четко организованного и регулярного характера. Доставку официальных документов и назначенных в Якутский уезд ссыльных осуществляли как попутно, с едущими в Якутск казаками, так и по мере надобности, назначая для сопровождения служилых людей.

Для отправки из Якутска в Москву собранного ясака привлекались специальные приказные люди с командой, а при необходимости срочной доставки документов - специальные нарочные, с выдачею подорожных. Так, например, в выданном 3 августа 1691 г. якутским воеводой стольником, князем Иваном Михайловичем Гагариным подорожном предписывалось: «... с великие реки Лены, от Якутцкого города по дороге до Илимского, до Енисейского, до Кетцкого, до Нарыма, до Сургут а, до Тоболска, до Тюмени, до Туринского, до Верхотурья, до Соли Камской, до Кайго-родка, до Соли Вычегодской, до Устюга Великого, до Тотмы, до Волог-

П. Л. Казарян

ды, до Ярославля, до Переславля Залеского, до Москвы, Якутцким и Тунгусским и Остяцким князцом и татарским мурзам и ясаулом, и их улусным кочевым Якутом и Тунгусом и Остяком и Татаровьям, да в Сибирских же в Руских городах по ямом1 ямщиком, а где ямов нет -всем людем без омены, чей кт о ни будь, чт об есте давали Якутцким сыну боярскому Леонтью Трифонову да пятидесятнику казачью Ивану Тоболскому, летним водяным путем вверх реки судно, да кормщика, да трех человек гребцов, а вниз реки судно да кормщика, да дву человек гребцов; а зимним путем Леонтью две подводы, Ивану подвода с санми и с хомуты, а летним сухим путем с седлы и с узды и с проводники; а будет где конного пути нет, дава-либ им Леонтью и Ивану лыжи и нарты и собаки с проводникиж, на чем поднят ца мочно, везде без задержанья, по указу великих государей, без прогонов» [2, столбцы 766-767].

В 1673 - 1697 гг. был предпринят ряд мер по установлению прогонов для служителей в ямах, отвозящих отписки в Москву, учреждены ямы от Москвы к разным городам, в том числе и к Тобольску, установлена такса за пересылаемые письма и т.д. Так, например, в указе от 12 ноября 1696 г. о сборе в сибирских городах таможенных пошлин за пересылку писем от Москвы до Якутска весовая такса была такой: по 13 алтын2 и 2 деньги3 за золотник4. Однако эта пересылка не стала регулярной [3, с. 35-37].

Первая попытка установления регулярного почтового сообщения между Москвой и сибирскими городами, в том числе и с Якутском, была предпринята в 1698 г. В бытность главы Сибирского прихода, думного дьяка Андрея Андреевича Виниуса в Сибири, в 1702 г. был учрежден первый почтовый тракт в Сибири - от Тобольска до Самаровского яма (современного Ханты-Мансийска).

1 Яма - почтовый станок (станция).

2 Алтын - 3 коп.

3 Деньга - 0,5 коп. (медная монета в полкопейки).

4 Золотник - 4,265 г.

Так выглядело здание почт ово-т елеграфной конт оры (начало ХХв.).

Сибирский историк Петр Андреевич Словцов об этом пишет так: «На основании благотворного т орго-вого уст ава 1698 г. в облегчении переписки т орговой, учреждена пересылка писем по Государст венной почте, которая т рижды лет ом ходила от Москвы в Сибирь до Нерчинска и Якут ска, и обратно ст олько-же раз. Платежная т акса не дорога» [4, с. 285].

Однако устойчивого почтового сообщения ни до столицы тогдашней Сибири Тобольска, ни в пределах Сибири так и не было. Толчком для становления российской почты стала проведенная 29 мая 1719 г. административная реформа. Губернии были разделены на провинции, которым были приписаны уезды. 1 июля стал днем открытия провинциальных управлений [5, с. 701].

До сих пор в российской историографии существует представление о проведении этой реформы в Сибири повсеместно и одновременно. Говорилось якобы о разделении Сибирской губернии на пять провинций, в том числе Тобольскую, Енисейскую, Иркутскую. По нашему мнению, это ошибочное толкование смысла Высочайших указов. Хотя в документах говорится об Иркутской провинции, но на самом деле провинция по положенному штату и определению ее границ в 1719 г. не была образована.

