7. Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в Англии XIII века. М., 1918.
8. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960. С. 5.
9. Stubbs W. The constitutional history of England. Oxford, 1875. V. 2. P. 161.
10. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII веков. СПб., 2001. C. 317.
11. Берман Г.Дж. Западная традиция права. М., 1994.
12. Астафьев И.М. Система власти и управления в Англии во второй половине XIII века (по Вестминстерским статутам) // Составляющие научно-технического прогресса «Components of scientific and technicall progress»: 3 Между -нар. науч.-практ. конф. 23-24 апреля 2007 г. Тамбов, 2007. С. 329. URL: http://nimc.web.tstu.ru. (дата обращения: 08.04.2009 г.).
13. Грин Д.Р. История Англии и английского народа. Москва; Жуковский, 2005.
14. Есаян Э.С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Тбилиси, 1988.
15. URL: http://arbitr.msk.ru (дата обращения: 08.04.2009 г.).
16. Holt J.C. Magna Carta and idea of Liberty. N. Y., 1972. P. 9.
Поступила в редакцию 29.05.2009 г.
Astafjev I.M. Magna Carta 1215: an English myth? In the article on the basis of the Great Charter of liberties its editions are analyzed and the problem of authenticity of this historical source is considered. The author refuses from the traditional historiographic concept of D.M. Petru-shevckiy.
Key words: The Great Charter of 1215; “unwritten’' constitution; principle of personal inviolability; Eduard Coke; “pope’s” revolution; Stefan Langton; John Out-landed.
УДК 947
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
© Ю.В. Ступакова
Статья посвящена организации деятельности и реформе почтово-телеграфной службы в России. На сегодняшний день недостаточно изучена организация управления почтовой связи и отсутствует оценка деятельности почтового ведомства в исторический период развития и становления почтовотелеграфной службы.
Ключевые слова: почтово-телеграфная реформа; организация почтовой связи; почтовые учреждения.
История почты неразрывно связана с историей России и является показателем уровня общественного развития. Расширяя возможности информационных коммуникаций, почтовая связь способствует дальнейшему росту экономики, культуры и просвещения в государстве.
Почта своим появлением в России, как и в других странах, обязана государству. В 1665 г. по указу царя Алексея Михайловича была учреждена постоянная почта «для пересылки государственных бумаг». Этот год считается началом почтовой деятельности в России.
В XVIII в. правительство стремилось организовать почтовое сообщение внутри страны. При Петре I в 1718-1720 гг. учреждается
ординарная почта от Петербурга «до всех знатных городов», ибо, как отмечалось в указе, «коллегиям дела свои управлять не можно, если порядочная почта чрез все главные городы и губернии государства единожды или дважды в неделю не пройдет» [1].
В 1781 г. Екатерина II обязала соединить почтовыми дорогами не только губернские, но и все уездные города. Это мероприятие было частью общих правительственных мер по созданию новых городских центров. Однако осуществилось это только в XIX в., когда сложилась достаточно четкая система почтового обслуживания.
В течение XVIII столетия единый для почтового ведомства всего государства указ, определяющий все стороны его деятельно-
сти, так и не был принят. Ведомство руководствовалось в повседневной деятельности большим количеством одновременно действующих постановлений, принятых в различные годы. Важнейшим шагом в деле приведения в единую систему различных почтовых учреждений России явилось принятие в 1799 г. типовых штатов [2]. В 1799 г. Почтовым департаментом было названо все почтовое ведомство, а не только центральное почтовое управление.
К числу важнейших реформ XVIII в. следует отнести восстановление сословия ямщиков со всеми его привилегиями и обязанностями, кроме освобождения от рекрутской повинности. Повсеместно был отменен денежный сбор на почты. В тех местах, где ямщиков не было, лошадей на станы было велено наряжать от уездов до городов. Жители могли вместо своих лошадей нанять чужих. Количество наряжаемых лошадей определялось особым расписанием. Прежние ямы были заменены почтовыми станциями.
Особое внимание реформами обращалось на безопасность почтовых дорог и сохранность почт при перевозке. Сенату было «велено по всем губерниям дать знать, что если где разграбление почт случится, то управляющие теми губерниями будут отвечать за оное их именем и за таковое послабление в исправлении своих должностей выключены будут из службы» [3].
Реформы завершились решением, по которому начиная с ноября 1799 г. из Москвы, Санкт-Петербурга и Либавы (Лиепая) были устроены экстрапочты. Эти почты получили значительное распространение [3].
