Научная статья на тему '«Вот мчится тройка почтовая. . . » (некоторые ассоциации, возникшие при беглом знакомстве с историей почтовой связи)'

«Вот мчится тройка почтовая. . . » (некоторые ассоциации, возникшие при беглом знакомстве с историей почтовой связи) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1934
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПОЧТА / ПИСЬМО / ПОЧТАЛЬОН / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазин Константин Анатольевич

Данная статья краткий очерк истории отечественной почты. Попутно автор размышляет о том, в каких художественных образах песенного творчества, литературы, кинематографа нашли свое отражение такие важные элементы почтовой связи, как ПИСЬМО и служащие почты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вот мчится тройка почтовая. . . » (некоторые ассоциации, возникшие при беглом знакомстве с историей почтовой связи)»

«Вот мчится тройка почтовая...» (некоторые ассоциации, возникшие при беглом знакомстве с историей почтовой связи) "'Here is racing the postal trio of horses..." (some associations arisen in a cursory acquaintance with the history of the postal service)

Мазин К.А.

K. Mazin

Данная статья - краткий очерк истории отечественной почты. Попутно автор размышляет о том, в каких художественных образах песенного творчества, литературы, кинематографа нашли свое отражение такие важные элементы почтовой связи, как ПИСЬМО и служащие почты.

This article is a brief outline of the history of the domestic postal service. Along the way, the author considers public art images of art song, literature, cinema which reflected such important elements of postal services like THE LETTER and postal staff.

Ключевые слова: Россия, почта, письмо, почтальон, художественные образы искусства.

Keywords. Russia, post, letter, postman, artistic images of art.

Все знают об этом, кого ни возьми.

Считаю, что выскажу точно -По сути, посредником между людьми Была и является Почта.

Владимир Котиков «С днем российской почты»

Почта... Казалось бы, что может быть обыденнее ... Вряд ли кто-нибудь из нас, подходя к почтовому ящику, задумывался, что у этого вида связи своя интересная история, способная вызвать размышления по поводу отношения к почте жителей нашей страны на разных этапах ее развития. А раз отношение - значит, это должно было бы найти отражение в неких художественных

образах литературы, кино, песенного творчества. Давайте заглянем в глубь веков и посмотрим, какие ассоциации у нас возникнут. При написании данной статьи перед нами не стояла задача открыть что-то новое в истории почты, поэтому мы не прибегали к архивным источникам, а лишь пользовались доступными сведениями из Интернета и замечательной книгой А.Н. Вигиева «История отечественной почты», к двум выпускам которой мы и отсылаем заинтересованного читателя. [1]

Мы хотели лишь поделиться своими впечатлениями от ретроспективного анализа этого вида связи и показать значение главного объекта почтового сообщения - «Его величества ПИСЬМА».

Картинки истории Почты России

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали «письма» - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые «почтальоны» - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить «письмо» со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до

сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, Древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов с устными сообщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "ташю pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство -Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в «Повести временных лет». Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый «повоз» - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. [5]

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции. Особо об этом свидетельствуют письменные признания в любви того времени. Например, берестяная грамота №377, относящаяся к последней трети XIII в., очаровательная по своей простоте: «От Микиты к Анне. Пойди за меня - я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев». [7]

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба. С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, -платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи «почтой», хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40—100 верст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были ука-

заны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей внутренние линии. Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных

купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель...».

На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок. В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты). Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.

Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой.

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий

Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был утроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу. Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно. Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что, опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина, добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла.[6]

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову.

...Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[3]

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 г.г. была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 г. стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург. При Петре

I были учреждены первые почтамты в Москве (1711 г.), Риге (1712?), Петербурге (1714 г.), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 гг. была создана военно-полевая почта.

В 1721 году Петр I ввел должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции. В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла 10 677 верст. [3]

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов. Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров.

Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти так же скоро, как и по почте. В 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги, и была введена доставка корреспонденции почтальонами.

До конца XVII веке в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские,

таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII-XVШ вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме. В этот же период начинается подготовка ко введению единой почтовой документации. В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются "образцовые" почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На "образцовых" почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель". С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием. Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов, или, как их тогда называли, "тележной почты". Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них предприниматель А.А.Виниус, дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев. Кстати, двое из перечисленных были наказаны за казнокрадство: Виниус поплатился опалой,

а Шафиров за почтовые и другие «грехи» даже приговорен к смертной казни, в последнюю минуту замененной ссылкой в Сибирь. [1, С.22-25]

В XVIII веке развивалась не только организация почтовых услуг, совершенствовалось само передаваемое сообщение - письмо. В нем мы уже находим на только обыкновенные приветы, передачу поклонов родным и знакомым, - там много глубоких размышлений, витиеватых изливаний чувств. Вследствие духовного переворота, произошедшего в данном столетии, элита российского общества возвела эпистолярный жанр в ранг высокой литературы, до сих пор вызывающий интерес у исследователей. Недаром один из столпов русской культуры конца XVIII - начала XIX вв. Н.М.Карамзин придал некий «почтовый» оттенок одному из самых блестящих произведений, вышедших из- под его пера, назвав свои путевые заметки «Письма русского путешественника» (1791-1792 гг.).

