Научная статья на тему 'Создание земской почтовой связи на северо-востоке Вятской губернии (по материалам Слободского уезда)'

Создание земской почтовой связи на северо-востоке Вятской губернии (по материалам Слободского уезда) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
546
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОБОДСКОЙ УЕЗД / ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ / ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ / ЗЕМСКАЯ УПРАВА / ЗЕМСКАЯ ПОЧТА / КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ / ВОЛОСТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ / SLOBODSKOY DISTRICT / POSTAL SERVICE / ZEMSKOYE SOBRANYE (REPRESENTATIVE COUNCIL) / ZEMSKAYA UPRAVA (EXECUTIVE BOARD) / ZEMSTVO POST / CORRESPONDENCE / VOLOST GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмыкова Мария Леонидовна

В статье на основе архивных материалов рассматриваются проблемы создания земской почты в Слободском уезде самом большом по площади в Вятской губернии и слабозаселенном. Анализируется уровень социально-экономического развития уезда и состояние транспортных коммуникаций накануне введения земства. Изучены изменения маршрутов слободской земской почты в период ее организационного оформления (1868-1870 гг.) и мероприятия Слободской земской управы, направленные на улучшение работы сельской почты; привлечение волостных правлений к развитию почтовой связи и росту доступности почтовых пересылок для крестьянского населения. В тесной связи с вопросами правового регулирования деятельности земских почт рассмотрены планы Слободского и Глазовского земств в области организации межуездной сельской почты и губернской земской почты, один из маршрутов которой проходил через Слободской уезд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ZEMSTVO POST SYSTEM IN THE NORTH-EAST OF THE VYATKA PROVINCE (BASED ON SLOBODSKOY DISTRICT DATA)

The article is based on archive data and devoted to the issues of zemstvo post system organization in the Slobodskoy district, the largest and the most underpopulated district in the Vyatka province. The author analyzes the level of social and economic development and the condition of transportation lines in the district at the point of zemstvo establishment. In addition, the article deals with changes in the routes of the Slobodskoy zemstvo post during its institutionalisation (1868-1870), Slobodskoy authorities’ measures to improve rural post, the involvement of volost governments in postal service development and improvement of the postal system in respect of peasants. In close relation to the issues of the legal control of zemstvo post affairs the author considers Slobodskoy and Glazovskiy zemstvos organization processes related to long-distance rural post and short run of the governorate zemstvo post, one of the routes of which ran through the Slobodskoy district.

Текст научной работы на тему «Создание земской почтовой связи на северо-востоке Вятской губернии (по материалам Слободского уезда)»

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2016. Т. 26, вып. 4

УДК 338.47(470.34)"18"(045) М.Л. Шмыкова

СОЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЛОБОДСКОГО УЕЗДА)

В статье на основе архивных материалов рассматриваются проблемы создания земской почты в Слободском уезде - самом большом по площади в Вятской губернии и слабозаселенном. Анализируется уровень социально-экономического развития уезда и состояние транспортных коммуникаций накануне введения земства. Изучены изменения маршрутов слободской земской почты в период ее организационного оформления (1868-1870 гг.) и мероприятия Слободской земской управы, направленные на улучшение работы сельской почты; привлечение волостных правлений к развитию почтовой связи и росту доступности почтовых пересылок для крестьянского населения. В тесной связи с вопросами правового регулирования деятельности земских почт рассмотрены планы Слободского и Глазовского земств в области организации межуездной сельской почты и губернской земской почты, один из маршрутов которой проходил через Слободской уезд.

Ключевые слова: Слободской уезд, почтовая связь, земское собрание, земская управа, земская почта, корреспонденция, волостное правление.

