И.Г. АКПЕРОВ, профессор, зам. председателя Совета ректоров Ростовской области
Структурные изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни России в начале 1990-х гг. оказали существенное влияние на систему высшего профессионального образования, которая стала более демократичной и многообразной. Потребности формирования новой рыночной экономики привели к значительному росту интереса к новым «рыночным» специальностям и, как следствие, к увеличению количества высших учебных заведений и их структурных подразделений (филиалов и представительств). Сформировался крупный сектор негосударственного образования, который прошел путь от становления к устойчивому развитию. Сегодня этот сектор образования является неотъемлемым элементом российской системы ВПО. Больших успехов негосударственное образование добилось в Южном федеральном округе. Как видно из таблицы, Юг России обладает устойчивой
Общественная оценка качества образования в ЮФО
сетью образовательных учреждений ВПО. При таком многообразии вузов и их филиалов наблюдается и весьма широкий спектр программ подготовки специалистов, причем разного качества, что в полной мере относится как к государственным, так и к негосударственным вузам. Дело, таким образом, заключается не в принадлежности вуза к государственному или негосударственному сектору, а в компетентности специалистов, выпускаемых вузами на рынок труда.
Вопрос гарантии качества образования в России решается в настоящее время государственной системой оценки качества образования, т.е. процедурами, которые разрабатывает Рособр-надзор. Государственный орган вводит критерии качества образования, определяет их интерпретацию, вырабатывает методику и процедуры оценки качества, предлагая использовать эти конструкции всему образовательному сообществу.
Таблица
Количество аккредитованных вузов и филиалов, действующих на территории ЮФО
Субъект ЮФО Количество вузов Количество филиалов
государст- негосударст- государст- негосударст-
венных венных венных венных
Астраханская область 5 0 8 6
Волгоградская область 11 4 12 20
Кабардино-Балкарская республика 3 1 2 1
Карачаево-Черкесская республика 2 0 6 3
Краснодарский край 14 21 53 23
Республика Адыгея 2 0 6 2
Республика Дагестан 6 6 24 6
Республика Ингушетия 1 1 0 1
Республика Калмыкия 1 0 5 4
Республика Северная Осетия - Алания 6 5 0 2
Ростовская область 18 10 38 14
Ставропольский край 11 13 39 17
Чеченская республика 3 0 0 2
Итого 83 61 193 101
С формальной, нормативно-правовой точки зрения система оценки качества образования в России носит государственно-общественный характер, поскольку «высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию» (ст. 39, п.25 закона «Об образовании»), а к внешней оценке качества привлекаются представители академического сообщества, работодатели, студенты, общественные объединения и организации. При этом и сама Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки состоит не только из чиновников министерств и ведомств, но и из сотрудников вузов различных организационно-правовых форм, а также из представителей общественных организаций и работодателей. Вместе с тем участие академического сообщества в процедуре аккредитации сводится, как правило, к выполнению экспертных и рекомендательных функций, а оценка качества образования зависит исключительно от решения государственного органа.
Мировой опыт оценки качества образования во многом использует систему общественно-профессиональной оценки с привлечением общественных организаций и профессиональных сообществ, которые признаны государственными и общественными институтами. В последнее время и в России стали развиваться элементы общественного контроля качества образования: ассоциации работодателей приступили к разработке профессиональных стандартов, представители отраслевых объединений формируют квалификационные требования к выпускникам вузов, рейтинговые агентства ведут мониторинг образовательных программ, а экспертные сообщества проводят общественную аккредитацию [1].
Формирование общественной системы оценки качества не быстрый про-
цесс, особенно в условиях многокультурного, многоконфессионального и многонационального Юга России. Он может реализовываться через общественные инициативы, через создание прозрачных и согласованных общественных механизмов оценки качества, таких как сети аккредитационных агентств, или агентств гарантии качества. Примером может служить формирование и развитие Южного регионального отделения АККОРК.