Во-первых, в указе Петра I «О разделении Сибири на три провинции» говорится: «... в Сибири быт Комнатному Стольнику Князю Алексею Михайловичу Черкасскому Губернатором, и ведать все сибирские городы, а для дальности в т ой Губернии городов, разделить те горо-ды на т ри провинции и быть в них Вице-Губернатором под его Губернаторским ведением; а кому быть Вице-Губернаторами, тех людей ему Губернатору выбрав, предст авить в Сенат ; а бывшим приписным к Сибири городам, а именно: Вятке с пригороды, Кайгородку, Соликамску, Перми великой и Чердыни быть особыми

провинциями, как они расписаны с прочими».

Как видно из текста указа, царь определил учреждение провинций только для приуральских городов, оставив разделение на провинции зауральской, сибирской части губернии и выбор их правителей на усмотрение губернатора А.М. Черкасского (указав лишь их число - три провинции).

Это подтверждает и второй указ «Об уст ройстве Губерний и об определении в оныя Правителей», в котором подробно расписаны губернии, провинции с приписными городами, назначение генерал-губернаторов и губернаторов, воевод и комендантов. В составе Сибирской губернии были определены Вятская и Соликамская провинции, а также указаны 19 сибирских городов, от Верхотурья до Якутска, от Бере-зова до Нерчинска. После причисленных городов сделана приписка: «Той Сибирской Губернии Сибирские городы велено Сибирскому Губернатору Господину Князю Черкасскому рос-писать на т ри провинции».

Текст этого указа - еще одно свидетельство того, что административная реформа 29 мая 1719 г. была исчерпывающей только в отношении Европейской России. В Сибири же эта работа не была завершена до отъезда в 1723 г. губернатора А.М. Черкасского. Только при вступившем в должность 16 января 1724 г. губернаторе князе Михаиле Владимировиче Долгоруком эта работа была завершена. Сенат, получив все табели и кандидатуры на должности, обнародовал 26 ноября 1724 г. указ «О рос-писании Сибирских городов на т ри провинции и определении в оных двухВице-Губернаторов» [6, с. 350]. Так, за Уралом, в Сибири, появились три провинции - Тобольская, Енисейская, Иркутская, а в Енисейске и Иркутске - вице-губернаторы во главе провинции.

В Петербурге в сенатской типографии 24 мая 1720 г. был отпечатан указ, в котором «... указал его царское величество в знатных городах по большим дорогам учинить ординарную почт у от Санктпитербурха до Москвы и до других городов, а протчих губерниях и провинциях ради посылки изо всех коллегей и канцелярей указов и писем до Москвы и отт уда куда надлежит, т акож и из тех мест с отписками и с ведомост ями в Санктпитербурх» [7, с. 283].

Получив в Тобольске 25 ноября 1720 г. царский указ, сибирский губернатор князь Алексей Михайлович Черкасский 9 марта 1721 г. поручил тобольскому дворянину Алексею Шишкину «... от Тобольска до Тюмени, а от Тюмени до Туринска, а от Туринска до Верхотурья и до села Ростесу поставить почт овыя ст анцы по четыре лошади». В апреле - августе А. Шишкин проехал от Тюмени до с. Ростес Соликамской провинции, выбрал места для будущих почтовых станций, определил расстояние

между ними от 50 до 67 верст, расписал по почтовым станциям ямщиков.

Губернатор А.М. Черкасский 22 мая 1722 г. утвердил учрежденные на расстоянии 757 версты, от г. Тобольска до с. Ростес, 18 почтовых станций, с указанием расстояний между станциями, комплект лошадей в них и приказных по каждой станции [8, с. 284-286, 389-392]. Тем самым было положено начало становлению Сибирского почтового тракта от Приуралья до столицы Сибири -Тобольска.

В Санкт-Петербурге 22 мая 1722 г. был учрежден Генеральный почтамт. В составе Коллегии иностранных дел был создан Почтовый департамент. Первой главой почтовой службы России в звании генерал-почт-директора в августе 1722 г. Петр I назначил своего опытного соратника барона Петра Павловича Шафирова.

Поставив 13 ноября 1724 г. свою резолюцию на докладе Камер-коллегии «О содержании дорог» Петр I определил становление дорожной сети и системы почтовой службы в стране, за образец которого была взята шведская модель [9, с. 362-366].

