Научная статья на тему 'Краеведческая деятельность как фактор сохранения родного языка'

Краеведческая деятельность как фактор сохранения родного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крайний Север России / обряд / фольклор / краеведческая деятельность / социально-культурная деятельность / Far North of Russia / rite / folklore / regional studies / social and cultural activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. М. Атласова

Статья посвящена вопросам приобщения детей и подростков к национальным языкам и культуре, созданию педагогических условий организации краеведческой деятельности. Тематические проекты, посвященные изучению малой родины, способствуют развитию патриотизма. Прошлое и настоящее родного села или города, толкование названий его улиц, изучение основных памятников и достопримечательностей, биографий знаменитых земляков – всё это обогащает духовный мир человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY ACTIVITY AS FACTOR PRESERVATIONS OF THE NATIVE LANGUAGE

The article is devoted to the issues of familiarizing children and adolescents with national languages and culture, creating pedagogical conditions for organizing local history activities. Thematic projects dedicated to the study of a small homeland, contribute to the development of patriotism. The past and present of the native village or city, the interpretation of the names of its streets, the study of the main monuments and attractions, biographies of famous countrymen – all this enriches the spiritual world of human.

Текст научной работы на тему «Краеведческая деятельность как фактор сохранения родного языка»



РАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

УДК 371:39

М. М. Атласова

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Статья посвящена вопросам приобщения детей и подростков к национальным языкам и культуре, созданию педагогических условий организации краеведческой деятельности. Тематические проекты, посвященные изучению малой родины, способствуют развитию патриотизма. Прошлое и настоящее родного села или города, толкование названий его улиц, изучение основных памятников и достопримечательностей, биографий знаменитых земляков - всё это обогащает духовный мир человека.

Ключевые слова: Крайний Север России, обряд, фольклор, краеведческая деятельность, социально-культурная деятельность.

M. M. Atlasova

North-Eastern Federal University in Yakutsk, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Belinskogo str., 58, 677000, Yakutsk, The Sakha (Yakutia) Republic, Russian Federation

LOCAL HISTORY ACTIVITY AS FACTOR PRESERVATIONS OF THE NATIVE LANGUAGE

The article is devoted to the issues of familiarizing children and adolescents with national languages and culture, creating pedagogical conditions for organizing local history activities. Thematic projects dedicated to the study of a small homeland, contribute to the development of patriotism. The past and present of the native village or city, the interpretation of the names of its streets, the study of the main monuments and attractions, biographies of famous countrymen - all this enriches the spiritual world of human.

Keywords: Far North of Russia, rite, folklore, regional studies, social and cultural activity.

Для цитирования: Атласова М. М. Краеведческая деятельность как фактор сохранения родного языка // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 147-153.

АТЛАСОВА МИХНАСА МИХАЙЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова ATLASOVA MIKHNASA MIKHAILOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of teaching technique the Yakut language, literature and national culture of Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the Northeast, North-Eastern Federal University in Yakutsk

e-mail: mikhnasa@mail.ru © Атласова М. М., 2017

В Якутии разработка национально-региональной образовательной концепции началась ещё в конце прошлого века, что способствует сегодня широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и традиций. Этим и определяется интерес к национально-региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания.

Однако в диссертационных исследованиях и публикациях по краеведческой деятельности, где анализируется состояние практики, подчёркивается отрывочность, несистематичность этой работы в педагогической деятельности школьных коллективов. В одной школе хорошо организована работа по ознакомлению учеников с местным материалом в учебном процессе. В другой — школьники активно вовлечены в деятельность музея, который функционирует автономно в общей системе работы школы. В третьей - творчески работают фольклорные группы и т.д. Анализ практики краеведческой деятельности школьников в Якутии даёт аналогичные результаты: в полной мере система целенаправленной работы по приобщению детей к культуре своего народа в условиях школы создана не везде, тем не менее краеведческая деятельность привлекает и детей, и взрослых.

Передовой опыт школ и коллективов, где разрозненно представлена та или иная картина краеведческой деятельности школьников, показывает богатые возможности отдельных направлений этой деятельности для приобщения их к национальной культуре. Рассмотрим это на опыте некоторых школ. Чтобы получить более яркое представление, про-

анализируем опыт школ, расположенных в различных природно-экономических регионах.

Перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера, огромен и охватывает по площади большую часть северной и восточной части России. Крайний Север находится в большой отдаленности от территорий Центральной России. Климат здесь чрезвычайно суровый, что обусловлено многолетней мерзлотой. Бесконечные просторы тундры заселены самыми выносливыми и сильными народами Севера. Коренным населением северных областей России являются народы Севера, Дальнего Востока и Сибири: многочисленные буряты, якуты, карелы, тувинцы, коми и другие. Есть и малочисленные народы. В российской тундре живут ненцы, чукчи, саамы, эскимосы, нанайцы, коряки, эвенки и другие народы, пытающиеся сохранить свои традиционные промыслы и хозяйство. Большая часть из них ведёт кочевой и полукочевой образ жизни. Кроме коренного населения, здесь живут и работают люди разных национальностей.

В Якутии проживают представители коренных малочисленных народов Севера: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Сохранение их самобытности является одной из приоритетных задач национальной политики, поэтому языки народов Севера признаются официальными в местах их проживания, ими пользуются так же, как и государственным языком. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Якутии проживает: эвенов - 14 809 чел., эвенков - 21 269 чел., юкагиров - 1 283 чел., долган - 1 905 чел., чукчей - 665 чел. Национальные языки -эвенский, эвенкийский, юкагирский, чу-

котский - изучаются в более сорока школ республики.

В наши дни в столице Якутии ежегодно устраиваются и национальные праздники. Эвинэк - национальный праздник, символизирующий встречу Нового года у эвенов. Обычно он начинался с мая циклом обрядов, а кульминацией становился обряд встречи солнца - в июне в период летнего солнцестояния на специальном священном месте у двух ритуальных деревьев. Эти деревья означали небесные ворота. Убивали жертвенного оленя, символизирующего старый год. Когда утром солнце поднималось, в ритуальном круговом танце, перешагнув через небесные ворота, люди обращались к духу матери-солнца с просьбой дать счастливую судьбу людям, послать охотничью удачу. Движение через второй костер по ходу солнца символизировало переход к Новому году.

Праздничная программа Эвинэк теперь включает в себя и парад муниципальных наслегов, традиционный хороводный танец Лэдьэ», конкурсы национальных костюмов, национальных блюд, эвенских песен, национальных кукол, спортивные состязания, кидание оленьего маута, прыжки через нарты, весёлые старты для детей.

Бакалдын - национальный праздник эвенков. Программа традиционного эвенкийского праздника Бакалдын начинается с совершения обрядов: очищения, поклонения речке, умасливания ритуального столбика, кормления огня. В полдень поднимается флаг Ассоциации эвенков республики. Проводятся выставки «Лучшая экспозиция» и «Знаменитые земляки». После поздравительных выступлений идет праздничная концертная

программа «По заветам предков», затем начинаются конкурсы на лучший эвенкийский костюм, спортивно-развлекательная программа, созданная на основе игр народов Севера: мас-реслинг, ловля хариуса, бросание оленьего маута, эвенкийский футбол и т.д. Параллельно идут конкурсы запевал хороводов, другие эт-ноконкурсы, во время совершения специальной церемонии «Эстафета Бакалды-на» вручается следующему северному улусу.

На национальных праздниках молодёжь, участвуя в обрядах, соприкасается с народными корнями, начинает чувствовать свой род ближе. При этом молодые люди получают от взрослых традиционные знания и умения. А самое главное - через них им прививается любовь к традиционным занятиям, и в какой-то степени всё это обеспечивает усвоение ими необходимых норм отношений, поведения в определённом коллективе.

Опыт сохранения родных языков, литературы, фольклора народов Севера в республике накоплен достаточный. Проводятся экспедиции, экскурсии, походы - как формы организации краеведческой деятельности, которые выполняют образовательную и воспитательную функции. Их можно отнести к видам общественно полезной работы. В практике деятельности образовательных учреждений они занимают определённое место, хотя, как показывает анализ работы данных учреждений, они проводятся эпизодически, от случая к случаю. А там, где они стали традиционными, познавательные походы и экскурсии составляют органическую часть педагогического процесса.