Указами предусматривалось, что высшее почтовое управление в России вменяется в обязанность шести почтамтам: Петербургскому, Московскому, Малороссийскому, Литовскому (учрежденному в городе Вильно в 1797 г.), Тамбовскому и Казанскому. В 1800 г. к их числу был присоединен седьмой, Сибирский почтамт. Почтамты управляли почтовым делом в подчиненных губерниях. Число подчиненных губерний для Московского почтамта было сокращено до двенадцати. В штате каждого почтамта, сформированном по единому образцу, состояли: почт-директор, его помощник, секретари, экспедиторы, помощники экспедиторов, протоколисты, переводчики, архивариус, реги-
страторы, бухгалтеры и их помощники, эконом, его помощник, экзекутор, его помощник, цензоры, офицеры почтовых станций, другие чиновники и служители.
Почтамтам были подчинены почтовые конторы, почтовые экспедиции и полевые конторы (почтамты). Почтовые конторы разделялись на пять разрядов. К первому принадлежала почтовая пограничная контора в Дубоссарах. Ко второму - губернские пограничные и почтовые конторы. К третьему -прочие губернские конторы. К четвертому -пограничные и портовые конторы, к пятому -городовые конторы. В штате каждой такой почтовой конторы были: почтмейстер, его помощник, бухгалтер и другие служащие. В почтовых конторах первых двух разрядов предусматривался еще и переводчик. Почтовые экспедиции делились на городовые и уездные и состояли из экспедитора и низших служителей. В городовых экспедициях был еще помощник экспедитора. Почтовые станции были отданы под надзор уездных почтовых контор и экспедиций, а также почтальонов, сопровождающих почту. Во главе их были поставлены почтовые надзиратели (чиновники самого низшего, 14-го класса), получавшие жалованье от правительства.
В сентябре 1799 г. был подписан указ, предписывавший «детей почтальонов, как прижитых на настоящей службе, так и на той, из которой кто в сию поступил, определить в звание отцов и их по востребованию нужды и способностям каждого на месте нижних канцелярских служителей при Почтовом департаменте». Этим указом закладывалось начало особого крепостного почтового сословия, просуществовавшего в России до второй половины XIX в.
Развитие почтовой службы к середине XIX в. не соответствовало потребностям такой большой страны, как Россия. Европейские страны по степени почтового обслуживания и интенсивности почтового обмена ушли далеко вперед, и перед отечественными чиновниками встал вопрос о реформировании почты в России.
Реформе предшествовало изучение состояния почтового дела за границей. Особые чиновники были командированы в Англию и Пруссию; изучено по документам состояние дел во Франции, Италии, Германии, а также в недавно присоединенных областях, осо-
бенно в Польше. В результате в качестве образцов были приняты лучшие в Европе почтовые системы Англии и Пруссии.
Возраставшие потребности в общественно-экономических и культурных связях в конце XIX в., а также уже имевшиеся в обществе научные, технические и технологические возможности способствовали реформированию почтовой связи в России.
Как центральное, так и местное управление почтой менялось на протяжении всего XIX в. Увеличилось число почтовых округов, что было показателем ее развития. В 1830 г., когда была проведена реформа почтового дела, Россия разделялась на 13 почтовых округов, в 1885 г. было уже 85 почтово-телеграфных округов. Почта во второй половине XIX в. значительно облегчала коммерческие сделки, оформление кредитных операций. Благодаря появившейся системе денежных почтовых переводов упростился процесс пересылки денег. Но, что особенно важно, в это время происходит изменение в соотношении частной и официальной корреспонденции, пересылаемой по почте, развитие гражданской почты.
XIX в. внес новшества в организацию работы почты. Одним из них было создание специальной почтовой службы в городах для пересылки внутренней корреспонденции. Введение городской почты способствовало развитию адресной системы как в Москве, так и в других городах. Скорость почтового обслуживания на протяжении XIX в. выросла довольно значительно. Появилась экстрапочта - для пересылки срочных документов, писем, отличавшаяся наибольшей скоростью: расстояние между Москвой и Петербургом с помощью ямской гоньбы она преодолевала за 2,5 дня, в то время как обычная почта шла за 7-9 дней [4].
