Научная статья на тему 'Деятельность краеведческого кружка "алааhым ыллыга" как фактор социализации учащихся'

Деятельность краеведческого кружка "алааhым ыллыга" как фактор социализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ИСТОРИЯ РОДНОГО СЕЛА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕСТНЫЙ МАТЕРИАЛ / QROUP WORK / HISNORY OF NATIVE VILLAGE / WORK / HISTORY OF NATIVE VILLAGE / SOCIAL ADAPTATION / LOVE TO MOTHERLAND / HISTORICAL STUDY OF A PARTICULAR REGION / OUT-OF-SCHOOL HISTORICAL STUDY OF A PARTICULAR REGION / LOCAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна

В статье рассмотрен опыт деятельности краеведческого кружка «Алааhым ыллыга» («Родные тропы»). Особое внимание в работе уделялось знанию истории своего родного села, улуса. Обращение к отеческому наследию прививает у подростков уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного улуса должна войти в сердце школьника и стать неотъемлемой частью его души. Авторам раскрыта передовая тенденция улучшения процесса воспитания путем его обогащения истории своего народа, родной культуры, что предполагает в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. А также представлен анализ результатов проведения методик по выявлению эффективности деятельности краеведческого кружка как фактора социализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE LOCAL STUDIES CIRCLE “ALAAHIM YLLYGA” AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Experience of activity of regional group of "Native paths" is considered in the article. The specialattention was inprocess spared to knowledge of history of thenative village. An address to paternal heritageinoculates for teenagers respect to earth, careful attitudetoward riches of native nature. Culture, nature of native must enter the heart of schoolboy and become inalienable part of his soul. The frontend tendency of improvement of process ofebucation by his enriching of history ofthepeople, nativeculture is exposed authors, that supposes in future with largeattention, respect and interest to behave to history and cultureof other people. And also the analysis of results of realizationof methodologies is presented on the exposure of efficiency ofactivity of regional group as a factor of socialization.

Текст научной работы на тему «Деятельность краеведческого кружка "алааhым ыллыга" как фактор социализации учащихся»

Именно педагогическое сообщество может и должно инициировать включение образования в область межкультурных контактов, в международные программы в области прав человека, например в рамках Глобальной программы Организации Объединенных Наций по вопросам образования (ведется с 2005 года), а также в области межкультурного образования и образования в области глобального гражданства.

В европейском проекте «Развитие межкультурных компетенций» рассмотрены различные стратегии обучения и обучения, которые могут использоваться для развития межкультурных навыков учащихся и учителей. Организуются семинары и другие мероприятия по подготовке учителей для представления межкультурного измерения преподавателям и руководителям образования, предоставляя им пространство для размышлений, взаимного обмена, первого опыта и сотрудничества в рамках совместных проектов в области межкультурных навыков и диалога.

Развитие межкультурных компетенций может происходить за пределами традиционного школьного образования, независимо от того, идет ли речь о непрерывном профессиональном обучении или об обучении на протяжении всей жизни.

Хорошо известная интернационализация школьного образования способствует познанию других культур, в том числе посредством любого из следующих способов: интернационализация школьной программы, обучение иностранным языкам, мобильность учителей, обмен учащимися, обогащение программы межкультурным и международным содержанием (например, устойчивое развитие ресурсов, поскольку культурные презумпции оказывают влияние на отношения между людьми и естественным миром); учет различных стилей обучения и опыта учащихся, а также их культурного и языкового многообразия; стимулирование учащихся к критическому мышлению и развитие их самоанализа (с тем чтобы они могли изучать свои слова и действия и лучше вести себя перед лицом разнообразия как внутри, так и вне класса).

Для развития межкультурной компетенции возможно проведение международного сравнительного исследования методов и содержания образования, включая традиционные методы, особенно с точки зрения распознавания и признания культурного разнообразия, а также поддержка инициатив, направленных на выявление или создание возможностей и условий для конкретного культурного обучения в рамках каждой системы образования, с использованием существующих инструментов (например, Глобальные доклады о мониторинге Образования для Всех, подготовленные ЮНЕСКО).

Выводы. Адаптация педагогических методов к потребностям повседневной жизни учащихся при необходимой поддержке администрации, специалистов в области образования на всех уровнях обеспечит признание культурного измерения в качестве важнейшего компонента образования в интересах устойчивого развития мира.