Сама по себе экскурсия является самобытным, творческим, увлекательным

методом познания и воспитания. Социально значимые функции, выполняемые экскурсиями, имеют особое значение на современном историческом этапе, отличающемся снижением культурно-образовательного уровня общества и некоторой утратой им патриотических ориентиров. Образовательная функция экскурсий играет важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то история, природное наследие или социальные явления.

Во все времена экскурсоведение поддерживало традиции конкретных исторических исследований, строя процесс познания на обращении к подлинным источникам и умении извлечь из них важную информацию. Воспитательная функция экскурсий оказывает воздействие на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода. Попутно экскурсии выполняют организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы. В какой-то мере они являются связующим звеном между государственной политикой в области просвещения и культуры и деятельностью общественности.

Актуализация экскурсионной деятельности неизбежно способствует активизации мероприятий по сохранению культурно-исторических объектов территорий и музейных коллекций, подъёму культурного уровня народа, увеличению посещаемости музеев. Обращение к опыту экскурсионной практики может оказать значительную помощь во внедрении прогрессивных методов воспитания патриотизма. Например, Намская общеобразовательная школа расположена в центральном сельскохозяйственном

улусе (районе) республики. Население в основном якуты, занято разведением крупного рогатого скота, коневодством, отчасти земледелием. Воспитательная работа школы направлена на привитие учащимся любви к малой родине, поскольку именно через бытовой уклад своего народа старшее поколение передает детям свой жизненный опыт, знания, своё отношение к жизни. Краеведение раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей жизни страны, почувствовать к ней причастность каждой семьи и признать своим долгом, честью стать лучшим наследником лучших традиций родного края. Помимо этого, ученикам прививаются полезные навыки, например, умение общаться с людьми, задавать вопросы, поддерживать разговор.

Знаменательна творческая работа опытного учителя начальных классов О. М. Кириллиной. Ольга Михайловна во внеурочной деятельности со школьниками работает по проекту «Родной край». Цель - через изучение этнографии, культуры жителей данной территории, особенностей быта, природы местности приобщить детей к культуре народа саха. Для учеников начальных классов на переменах организуются различные игры предков. Малыши с удовольствием играют в жмурки, участвуют в перетягиваниях палок и каната; мальчиков привлекает подъём тяжестей. Также нравятся детям древняя популярная игра в зверей, птиц. Дети с удовольствием отгадывают якутские загадки, соревнуются в знании пословиц и поговорок. Так, дети уже с младших классов через изучение национальных игр, загадок, фольклора получа-

ют сведения о природных явлениях, животном и растительном мире своего края, о видах национальных игр.

Содержание курса «Родной край» состоит из тематических рассказов об истории семьи, родного улуса, республики. Основная тематика: история родного края; исторические памятники улуса; знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых земляков и их ролью в становлении и развитии улуса, республики. А также географическое расположение, природные ресурсы, климатические условия родного улуса и республики, природа родного края.

Занятия состоят из теоретических и практических частей - обзорных экскурсий, где учащиеся выступают не только как слушатели, но и как активные участники экскурсии (из состава самих детей отбирается группа школьных экскурсоводов).

В Хабаровском крае существует интересный опыт сохранения родного языка. В нанайской общеобразовательной школе, где дети разных национальностей все до единого изучают родной язык малочисленного народа - нанайцев. И вот почему. В классе обычно учатся двадцать - двадцать пять учеников, все они - представители различных национальностей: в основном русские, украинцы и представители малочисленных народов. Если учить только нанайцев родному языку, то дети видят по расписанию, что у них уроков больше, чем у других школьников, поэтому у них пропадает желание посещать уроки нанайского языка, так как одноклассники в это время уходят домой отдыхать.

По этой же причине в отдельных регионах сохраняется ограниченность в

образовании на родных языках, изучении и использовании родного языка. Постепенно происходит отчуждение от родных корней. Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что если нет языка, тем более нет народа [6, с. 227].