В связи с введением новой, 500-саженной версты, как в европейской части страны, так и в сибирских уездах с 1712 г. проводились измерения расстояний между городами и описывались пути сообщения, ставились верстовые столбы. Так, например, провели измерение и сделали описание Якутско-Охотского пути сын боярский Филип Антипин и казак Степан Максимовых, согласно указанию якутского коменданта Якова Агеевича Елчина в февраля 1715 г., в 1719 г. - по поручению якутского лан-драта5 Ивана Васильевича Ракитина назначенный камчатским приказчиком Иван Харитонов (845 верст) [10, с. 128-129].

5 Ландрат - комендант уезда.

В августе 1721 г по поручению красноярского коменданта, полковника Дмитрия Борисовича Зубова сын боярский Иван Кохту-ров с четырьмя конными и пешими казаками измерил и описал путь от Красноярска до Иркутска (1282 версты) [11, с. 135]. В 1710-х годах был измерен путь и организовано земское сообщение от Иркутска до верховьев Лены.

Однако не только в СевероВосточной России, но и между крупными административными центрами в более южных уездах Сибири не было устойчивого сообщения. 15 октября 1724 г. в Тобольскую земскую контору из Сибирской губернской канцелярии прислали табель о расстоянии между сибирскими городами, от Тобольска до китайской границы и до Охотска. При этом отмечалось, что «. зимняго пути от Иркуцка через Красноярск не бывает » [12, с. 462-468].

С кончиной Великого Преобразователя, 28 января 1725 г., приостановились многие начинания и реформы в России. В числе их и завершение во второй половине 20-х годов XVIII в. учреждения почты в Сибири.

Российское посольство 1720 г., во главе с посланником и министром, гвардии капитаном Львом Васильевичем Измайловым, в Пекин закончилось неудачей. В 1722 г. китайцы запретили русским казенным торговым караванам, въезжающим в Китай с 1698 г., пересекать китайскую границу. Прекратилась и приграничная торговля. Да и часть самой границы, около 2000 верст, не определенная по Нерчинскому трактату 27 августа 1689 г., требовала разграничения.

Русское посольство во главе с Саввой Лукичом Владиславичем, графом Рагузинским, в Китай увенчалось подписанием 25 августа 1727 г. на границе (на р. Буре), договора о добрососедстве. Буреинский трактат, вступивший в силу 14 июня 1728 г., состоял из 11 статей. По трактату окончательно определилась русско-китайская граница на западе. Через три года возобновилась посылка беспошлинного торгового каравана в Пекин, а также определились два пункта на границе каждой из сторон для малой, приграничной торговли. Владиславич избрал главным таким пунктом с российской стороны Кяхту, а недалеко от нее основал новую Селенгинскую крепость, строителем которой стал поручик Аврам Петров (Ганнибал) [13, с. 562-564]. Появление нового торгового центра на востоке страны требовало установления регулярного сообщения как с провинциальным центром Иркутском, так и с губернским центром - Тобольском, а также с Москвой и Санкт-Петербургом.

Благодаря деятельности Первой Камчатской экспедиции в Северо-Восточной Сибири в 1726 - 1729 гг., в Санкт-Петербурге имели подробную информацию об этом регионе, в том числе и о состоянии путей сообщения. По возвращении 1 марта 1730 г. в столицу руководитель экспедиции капитан 1-го ранга Витус Йонассен Беринг представил императрице Анне Иоанновне крат-

На почт овом тракт е. Привал (конец XIX в.).

кую докладную записку о ходе экспедиции и внес свои предложения по административному обустройству и улучшению путей сообщения в регионе [14].

Военная экспедиция казачьей головы Афанасия Федотовича Шестакова на Северо-Восток Сибири ознаменовала появление в 1731 г. первого тракта в регионе. Несмотря на то, что 14 марта 1730 г., в первом же сражении с коряками, А.Ф. Шестаков погиб, экспедиция под руководством капитана Дмитрия Ивановича Павлуцкого, опорным пунктом для которой стал Анадырский острог, продолжала военные действия против чукчей и коряк. Им енно потребность бесперебойного обеспечения деятельности этой экспедиции обусловила появление в 1731 г. первого тракта на Северо-Востоке России - Якутско-Охотского [15, с. 50-57].

После представления восстановленного 20 декабря 1730 г. в Москве для управления сибирскими городами Сибирского приказа, 16 июня 1731 г. Сенат издал указ, где предписывалось: «... в Сибирские города, для Государственных посылок и для посылок же партикулярных (т .е. частных. - П.К.) писем, учредить почту на таком порядке, как наперед сего в прошлых годах т акая почт а была учреждена» [16, с. 516]. Однако прошло почти два года, а дело не сдвинулось с мертвой точки.