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел. После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию производства почтовых операций.

В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. В 1843 году был введен единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, неза-

висимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты. С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга, а с 27 февраля 1846 года — Москвы. С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно.

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук. Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.[4]

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов. [3]

Первая половина XIX в. - время расцвета русской литературы, начало ее «золотого века», что нашло свое отражение и в эпистолярном жанре. А вот отношение к обслуживающим перемещение писем у представителей нашей творческой элиты в основном отрицательное. «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» - такую нелицеприятную характеристику дал им князь Вяземский. Именно эти строки выбрал в качестве эпиграфа к своему знаменитому «Станционному смотрителю» А.С.Пушкин, пожалуй, единственный из современников, кто пожалел почтовых служащих и создал одну из самых печальных своих повестей о бедном старике, которого столичный барин лишил возможности общения с горячо любимой и единственной дочерью. Вот какое оправдание дает великий поэт в своем произведении: « Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?... Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?... Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда.

Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». [8]

Выведя в своем знаменитом «Ревизоре» карикатурно-отрицательную фигуру почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина, ограничимся характеристикой этого персонажа, приводимой в школьной хрестоматии по литературе: «Простодушный человек. Его любимое занятие - читать чужие письма, которые оказываются у него на почте. Плохо выполняет свою работу».[8]

И далее отношение к почтовым служащим мало в чем изменится.

В 1851 г. в России появился первый почтовый вагон, специально оборудованный для перевозки корреспонденции. Вообще о технике

передвижения почтовых отправлений следует сказать особо, и это дает нам право сделать небольшое отступление от хронологической канвы нашей статьи. Самая примитивная - пешая почта насчитывает не менее 3 тысячелетий своего существования. Гонцы, доставлявшие почту исстари, зашивали ее под подкладку шапки или шляпы, если бумаги были очень «важными» делами, чтобы скрыть факт переноса корреспонденции от грабителей. Отсюда, кстати, и появилось выражение «дело в шляпе». Однако люди всегда пытались увеличить скорость передачи корреспонденции, используя для этого иногда довольно экзотические способы. Например, при помощи стрел. Так поступил Петр I при двух осадах Азова в 1695 г. и в 1696 г., передавая таким образом ультиматум туркам с требованием о капитуляции. При осаде Нейса в 1475 г. сообщения передавались при помощи полых ядер. А во время II Мировой войны роль почтальона выполняли (например, для распространения агитационных листовок) мины и снаряды специальной конструкции.

По мере бурного развития ракетостроения рождались также проекты по использованию ракет для оперативной доставки посылок и корреспонденции. В 1930-х годах такие программы получили развитие в Германии, Великобритании и даже Индии. В 1959 году была успешно запущена ракета американской почтовой службы, ядерную боеголовку которой заменили почтовым контейнером. В 1990-х годах уже и российские военные несколько раз «запускали» почту с подлодок. Впрочем, маловероятно, что ракетная почта получит активное распространение. Человек с давних пор использовал для почтовых отправлений животных - ослов, верблюдов, быков. На Крайнем Севере выручали олени и собачьи упряжки. Например, в России в XIX веке на постоянной основе действовала почта на «собачьей тяге» от Енисейской губы до Туруханска, покрывая расстояние с приличной скоростью - от 75 до 100 км в день.

Однако почетное место в почтовом «извозе» принадлежит, конечно, лошади. В Европе такой гужевой вид транспортировки почты действовал до конца XIX в., в России еще дольше. В США в 60-е гг. XIX в. почтовой связью между восточным и западным побережьем монопольно владела компания «Pony Express», существующая в модернизированном виде до сих пор. Ей удалось наладить доставку корреспонденции всего за 10 дней! Почтальоны компании, часто сменяя друг друга, невзирая на непогоду и другие препятствия, скакали круглосуточно, преодолевая за этот короткий срок путь в 3 тыс. км. В России верховая почта известна с X в. Учитывая огромные просторы нашей страны (скажем, расстояние от Санкт-Петербурга до Петропавловска на Камчатке составляет 13868 км) приходилось держать огромное количество почтовых лошадей. Например, в 1824 г. конный парк российской почты составлял 56 тыс. лошадей. В Бельгии для почтовой связи пробовали использовать кошек. Так, в 1879 г. из Льежа в разные места на расстояние до 30 км вывезли 37 мурлыкающих почтальонов. Через сутки все участницы эксперимента вернулись домой.