В первой половине XIX в. одним из направлений развития почтовой связи в Российской империи были создание новых почтовых контор и расширение функций находившихся на почтовых трактах станций, которым разрешались прием и выдача корреспонденции. Кроме того, правительство использовало и другие способы удовлетворения потребностей сельского населения в почтовой связи: учреждались подвижные почтовые экспедиции, служащие которых объезжали подведомственные им территории с целью сбора и раздачи корреспонденции; на средства частных лиц организовывалась рассыльная почта по уездам; для доставки писем использовались сельские почты, существовавшие при судебных и полицейских органах [8. С. 18-21]. Несмотря на эти меры, абсолютное большинство населенных пунктов в сельской местности ввиду удаленности от почтовых трактов, плохих дорог, дороговизны содержания почтовых учреждений, было лишено возможности пользоваться услугами государственной почты. Существенный сдвиг в расширении почтовой связи произошел только с учреждением земств, которые взяли на себя организацию почтовой службы, в том числе в периферийных восточных районах европейской части страны. Несомненная заслуга земств Вятской губернии -это создание в короткие сроки (1867-1870 гг.) почтовой сети, охватившей все 11 уездов. Отсутствие нормативно-правовой базы в области регулирования земской почтовой связи в этот период, нехватка опыта у первых земских деятелей, а также природно-географическая и социально-экономическая специфики территорий - все эти факторы приводили к тому, что формы работы земских почт в каждом уезде наряду с общими чертами имели свои особенности. Чтобы составить более полное представление об условиях и проблемах создания земской почты, познакомимся с ее организацией на конкретных примерах. Весьма показательно устройство земской почтовой связи в Слободском уезде - самом обширном в Вятской губернии.

Слободской уезд располагался в северной части края, его площадь составляла 24092,2 кв. версты. Вместе с соседним Глазовским уездом Слободской уезд находился в Уральском полесье на крайнем северо-востоке Европейской России. Общая площадь этих уездов почти равнялась площади центральных губерний страны. Холмистая местность Слободского уезда, покрытая малопроходимыми лесами, занимавшими 89 % его территории, к северо-востоку переходила в Кайские болота протяженностью до 50 верст [6. С. 61; 10. С. 187]. Как писал П. Сивков, Кайский и Зюздинский (в Гла-зовском уезде) края представляли собой «такую первобытную лесную глушь, подобно которой трудно сыскать где-нибудь в другой культурной губернии» [14. С. 3]. Территория Слободского уезда была плохо заселена. В 1868 г. в Слободском уезде проживало 178 314 чел., из них 6 418 - в г. Слободском [9. С. 8]. По данным всероссийской переписи 1897 г., в уезде насчитывалось 213 650 чел. Плотность населения достигала всего 9 жителей на 1 кв. версту, в то время как в наиболее густозаселенных центральных и южных уездах губернии она колебалась от 29 до 39 чел. на кв. версту [11. С. 1; 14. С. 3].

В хозяйственном отношении Слободской уезд был похож на другие восточные уезды Вятской губернии, где металлургические предприятия соседствовали с аграрной округой, а дополнительным

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

источником доходов крестьян в условиях скудных почв, неразвитой агротехники и низких урожаев стали промыслы. В 60-е гг. XIX в. промышленность Слободского уезда была представлена четырьмя железоделательными и чугуноплавильными заводами, входившими в Холуницкий и Омутнинский горные округа, колокололитейными предприятиями и заводами других отраслей, большинство из которых было ориентировано на обработку сельскохозяйственной продукции. Слободской уезд был важнейшим кожевенным и скорняжно-шубным центром губернии. Треть всех кожевенников Вятской губернии жили в г. Слободском. В сельской местности самым крупным центром кожевенного производства было с. Вознесенское-Вахрушево. В близлежащих от Слободского волостях развивалось сапожное производство, шорный и валяльный промыслы [12. С. 290]. Большое распространение среди промыслов получила деревообработка. Развивалось кузнечное и меднолитейное дело, что обуславливалось близостью уральских и местных рудников и заводов. Наличие обширных лесных массивов способствовало сохранению охоты и рыболовства как одного из важных занятий местного населения.