Литература:

1. Deardorff, D.K. The Sage handbook of intercultural competence. - Thousand Oaks: CA, Sage, 2009. -p. 336-353.

2. Dervin, F. Nouvelles approches de l'évaluation des compétences langagières et (inter-)culturelles dans l'enseignement supérieur. - Bern: Peter Lan, 2010. - p. 157-174.

3. Fantini, A.E. Assessing intercultural competence, Issues and tools. The Sage handbook of intercultural competence. - Thousand Oaks: CA, Sage, 2009. - p. 456-473.

4. Schissler, H. Navigating a globalizing world, Thoughts on textbook analysis, teaching, and learning. The Journal of Educational Media, Memory, and Society, № 1(1), 2009. - p. 203-206.

5. Stratégie relative aux droits de l'homme. Paris, UNESCO: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001457/ 145734f.

6. Principes directeurs de l'UNESCO pour l'éducation interculturelle. Paris, UNESCO, Section de l'éducation pour la paix et les droits de l'homme, Division de l'éducation pour la paix et le développement durable, Secteur de l'éducation: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001478/147878f.pdfUNESœ.

7. Rapport mondial de l'UNESCO, Investir dans la diversité culturelle et le dialogue interculturel. Paris, UNESCO: http://www.unesco.org/new/fr/culture/resources/report/the-unesco- world-report-on-cultural-diversity/

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «АЛААhЬШ ЫЛЛЫГА» КАК ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт деятельности краеведческого кружка «Алаа^ш ыллыга» («Родные тропы»). Особое внимание в работе уделялось знанию истории своего родного села, улуса. Обращение к отеческому наследию прививает у подростков уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного улуса должна войти в сердце школьника и стать неотъемлемой частью его души. Авторам раскрыта передовая тенденция улучшения процесса воспитания путем его обогащения истории своего народа, родной культуры, что предполагает в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. А также представлен анализ результатов проведения методик по выявлению эффективности деятельности краеведческого кружка как фактора социализации учащихся.

Ключевые слова: кружковая работа, история родного села, социальная адаптация, любовь к Родине, историческое краеведение, внешкольное историческое краеведение, местный материал.

Annotation.Experience of activity of regional group of "Native paths" is considered in the article. The specialattention was inprocess spared to knowledge of history of thenative village. An address to paternal heritageinoculates for teenagers respect to earth, careful attitudetoward riches of native nature. Culture, nature of native must enter the heart of schoolboy and become inalienable part of his soul. The frontend tendency of improvement of process ofebucation by his enriching of history ofthepeople, nativeculture is exposed authors, that supposes in future with largeattention, respect and interest to behave to history and cultureof other people.

And also the analysis of results of realizationof methodologies is presented on the exposure of efficiency ofactivity of regional group as a factor of socialization.

Keywords: qroup work, hisnory of native village, work, history of native village, social adaptation, love to Motherland, historical study of a particular region, out-of-school historical study of a particular region, local material.

Введение. Современной школе наблюдается тенденция использование опыта социализации обучающихся с помощью школьного краеведения в классно-урочной системе и во внешкольной работе. Вовлечение учащихся в краеведческую деятельность, как показывает многолетний эксперимент работы, в свободное от уроков время, позволяет избежать опасностей изменения личности школьника, о которой пишут педагоги, психологи и социологи.