Показателем развития почты была интенсивность почтового обмена. В 1850-е гг. более половины из 750 городов, связанных почтовым сообщением, получали корреспонденцию 1-2 раза в неделю, только в 63 городах она приходила ежедневно. В 80-90 гг. XIX в. число городов с регулярностью доставки почты 1-2 раза в неделю уменьшилось, зато выросло число городов, в которые письма доставлялись по несколько раз в день: в 1900 г. они составляли 2/3 всех связанных почтовыми сообщениями центров.
Степень интенсивности взаимодействия людей возрастала на протяжении XIX в., и почта в этом процессе играла основную роль как средство общения и передачи информации.
В 1830 г. была произведена административная реформа и утверждены новые штаты почтовых учреждений. За исключением Московской и Петербургской губерний все почтовые учреждения страны были разделены на 11 округов, возглавляемых почтовыми инспекторами. Губернским и областным конторам вменялось в обязанность управлять уездными почтовыми конторами. Губернскими, областными, пограничными конторами управлял непосредственно Почтовый департамент, что резко сократило переписку и ускорило решение вопросов. В результате реформы удалось сократить свыше 3000 чиновников и, кроме того, добиться существенной годовой экономии. Был уничтожен целый ряд старых должностей, почтовая служба была жестко регламентирована. На смену старым введены новые должности - контролеры, ревизоры, сортировщики, разборщики, письмоводители, присяжные. Кроме чиновников существовали унтер-офицеры, инвалиды, сторожа, почтальоны и, наконец, формально не состоящие в почтовом ведомстве, практически с ним тесно связанные, ямщики.
Другой важной составной частью почтовых реформ явился пересмотр существовавших ранее способов содержания почтовых станций. В силу своей обязательности ямская повинность была малоэффективной. К началу XIX в. она вызывала множество жалоб и нареканий со стороны тех, кто пользовался ее услугами для доставки почты и проезда. Поэтому реформа почтового дела 30-х гг. имела целью заменить способ содержания ямских станций. В ходе реформы рассматривалось и частично внедрялось на практике несколько таких способов, получивших название «система содержания почтовых станций» [5]. Прежде всего, была опробована система сдачи в аренду почтовых станций ее будущим содержателям с торгов. Ямщики уступали место частным содержателям станций, а расход на содержание покрывался налогом с населения. Опыт был признан неудачным и прекращен.
Главное управление почтовых дел в 1880 г. провело расчеты, по которым для почтовых контор и станций требовалось иметь 3352
дома. В наличие же к концу XVIII в. в почтовом ведомстве состояло всего 54 каменных и 27 деревянных домов. На многих губернских и других важных трактах их не было, а если и были, то настолько ветхие, что требовали капитального ремонта и перестройки. Было признано необходимым добавлять по 50 тыс. руб. ежегодно на починку и перестройку имеющихся почтовых домов. Из-за дороговизны строительства рекомендовалось приобретать продаваемые дома. Постройка и содержание почтовых домов возлагались на гражданских губернаторов.
В первой четверти XIX в. система отдачи станций с торгов получила широкое распространение. Содержание ямского дела финансировалось при этом следующим образом. Контракт заключался на три года. Содержатели почт получали установленные прогоны за перевозку почты от частных лиц, от государства - за перевозку почты, курьеров и клади. И еще добавочную оплату от казны за счет сбора средств в каждой губернии, который поступал от всех податных групп населения. Но величина такого рода сбора в различных местностях была дифференцированной. Помимо всего прочего, торги явились сферой спекуляции, действительные владельцы станций разорялись, а почтовая гоньба в результате приходила в упадок.
Отдача почтовых станций в пользование частным лицам с торгов существовала в России во всех местностях, где не выставлялись лошади по наряду на цели ямской повинности, и была делом привычным. Поэтому, когда в 1860 г. в целом ряде губерний окончились 12-летние сроки содержания почтовых станций, по другой, так называемой «оценочной» системе вольных почт, то многие из них перешли с торгов сроком на шесть лет в руки других владельцев.
Еще одной формой улучшения почты явилась административная система, бывшая попыткой перенесения прусской почтовой системы в условия России. В этом случае почтовые станции отдавались в наем на 9,5 лет. Доплата при превышении расходов над доходами осуществлялась за счет земских сборов, но сумма ее корректировалась каждые три года с учетом изменения цен на овес и сено. Система, несмотря на то, что исходила от императора Николая I, не привилась. Наиболее широкое распространение в ходе ре-
формы получила система «вольных почт». В реальной жизни станционные смотрители постоянно сталкивались с трудностями. Разгон лошадей зависел от десятков случайных фактов. Подорожные писались без учета реальных возможностей. Наряды на большое число лошадей, которое определялось рангом проезжающего, наносили урон крестьянскому хозяйству. В трудном положении порой оказывались и проезжающие, вынужденные ожидать на станциях свободных лошадей часами, а иногда и сутками. Наем же дополнительных лошадей не всегда был возможен: либо не хватало ямщиков, либо очень высока была стоимость найма.