Низкий уровень развития почтовой связи в Слободском уезде в дореформенное время был обусловлен не только особенностями социально-экономического развития, но и состоянием транспортных коммуникаций. В конце ХУШ - первой половине XIX вв. на территории Слободского уезда сформировались несколько основных дорог. Вятско-Пермский тракт был единственным губернским почтовым трактом, проходившим из Вятки через г. Слободской, где располагалась уездная почтовая контора, и далее на юг, к границе с Глазовским уездом. Протяженность тракта в Слободском уезде составляла 151 версту [2. С. 33]. На нем находились 7 почтовых станций, но только на одной из них (Сезеневской) разрешались прием и выдача корреспонденции [7. С. 92-93; 17. С. 4]. В 1850-е - середине 1860-х гг. государственная почта, обеспечивавшая сообщение с Вяткой и другими уездными городами, прибывала в Слободскую почтовую контору дважды в неделю. Вятско-Пермский почтовый тракт, как и другие почтовые дороги Вятской губернии, по возможности старались содержать в исправном состоянии: полотно дороги выравнивалось, низкие топкие места заваливали камнем, щебнем, мелким кустарником. По обеим сторонам в два ряда садили березы, расставляли верстовые столбы, делали переправы через реки. Однако из-за болотистых почв, снежных зим, весной из-за разливов небольших рек проезд был затруднен. В распутицу на дороге, связывавшей Вятку и Слободской, вязли лошади.

Особенно остро проблема бездорожья касалась коммерческих трактов и проселочных дорог, соединявших населенные пункты в пределах одного уезда. Торговыми дорогами, пролегавшими через Слободской уезд, были Ношульский и Кайский тракты. Ношульский тракт был проложен еще в XVII в. и с тех пор служил для провоза товаров к Ношульской пристани, находившейся на р. Лузе, которая через Юг и Сухону была связана с Северной Двиной и Архангельским портом. Тракт имел три направления, одно из которых проходило по территории Слободского уезда. Из Слободского через с. Шестаково Ношульский тракт доходил до с. Лекмы и там соединялся с другим ответвлением тракта, бравшим начало в Вятке. Далее Ношульский тракт следовал через ст. Березовка, где объединялся с направлением тракта, начинавшимся в Орлове. Протяженность Ношульского тракта от Вятки до пристани составляла 131 версту, а длина его от г. Слободского до границы уезда - 66,5 верст [2. С. 39-40; 16. С. 147-148].

В конце XVIII - первой трети XIX в. Кайский тракт длиной 327 верст соединял Вятку, Слободской, Кайгород и имел статус уездного почтового тракта, по которому до 1837 г. отправлялась почта. Позднее почтовое сообщение по этому тракту было закрыто. Дорога стала коммерческой и совсем захирела [17. С. 30]. Таким образом, на севере от г. Слободского не осталось ни одной почтовой станции. В 1871 г. вятский чиновник М. Н. Куроптев писал: «Известно, что древнейший путь в Сибирь шел через города Вологду, Устюг, Кай, Верхотурье. Дорога, по которой тогда ездили, давно заброшена так, что теперь по ней можно пройти верхом. Из Кая в Пермскую губернию дорога на расстоянии 90 верст до с. Юксеево идет лесом, не встречая ни одного населенного места (сейчас на этом пути один лесопункт); в другую же сторону по Вятской губернии она идет на село Гидаево, потом пустынным лесом до починка Высоковского и села Шестаково. По всему протяжению видны сгнившие мосты, среди леса - остатки жилого места» [7. С. 92-93]. Бывавшие в Кайском крае путешественники, представители администрации, земские статистики подмечали, что население не использовало колесных экипажей, обходясь ездой верхом или применением волокуш [18. С. 165-176]. Таким образом, обширную территорию уезда с многочисленными разбросанными на значительном расстоянии друг от друга мелкими селениями при недостаточном финансировании и неблагоприятных природно-климатических условиях было сложно связать сетью обустроенных, ухоженных дорог.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

В дореформенный период дороги Вятской губернии содержались за счет натуральной дорожной повинности, ложившейся тяжелым бременем на плечи местных крестьян. После учреждения земств дороги перешли в ведение органов местного самоуправления. Почтовые тракты содержались на средства губернского земского сбора, торговые и проселочные дороги - на средства уездных земств. В 1869 г. Слободское земство, завершив общее обследование путей сообщения на вверенной ему территории, приняло содержание Кайского тракта, а на следующий год - других уездных дорог.