Изложение основного материала статьи. В Законе Российской Федерации "Об образовании" указывается на соединение федерального и регионального компонентов, как на один из принципов, составляющих государственный образовательный стандарт [1; 12]. Краеведение, в данном случае, является важным средством реализации этого принципа так, как культурное, историческое и природное наследие имеет большое значение в формировании мировоззрения и социализации школьников и выпускников школ. В настоящее время особое внимание в научной литературе уделяется" социальной адаптации учащихся, основными элементами которой являются: сознание, деятельность и конкретные адаптационные механизмы, в основном социогенного характера. Учеными накоплен большой опыт по данной проблеме. С учетом проведенного анализа можно выделить гносеологическую концепцию, согласно которой активное приспособление индивида к изменяющимся условиям происходит с помощью адаптационных механизмов, вырабатываемых на основе деятельности и сознания, включая ценностные ориентации [2; 89]. А.Е. Сейненский в своих трудах по краеведению считает, что краеведение -всегда краелюбие [4; 12]. Благодаря краеведению обучающиеся имеет возможность глубже уяснить положения. Формой краеведческой работы являются экскурсии по родным алаасам (местность, где до революции жили семьи саха), сайылыкам (летняя ферма). Данная форма краеведческой работы имеет цель развития познавательной активности, наблюдательности, личностных качеств обучающихся, интереса к истории, историческому краеведению, легендам родного края. Связанность учебной и внеурочной историко-краеведческой деятельности выступает, как один из возможностей расширения общекультурного кругозора, воспитания творческой и познавательной активности обучающихся. Программа кружка предусматривает проведение туристических походов по родному улусу, изучение архивных материалов, краеведческой литературы, справочников, статистических отчетов, источников содержащий богатый фактический материал, как улусная газета «Колхозник», «Знамя Октября», «Олекма», материалы музея, к памятнику героям, погибшим во время гражданской войны в местности Суур урэ5э и ВОВ, Кириэс ырааhа (Долина Крещения, где служитель церкви на поляне крестил детей живущих в темных лесах и алаасах, вдали от центра), Мэлииhэ (мельница, которая функционировала до 60-ых годов ХХ века).

Одним из направлений работы, осуществляемое через походы и экскурсии является ознакомление с историей родного села Улахан-Мунку Мальжегарского наслега. Важно показать школьникам, что село, легендарна своей историей, традициями, памятниками, героями-участниками первой и второй мировой войн, ветеранами тыла и труда, колхозно-совхозного производства, мастерами спорта России, матерями-героинями, лучшими людьми. Продолжением работы является знакомство с родным Олекминским улусом. Улахан-Мунку - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Обязательной формой работы кружка являются участия в научно-практической конференции «Шаг в будущее», улусных НПКа например, Корниловские чтения, а также различные выставки: фотографии, макеты, творческие работы. Выставки кружковцев подводят итог работы по конкретной теме.

Средства краеведческого кружка «Алаа^ш ыллыга» многообразны, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, семейное древо, газеты, архивные материалы, музейные экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного улуса. А также объекты природы и социума, которые окружают подростка, прежде всего - его семья, род, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно обогатить свою личность. Механизм отслеживания результатов кружковой деятельности: рефлексия (легенды о долине Аанньаах, рассказы о селе Улахан-Мунку, городе Олекминске, улусе; творческие работы, проекты, сообщения, доклады, выступления с общественной тематикой, инсценировка исторических событий, например, событие гражданской войны «Расстрел коммунистов и активистов советской власти в местности Суур урэ5э 12 августа 1922 г.»), фотофильмы; создание картотек, альбомов; проведение праздников, спектаклей; выставки работ кружковцев; участие в научно-практических конференциях, проектной деятельности; участие в экологической акции; КВН «Алаа^ш ыллыгын тумугэ» (Знатоки родного алааса) и итоговая научно-практическая конференция «Алаа^ш ыллыгын сэhэнэ».

Доклад Нутгиной Тумаары занявшей в НПКа «Шаг в Будущее» I-место на тему: Сельский староста-меценат Василий Артемьевич Габышев (1850-1900 гг.)

В селе Улахан-Мунку (Мальжегарский наслег) в Х1Х веке жил незаурядный человек, староста-меценат, купец-благотворитель Василий Артемьевич Габышев. К сожалению, в годы Советской власти имя и благотворительная деятельность было предано забвению. Имя Василия Артемьевича стоит наряду со знаменитыми купцами-меценатами Якутии Г.В. Никифоровым, С.И. Идельгиным, Ф.И. Лепчиковым, П.И. Захаровым, Ф.А. Габышевым, А.Я. Малышевым и другими, жившими во второй половине XIX -начале ХХ вв.