Особое место занимает голубиная почта. Еще в Древнем Египте 5 тыс. лет назад к ней прибегали для передачи известий. В 1815 г. один лондонский делец при помощи голубиной почты узнал об исходе битвы при Ватерлоо через несколько часов после разгрома Наполеона I. Он использовал эту информацию для заключения торговых и биржевых сделок и колоссально разбогател буквально за один день. Оставим данный сюжет без комментариев, назовем лишь фамилию дельца -Ротшильд.

В 1848 г. голубиная почтовая служба обеспечивала газетных издателей Бельгии сообщениями о революционных событиях во Франции, так что новости в Париже и Брюсселе выходили одновременно.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. из Тура в Париж и обратно голуби доставили около 1 млн. частных и 150 тыс. официальных депеш. В Новой Зеландии в 1898-1908 гг. действовала регулярная голубиная почта между островами Гутура и Отеа и городом Окленд (около 100 км).

Одному из ведущих информационных агентств мира, «Рейтер» голубиная почта служила средством связи аж до 20-х гг. XX в. Почтовые голуби уже не доставляют письма, но успешно используются для других заданий. В некоторых провинциальных районах Англии и Франции голубей используют для доставки проб крови в больницы. Торговцы наркотиками отправляют с голубями героин из Афганистана в Пакистан.

Для почтовых отправлений люди пытались использовать даже пчел. Так в 1895 г. французский пчеловод Тейнак прикрепил к спинкам насекомых сообщение на тончайшей бумаге и произвел эксперимент по их возвращению в родной улей. Опыт не удался - пчелы плохо ориентировались в пространстве даже на ближайшие 25 км. Не менее интересным, элегантным и олдскульным явлением была пневматическая почта середины 19 века, появившаяся в некоторых крупных городах Европы и Америки. Почтовые станции соединялись подземными трубами, через которые с помощью сжатого или разряженного воздуха отправлялись капсулы с письмами.

В Вене в 1889 г. было проложено 60 км подземных труб для этого вида связи. Позднее в Берлине пневмопочта соединила все почтовые отделения и вокзалы. А в 1892 г. такое же техническое новшество соединило нью-йоркскую биржу и главпочтамт - по подземным трубам бегали стальные цилиндры, вмещающие до 600 писем. Читатели главной библиотеки нашей страны, РГБ, могли долгое время наблюдать, как пнемвопочта ускоряет заказ литературы. Впрочем, с развитием новых технологий такие пневмопочты

постепенно закрывались. Последняя такая система функционировала в Праге до наводнения 2002 года. И все же ее пытаются восстановить.

В Лондоне с 1927 г. функционирует почтовая подземка: на глубине 20 м проложено 10,5 км путей, соединяющих 2 железнодорожные станции и 6 отделений связи. Она способна перевозить до 250 тыс. отправлений в сутки. Порой нововведения в доставке почты носили просто вынужденный характер. Например, воздушные шары были впервые использованы в Дании в период наполеоновских войн, когда англичане блокировали залив Большой Бельт, прервав тем самым почтовую связь между островами Зеландия и Фьюи. Во время уже упомянутой франко-прусской войны в осажденные Париж и Мец были отправлены 55 воздушных шаров, доставивших 2,5 тыс. писем весом 11562 кг. А один шар преодолел расстояние в 1460 км и очутился в Норвегии.

Известный французский авиатор Пегу в 1911 г. на выставке в Аллахабаде (Индия) совершал показательные полеты и брал с собой почту, развозя ее в ближайшие отделения связи. Так родилась авиапочта. Впервые регулярной она стала в Германии уже в следующем 1912 г. Первый авиарейс российской почты состоялся в 1918 г.

В 1928 г. с борта парохода «Иль де Франс», пересекающего Атлантический океан, поднялся гидросамолет за 480 км до европейского берега. Он сумел на сутки раньше прихода морского судна доставить почту (тогда переход из Америки в Европу занимал 6 суток). В дальнейшем подобные «ускорения» регулярно применяла на своих судах Германия.