С дорожной повинностью, возложенной на плечи земства, была тесно связана подводная повинность. В 1868 г. Слободское земство перевело подводную повинность из натуральной в денежную форму и выделило 24957,5 руб. на ее выполнение, что составило 43 % земского бюджета. На эти средства на дорогах были обустроены 41 земская станция [4. С. 48]. В пределах Слободского уезда на Вятско-Пермском почтовом тракте, который совпадал с Глазовским земским трактом, земские станции находились в тех же местах, что и почтовые. В 1880-1882 гг. на этом пути земство содержало 7 станций и 85 лошадей. На Ношульском тракте было 2 станции и 12 лошадей, на Кайском - 11 станций и 90 лошадей [7. С. 90]. Кроме того, земские станции существовали при волостных правлениях и предоставляли лошадей чиновникам, служащим земств и волостным рассыльным.

Вопрос об организации земской почты в Слободском уезде был поставлен на повестку дня в 1867 г. по инициативе уездной земской управы - ее председателя, купца 2-й гильдии Н. А. Шмелева и членов управы, купца 2-й гильдии Н. Т. Береснева, крестьян Ф. С. Шуплецова и П. Ф. Хрулева. В августе 1867 г. управа собрала у становых приставов сведения о количестве обывательских станций в уезде и расстояниях между ними. Также был подготовлен проект организации почтового сообщения, одобренный земским собранием 29 сентября того же года. Согласно проекту два раза в неделю ямщики земских станций должны были перевозить почту от одной станции до другой. Плата содержателям станций за возложенные на них обязанности по перевозке почты не предусматривалась. Открытие земской почты было намечено на 1 января 1868 г. [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 8-10].

Несмотря на одобрение земского собрания, проект требовал детальной доработки способов рассылки корреспонденции, к которой земцы приступили после завершения сессии собрания. Последующая работа над проектом показала, что предложенный ранее способ доставки почты с ямщиками не был надежным и безопасным. Члены управы справедливо опасались, что на практике риск потери корреспонденции будет слишком велик, а скорость доставки почты низкой. Поэтому земство решило нанять двух почтальонов для перевозки почты по Вятско-Пермскому и Кайскому трактам, а также одного писца, в функции которого должны были входить прием, сортировка писем и их учет в специальных книгах. Согласно Правилам работы слободской земской почты на 1868 г., земская управа принимала казенные пакеты для их дальнейшей отправки в уезд. По земской почте также доставлялись газеты и повестки, которые приходили из Слободской почтовой конторы. Служащие управы ежедневно с 9 до 13 часов принимали письма. Исключения составляли дни отправки почты, когда прием корреспонденции заканчивался в 11 часов. Все сданные после этого времени пакеты ждали следующей почты.

Наиболее распространенной схемой маршрутов земских почт была кольцевая, при которой земский почтальон объезжал территорию всего уезда или отдельных почтовых участков по кругу, останавливаясь в волостных правлениях, квартирах становых приставов и мировых посредников. Слободские земцы, используя опыт Сарапульской управы, организовали доставку почты по другой схеме. Земские почтальоны доезжали до волостных правлений, находившихся на трактах, из которых почту забирали рассыльные волостных правлений, лежавших за пределами земских почтовых дорог. На практике это выглядело так. Из управы по Вятско-Пермскому тракту почта доставлялась дважды в неделю, во вторник и субботу, в Ярославскую, Лузинскую и Криухинскую волости, в которые, в свою очередь, приезжали рассыльные из близлежащих Островновского, Широковского и Мухинского волостных правлений. Один раз в неделю, по пятницам, почта с волостными рассыльными уходила в Жеребцовское, Шепелевское и Георгиевское волостные правления. Рассыльный последнего передавал корреспонденцию в Вагинское волостное правление. Для населенных пунктов Стуловской волости, находившейся в непосредственной близости от Слободского, специального расписания почтовых отправлений не предусматривалось. В 13 волостных правлений, располагавшихся на северо-западе от Слободского по Кайскому тракту, почта отправлялась по понедельникам и пятницам. Маршрут земской почты проходил через Лукинское, Главнохолуницкое, Федосеевское, Ракаловское и Высоков-ское волостные правления. В Главнохолуницкое волостное правление с местными рассыльными при-

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

бывала корреспонденция из Чернохолуницкого и Климковско-Боровского правлений, в Высоковское - из Редкинского, Сочневского и Маракулинского волостных правлений, находившихся севернее Кайского тракта, а также из Кирсинской, Трушниковской и Пушейской волостей [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 11-14]. В Правилах слободской земской почты на 1868 г. указывалось, что земские почтальоны не имели права оставлять почту на земских станциях: она передавалась исключительно рассыльным волостных правлений.