Каждую деревню, входящую в волость возглавлял сельский староста. Должности сельских старост были выборными, в функции входило: передел земли, распределение сенокосных угодий, находившихся в общественном пользовании, решение вопросов, связанных с землеустройством, определением севооборота, началом сельхозработ и т.д. В Мальжегарском наслеге в Х1Х веке по архивным данным было пять старост. Хорошую память о себе оставили Габышев Артемий Семенович и его сын Василий Артемьевич. Артемию Семеновичу присущи были трудолюбие, усердие, гуманное отношение к своим хамначытам (работникам), сердоболие и щедрость. За что не раз был награжден губернатором Олекминского округа, а также Похвальным листом № 209 от Якутского губернатора от 22 августа 1879 года, за усердие к расчищению земель из -под леса и старание к улучшению домашнего хозяйства и огородничества. В архивных документах

мы читаем о пожертвовании хлеба для магазинов Олекминского округа Артемием Семеновичем [4; 12]. Вместе со старостой Копыловым Михаилом и его сыновьями Егором и Михаилом они пожертвовали муку для бедноты округа. В то время существовали экономические магазины, где раздавали хлеб для бедных и нищих инородцев. Его сын Василий Артемьевич был неграмотным, но от природы обладал большим умом, организаторским талантом, умел убеждать и отстаивать свое мнение, как староста решал сложные, спорные земельные вопросы, вопросы межевания, отстаивал интересы бедных, простых крестьян Мальжегарского наслега. Ведь примером по жизни был отец Артемий Семенович. Для своих хамначытов построил большой жилой дом, хотоны, амбары и другие постройки (все строения были в эксплуатации вплоть до XXI в). Несмотря на отсутствие образования, был прогрессивным человеком того времени, сельского старосту волновали социальные вопросы наслега, улуса. С открытием Иркутско -Якутского почтового тракта (1743 г.) весной в распутицу при переправе реки возникали большие трудности и неудобство переправы на плоту, тогда река Малая Черепаниха разливалась во всю ширь. Переправляясь на плоту, люди часто тонули в реке, постоянные людские жертвы, горе и несчастье очень волновали Василия Артёмьевича, и тогда он решает построить мост. Построенный капитальный, деревянный мост через реку Малая Черепаниха, протекающую в 4-х верстах выше г. Олекминска по почтово-сухопутному тракту, является одним из огромнейших заслуг Василия Артемьевича. Мост был построен на личные средства старосты-мецената и обошлось 8455 рублей серебром. В национальном архиве РС (Я) сохранились документы о строительстве моста (чертежи, смета, заявление старосты Его Высокородию Господину Олекминского Окружного Исправника) [8]. По заявлению старосты с города Якутска специально был приглашен Якутский областной архитектор, мещанин Генрих Ипполитович Миткевич. Архитектор грамотно составил чертеж и смету деревянного моста. Но при строительстве возникли неожиданные препятствия: земля оказалась крайне рыхлой и состояла из песка и ила, которые в совокупности с таким количеством подпочвенной воды ни в коем случае не могли служить опорой. Миткевич Г.И. потребовал дополнительную оплату, староста не раздумывая согласился, ведь проделана огромная работа (вырубка и подвоз леса, засыпка гравием и т.д). Деревянный мост строился в течении 3-х лет с 20 августа 1890 года по 18 октября 1893 года. Когда закончилась работа, Василий Артемьевич поставил памятник из камня, где были выточены имена всех старательных строителей-ремесленников, год постройки, сколько средств было использовано. Здесь уместно подчеркнуть, что строительная бригада была интернациональная: якуты, эвенки, русские, татары и черкесы. Торжественное открытие моста состоялось 18 октября 1893 года. На открытии моста священник Лаврентий Попов передал собравшимся благословение и поблагодарил строителей за неоценимый подарок улусу. После чего совершил молебное пение и окропил мост освященной водой. А старосте-меценату Василию Артемьевичу вручили именной Похвальный лист от Якутского Губернатора, датированное от 5 августа 1883 года. В 1899 г. 6 мая к торжественному дню рождения Его Императорского Величества пожалована медаль за заслуги по духовному ведомству для ношения на шее серебряной на Аннинской ленте. Когда в наслеге 1 ноября 1906 впервые открылось Мальжегарское инародческое (саха) приходское одноклассное училище на средства местного населения, родственники покойного старосты первыми предложили под здание школы свой дом. В советское время здание школы позднее было передано сельскому клубу. Затем оно было перенесено на другое место с изменением внутренней части, которое функционировало вплоть до 1999 года. В 20-ые годы советской власти родственники старосты все имущество передали колхозу. Похоронен Василий Артемьевич в родном наслеге со всеми почестями достойного человека, старосты, почетного инородца, гражданина. Вплоть до начало XXI века в сельском погосте мы видели удивительный по красоте семейный надгробный памятник, единственный в улусе, сельских старост-меценатов и попечителей Габышевых Артемия Семеновича и его сына Василия Артемьевича. Надгробный памятник в виде часовни на углах надгробия установлены деревянные колонны высотой 3 метра, а сверху огромный купол с крестом. Купол сверкал серебром, при солнце невозможно было смотреть на него. Верх был покрыт толстым железным листом и покрашен желтой краской. Сооружение выглядит намного больше, чем обычный памятник. Такие надгробные сооружения обычно подходили для семейных захоронений. Памятник был заказан в городе Иркутске, что очень редкое явление. Сегодня семейный склеп- исторический памятник XIX века старост-меценат в удручающем, полуразрушенном состоянии. И тем не менее, необходимо вести работу по увековечивании памяти старосты-мецената Василия Артемьевича Габышева. История никогда не поворачивает назад, не восстанавливает прошлого, она всегда неизменно идет вперед.