Во время II Мировой войны англичане и американцы использовали аэрографическую почту. Письма своих солдат, воюющих в далекой Африке, Азии, Австралии, Европе, они переснимали на микропленку. Расчет был прост: вести с фронта на 1 кг микропленки равнялись 360 кг бумажных

писем. На родине делалась полноценная фотокопия, письмо запечатывалось в конверт и отправлялось адресату. [2]

Так человечество использовало все достижения технического прогресса для ускорения почтовой связи. Что уж говорить о сегодняшних чудесах электронной почты! Однако вернемся к нашему повествованию. Долгое время основной объем почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн. руб.

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами. Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства начали организовывать собственные почты. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. К концу XIX столетия практически вся районы Российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

В 1894 г. появилась первая почтовая открытка в России. С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками. В конце XIX — начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи, в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадежной, российское правительство стала создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и изготавливались штемпели. Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России.

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек. [3] Раз мы заговорили о почтовых служащих, это позволят нам вернуться к литературным образам «почтового разлива». Во второй половине XIX -начале XX вв. отношение к служащим почты, как мы уже говорили, не изменилось. Например, А.П.Чехов в 80-е гг. три раза обращался к образу почтмейстера в рассказах «В почтовом отделении» (1883 г.), «Мой разговор с почтмейстером» (1886 г.) и «Почта» (1887 г.).

В первом случае перед нами предстает циничный старик, признавшийся на похоронах своей молодой жены, что он специально распускал слухи об интимной связи супруги с местным полицмейстером, чтобы оградить ее от излишнего внимания возможных соперников.

Во втором случае почтмейстер изображается писателем бездумным бюрократом, не желающим даже поразмышлять о целесообразности бумажных формальностей.

В третьем - перед нами злобный персонаж с ржавой саблей, который сам разрешил бедному студенту доехать с ним на почтовом экипаже до железнодорожной станции и всю дорогу выговаривал несчастному попутчику, что, мол, тот совершает противозаконный поступок.

Не менее отрицательным выглядит и почтовый служащий в рассказе М.Горького «Почтальон» (1896 г.). Здесь наш «герой» возомнил, что если вожделенную им особу бросил любимый человек, то он, как носивший ей любовные послания чуть не каждый день, может сразу занять его место.

Между тем, отношение к низшим чинам почтовой службы совсем иное, - здесь мы наблюдает явный позитив. Это нашло свое отражение в песенном народном творчестве. Помните знаменитые «Вот мчится тройка почтовая» (известна с 1901 г.) и «Когда я на почте служил ямщиком». Правда, как это часто бывает, последнее произведение не совсем народное. В его основе лежит стихотворение Л.Н Трефолева «Ямщик», созданное в 1868 г. и являющееся переводом стихотворения «Почтальон» польского поэта Владислава Сырокомли (наст. имя Людвиг Кондратович).

Но данное обстоятельство лишь расширяет поле симпатии к ямщицкому сословию. Отношение к «Его величеству Письму» в описываемый период стало еще более трепетно-уважительным. Тот же Чехов наглядно показал это в своем знаменитом рассказе «Ванька» (1886 г.), где разыгрывается драма о том, как маленький мальчик возлагает последнюю надежду на почту, на письмо единственному родному человеку. И как эта надежда рушится , потому что темного деревенского паренька никто не научил правильно пользоваться почтовой связью. Приведем первые и последние строки этой драмы: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому

назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать....

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.» [8]

Чтобы перевести наши рассуждения из состояния полного минора в плоскость более или менее оптимистическую, отметим, что случаи получения письма с подобными адресами все-таки не раз бывали в истории почты. Например, писатель Виктор Гюго последние годы жизни провел в особняке на парижской улице, которую еще при жизни назвали авеню Виктора Гюго. В обратном адреса на письмах Гюго просто писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Да и сейчас можно написать такой адрес: «Москва. Леониду Якубовичу». и почтовое отправление найдет своего адресата. К тому же во многих, как бы это помягче сказать, «далеких» странах жители действительно не имеют точного адреса. Забавно, например, устроена навигация и почтовая переписка в Коста-Рике. Там она ведется по описаниям вроде «на деревню дедушке»: «150 метров на запад от Макдональдса», «200 метров по левую сторону от церкви, красный дом с

черными решетками». Особенно трудно ориентироваться туристам — им приходится полагаться на местные легенды, вроде «перед бывшим американским посольством». Правительство Коста-Рики запустило программу по именованию улиц, но привыкать к новым названиям местным жителям придется долго.