Первоначально Слободская управа наняла двух почтальонов, с каждым из которых был заключен договор. В 1869 г., с расширением земской почты и изменением маршрутов ее доставки, были наняты еще три почтальона. Из договоров известны имена первых земских почтальонов. В ноябре 1868 г. почтальоном управы стал слободской мещанин А. Моригин. 7 марта 1869 г. аналогичный договор подписали унтер-офицер И. Желваков, а также слободские мещане В. Желваков и Е. Колоткин. Летом 1869 г. вместо И. Желвакова был нанят крестьянин Трушниковской волости Е. Петров, который, проработав с 5 по 25 августа 1869 г., уволился «по своим домашним обстоятельствам». 11 августа 1869 г. управа наняла слободского мещанина П. Салтыкова, 5 сентября 1869 г. - вместо Е. Петрова Н. Салтыкова [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 180, 265-267об, 311-312об, 316-316об, 319-319об, 324]. Таким образом, по социальному происхождению земские почтальоны были преимущественно крестьянами и слободскими мещанами. Текучесть кадров почтовых работников была высокой, что объясняется сложными условиями труда, сопряженными с длительными поездками по бездорожью. Заведовал работой почты член управы Ф. С. Шуплецов. В обязанности почтальонов входили прием корреспонденции, ведение книг поступления и раздачи отправлений, обеспечение их сохранности и доставка в соответствии с расписанием работы земской почты. Управа могла перевести земского почтальона на новое место жительства, а также уволить в случае невыполнения им служебных обязанностей. Сам почтальон мог уволиться, уведомив об этом земство за месяц. Жалованье почтальона в начальный период работы почты составляло 96 руб. в год. В течение 1868-1879 гг. земство тратило на почту без учета стоимости прогонов лошадей 500 руб. в год, что не превышало 0,5-0,9 % земского бюджета в эти годы.

Первые правила слободской земской почты предусматривали только пересылку писем государственных учреждений и самого земства. Накануне открытия сельской почты в декабре 1867 г. в земскую управу поступило письмо от Главнохолуницкого волостного правления с ходатайством организовать доставку частных писем. В письме указывалось, что крестьяне несколько раз обращались к волостным властям с заявлениями, что не могут вовремя получить письма из уездной почтовой конторы, поскольку «живя от Слободского на расстоянии 40 верст, ... естественно не могут знать, когда именно им и в какое время в почтовую контору получатся письма» [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 26].

Данное ходатайство побудило земство начать переговоры со Слободской почтовой конторой о пересылке корреспонденции частных лиц. В ответе на запрос управы слободской почтмейстер сослался на статью 439 Свода учреждений и уставов почтовых (изд. 1857 г.), согласно которой адресаты частных писем и повесток могли получать их через доверенных лиц при условии покупки годовых печатных билетов стоимостью 1 руб. 43 коп. серебром [13. С. 72]. Поэтому первоначально почтовая контора рекомендовала крестьянам, высказавшим желание получать письма по земской почте, приобрести годовые билеты. Из-за дороговизны данное предложение было неосуществимо, и почтовое ведомство предложило, чтобы крестьяне либо выплачивали государственным почтальонам по 3 коп. за каждое полученное по земской почте письмо, либо платили пособие двум государственным почтальонам в размере 72 руб. в год. Не возражая против сотрудничества с земской почтой, служащие Слободской почтовой конторы всячески стремились сохранить за собой те доходы, которые получали от крестьян за выдачу писем. В ответ уездная управа обратилась к волостным правлениям с предложением выделять ежегодно по 3 руб. с волости для доставки частной почты из Слободской почтовой конторы. Однако крестьянский мир не проявил заинтересованности в решении этого вопроса. Приговоры пришли только от двух волостных сходов, да и те были отрицательными. В частности, крестьяне в приговорах сельских обществ Широковской волости отмечали, что весьма редкие повестки почтовой конторы о получении денежных, страховых писем и посылок им передает начальство, а простые письма они получают «во время приезда в город по своей надобности» [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 120об]. Крестьяне Чернохолуницко-го волости также выступили против платной доставки простых частных писем, которых, как указывалось в приговоре, приходило не более 10-15 в год. Они просили земскую управу организовать пересылку частной денежной, страховой и посылочной корреспонденции, так как «по этому предмету встречается часто временная надобность» [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 67-67об]. В течение 1868 г. слободская зем-