По указу императрицы Анны Иоанновны от 17 апреля 1732 г. была организована Вторая Камчатская экспедиция. Ее руководитель капитан-командор Витус Беринг был наделен серьезными полномочиями, и перед ним были поставлены большие задачи. Среди них в инструкции от 16 марта 1733 г. указывалось: «1. Весьма нужно быть частой пересылке писем и рапортов от тебя и прочих, отправляющихся в разные Экспедиции команд; а как известно, что не т окмо за Тобольским, но и до Тобольска, отсюда установленной почты нет, и за тем в пути долго мешкают, а с нарочными всегда посылать, то убыт ок казенный произойдет; а при бытности в Сибири Думного Дьяка Андрея Виниюса было учреждение ординарной почты до Тобольска; того

ради велено Сибирскому, снестить с Ямским Приказом, т акже и Сибирскому Губернатору учредить от Москвы до Тобольска почт у, чт об в каждой месяц дважды через т у почт у письма отправляемы были. А как оная учредит ся и в которые дни отпуск из Тобольска будет: о том тебе потребовать известия от Сибирского Губернатора.

2. С ним же Губернатором, будучи тебе в Тобольску, сделать определение, дабы за Тобольским до Енисейска и до Якут ска по однова в месяц почт а отпускалась, и как из Тобольска отправитесь в Якут ск, т о дорогою велеть расписать и назначить станы, от которого до которого места возить летом и зимою; а от Якут ска до Охотска и до Камчатки хотя б в 2 месяца однажды посылки были; а каким образом, о том в Якут ске с т амошними командирами с совет у учинить; дабы через те учреждения из Камчат ски и Охотска могли всякие ведомства в Тобольск и в Москву и паки т уда без остановки ходить. А понеже вы в Камчатке уже были и путь до Камчатки вам сведом, т о Губернатору Тобольскому и в Якутске Воеводе дать вам свое разсуждение, изыскивая безубыточных и нетрудных способов, дабы где пустыя и нежилыя мест а, в т аких мест ах нарочно ст анков не учреждать, и людей и лошадей не держать; но перевоз почты, сколько можно, через т ое пустот у от жилого до жилого мест а иметь...» [17, с. 63-64].

Вслед за инструкцией, данной 16 марта В. Берингу, 21 апреля 1733 г. Сенат опубликовал указ «О учреждении ординарной почты от Москвы до Тобольска и по разным трактам в Сибири, и о платеже весовых денег за партикулярные письма» [18, с. 91-92]. В преамбуле указа говорилось: «Правительствующий Сенат, разсуждая о нынешних важных экспедициях Сибирских, чт о нужно быть частой пересылке писем и рапортов, как в ту экспедицию из Санктпетербурга и Москвы, так и оттуда; а как известно, что не т олько за Тобольском, но и до Тобольска установочной почты нет, и за тем во время первой Камчат ской Экспедиции и после т ого по ныне письма и ведомости приходили и приходят продолжительно, в полгода, в год и более, а ежели с нарочными всегда посылать, то убыток казенный произойдет; а при бытности в Сибири Думного Дьяка Виниюса было учреждение ординарной почты до Тобольска и до Китайской границы, и положена плата с купецких писем с весу, с золотников, что и ныне на содержание через т акую дальность почт, вспомогать может ...».

В шести пунктах указа были расписаны, с учетом инструкции В. Беринга, порядок организации почтовой гоньбы, учреждение ямов, регулярность движения почты между Москвой, Тобольском и разными сибирскими городами, почтовые весовые сборы, предоставления льгот ямским содержателям и т.д.

Таким образом, выданная Сенатом 16 марта В. Берингу инструкция и указ от 21 апреля 1733 г. положили начало становлению Сибирской почты от Урала до Камчатки.

В ходе Камчатской экспедиции возникла необходимость устойчивого сообщения между Якутском и Охотским портом. Поэтому, по указанию В. Беринга, начальник Охотского порта Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев в 1735 г. учредил на существующем с 1731 г. Якутско-Охотском тракте новые станции, довел их число

до 14 и превратил тракт в почтовый. Одной из первых описаний этого почтового тракта оставил проехавший по нему в июле-августе 1737 г. будущий профессор, участник Второй Камчатской экспедиции, автор первого печатного труда на русском языке о Северо-Востоке России Степан Петрович Крашенинников [19, с. 271-289].

