Научная статья на тему 'Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект)'

Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BRANCH STRUCTURE / TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томских Андрей Александрович

В статье рассматривается современное высшее профессиональное образование России. Преобразования в социально-экономической жизни страны с 90-х гг. прошлого века существенно отразились на отраслевой и территориальной структуре высшей школы. Качественные и количественные процессы изменений в целом и в разрезе территориальных единиц неоднозначны и не соответствуют долгосрочной социально-экономической политике государства. В ее основе должна лежать структурная перестройка экономики, создание условий для приоритетного развития экономически эффективных производств обрабатывающих отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The past and the present of higher professional education of Russia (branch and territorial aspect)

The article deals with the present higher professional education of Russia. Changes in social-economic life of the country have greatly affected the branch and territorial structure of higher school since the 1990 s. Quantitative and qualitative process of changes taken as a whole and separately in territorial units have been different and have not answered the state long-term social and economic policy. Structural reorganization of economy, creation condition for priority development of economically effective manufacturing industries must be taken as a principal base of the policy.

Текст научной работы на тему «Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект)»

3. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Концепции современного естествознания : структурированный курс. Чита, 2010. 175 с.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Академия, 2001. 192 с.

5. Зорина Л. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. М. : РАО, Ин-т теоретической педагогики и международные исследований в образовании, 1993. 163 с.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика : Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М. : КомКнига, 2007. 272 с.

7. Кондаков А. Образовательные стандарты - это, в конечном итоге, государственный заказ системе образования. URL : www.opec.ru (дата обращения 13.02.2010)

8. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М. : Педагогическое общество России, 2000. 36 с.

9. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика, 1980. 240 с.

10. Старостина С. Е. Профессионально направленная естественно-научная подготовка студентов гуманитарнье специальностей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 4. С. 136-146.

УДК 914/919 ББК 26.8

А. А. Томских

Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект)

В статье рассматривается современное высшее профессиональное образование России. Преобразования в социально-экономической жизни страны с 90-x гг. прошлого века существенно отразились на отраслевой и территориальной структуре высшей школы. Качественные и количественные процессы изменений в целом и в разрезе территориaльныx единиц неоднозначны и не соответствуют долгосрочной социально-экономической политике государства. В ее основе должна лежать структурная перестройка экономики, создание условий для приоритетного развития экономически эффективныx производств обрaбa,тывaю:щиx отраслей.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, отраслевая структура, территориальная структура.

A. A. Tomskikh

The past and the present of higher professional education of Russia (branch and territorial aspect)

The article deals with the present higher professional education of Russia. Changes in social-economic life of the country have greatly affected the branch and territorial structure of higher school since the 1990 s. Quantitative and qualitative process of changes taken as a whole and separately in territorial units have been different and have not answered the state long-term social and economic policy. Structural reorganization of economy, creation condition for priority development of economically effective manufacturing industries must be taken as a principal base of the policy.

Key words: higher professional education, branch structure, territorial structure.

Современное высшее профессиональное образование России (далее ВПО РФ) имеет 20-летнюю историю своего развития. Однако и в этот короткий период вектор его движения неоднократно менялся по политическим и социально-экономическим веяниям внутри страны и за рубежом. Естественно это не могло не сказаться на его отраслевой и территориальной структуре. В своей статье мы берем важные рубежные этапы для системы образования страны: с 1990-91 по 2007-08 годы, период формирования российской государственности, демонтажа административно-плановой экономики, формирования нового экономического пространства. Перспективный облик российского образования тема отдельного исследования.

До 1991 года система профессионального образования была неразрывно связана с народно-хозяйственным комплексом СССР. Структура профессионального образования состояла из классических университетов и многочисленных отраслевых институтов и академий. В 1990 году система ВПО СССР включала в себя 911 учебных заведений, в том числе 71 университет. На РСФСР приходилось 514 вузов, среди которых 41 (8,0 %) университет, что составляло 56,4 % по вузам и 59,2 % по университетам СССР [8]. Такое распределение вузов среди республик СССР было закономерным следствием исторических и социальноэкономических процессов в стране.