Об еще одной недопустимой ошибке при почтовом отправлении поведал К.Д.Ушинский в рассказе «Сумка почтальона» (1856 г.) Там мальчик Коля, горячо любивший свою бабушку, написал ей письмо, но по невнимательности вложил в конверт пустой лист бумаги, чем страшно обидел дорогого человека. В этом произведении письма представляются какими-то сказочными существами, умеющими говорить и чувствовать, а почтальон, по обычаю того времени, - негативным равнодушным персонажем: «Так болтали между собою в сумке почтальона повестки и письма; а он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы»[8]

Еще более трогательное отношение к почтовым отправлениям мы встречаем у писательницы Тэффи (наст. имя Н. А. Лохвицкая). Вот строки из ее рассказа «Письма», помещенным в сборнике «Карусель» (1913 г.): «Берем кусочек души, кладем его в конверт, лизнем, заклеим и бросим в пространство. И будет он лететь, пока не упадет в другую душу, — открытую, ждущую. Разве это не счастье?» [8]

Иногда письма являлись последней возможностью сказать главное в своей жизни. О чем наглядно говорит следующая история. Они встретились случайно в вагоне поезда, следовавшего из Киева в Одессу. Стоял чудесный летний вечер, садилось июльское солнце. Слабый ветерок, попадавший в полуоткрытое окно вагона, приятно обвевал двух беседующих пассажиров — Зинаиду (Иду) Ризберг и Петра Шмидта. Он видел ее лицо под черной

вуалью, загадочную улыбку и большие лучистые глаза, в которых угадывалась необыкновенная жажда любви. Чуть более получаса длилась их первая встреча, но она оставила неизгладимый след в сердцах молодых людей. Ризберг вышла из поезда на станции Дарница, а Шмидт не спал всю ночь, думал о ней и почему-то был уверен, что и она вспоминает своего странного попутчика. Началась удивительная переписка, почтовый роман, длившийся семь месяцев с 22 июля 1905 по 20 февраля 1906 года. Он писал почти ежедневно, рассказывал о себе много и откровенно. Она ответила не сразу и, по всей вероятности, не так, как ему бы хотелось. Это дало ему повод написать: «Я люблю музыку и смотрю на каждую неделовую переписку, как на дуэт. Наш дуэт. начался, Вы ответили мне. И первый звук Вашей скрипки дал диссонанс! Но я знаю, что этот диссонанс быстро перейдет в спокойное созвучие». И далее: «За искреннее, хотя и гневное слово благодарю. Если мы будем писать друг другу не то, что думаем, то переписка потеряет весь интерес и всю прелесть». Но переписка оказалась душевной, честной и правдивой, полной нежности и любви. Перед нами не просто переписка, - это подлинный «роман в письмах», причем самого высокого литературного качества. Жаль, что он так трагически прервался за две недели до казни «мятежного лейтенанта», возглавлявшего восстание матросов на крейсере «Очаков», ставшее одним из ярких событий первой русской революции.

Раз мы заговорили о революции, следует упомянуть еще одного писателя, сумевшего при помощи почтовой связи нанести мощный политический удар. Мы имеем в виду план В.И.Ленина марта 1917 г., фактически предрекший будущее России. Недаром он невольно придал ему «почтовый оттенок», назвав его «Письма из далека».

Революция, тем более такая, как русская, ставшая главным событием XX в., естественно поставила почту в суровые условия выживания. Недолго правившее Временное правительство повысило статус почтового ведомства

и переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов. Новая советская власть, прекрасно осознававшая роль почтовой связи в жизни страны, оставила это решение в силе. Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти, в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель).

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-те-леграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-теле-графным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти. Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель).

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война. Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек. За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1920 годов почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным

временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой из-за нехватки лошадей, в основном, простаивал. С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники. На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт. К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи. [3]

Как же повлияло установление новой власти на восприятие почты и ее служащих? Самым положительным образом! Ликвидация неграмотности в СССР вовлекло миллионы людей в почтовый круговорот. Безграмотные

крестьяне, научившиеся писать, тут же садились за письма друзьям и родным, они ждали ответов, а также газет и журналов, которые приносил им почтальон, ставший в это время желанным гостем в каждом доме. Эту всеобщую симпатию к почтовым служащим гениально выразил в своем стихотворении «Почта» (1927 г.) С.Я.Маршак:

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, Ленинградский почтальон.