В пределах Иркутского уезда, до верховьев р. Лены и Витимской слободы Илимского уезда, приленские деревни и заимки стали почтовыми станками (станциями). В Северо-Восточной Сибири к 1738 г. рассылка нарочных (вместо почтового сообщения) существовала только на участке от Витима до Якутска, где ранее, кроме Олекминского острога, не было других населенных пунктов, лишь тунгусские стойбища и якутские наслеги.

Так как экспедиция нуждалась в круглогодичной связи между Охотском и Иркутском, то в 1738 г. капитан-командор В. Беринг возложил на Якутскую воеводскую канцелярию организацию почтового сообщения между Якутском и Витимом. Движение почты на этом пути совершалось эстафетой, со сменой лошадей в Олекмин-ском остроге. Таким образом, в 1738 г. с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркут-ско-Якутского почтового тракта, но и появилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом, а после 1739 г., в связи со строительством Ямского острога, - и с Камчаткой (на этом пути в 1744 г. была основана Тигильская крепость и в 1752 г. - Гижигин-ская).

Если в 1735 - 1738 гг., в связи с деятельностью Второй Камчатской экспедиции, основной людской и грузовой поток проходил от верховьев р. Лены к Охотску и Камчатке, то с 1742 г. началось интенсивное движение с Камчатки на запад. Поток людей и грузов возрастал. Поэтому Якутская воеводская канцелярия учредила в 1743 г. на участке тракта от Витима до Якутска 28 станков (станций), содержание которых было возложено на приписанных к Верхне-Вилюйскому зимовью, Олекминскому острогу и подгородних (кангаласские и намские) якутских обществ [20, с. 162].

Они же должны были расчищать проложенный вдоль Лены тракт, содержать его в требуемом законами техническом состоянии. Так, например, указ Сената от 4 марта 1755 г. предписывал: «По грязным и болотистым мест ам вмест о мост овых делать из мелкого лесу... гати, шириною в 4 сажени, которые насыпать не т олст о крупным песком» [21, с. 114].

С 1771 г. якутские общества были освобождены от обязанностей по содержанию почтовых станций. На участке от Витима до Якутска началось заселение тракта ссыльными и каторжниками, на содержание которых казна ежегодно тратила в среднем 2400 руб. Это и побудило власти в 1781 г. возложить обслуживание почтовых станций вновь на якутские общества. На этот раз якуты, с дозволения властей, нанимали вместо себя поселенных на тракте ссыльных.

Расстояние между первоначально учрежденными станциями в пределах Олекминского и Якутского уездов составляло от 25 (между Якутской городской и Табагин-ской) до 64 верст (между Синской и Журинской), поэтому были основаны промежуточные станции. Указ Павла I от 19 января 1797 г. гласил: «За правило иметь, чтобы почтовые станции отнюдь не более, как от 20 до 30 верст

Почт ово-пассажирский пароход на р. Лене (конец XIXв.).

были». Так, в 1801 г. количество почтовых станций (включая Олекминскую и Якутскую городские) увеличилось до 38 [22, с. 95, 312-313].

После включения в 1805 г. (по 1923 г.) Витимской волости в состав Киренского уезда приграничной со стороны Иркутска стала Жербинская станция. Если в 1805 г. от границы до Якутска существовало 27 станций, то в 1865 г. их число дошло до 37, в 1907 г. - до 47 [23, с. 4956]. Последняя станция на Иркутско-Якутском почтовом тракте - Никольская - была учреждена в 1907 г., а с 1912 г. местом стоянки почтово-пассажирских пароходов вместо Нохтуйской станции была определена Мачин-ская резиденция золотопромышленников.

С начала почтового сообщения специальных почтовых учреждений не было. Приемом и отправкой почты занималась воеводская канцелярия. После открытия в 1765 г. в Иркутске губернского правления в числе учреждений была и губернская почтовая контора, которая ведала почтовыми делами и Якутского уезда, где была открыта уездная почтовая контора.

По принятым Сенатом указам (30 декабря 1769 г., 3 ноября 1770 г. и др.) регламентировалась организация работы почтовых контор, конкретизировались права и обязанности почтальонов, порядок организации работ станционных смотрителей, ямских управителей и т.п.

Передача 4 марта 1782 г. почтового ведомства непосредственно Правительствующему Сенату как законодательно, так и организационно укрепила почтовую службу. Так, например, 6 марта 1783 г. было предписано населить ссыльными тракт между Якутском и Охотском, чтобы «... на первое время от 5до 10дворов на каждые 20, или25верст помещено было...» [24, с. 875].