Доклад Голомарева Жени занявшего в районных Корниловских чтениях 1-место на тему: «Трагические события гражданской войны в селе Улахан-Мунку»

Данный доклад это - один из фрагментов истории села, к сожалению, одной из самых трагичных и обойти стороной часть нашей истории мы не можем. О расстреле коммунистов и активистов советской власти в местности Суур Yрэ5э, что в 32 километрах от г.Олекминска-Долины Аанньаах. Сейчас это история порядком позабылась, время другое. Что же произошло в 29 верстах от г.Олекминска летом 12 августа 1922 года. Ведь с момента трагедии минуло столько лет, и многие детали случившегося, не нашедших отражения в официальных документах, просто стерлись из людской памяти. 12 августа 2017 года исполнилось 95 лет со дня расстрела первых коммунистов и активистов Советской власти села Улахан-Мунку. Место расстрела коммунистов и активистов советской власти Суур Yрэ5э в 16 километрах от села. В советскоевремя это место знал каждый пионер, сюда приезжали ветераны, коммунисты, комсомольцы, передовики производства. Место расстрела, тогда было местом паломничества всего улуса. Последний поход общественности в улусном масштабе на место трагических событий августа 1922 года организовал в марте 1983 году учитель биологии, краевед Юнкюрской средней школы Иван Петрович Федоров. Это был улусный, комсомольский лыжный десант, где установили деревянный обелиск на самом утесе, на месте расстрела коммунистов (подробно вы можете познакомиться со статьей И.П. Федорова в улусной газете «Знамя Октября» за март 1983 г.). А сами комсомольцы села Улахан-Мунку ездили в июне 1986 году с освобожденным комсомольским секретарем Альбертом Габышевым перед распадом СССР. Сегодня на месте расстрела мы видим, удручающую картину стоит еле уцелевший, маленький деревянный памятник поставленный учащимися средней школы № 4 г. Олекминска в 1974 году.

Кроме коммунистов были активисты советской власти с других сел это: Будущев Семен Егорович, Габышев Михаил Акимович, Дягелев Георгий Иванович, Корнилов Иван Федорович, Самсонов Тимофей Лазаревич. Какими были первые коммунисты нашего села. В далеком 1922 году Улахан-Мунку и селом назвать было трудно, люди в основном жили по алаасам (долина, ровная местность обычно возле реки или

озера). Сейчас алаасы сохранились как етех (заброшенное жилье), сенокосные угодья и ягодные места. Их было трое: Бачисов Николай Егорович - член РКП (б) уроженец с. Улахан-Мунку (Мальжегарск, Олекминского округа) из семьи крестьянина-бедняка, 30 лет, член волревкома, боец Красной дружины Олекминского округа. Женат, имеет детей [5]. Боттоин Семен Егорович- член РКП (б) уроженец с Улахан-Мунку (Мальжегарск, Олекминского округа) из семьи крестьянина-бедняка, 33 года, член волревкома, боец Красной дружины Олекминского округа. Женат, имеет детей [6]. Нутчин Александр Иннокентьевич-был председателем Больше-Черепаниховского сельревкома, а также членом волревкома [7]. (Он сумел убежать и предупредить Красную дружину округа, о захвате членов волревкома. Прожил достойную жизнь коммуниста 1889-1980 г.г.).