Кстати, основной герой данного произведения, друг поэта, писатель Б.С.Житков, за которым и облетело земной шар письмо, сам отметился прославлением почтовых служащих. В рассказе из сборника «Что было» (1935 г.) «Почта» он показал, какой сложной, а подчас, и героической может быть работа почтальона на Крайнем Севере.[8]

А сколько поистине всенародной любви и обожания получила главная героиня эпохальной комедии ^Александрова «Волга-Волга» (1938 г.), письмоносица Стрелка в исполнении непревзойденной звезды советского кино Любови Орловой. Письмо же в эти годы несколько утратило свою литературную привлекательность. Ускорение темпов развития страны привело к тому, что у людей стало меньше времени на создание эпистолярных шедевров. Почта неизбежно вовлекалась в идеологическую и политическую борьбу, характерную для того времени. Распространенным жанром почтовых отправлений становится донос «куда надо». Сколько жизней унесли эти «свидетельства человеческой подлости»! Однако не будем посыпать голову пеплом, напомним, что доносительство не наше изобретение и оно было всегда и во всех странах. Взять хотя бы главного героя романа

А.Дюма «Граф Монте-Кристо», который по доносу на 18 лет попал в замок Иф, потому что невольно стал почтальоном опального Наполеона I. Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет. [3]

А какие были письма с фронта! Многие в стихах, иногда неуклюжие, доморощенные, но такие искренние:

Ну что же, дорогие, до свидания. Пишите чаще воину своему. Как жаль, что не могу сейчас быть с вами я. Целую вас, скучаю и люблю.

Иногда талантливые, как стихотворение Э.Асадова:

Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую - слов даже нет!

А, подчас, воспаряющие к гениальности, звучащие заклинанием, как симоновские:

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло...

Автор долго не публиковал это стихотворение, считая его слишком личным, обнажающим душу. В 1969 г. К.М. Симонов, отвечая читателям, скромно, как и полагается создателю шедевра, сказал, что «у стихотворения „Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а

женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах...» [10]

А сколько тепла и симпатии было к фронтовым почтальонам. Например, у старого поклонника почтовой связи С.Я. Маршака в его стихотворении «Почта военная» (1943 г.) Действительно, почтальонам на войне не раз приходилось совершать героические поступки, чтобы вовремя доставить письмо адресату. Это талантливо подчеркнул Б.Окуджава в своем гимне «10 десантному батальону» из фильма «Белорусский вокзал»: «.и почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.»

3 миллиарда писем за годы войны довезли почтальоны на фронт и обратно, домой. К счастью, большая часть из них давала надежду. Но миллионы и миллионы принесли страшное известие. В таких случаях люди снова вспоминали о почте: «И полетят вдруг телеграммы, родных и близких известить, что сын их больше не вернется, и не приедет погостить.»

Наши литераторы в дни войны вспоминали о почте не только в ее военно-полевом варианте. В 1944 г. выходит роман В.Каверина «Два капитана». Это произведение, вероятно, в силу времени его создания, просто проникнуто оптимистическим духом предвкушения великой победы нашего народа. И очень, на наш взгляд, символично, что завязка романа имеет «почтовые корни»: «Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мёртвый почтальон и сумка с письмами. Тётя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях... » [8]

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в

Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения. В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности. В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и

почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов. В 1971 г введены почтовые индексы, действующие до сих пор.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления. Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи. Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами - предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и

пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты -эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 312 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб. Что касается мировых компаний, ежегодно отгружающих огромное количество посылок, некоторые из них уже можно назвать автономной и всемирной почтовой службой. Грузовая компания FedEx Express располагает самым большим парком грузовых самолетов в мире — на сегодняшний день их более 650. На случай возникновения сверхнормативных задач по транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолетов — на всякий случай. [3]

Нам еще далеко до такой роскоши.

Однако прервем наше повествование на рубеже тысячелетий и вновь вернемся к художественному отражению почты в искусстве. В послевоенный период оно не обошло ее своим вниманием, особенно в годы «оттепели». Здесь мы имеем в виду, в первую очередь, фильм Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» (1959 г.) Это кинороман не о почте, а о том, какая трагедия может произойти, когда почтовая связь недоступна. Созвездие актеров, только от перечисления которых захватывает дух, - Евгений Урбанский, Татьяна Самойлова, Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов - плюс блестящее мастерство режиссера и оператора Сергея

Урусевского подняли картину до каких-то чуть ли не библейских истин, а также выявили какой буквально сакральный смысл может иметь даже не отправленное «Его величество Письмо».