В 1800 г. в Тобольске был учрежден Сибирский почтамт. Сложилось трехуровневое управление почтовой службой в Сибири: Сибирский почтамт - Иркутская губернская почтовая экспедиция - Якутская уездная почтовая контора [25, с. 252].

Почтовый департамент был передан в состав Министерства внутренних дел (МВД) 9 июня 1806 г.,

затем он оказался в составе других ведомств (с 9 ноября 1819 г. по 1868 г.), был отдельным министерством, опять возвращен в состав МВД (за исключением 1880 - 1881 гг.), оставаясь в этой структуре до упразднения 5 мая 1917 г. и образования Министерства почт и телеграфов, а под названием «народный комиссариат» перешел в советскую эпоху.

В первой четверти XIX в. произошли коренные изменения в порядке организации почтовой гоньбы. В 1806 г. Правительствующий Сенат и Военная коллегия получили предписание о выдаче подорожных билетов и прогонов чиновникам, посылаемым по казенным надобностям в Якутск и Охоте к.

С 1803 по 1815 гг. происходила постепенная замена натуральной повинности для населения Якутского уезда по перевозке почты и грузов земскими денежными сборами, со сдачею на трехлетие с торгов содержания почтовых станций. К моменту образования в 1822 г Якутской области Иркут-ско-Якутский тракт являл собой хорошо обжитый заселенный путь, связывающий центр области со столицей Восточной Сибири.

Учрежденный 20 ноября 1809 г. в Сибири Десятый округ путей сообщения призван был заниматься управ-л ением водных и сухопутных сообщений. Предпринимались меры к обустройству почтовых трактов внутри губерний. Среди рассмотренных Сибирским комитетом в 1821 г. и утвержденных 22 июля 1822 г. Александром I десяти проектов положений и уставов был и «Устав о содержании сухопутных сообщений в Сибири». Устав был призван регламентировать все вопросы, связанные с содержанием как главного Сибирского (Московского) тракта, так и трактов внутри сибирских губерний. Управление сухопутного сообщения в Сибири было определено тремя уровнями: уездное, губернское, окружное.

Порядок содержания дорог и осуществление перевозок, в том числе и во время этапирования ссыльных от г. Иркутска до г. Якутска и далее по округам Якутской области, регулировались утвержденным 22 июля 1822 г. «Положением о земских повинностях в сибирских губерниях». Статья 1-я Положения разделяла земские повинности на два вида: 1) личная работа по очереди и нарядам; 2) найм путем денежного сбора. Личные повинности складывались из содержания дорог, мостов и перевозов, препровождения рекрутских партий и ссыльных, содержания подвод для земских сообщений. При исполнении земских повинностей путем сбора денежных средств для содержания дорог, препровождения ссыльных и т.д. отменялись личные повинности, кроме повинности поставлять подводы и проводников.

Однако если этот порядок оказался приемлемым для сибирских, в том числе и Иркутской, губерний, то в Якутской области, учитывая ее особенности (малонаселенность, экономическое состояние и пр.), применение этого положения оказалось не исполнимым. Поэтому в

Революция добралась и до почт ово-т елеграфных служащих г. Якут ска (1917 г.).

статье 4-й Положения особо оговаривалось: «В тех отдаленных и малолюдных местах, как-то: по дороге Охотской (имеется в виду тракт Иркутск - Якутск -Охотск. - П.К.) и т ому подобных, где содержание подвод почт овых и для земских разъездов, кроме кочующих там инородцев и поселян, принять некому, обязаны сие обыватели беспрекословно содержать ст анции, получая пособие из общего земского сбора» [27, с. 545-546].

Для выполнения земских повинностей ежегодно составлялись сметы, исходя из данных последних трех лет, как для почтовой повинности, так и для земских сообщений, т.е. разъездов по земским и волостным делам чинов полиции на обывательских подводах.

Все население Восточной Сибири по своему экономическому состоянию делилось на пять разрядов. При составлении раскладки по Якутской области и ее округам категория бродячих инородцев (тунгусы, ламуты, юкагиры, чукчи) освобождалась от всяких земских повинностей и не включалась в раскладку повинностей. Якутское областное правление (преобразованное 17 марта 1903 г. в Якутское областное управление) распределяло земские повинности по округам. Внутри округов эти повинности с учетом имущественного состояния делились по сословиям, волостям, сельским обществам и инородческим улусам, которые, в свою очередь, самостоятельно распределяли их внутри своих обществ.