Все трое жили по соседству. Алаасы (место жилья на ровной местности, поляне), где они проживали, граничили друг с другом алаас Туукка, Олоксоон, Сь±ан. Три друга, три товарища с детства хорошо знали друг друга, мечтали о лучших временах, но их объединяло не только это. Трое неграмотных молодых людей, вступили в коммунистическую партию веря, в светлое будущее. Несомненно, лидером был Нутчин Александр Иннокентьевич, по всей вероятности, он и сагитировал друзей вступить в партию. А в это время восставшие против Советской власти белобандитские отряды, поддерживаемые и науськиваемые местными богачами, начали злобно преследовать большевиков, активистов, поддерживающих их идеи, наказывать и зверски убивать. Началась кровавая борьба, так в Олекминском округе зверствовала банда белоповстанца Тихона Алексеева. 11 августа коммунистов села пригласили на собрание активистов в село Куччугуй-Мунку, белоповстанцы быстро узнали о собрании.

По воспоминаниям очевидцев и старожилов то лето было жаркое и сухое, хозяйки готовились к утренней дойке коров, как в сайылык (летнее животноводческое хозяйство) ворвался конный, бандитский отряд с пленными коммунистами (пленных разули, связав руки за хвосты лошадей волокли избивая кнутом), по приезду их заперли в амбар. Забив чью-то скотину, бандиты устроили пир, а испуганное население сайылыка попряталось по балаганам. В полдень главарь Т. Алексеев дал команду провести обыск в балаганах, с целью найти коммунистов. Коммунистке Анне Нутчиной с грудным ребенком удалось спрятаться в погреб, на вопрос где Анна, сказали, что она уехала в город Олекминск. Так Анне Нутчиной, чудом удалось спастись от кровавой расправы белобандитов. Белоповстанцы торопились, местность они не знали, быть проводником принудили хорошо знавшего тайгу местного жителя Егора Жулева (он смог сбежать от них), за что его необоснованно селяне обвинили в пособничестве. 12 августа утром они спешно покинули сайылык. У обессиленных пленников не было сил двигаться дальше, а банда торопилась, они знали, что по следам идет Красная дружина округа. И тогда главарь Т. Алексеев дал приказ расстрелять пленных. Повстанческий отряд Т. Алексеева был полностью уничтожен в районе села II- Нерюктяйинск. Коммунистов и активистов советской власти похоронили в одной братской могиле в г. Олекминске, позднее был воздвигнут обелиск в деревянном исполнении, затем в каменном.

Память

(посвящается первым коммунистам села Улахан-Мунку героям Суур Yрэ5э)

Позабыто давно это место людьми...

Лишь ветра шум и журчание ручья из года в год.

Почему по весне не слышны голоса девчат и ребят?

Неужели память людская так коротка.

Не понять героям тех лет, что время другое сейчас.

Как и не понять молодым, что были отданы жизни за справедливость, равенство и свободу.

Но есть память, память должна привести юность сюда.

Верьте, герои, что Вы не забыты!

Верьте, памяти людской,

Не напрасно пролита ваша кровь,

Не напрасно отдана ваша жизнь!

Выводы. Таким образом, в деятельности кружка «Алаа^ш ыллыга» содержатся широкие возможности для поддержки и стимулирования процесса позитивной социализации обучающихся, развития у них социально значимых положительных свойств личности, включения подростков в процесс позитивного преобразования социума. Кружковцы узнали наиболее важные позабытые исторические события и достопримечательности села, семейные корни, традиции народов, особенности своего улуса. Научились проводить исследования и участвовать в научно-практических конференциях, занимать призовые места.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 - ФЗ

2. Ищук Г.Н. Место краеведческой деятельности в школьном образовании / Г.Н. Ищук // Народное образование. Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 89

3. Винокурова Л.Е. Актуальные вопросы краеведения в Якутии / Л.Е. Винокурова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016. С. 177-120.

4. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение / А.Е. Сейненский. - М., Педагогическое общество России, 2014. С. 192.

5. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.110.Оп.2.Д.15.

6. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.125.Оп.3.Д.18.

7. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.117.Оп.4.Д.9.

8. Якутские епархальные ведомости. Якутск. 1890. № 1. С. 98.

Педагогика

УДК: 37

кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» ( г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; обоснована необходимость переосмысления содержательного и процессуального компонентов повышения квалификации; сделан акцент на инноватику как ведущий принцип непрерывности образования.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических кадров; непрерывность профессионального образования; инновации в образовании; индивидуальный маршрут профессионального совершенствования.

Annotation. The article deals with the problems of the Organization of the system of continuous training of teachers; the necessity of rethinking the substantive and procedural components of training; the emphasis on innovation as a leading principle of continuity of education.

Keywords: professional development of pedagogical personnel; continuity of professional education; innovations in education; individual route of professional development.

Введение. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, что требует существенных изменений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Необходимы системные изменения в области содержания педагогического образования, технологий его реализации; обеспечения его непрерывности и, главное, качества в соответствии с социальным заказом. Повышение качества образования является следствием развития целостной образовательной системы, которая в свою очередь развивается при условии развития каждого ее компонента.

Изложение основного материала статьи. Изменения во всех областях социально-экономической жизни страны, равно как и образовательные тенденции всего мирового сообщества, наблюдаемые сегодня, предъявляют новые требования к качеству образования, которое приобретает характер непрерывной массовой социокультурной практики. В соответствии с реалиями современного общества образовательный процесс направлен на раскрытие потенциала и наиболее полное развитие личности, что требует разработки и создания специфической развивающей образовательной среды, обеспечивающей возможность реализации индивидуальной траектории личностного развития через эффективное взаимодействие в поиске решений общих образовательных задач. Каждый должен овладеть способами деятельности и общения в условиях непрерывно развивающегося поликультурного сообщества, уметь применять полученные знания и навыки для профессиональной и личностной самореализации.

Непрерывность профессионального образования осознается сегодня как необходимое требование, предъявляемое к специалисту в любой сфере деятельности. Стремительность социально-экономических преобразований, внедрение новейших наукоемких технологий, равно как и образовательные тенденции всего мирового сообщества, наблюдаемые сегодня, предъявляют новые требования к качеству педагогического образования, уровень которого во многом зависит от успешной координации действий и взаимодействий различных ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций. Вполне очевидно, что планируемые результаты при этом во многом будут определяться уровнем развития системы непрерывного педагогического образования и ведущими тенденциями его модернизации [2].

Сегодня становятся актуальными методы обучения, технологии, ориентированные, прежде всего, на развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности. Вполне очевидно, что основной задачей педагогического образования на разных его этапах, в том числе и в период повышения квалификации в условиях вуза становится содействие развитию профессиональной компетентности педагога - его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления общего образования [3].

Система повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональным стандартом «Педагог» должна быть направлена на приращение важнейших компетенций учителя, реализующего функции воспитания, обучения и развития. Педагог в соответствии с социальным заказом должен владеть современными образовательными технологиями и понимать возможности и специфику их использования в работе с различными категориями участников образовательных отношений, должен не допускать профессиональных перегрузок, быть готовым к стрессовым ситуациям, уметь быстро из них выходить, обладать стремлением к самообразованию на протяжение всей жизни [2]. Подобные личностные качества педагогу необходимо воспитывать и у обучающихся.

В соответствии с реалиями современного общества образовательный процесс направлен на раскрытие потенциала и наиболее полное развитие личности, что требует разработки и создания специфической развивающей образовательной среды, обеспечивающей возможность реализации индивидуальной траектории личностного развития через эффективное взаимодействие в поиске общих решений. На смену традиционным методам, технологиям и формам обучения приходит обучение с использованием электронных образовательных ресурсов. Педагоги среди форм повышения квалификации все чаще избирают формы дистанционные. И с этим нельзя не согласиться, поскольку данная форма позволяет не только ориентироваться на дифференциацию временных ресурсов и темпа освоения материала и развития педагогических компетенций, но и выбирать индивидуальный маршрут профессионального совершенствования и саморазвития с учетом актуальных потребностей каждого. Целями и задачами занятий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.