Систему образования ЮФО можно охарактеризовать следующими процессами:
• интеграция вузов и совершенствование внутривузовского менеджмента (ЮФУ, ЮРУ, МАСНОУЮР, Аграрная ассоциация и пр.);
• закрытие слабых, неэффективных вузов, в особенности их филиалов и представительств (в системе как негосударственных, так и государственных вузов и ссузов);
• усиление роли местных органов управления образованием и наукой (передача постлицензионного контроля в органы местного самоуправления) и роли общественных организаций в проведении образовательного аудита;
• подготовка вузов к массированному «вторжению» западных вузов при вхождении России в ВТО и переходе российского образования на многоуровневую систему;
• ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг под влиянием демографических процессов, миграции населения;
• создание крупным бизнесом системы корпоративного обучения и развитие системы дополнительного образования.
В качестве реакции системы образования на современные требования можно рассматривать следующие процессы: укрупнение ресурсной базы системы образования (создание Южно-
го федерального университета, объединение государственных и негосударственных вузов в профессиональные ассоциации, объединения и т.п.); постепенный переход к открытости системы образования; общественная аккредитация образовательной деятельности (национальные и международные аккредитационные агентства, открытость схемы финансирования и т.п.); развитие диалога между государственной и негосударственной системами образования (аналогичного диалогу между крупным, средним и малым бизнесом).
Сформированное в 2008 г. Южное региональное отделение АККОРК ставит следующие задачи.
■ Проведение процедуры оценки качества образовательных услуг, оказываемых вузами, реализующими программы высшего профессионального образования (проведение образовательного аудита), по нормативным документам и учебно-методическим материалам агентства.
■ Мониторинг образовательной деятельности вузов ЮФО с целью получения объективных данных о его состоянии и перспективах развития, определения наиболее интересных для вуза секторов рынка образовательных услуг, сегментированного по образовательным программам, уровням получения образования, региональной дифференциации и развитию сети филиалов.
■ Содействие вузам в развитии перспективных направлений в области новейших технологий организации образовательной деятельности и внут-ривузовского менеджмента качества.
■ Выработка рекомендаций, основанных на опыте реализации инновационных проектов, направленных на упрочение репутации вуза и укрепление его позиций на региональном рынке образовательных услуг.
Для осуществления единой политики в рамках АККОРК была разработана структура управления Южным отделением, которая позволяет, во-первых, эффективно взаимодействовать с головной организацией, во-вторых, учитывать региональные особенности. В качестве «законодательного» органа отделения выступает Высшая экспертная комиссия (ВЭК), в составе которой - наиболее авторитетные представители ВПО Юга России. Обязательным условием работы ВЭК является регулярная ротация состава членов комиссии, а ее председатель по положению входит в Высший экспертный совет АККОРК.
Как заявлено Министерством образования и науки РФ, по высоким национальным и международным критериям ключевыми могут быть признаны около 100 вузов, из них 20-25 - общенациональными, а 75-80 - системообразующими [2]. Такая постановка вопроса свидетельствует о необходимости определения государственных приоритетов в сфере ВПО, что в конечном счете должно привести к процессам существенной интеграции в системе
ВПО. Сама по себе эта идея не нова. Казалось бы, в эпоху рыночных отношений и усиливающейся конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг процессы интеграции конкурентов нелогичны. Тем не менее опыт Юга России опровергает такое мнение.
Уже в самом начале формирования рынка образовательных услуг (1997 г.) 21 вуз и 13 территориальных и региональных органов управления образованием и наукой ЮФО заключили договор о совместной деятельности по развитию объединения учебных заведений Юга России и о создании Южно-Российского центра академической мобильности (ЮРЦАМ). Нужно отметить, что на сегодняшний день ни одна из сторон не вышла из данного договора! За более чем 10-летний период существования ЮРЦАМ и при его активном участии были осуществлены десятки различных мероприятий, в том числе международные конференции, семинары и симпозиумы, академический обмен студентами, учеными и преподавателями, выиграны и реализованы различные гранты и т.д.
Другим ярким примером межвузовской интеграции может служить созданная в 1995 г. Межрегиональная ассоциация специалистов негосударственных образовательных учреждений Юга России (МАСНоУюР). Ее целью является удовлетворение профессиональных и иных интересов ее членов путем расширения связей образовательных негосударственных учреждений как внутри Российской Федерации, так и за рубежом, что будет способствовать формированию высокопрофессиональных преподавательских кадров, решающих образовательные задачи в современных условиях.