Поэтому очень мудро поступает педагогический коллектив названного образовательного учреждения: по расписанию теперь каждый школьник учит нанайский язык с первого класса. И порой малыши лучше понимают и знают этот язык, остальные подтягиваются за ними. При этом решается еще одна социальная задача: у коренных народов должны быть перспективы на будущее и должно быть право на дальнейшее существование.

Основными методами освоения национального языка выступают: объяснительно-иллюстративный; метод демонстрации: схемы, карты, таблицы; поисковый метод: работа с экспонатами, литературой и т.д.; метод упражнения, где часто применяются викторины, интеллектуальные игры, экскурсии. Формы работы используются различные: коллективно-индивидуальные, групповые: беседы, экскурсии; самостоятельное обращение к художественной, справочной литературе; работа с материалами историко-этногра-фического музея.

Планируемые результаты реализации программы следующие: ученик научится уважать культуру, традиции, обычаи родного народа; осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала из дополнительной литературы; фиксировать полученную информацию с помощью инструментов ИКТ, при этом он действует с творческим коллективом, где нужно уметь найти общий язык, договориться, прийти к общему решению.

Критерии результативности: общее состояние уровня знаний учащихся о родном крае; участие в районных, региональных, республиканских поисково-исследовательских конференциях, конкурсах, ученических чтениях; активность учащихся во внеурочной деятельности; уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы, родного села.

Все указанные виды школьной краеведческой деятельности по приобщению учащихся к народной культуре имеют общую психолого-педагогическую основу. Психолого-педагогические исследования подчёркивают, что важную роль для занятий каким-либо видом деятельности играют потребности человека, на основе которых развиваются интерес и увлечённость.

Потребности должны быть сформированы. Они, как известно, являются одним из основных свойств личности, во многом определяющим её отношение к природе, обществу и человеку, степень её активности. При приобщении учащихся к национальной культуре необходимо опираться на потребности в познании, эстетическом наслаждении народным искусством, в общении с людьми, в активной общественной деятельности.

Другими словами, потребности развиваются в процессе деятельности. И только формируя потребности через активное включение подростков в творческое созидательное преобразование быта, культуры народа, можно успешно приобщить их к национальным обычаям, искусству в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания.

Примечания

1. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск : Наука, 2008. 494 с.

2. Атласова М. М. Технологические особенности приобщения к национально-этнической культуре. Якутск : Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2015. 200 с.

3. Атласова М. М. Школьное краеведение в контексте национальной культуры. Москва, 2010. 177 с.

4. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник : для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность». Москва : МГУКИ, 2007. 479 с.

5. Киселева Т. Г., КрасильниковЮ. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУК, 2004. 539 с.

6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 томах / [вступ. ст., сост. и примеч. С. Ф. Егорова] ; Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1988-1990. Том 5. 1988. 526 с.

7. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности : диссертация на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05 / Ярошенко Николай Николаевич ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2000. 414 с.

References

1. Alekseev N. A. Etnografiya i fol'klor narodov Sibiri [Ethnography and folklore of the peoples of Siberia]. Novosibirsk, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2008. 494 p.

^ Социально-культурная деятельность ВНТг 1

2. Atlasova M. M. Tekhnologicheskiye osobennosti priobshcheniya k natsional'no-etnicheskoy kul'ture [Technological features of familiarizing with national-ethnic culture]. Yakutsk, Publishing House of the North-Eastern Federal University, 2015. 200 p.

3. Atlasova M. M. Shkol'noye krayevedeniye v kontekste natsional'noy kul'tury [School local studies in the context of national culture]. Moscow, 2010. 177 p.

4. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2007. 479 p.

5. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Socio-cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.

6. Ushinsky K. D. Pedagogicheskiye sochineniya, v 6 tomakh. Tom 5 [Pedagogical works, in 6 volumes. Vol. 5]. Moscow, Publishing House «Pedagogy», 1988. 539 p.

7. Yaroshenko N. N. Pedagogicheskiye paradigmy teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Diss. dok. ped. nauk [Pedagogicalparadigms of the theory of socio-cultural activity. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2000. 414 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.