Одним из важнейших принципов при распределении земских повинностей, содержащих денежные повинности, например, на содержание почты, являлась их непременная организация через публичные торги на подряды (как правило - на трехлетние).

Согласно пункту 1 статьи 7 указа от 22 июля 1822 г. «О преобразовании сибирских губерний по новому учреждению» предусматривалось «платеж за возку почты и эст афет ов производить в сибирских губерниях наравне с другими внутренними губерниями из общих почтовых доходов» [28, с. 344]. Это означало: не

затрагивая порядка организации почтовой гоньбы на территории Якутской области, вместо прежних денежных повинностей возмещение расходов на почтовую гоньбу за счет казны.

Существенным изменением было то, что указ предусматривал, наряду с «платежом за возку почты и эст афе-тов», отмену с 1824 г. общего сбора по 30 копеек с души на сухопутные и водные сообщения. Таким образом, с 20-х годов XIX в. содержание Иркутско-Якутского и Якутско-Охотского почтовых трактов производилось как за счет земских повинностей, так и платы за перевозку почты.

В истории почтовой связи в Ленском крае новую страницу открыло учреждение в 1895 г., по договору с правительством, нижнеудинским (иркутским) купцом 1-й гильдии Николаем Егоровичем Глотовым Ленского почтово-пассажирского пароходства (с 1907 г. - Товарищество «Н.Н. К. Глотовы») [29, с. 50-54]. Таким образом, провоз почты из Иркутска в Якутск с 1895 г. на участке от Тарасовской (с навигации 1897 г. - от Усть-Кутской) станции с 15 мая по 15 сентября осуществлялся на «глотов-ских» пароходах. В это время комплект почтовых лошадей сокращался наполовину, с четырех до двух пар. Число же курсирующих на этой линии почтово-пассажирских пароходов доходило до восьми.

Якутская область входила в состав Иркутского почтово-телеграфного округа. Во второй половине XIX в. появились почтовые конторы в городах Олекминске и Вилюйске, а также на Нохтуйской станции. На противоположном Нохтуйску берегу р. Лены находился первый центр золотопромышленности Северо-Восточной России - Мачинская резиденция золотопромышленников, основанная в 1856 г. На Якутско-Аянском тракте почтовое отделение было открыто в селе Амгинском. Роль почтовых учреждений в городах Верхоянске и Средне-Колымске выполняли окружные полицейские управления. Почтовые отделения в них были открыты в 1902 г.

Значимым событием в истории связи Якутии стало появление 8 августа 1901 г. телеграфа, который соединил Якутск с Иркутском и Санкт-Петербургом. Существующие ранее на Иркутско-Якутском тракте почтовые конторы были преобразованы в почтово-телеграфные конторы и отделения, а также открыты новые на Кочегаров-ской, Чекурской, Саныяхтатской, Иситской, Синской, Покровской станциях.

Вдоль проложенной в 1909 г. Якутско-Охотской телеграфной линии, в пределах Якутской области, на станциях Чурапчинская, Нижне-Амгинская, Алданская были построены и открыты почтово-телеграфные отделения, на станциях Чернолесская, Алах-Юнская, Юдо-мо-Крестовская - контрольные телеграфные отделения [30]. В 1913 г., в связи с прокладкой ответвлений от Иркут-ско-Якутской телеграфной линии на Вилюй, открыты

почтово-телеграфные отделения в селах Сунтарское и Нюрбинское. В сентябре 1914 г. сдана в эксплуатацию линия Якутск - Вилюйск.

К 1917 г. инфраструктура связи Ленского края выглядела таким образом: почтовые тракты - Иркутский, Охотский, Амгинский, Вилюйский, Верхоянско-Колымский; обывательские (земские) тракты - от Амги - Усть-Майский (на лошадях); от Верхоянска - Булунский и Усть-Янский (зимний тракт, на оленях); от Средне-Колымска - Нижне-Колымский и Верхне-Колымский (летом на лодках, зимой - на оленях, лошадях, собаках); три коммерческих тракта от с. Сунтарского - на г. Олекминск, Мачинскую приисковую резиденцию, с. Мухтуя Иркутской губернии. В городах и селах края действовали 4 почтово-телеграфные конторы, 13 почтово-телеграф-ных отделений, 3 почтовых отделения и 1 контрольное телеграфное отделение, 6 пунктов совершения почтовых операций при волостных правлениях, инородных управах и земском заседателе, а также пароходные почтовые отделения на линиях: Якутск - Булун, Якутск -Сунтар, Якутск - Нелькан.