МАСНОУЮР осуществляет свою деятельность на территории всех субъектов Южного федерального округа. Сегодня членами ассоциации являются
более 40 высших учебных заведений негосударственного сектора. Являясь, с одной стороны, конкурентами на рынке образовательных услуг, а с другой -членами ассоциации, эти вузы за почти пятнадцатилетнюю историю функционирования негосударственной образовательной системы не только заявили о своем существовании, но и практически реализовали принципы развития негосударственного образовательного пространства ЮФО. За короткий срок членам ассоциации удалось на деле продемонстрировать такие потенциальные достоинства негосударственных вузов, как индивидуализация обучения, использование эффективных образовательных технологий и прогрессивных форм реализации образовательных программ высшего профессионального образования, постоянное совершенствование учебно-материальной базы, подготовка конкурентоспособных специалистов, выполнение инновационных проектов и др.
Можно привести также пример профессионального объединения аграрных вузов и научно-исследовательских институтов Ростовской области в Донскую аграрную научно-образовательную ассоциацию (ДАНОА). В нее входят: Донской государственный аграрный университет, Азово-Черноморская агроинженерная академия, Новочеркасская государственная мелиоративная академия, Ростовский институт переподготовки кадров агробизнеса, Ростовский институт повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса, ВНИИ экономики и нормативов, ВНИИ и ПТИ механизации и электрификации сельского хозяйства, Донской зональный НИИ сельского хозяйства, ВНИИ виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко и др. - всего 22 учреждения и организации. Потенциал ДАНОА характеризуется следующими показателями: общее количе-
ство студентов - 22 913 чел.; общее количество учащихся СПО и НПО -11 133 чел.; общее количество сотрудников - 4835 чел.; общее количество преподавателей - 789 чел. (из них профессоров, докторов наук - 232 чел.); аспирантов, докторантов - 1232 чел.
Перспективным опытом интеграции «снизу» является объединение четырех ведущих негосударственных вузов ЮФО в образовательный холдинг «Южно-российский университет» (ЮРУ). Он преследует следующие главные цели:
• формирование единого образовательного пространства в регионе;
• интеграция научных, методических, воспитательных и кадровых ресурсов;
• формирование единой системы обеспечения качества образования;
• объединение информационных ресурсов и т.д.
В настоящий момент в состав ЮРУ входят четыре вуза: Институт управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону), Северо-Кавказский социальный институт (Ставрополь), Южный институт менеджмента (Краснодар) и Волгоградский институт бизнеса (Волгоград). Еще два вуза подали заявки на вхождение в холдинг.
Формирование крупных научно-образовательных комплексов в последнее время осуществляется также и «сверху». Создание федеральных университетов придаст дополнительный импульс динамике процесса системной модернизации высшего профессионального образования и позволит ре-
шить задачи социально-экономического развития регионов, входящих в «юрисдикцию» таких университетов. По мнению авторов статьи [3], это придаст дополнительный импульс динамике процесса системной модернизации высшего профессионального образования, упорядочению структуры высшей школы.
Вместе с тем, на наш взгляд, само объединение ресурсов (или «накачка» ресурсами объединенных структур в системе ВПО из бюджетов различного уровня) еще не является гарантией высокого качества выпускников таких учебных заведений. Увеличение ресурсной базы вузов является лишь необходимым, но далеко не достаточным условием роста качества. И в этом смысле разработка критериев, по которым должна оцениваться система качества в таких учебных заведениях, - это актуальная задача для общественно-профессионального сообщества на ближайшее будущее.
Литература
1. Наводнов В. Материалы семинара для про-
ректоров вузов «Новое в системе гарантии качества высшего образования». URL: - http:/ / www/ nica.ru/ main.ru/ phtml
2. См.: Жураковский В., Федоров И. Модерни-
зация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. №1.
3. См.: Сальников Н, Бурухин С. Реформи-
рование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. №8.