Таблица 1

Группы вузов и численность студентов РСФСР в 1990 году по отраслевой принадлежности, %

Группы вузов Валовой национальный продукт (в фактически действующих ценах), СССР -1989 г. Показатели РСФСР

Занятость населения Количество вузов Численность студентов

Промышленности и строительства 42,0 42,3 30,4 40,1

Транспорта и связи 6,0 7,8 5,4 6,1

Сельского хозяйства 18,0 12,9 11,7 9,3

Экономики и права * * 6,8 7,0

Здравоохранения и физической культуры * * 10,7 7,6

Просвещения и культуры * * 29,2 29,2

Искусства и кинематографии * * 5,8 0,7

Итого, % 100,0 100,0 100,0 100,0

В т.ч. Производственной сферы 60,0 55,2 42,1 49,4

Непроизводственной сферы 40,0 44,8 58,9 50,6

Составлено автором по: 8; 12; 16.

*Нет данных

Учебные заведения ВПО РСФСР до 1991 года, относительно, равномерно размещались по территории страны и соответствовали задачам государствен-

ного и регионального строительства: в 20-30-е гг. подъем отсталых окраин, в 1930- и начале 40-х гг. создание второй металлургической базы и заводов-дуб-

леров на Урале и в Сибири, в 1950-70-е гг. ускоренное развитие восточных районов, в 1960-80-е гг. освоение целинных и залежных земель, формирование крупных территориальных производственных комплексов и соответствующей миграции населения с запада на восток [5]. В результате население регионов Сибири и Дальнего Востока выросло с 22,6 млн человек в 1959 г. до 32,1 млн человек в 1989 г. [18].

Как показывают наши данные (табл. 1), программно-целевая система подготовки специалистов в РСФСР была в целом сбалансирована. Важнейшие экономические показатели - валовой национальный продукт и занятость населения, хорошо коррелировали с отраслевой структурой высших учебных заведений и подготовкой специалистов для народного хозяйства страны. Кроме того в стране действовало «распределение молодых специалистов», что сглаживало территориальные диспропорции в размещении трудовых ресурсов.

Таблица 2

Высшие учебные заведения по федеральным округам РСФСР, 1990 г*, %

Федеральный округ ь р ^ си к § § р 5 3 ин Ч Число учебных заведений Численность студентов Численность студентов на 10000 населения

ЦФО 25,7 28,5 32,6 241,0

СЗФО 10,3 12,3 12,0 222,0

ЮФО, СКФО 14,2 11,7 10,9 146,0

ПФО 21,5 18,1 18,6 165,0

УФО 8,6 7,2 6,8 150,0

СФО 14,3 15,0 14,8 198,0

ДФО 5,4 6,2 4,3 152,0

РФ 100,0 100,0 100,0 190,0

В мае 2000 г. на территории России было образовано 7 федеральных округов. В 2010 г. из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский.

Здесь и далее статистика и номенклатура приведены по федеральным округам в соответствие с данными Росстата РФ (http://www.gks.ru/).

ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЮФО- Южный федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО -Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ; РФ - Российская Федерация.

Составлено автором по: [14].

Свыше 70 % вузов РСФСР пртоди-лось на наиболее развитую и заселенную часть страны. Традиционно выделялись Центральный федеральный округ (ЦФО) и Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) (табл. 2). Здесь наблюдалось наибольшее количество студентов среди федеральные округов на 10000 человек населения в стране - 241,0 и 222,0 соответственно, при среднем в РСФСР 190,0. Среди субъектов федерации в ЦФО более 50 % вузов располагалось в городе Москве. Затем следует Воронежская (6,6 %), Московская (5,9 %) и Ивановская области (5,3 %).

В СЗФО по численности вузов выделялся город Санкт-Петербург (Ленинград). На него приxодилось более 65 % всеx высш^ учебные заведений региона. Остальные субъекты федерации располагали 2-4 вузами.