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

ская почта бесплатно доставляла письма частных лиц, купивших в конторе почтовые билеты. Получателями такой корреспонденции были купцы, врачи и горные инженеры, работавшие на чугунолитейных и железоделательных заводах Слободского уезда. 5 октября 1868 г. земское собрание, принимая во внимание интересы населения уезда, разрешило управе в следующем году выплатить почтовой конторе 72 руб. из средств земского сбора для пересылки частных писем [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 221-221об]. Таким образом, слободская земская почта была одной из четырех земских почт Вятской губернии, которые никогда не взимали плату с населения за доставку простых частных писем.

На начальном этапе работы слободской земской почты управе пришлось столкнуться с рядом других проблем. Одна из них заключалась в том, что содержатели земских станций вовремя не предоставляли лошадей, либо давали для перевозки почты животных, не способных добраться даже до близлежащей станции, расстояние до которой обычно не превышало 10-15 верст. Получатели корреспонденции писали в управу, что их пакеты терялись или прибывали не только с большим опозданием, но и порванные, без конвертов [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 101]. Это было неудивительно, поскольку из-за отсутствия ассигнований со стороны земства на покупку кожаных сумок волостные рассыльные возили почту даже в непогоду в холщовых мешках. Большое количество жалоб касалось волостных рассыльных. Обязанные прибывать в населенные пункты строго по расписанию ко времени доставки земской почты, они опаздывали или не приезжали совсем. В ряде случаев рассыльные не могли сдать и получить почту в волостных правлениях из-за отсутствия должностных лиц, на которых возлагались почтовые обязанности. Например, в июле 1868 г. Кирсинская заводская контора писала в управу, что рассыльный, прибывший в Высоковское правление, не смог забрать корреспонденцию, присланную по земской почте, поскольку волостной старшина был пьян, а здание правления закрыто. После длительных препирательств между земской управой, конторой Кирсинских и Песков-ских заводов, Кирсинским и Высоковским волостными правлениями о том, чей именно рассыльный должен доставлять отправления из Высокова на Кирсинский завод и обратно, Кирсинская заводская контора вообще отказалась от услуг земской почты и стала отправлять собственного почтальона в Слободскую почтовую контору [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 181-182]. Таким образом, в Слободском уезде проявилась общая проблема, характерная для всех уездных земских почт - нежелание волостных правлений способствовать развитию почтового дела в крае.

Волостные правления рассматривали земскую почту как дополнительную, обременительную в финансовом и организационном планах, обязанность. Более того, если земство доставляло частную корреспонденцию бесплатно, то волостные правления, куда она прибывала, самовольно вводили весьма высокую плату за ее выдачу адресатам. По отзывам крестьян, от них требовали уплаты 10 коп. за каждое письмо. По мнению управы, «таковые поборы, надо полагать, и служат главною причиною неохотного изъявления крестьянами получать письма через управу, так как ранее они платили от 3 до 5 коп. за письмо, да и то не обязательно. Из сего выходит, что для крестьян ближайших к городу волостей новый порядок получения писем через волостные правления тягостнее прежнего» [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 282-282об]. В целом, сложившийся в 1868 г. порядок перевозки почты порождал массу жалоб со стороны населения.

Проанализировав итоги работы земской почты за год, в январе 1869 г. земцы пришли к выводу, что ее маршрут необходимо существенно изменить. Новые маршруты предполагали отправление земской почты по всем трем трактам уезда: Вятско-Пермскому, Кайскому и Ношульскому, - на которых было установлено несколько центральных почтовых обменных пунктов. Городские почтальоны отвозили почту в эти пункты и передавали корреспонденцию уездным почтальонам, постоянно здесь проживающим. Затем уездные почтальоны объезжали свой периферийный район. Земство констатировало, что «таким образом получается целая сеть линий и узловых пунктов с правильной циркуляцией почтовой корреспонденции» [15. С. 378]. Итак, слободское земство разработало собственный принцип доставки почты, отличный от тех, которые были в других уездах Вятской губернии. Отметим, что маршруты слободской земской почты, сохранив основные направления, в последующем незначительно корректировались. Причины вносимых изменений были различны: состояние дорог, требование Почтового департамента Министерства внутренних дел перевозить земскую почту только по проселочным дорогам, открытие новых государственных почтовых учреждений, а также стремление земства увеличить эффективность работы сельской почты и сэкономить на ее перевозке.