В XIX в. кроме почты появилось новое средство информационной системы - телеграф, который стал средством быстрой передачи сообщений: правительственных, коммерческих, сугубо частных. Первая телеграфная линия для общего (частного) пользования начала действовать в 1852 г. между Москвой и Петербургом. В середине XIX в. в России начался переход от отдельных телеграфных линий к телеграфным сетям. К 1863 г. телеграфная связь Москвы существовала с Воронежем, Киевом, Тулой, Саратовом, Казанью, Ярославлем. В 1852-1860 гг. появились 123 телеграфные станции. В 1860 г. протяженность телеграфных линий выросла до 30 тыс. км [4].
Существование двух ведомств, выполняющих аналогичные коммуникативные функции, было нецелесообразно, и в 60-е гг. XIX в. встал вопрос о слиянии почтового и телеграфного ведомств.
Первоначальная мысль о слиянии почтовых и телеграфных учреждений в России возникла в 1865 г. Александром II было утверждено временное положение об учреждении телеграфных станций при почтовых конторах. В течение следующих трех лет соединено было всего 11 учреждений, преимущественно в прибалтийских губерниях. Эта мера не встретила в кругах чиновников обоих ведомств поддержки. Процесс слияния почты и телеграфа вызвал многочисленные, зачастую неосновательные, жалобы со стороны чиновников, породил обременительную, бесплодную переписку между почтовым и телеграфным департаментами. Поэтому в дальнейшем пошел процесс разъединения учреждений и закончился он в 1874 г. [6].
Стоит отметить, что хотя процесс объединения телеграфных учреждений с почтовыми окончился неудачно и данный вопрос не поднимался до 1882 г., но проведенные мероприятия все же наметили путь к будущей реформе, имевшей своей задачей произвести полное слияние двух отдельных ведомств, почтового и телеграфного, путем объединения не только местных учреждений, но и центрального управления.
В 1882 г. Государственный Совет, при рассмотрении смет Почтового и Телеграфного департаментов постановил предоставить министру внутренних дел вновь попытаться соединить некоторые почтовые и телеграфные учреждения там, где, исходя из местных условий, эта мера будет исполнимой. По поручению министра внутренних дел графа Д.А. Толстого директор телеграфов генерал-майор Н.А. Безак совместно с представителями Почтового департамента договорились об образовании одного соединенного учреждения в г. Ново-Александровске, Ковенской губернии. Чтобы учесть ошибки 1865-1875 гг. с разрешения министра генерал Н.А. Безак решил ознакомиться с положением почтовотелеграфного дела в тех государствах, где соединение служб получило уже практическое применение с положительными результатами. Н.А. Безак также считал необходимым исследовать причины неуспешного применения опыта в России и только после этого представить предложения по ведению почтово-телеграфной реформы.
В ноябре 1883 г. представление о мерах к постепенному слиянию почтовых и телеграфных учреждений генерала Н.А. Безака было внесено в Государственный Совет и утверждено 22 мая 1884 г. На основании этого Почтовый и Телеграфный департаменты были соединены в одно учреждение под наименованием «Главное управление почт и телеграфов», которое было подчинено начальнику главного управления, с предоставлением ему некоторых особых прав. Его начальником 15 июня 1884 г. стал генерал
Н.А. Безак [7].
Цель реформы 1884 г. была чисто финансовая - сэкономить средства на содержание административного аппарата, а для этого необходимо было многое изменить. Преобразования в организации почтово-телеграфного дела выразились слиянием в одно ве-
домство ранее существовавших абсолютно самостоятельно и независимо друг от друга почтовых и телеграфных учреждений. Расширение деятельности заключалось, кроме развития сети местных учреждений, в установлении новых почтовых операций и в учреждении телефонных сообщений.
Необходимо было также законодательно определить все стороны деятельности почтового ведомства. Ранее оно руководствовалось в повседневной деятельности большим количеством одновременно действующих постановлений, принятых в различные годы. Реформа должна была обеспечить безопасность почтовых дорог и сохранность почт при перевозке. Доставка почты вызывала постоянные жалобы на небрежность и неаккуратность, незначительным был и обмен сообщениями.