Фрэнсис Форд Коппола открыто признавался, что, снимая «Апокалипсис сегодня», находился под впечатлением «Неотправленного письма» -советского фильма, который у себя на родине подвергся немилосердной критике и почти провалился в прокате. [9]

Один из ведущих кинокритиков 1960-х Майя Туровская вспоминала, что на премьере в Доме кино был аншлаг. Профессионалам и кинолюбителям не терпелось увидеть фильм, сделанный авторами признанного миром шедевра «Летят журавли» (единственный советский фильм, награжденный главным призом Каннского кинофестиваля, о котором великий Пабло Пикассо сказал, что «не видел подобного сто лет!»). [9]

В 1969 г. выходит фильм Евгения Матвеева «Почтовый роман», ставший фактически экранизацией переписки «мятежного лейтенанта» Шмидта со своей возлюбленной. Отношение к почтовым служащим и в послевоенные годы, и в 60-80 гг. в основном положительное. Редко встречаются отрицательные типажи, как, например, в фильме «Приступить к ликвидации» (1983 г.), где не только почтальон, но и телефонистка местного отделения связи являются агентами бандита и пособника нацистов Болеслава Крука. Чаще всего художественные образы почтовых служащих вполне положительные и вызывают симпатию. Таким, например, предстает добрейший старик в произведении Альгирдаса Поцюса «Почтальон Теофилис» (1981 г.), ставшем классикой детской литовской литературы.

Не меньше симпатий вызывает почтальонша Верка в исполнении Натальи Хорохориной из фильма «Белые росы», нашедшая в финале картины свое счастье с одноклассником (актер Михаил Кокшенов). Ну и, естественно, почтальон Печкин, датой рождения которого стал 1974 г. Дядька

он, конечно, вредный, но мы прекрасно помним, что данное обстоятельство во многом объясняется отсутствием велосипеда.

Что же, недаром из 12 известных в мире памятников почтальону 6 установлено в России. Кстати, на западе отношение к почтальону также вполне доброжелательное. Можно, например, вспомнить замечательный английский анимационный фильм «Почтальон Пэт» (1981 г.; в 2014 г. вышла новая версия), где главный явно положительный персонаж спрашивает: Сколько нужно почтальонов, чтобы спасти мир? И отвечает : Достаточно одного, если в друзьях у него шелудивый, но очаровательный кот.

Правда, в западном кинематографе и литературе все же проскакивают отрицательные нотки в отношении почтовых служащих. Как это было в «крутом» детективе Д. Кейна с характерным названием «Почтальон звонит дважды». Это произведение неоднократно экранизировали, особенно запомнился фильм с Джеком Николсоном, признанным мастером воплощения образов зловещих негодяев. А у нас пока все благожелательно. Отечественная эстрада постоянно муссирует на разные лады тему письма. Особенно запомнилась песня В.Добрынина на стихи М.Рябинина в исполнении знаменитой группы «Веселые ребята» - «Напиши мне письмо». Эта песня была написана в 1990 г. А затем наступили «лихие 90-е», которые резко изменили художественные образы почтовых отправлений.

Совершенно уходит фигура почтальона. На первый план выходит бездушный почтовый ящик, сначала традиционный, а по мере развития техники и виртуальный. Письмо утрачивает атрибуты высокого искусства, оно становится орудием преступления, наполненном угрозами, ультиматумами о выкупе похищенных людей, грязным компроматом, разрушающим, иногда в прямом смысле, жизнь человека.

Почтовая терминология приобретает криминальный оттенок, например, как зловеще звучит само название мрачного детектива Сергея Зверева -

«Почтальон смерти». Между тем, на западе, давно пережившем стадию первичного накопления капитала, несмотря на такие отрицательные явления, как рассылка по почте спор сибирской язвы, происходит буквально возрождение трепетного отношения к фигуре почтальона. Достаточно вспомнить два блестящих фильма с одинаковыми названиями. Первый «Почтальон» снят режиссером Майклом Рэдфордом в 1994 г. по роману Антонио Скарметы «Пылкое сердце». Сюжет его таков. Знаменитый чилийский поэт Пабло Неруда, вынужденный по политическим мотивам покинуть родину, поселяется на небольшом итальянском островке. Не в силах справиться с огромным количеством корреспонденции, поступающей от поклонников, он нанимает сына рыбака Марио поработать для него почтальоном. Через некоторое время они становятся друзьями, и поэт помогает застенчивому Марио завоевать сердце местной красавицы Беатриче.

Второй «Почтальон» — экранизация одноименного постапокалиптического романа Дэвида Брина был снят в 1997 г. под руководством Кевина Костнера Фильм повествует о приключениях странствующего актёра на северо-западе США после ядерной войны. Чтобы легализовать свои передвижения, он представляется почтальоном, каковым и остается в памяти человечества, благодарного ему за спасение цивилизации.