Еще одним направлением деятельности Слободского земства в области развития связи стала попытка организации межуездной земской почты. Заинтересованность земской управы в ее создании

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

обуславливалась тем, что именно через Слободской уезд ехали нарочные с бумагами от полиции и органов судебной власти Глазовского и Сарапульского уездов, из-за чего возрастали затраты земства на подводную повинность. В январе 1868 г. Слободская земская управа высказалась за объединение своей и глазовской сельских почт, идущих по Вятско-Пермскому тракту [1. Ф. 616. Оп. 1. Д. 353. Л. 71-73]. В ответ в середине апреля 1868 г. Глазовская управа предложила на период весенней распутицы, когда земская почта обоих уездов работала с большим опозданием, отправлять пакеты из Глазова и Слободского с земскими нарочными один раз в неделю. Однако по неизвестной причине Слободская управа оставила данное предложение без внимания.

Существенную роль в налаживании работы между земствами сыграла Вятская губернская управа, которая в июне 1868 г. на совещании председателей уездных управ рекомендовала обсудить в уездных земских собраниях проблему уменьшения расходов на содержание ямской гоньбы путем учреждения межуездной земской почты. Осенью 1868 г. Слободское и Глазовское уездные земские собрания высказались за объединение сельских почт, хотя земские собрания других уездов, в том числе Сара-пульского, посчитали предложение губернского земства нецелесообразным [5. С. 41]. Только в апреле 1869 г. обсуждение варианта общей земской почты между Глазовым и Слободским, было продолжено. По мнению Глазовской управы, глазовский рассыльный должен был приезжать в Островновское волостное правление Слободского уезда к 8 часам вечера в субботу. Время прибытия почты рассчитывалось таким образом, чтобы рассыльный мог привозить письма, прибывавшие в Глазов со второго кольцевого участка сельской почты, в который входили юго-восточные волости Глазовского уезда. На этом участке планировалось объединение с сарапульской почтой [1. Ф. 869. Оп. 2. Д. 2. Л. 288-289об]. Несмотря на то, что земства договорились об условиях работы межуездной сельской почты и согласовали их с губернской земской управой, на практике в 1869 г. эта схема так и не была опробована.

Объединение земских почт было ускорено решением Комитета Министров о введении платной пересылки земской корреспонденции по государственной почте. Просчитав риски, вятские земства решили организовать губернскую земскую почту, ориентированную на доставку отправлений органов местного самоуправления в пределах губернии. В результате 1 января 1870 г. в Вятской губернии начала работать губернская земская почта. Одно из трех направлений губернской почты шло из Вятки через Слободской в Глазов, куда к назначенному времени прибывал почтальон из Сарапула. Там, где маршруты губернской и уездных почт совпадали, уездные управы пересылали местную корреспонденцию с губернскими земскими почтальонами. Однако уже 18 сентября 1870 г. по требованию вятского губернатора, опиравшегося на указ Сената, согласно которому корреспонденция управ между собой, а также лиц и учреждений, находившихся на почтовых дорогах, должна пересылаться только через государственные почтовые учреждения, вятская губернская земская почта была закрыта [1. Ф. 582. Оп. 108. Д. 170. Л. 51а, 55]. После ее ликвидации вопрос об объединении земских почт соседних уездов уже не поднимался.