Постепенный рост грамотности в стране, рост периодической печати требовал увеличения почтового обмена среди населения.
Система почтовых учреждений, созданная реформой 1799 г., просуществовала в неизменном виде 30 лет и особенностью административных преобразований, проведенных в первой половине XIX в., было то, что все они затрагивали лишь высшие органы управления.
Новые экономические явления нарастали постепенно и требовали реформирования почтовой деятельности. Необходимо было реорганизовать почтовое дело, изменить структуру и функции почтовых станций, укрепить государственную казну.
Система консервативного реформаторства Александра III оказала существенное влияние на организацию деятельности почтовой службы в России в период 1881-1894 гг. Несмотря на прекращение курса демократических реформ Александра II, в тяжелой и мрачной политической обстановке монархии Александра III реформа почтово-телеграфной деятельности в России принесла положительные результаты.
Царствование Александра III представляется нам важной эпохой в деле развития в России почтовых и телеграфных связей. Оно ознаменовалось не только увеличением количества корреспонденции, но и коренным изменением устройства почтово-телеграфной службы в Российской империи. Реформирование почтовой деятельности в России, развитие и совершенствование почты, культура
почтового обслуживания были определены требованием времени и стали показателем культурно-экономического потенциала общества.
По мнению автора, наблюдаются общие закономерности развития почтового дела:
1) почта возникает там и тогда, где существует сильная централизованная государственная власть;
2) почта всегда создается как транспортно-почтовая система, пригодная к доставке людей, грузов и почтовых сообщений;
3) для создания почтово-транспортной системы государству необходимо тратить огромные материальные ресурсы. Поэтому на первых этапах своей деятельности почтово-транспортная система работает лишь в интересах узкого круга лиц, занятых управлением государства. По мере развития такая система совершенствуется: из нерегулярной она превращается в регулярную, из ограниченной - в общедоступную для любого жителя государства. Постепенно почта выделяется из почтово-транспортной системы в самостоятельное учреждение, расширяет сферу своей деятельности, использует различные виды транспорта для доставки сообщений и различные носители сообщений (письма, открытки, посылки);
4) вначале почта финансируется государством, затем она начинает сама приносить доход стране.
Все эти этапы прошла в своем развитии русская почта.
1. Почтово-телеграфный журнал (ПТЖ). 1892. Февр. С. 156.
2. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902. С. 4.
3. Соколов Н.И. Русская почта в царствование императора Павла I // ПТЖ. 1900. Окт. С. 28.
4. Кошман Л.В. Русский город в XIX в.: социокультурный аспект исследования: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001.
5. Соколов Н.И. Система содержания почтовых станций в России // ПТЖ. 1895. Янв.-Февр. С. 149.
6. Базилевич К.В. Почта в России в XIX в. М., 1927. С. 140.
7. Извлечение из отчета Начальника главного Управления почт и телеграфов за 18841887 гг. // ПТЖ. 1889. Янв. С. 35-36.
Поступила в редакцию 21.09.2009 г.
Stupakova Yu.V. Organization of activity and reforming of post-cable service in Russia. The article is devoted to the organization of activity and reform of post-cable service in Russia in the second half of the XIX-th century. Nowadays organization of management of mail service in the second half of the XIX-th century is insufficiently studied and there is no estimation of activity of post department during the given historical period.
Key words: post-cable reform; mail service organization; post establishments.
УДК 281.9
ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ТРУДАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ АВТОРОВ
© А.В. Костров
В статье рассматривается история исследования забайкальского старообрядчества в дореволюционный период. Проводится историографический анализ трудов П.С. Палласа, А.И. Мартоса, М.М. Геденштрома, С.В. Максимова, П.А. Ровинского, Ю.Д. Талько-Грынцевича, П.К. Белецкого, Г.М. Осокина. Характеризуется уровень информативности произведений этих авторов. Выявляются общие тенденции развития знаний о старообрядцах Забайкалья в дореволюционный период.
Ключевые слова: старообрядчество; Забайкалье; «семейские»; историография.
История исторической мысли о старообрядчестве является важным исследовательским направлением в современной историографии. При этом большую роль в ее постижении играет исследование трудов, посвя-
щенных истории и культуре старообрядчества разных регионов. Не является исключением и историография такой своеобразной группы русского старообрядчества, как старообрядцы «семейские», проживающие в