Однако вернемся к основному объекту нашего небольшого исследования. Сегодня российская почта - это более 40 тыс. отделений, 82 филиала по всему миру, более 340 тыс. сотрудников, более 2,5 миллиардов писем и 139 миллионов посылок в год. Конечно, мы проигрываем пока мировым лидерам рынка почтовых услуг. Так, почтовая служба США (USPS) считается крупнейшим работодателем во всем мире: благодаря ей работу имеют 870 тысяч человек. При этом американская почтовая служба обрабатывает 46% всей имеющейся в мире почты. Как в Америке, так и в России почта представляет национальную государственную кампанию. Американская

почта не поддерживается налоговыми долларами, а работает как бизнес, в 2006 г. оборот которого составил 72,8 миллиарда долларов. В России, несмотря на вливание денег из госбюджета и солидный, на первый взгляд, оборот в 120 миллиардов рублей (2011 г.), предприятие долгое время находилось «в крайне тяжелом финансовом положении», по словам гендиректора Андрея Казьмина.

С вступлением в должность Дмитрия Страшнова в 2013 г. дела национальной почты стали налаживаться. Резко сократились сроки поставок посылок: с 1,5-2 месяцев в 2011-2012 гг. до 7-10 дней в Центральной России и до 15-20 дней по всей стране в 2014 г.. Более чем в 1.200 отделениях внедрена адресная система хранения посылок, к концу 2016 г. она охватит все крупные города нашей родины. Почти в 5 раз увеличился объем поставок товаров из-за рубежа. У нас впервые за последние 25 лет появился современный почтовый поезд. Население ответило соответствующим образом: на 33% сократились жалобы на почту, между тем положительные отзывы о ней выросли на 300%.

На данный момент «Почта России» занимает 97% рынка доставки письменной корреспонденции, 96% рынка доставки посылок, 69% рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5% рынка доставки пенсий, 45% рынка денежных переводов по России и предоставляет широчайший спектр других услуг. [7]

А как ответило на эти явно положительные тенденции наше искусство? Ответ был мощным, с истинно российским масштабом - драматическим фильмом 2014 г. режиссёра Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Фильм завершил трилогию Кончаловского о российской глубинке и, войдя в конкурсную программу 71-го Венецианского кинофестиваля, получил главный режиссёрский приз «Серебряный лев». В

январе 2015 года Андрей Кончаловский был награждён премией «Золотой орёл» за лучший сценарий.

Сюжет фильма повествует о том, что во многих деревнях, разбросанных по России, люди живут как бы вне государства и практически предоставлены самим себе. Зачастую единственным представителем власти в подобных местах является почтальон. Он становится главным связующим звеном между немногочисленными жителями заброшенных деревень и городской цивилизацией. Об одном из таких почтальонов, Алексее Тряпицыне, рассказывает фильм. Единственным способом добраться от затерянной деревни до материка является пересечение озера на лодке. Там живёт всего несколько человек, и все они хорошо знают друг друга, живя так, как их предки жили на протяжении веков. А Тряпицын является для них единственной связью с внешним миром. Женщина, в которую влюблен Тряпицын, решает изменить свою жизнь и переехать в город. Одновременно у почтальона украли подвесной мотор, в результате чего он больше не может доставлять почту и, после некоторой внутренней борьбы, решает уехать в город. Но скоро он вернётся, даже если не может объяснить почему.

А мы знаем почему. Потому, что в России, даже в самых отдаленных, недоступных местах, нельзя жить без ПОЧТЫ.

P.S.

Давно канули в лету и ямская тройка, и неприятные почтмейстеры XIX в. Мы уже не знаем в лицо нашего почтальона, потому что отдали свое предпочтение электронной почте. И современный «Ванька Жуков», написав адрес: «На деревню дедушке, Константину Макаровичу», -почесав затылок, со знанием дела твердой рукой допечатает «@maiLru». Но почему-то очень хочется, чтобы вновь по России понеслась почтовая птица-тройка (хотя бы в каком-нибудь виртуальном формате). И чтобы в округе раздавался звон ее малиновых бубенцов, возвещая миру о том, что в этой стране ПОЧТА разносит в основном ДОБРЫЕ ВЕСТИ...

Литература

1.Вигиев А.Н. История отечественной почты. - М.: Связь, 1979. - 320с.

2.kishar.ru>around/pochta.php (дата обращения: 26.04.2016)

3.ru.wiki2>wiki (дата обращения: 28.04.2016)

4.russianpochta.ru>forum/indtx.php (дата обращения: 28.04.2016)

5.www.chronotron.ru/node/482/618 (дата обращения: 24.04.2016)

6.gruzdoff.ru/wiki (дата обращения: 28.04.2016)

7.gramota/ru/index.php?act=full8=386 (дата обращения: 27.04.2016)

8.fanreed.ru (дата обращения: 28.04.2016)

9.www/filmpro.ru/materials/16248 (дата обращения: 28.04.2016)

10.ru.wikidepia.org (дата обращения: 28.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.