Таким образом, 1868-1870 гг. стали временем организационного оформления земской почты в Слободском уезде, когда были разработаны наиболее удобные маршруты, проложенные до самых труднодоступных волостей. Наталкиваясь на низкую заинтересованность крестьянского мира в развитии почтовой связи, с одной стороны, а с другой - на ограничительные меры государства, уже в первые годы работы по числу пересланных простых отправлений слободская почта находилась в тройке лидеров в Вятской губернии, уступая только уржумскому и малмыжскому земствам. В частности, в течение 1871 г. на слободскую земскую почту для доставки уездным адресатам было принято 24 568 пакетов и еще 2 553 пакета для передачи на государственную почту [1. Ф. 582. Оп. 102. Д. 377. Л. 18-18об]. Кроме того, Слободское земство с самого начала смогло реализовать принцип финансовой доступности пересылки писем для сельского населения: плата за доставку частных писем на всем протяжении работы почты не взималась.

Земская почта в Слободском уезде просуществовала полвека. 25 февраля 1918 г. второй Слободской уездный съезд Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов принял резолюцию о ликвидации земства. Однако делегаты съезда признавали, что «мероприятия земства являются для населения уезда настолько необходимыми, что о прекращении или сокращении этих мероприятий не может быть и речи» [3. С. 77]. Согласно резолюции съезда, уездная земская управа переименовывалась в народно-хозяйственный отдел при Слободском Совете крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. В его ведение передавались все дела управы, включая земскую почту и земские станции со всем штатом служащих.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО).

2. Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1850. Т. 2. Северо-Восточные губернии. Ч. 4. Вятская губерния.

3. Город Слободской. Пять столетий истории. Историко-статистический сборник. Киров, 2005.

4. Журнал Слободского уездного земского собрания чрезвычайного юбилейного созыва 9 февр. 1914 г. с приложениями. Слободской, 1914.

5. Журналы Глазовского уездного земского собрания II очередной сессии (30 сент. - 8 окт. 1868 г.) и доклады Глазовской уездной земской управы. Вятка, 1869.

6. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896. Отд. II.

7. Куропотев М. И. Слободской уезд Вятской губернии в экономическом и географическом отношениях. Вятка, 1881.

8. Министерство внутренних дел. 1802-1902. Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1901.

9. Памятная книжка Вятской губернии на 1870 г. Вятка, 1870. Отд. IV.

10. Памятная книжка Вятской губернии на 1873 г. Вятка, 1872. Отд. III.

11. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. СПб., 1904. Т. X. Вятская губерния.

12. Россия: полное географическое описание нашего отечества: настольная и дорожная книга русских людей. СПб., 1914. Т. 5. Урал и Приуралье.

13. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. XII. Ч. I.

14. Сивков П. Статистический очерк экономической и этнографической жизни Урала // Уральский торгово-промышленный адрес календарь на 1899 г. Пермь, 1899. Отд. 8.

15. Систематический сборник постановлений Слободского уездного земского собрания. 1867-1900 гг. Вятка, 1901. Т. IV.

16. Статистическое описание Вятской губернии и справочные сведения / сост. Н. Спасский. Вятка, 1875.

17. Указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской империи. СПб., 1836.

18. Коршунков В. А. Какими были вятские дороги // Герценка: вятские записки. Киров, 2010. Вып. 18.

Поступила в редакцию 06.02.16

M.L. Shmykova

ORGANIZATION OF THE ZEMSTVO POST SYSTEM IN THE NORTH-EAST OF THE VYATKA PROVINCE (BASED ON SLOBODSKOY DISTRICT DATA)

The article is based on archive data and devoted to the issues of zemstvo post system organization in the Slobodskoy district, the largest and the most underpopulated district in the Vyatka province. The author analyzes the level of social and economic development and the condition of transportation lines in the district at the point of zemstvo establishment. In addition, the article deals with changes in the routes of the Slobodskoy zemstvo post during its institutionalisation (1868-1870), Slobodskoy authorities' measures to improve rural post, the involvement of volost governments in postal service development and improvement of the postal system in respect of peasants. In close relation to the issues of the legal control of zemstvo post affairs the author considers Slobodskoy and Glazovskiy zemstvos organization processes related to long-distance rural post and short run of the governorate zemstvo post, one of the routes of which ran through the Slobodskoy district.

Keywords: Slobodskoy district, postal service, Zemskoye Sobranye (representative council), Zemskaya Uprava (executive board), zemstvo post, correspondence, volost government.

Шмыкова Мария Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: [email protected]

Shmykova M.L.,

Candidate of History, Associate Professor of the Department of Russian History

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.