Лит ерат ура

1. Казарян П.Л. Пути сообщения Якутии (XVII - начало ХХв.)//Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. - М., 2005. - Вып. 3. - С. 387.

2. Акты, относящиеся до юридического быт а древней России. - СПб., 1864. - Т. 2. - Столбцы 766-767.

3. Андриевич В.К. История Сибири. - СПб., 1889. -Ч. II. - С. 35-37.

4. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. -СПб, 1886. - С. 285.

5. Полное собрание законов Российской империи (в дальнейшем - ПСЗРИ). - СПб., 1830. - Собрание I. - Т. 5. - С. 701.

6. Там же. - Т. 7. - С. 380.

7. Памятники сибирской истории XVIII века. - СПб., 1885. - Кн. 2. - С. 283.

8. Там же. - С. 284-286, 389-392.

9. ПСЗРИ. - Собр. I. - Т. 7. - С. 362-366.

10. Казарян П.Л. Якут ско-Охотский т ракт в исторических судьбах Северо-Востока России (К 275-летию учреждения) // IV Диковские чтения. - Магадан, 2006. -С. 128-129.

11. Андриевич В.К. Указ. соч. - С. 135.

12. Словцов П.А. Указ. соч. - С. 462-468.

13. Текст договора. см.: Словцов П.А. Указ. соч. -С. 562-564.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. См.: Беринг В. Краткая реляция о Сибирской экспедиции. - СПб., 1824.

15. См.: Казарян П.Л. Первый тракт на Северо-Востоке России // Наука и техника в Якутии. - Якут ск. -2006. - №2 (11). - С. 50-57.

16. ПСЗРИ. - Собр. I. - Т. 8. - С. 516.

17. Там же. - Т. 9. - С. 63-64.

18. Там же. - С. 91-92.

19. Крашенинников С.П. Описание Земли Камчатки. - СПб., 1755. - Т. 2. - С. 271-289.

20. Описание Иркутского наместничества 1792года. - Новосибирск, 1988. - С. 162.

21. Новый указатель дорог в Российской империи. -СПб., 1803. - Ч. I. - С. 114.

22. Там же. - С. 95, 312-313.

23. Казарян П.Л. Иркутско-Якут ский почт овый т ракт // Наука и техника в Якутии. - Якут ск. - 2008. -№ 1 (14). - С. 49-56.

24. ПСЗРИ. - Собр. I. - Т. 21. - С. 875.

25. Статистическое описание Российской империи в нынешнем ее состоянии. - СПб., 1815. - Ч. I и II. -С. 252.

26. ПСЗРИ. - Собр. I. - Т. 38. - С. 487-500.

27. Там же. - С. 545-546.

28. Там же. - С. 344.

29. Казарян П.Л. Из истории учреждения Ленского пароходства // Наука и техника в Якутии. - Якут ск. -2004. - № 2 (7). - С. 50-54.

30. См.: Зонненбург Р.Ю. Из Якут ско-Охотского края. - Иркутск, 1910.

! ;

■ Ч^Ьч

Ш1И.1ЦЗМШН

V

.1.1- ' -у^'.*' V *

П.Л. Напарлн

. гЛ-

Н1|Н№Л№1!ШНЕ1!1Л| ;

ж яагшм»

Казарян П. Л. План П.Ф. Кузмищева 1834 года о передаче Охотско-Камчатского края Российско-Американской компании. - Якутск: Издательство ЯНЦ СО РАН, 2009. - 268 с.

Историко-документальное издание посвящено Охотско-Камчатскому краю первой трети XIX в. В книге рассматривается жизнь и научно-исследовательская деятельность контр-адмирала П.Ф. Кузмищева. Впервые публикуется его план и рукопись 1834 г. о передаче Охотско-Камчатского края Российско-Американской компании. Рукопись снабжена примечаниями, раскрывающими и дополняющими ее содержание.

Книга содержит три группы приложений, посвященных жизни и научному наследию П.Ф. Кузмищева, управленцам Охотского и Камчатского краев с 1731 по 1856 гг., путям сообщения (трактам) в регионе.

Издание рассчитано на историков, этнографов, архивистов, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов вузов, краеведов, всех тех, кто интересуется историческим прошлым Северо-Востока России и Русской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.