В Сибирском федеральном округе (СФО) основные учреждения ВПО были сосредоточены в западной его части. Здесь в 7 субъектаx федерации расположены 87 % учебные заведений. Это, прежде всего, такие мощные центры развития науки и образования, как Новосибирская область (15 вузов), Красноярский край (13), Омская область (10), Иркутская область (7), Алтайский край и Кемеровская область (7), Томская область (6). Такое развитие высшей школы

давало третий показатель в стране по численности студентов на 10000 населения. Интересно, что в Томской области этот показатель был четвертым в России среди субъектов федерации (394).

Остальные федеральные округа по численности студентов на 10000 населения значительно отставали от средне российского уровня.

В Поволжском федеральном округе (ПФО) из 14 субъектов федерации 4 входили в состав 10 регионов с лучшими показателями профессионального образования: Республика Татарстан (14 вузов), Самарская область (12), Саратовская область (12) и Пермский край (7), значительным количеством вузов располагали Республики Башкортостан (9) и Нижегородская область (11). По численности студентов на 10000 населения выделялась Самарская область (231) и республика Мордовия (228).

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) 2/3 всех высших учебных заведений было сосредоточено в Приморском и Хабаровском краях (10-11 соответственно). По численности студентов на 10000 населения выше российского показателя имела Магаданская область (743). Это был лучший показатель в стране. Видимо сказалась небольшая численность населения и «оторванность от Большой Земли».

В Уральском федеральном округе (УФО) среди 4 субъектов федерации, в трех высшее образование было представлено довольно значительно (Свер-

дловская, Челябинская, Тюменская области). Особенно выделялись Свердловская и Челябинская области с 14 и 7 учебными заведениями соответственно. Однако регион по численности студентов на 10000 населения все же отставал от средне российского уровня (Свердловская - 179, Челябинская - 150, Тюменская области - 109).

Самый низкий коэффициент студентов на 10000 населения был у Южного федерального округа (ЮФО и СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ) (146,0), что было обусловлено небольшой численностью вузов региона относительно удельного веса населения в стране. Всего в ЮФО на 12 субъектов федерации было, лишь, 60 учебных заведений. По их количеству выделялась Ростовская область (17), Волгоградская область (8), Краснодарский край (8) Ставропольский край (6). По количеству студентов на 10000 населения пятой в РСФСР была республика Северная Осетия Алания (288) (табл. 3).

Среди 10 регионов РСФСР лидирующие позиции занимали г. Москва и г. Санкт-Петербург - центральная и северная столицы Российского государства, крупнейшие в стране политические, промышленные, научные и культурные центры. В городе Москве (77) и Московской области (9) было размещено 86 учебных заведений, Санкт-Петербурге - 41, что в совокупности составляло около 25% всех вузов страны [14].

Таблица 3

Десять ведущих субъектов РСФСР по развитию высшего профессионального образования, 1990 г.

Место Численность населения Число высших учебных заведений Численность студентов Численность студентов на 10000 населения

регион тыс. чел. регион кол-во регион тыс. чел. регион чел.

1 г. Москва 9017 г. Москва 77 г. Москва 528,7 Магаданская область 743

2 Московская область 6720 г. Санкт-Петербург 41 г. Санкт-Петербург 247,5 г. Москва 586

3 г. Санкт-Петербург 5007 Ростовс- кая область 17 Ростовская область 89,6 г. Санкт-Петербург 494

4 Сверд- ловская область 4767 Сверд- ловская область 16 Свердловская область 85,2 Томская область 394

5 Красно- дарский край 4691 Новоси- бирская область 15 Новосибирская область 78,8 Респуб- лика Северная Осетия Алания 288

6 Ростовская область 4345 Республика Татарстан 14 Самарская область 74,9 Новоси- бирская область 287

7 Республика Башкортостан 3962 Красноярский край 13 Республика Татарстан 69,6 Хабаровский край 268

8 Нижего- родская область 3773 Самарская область 12 Красноярский край 62,0 Самарская область 231

9 Челябинская область 3706 Саратовская область 12 Нижегородская область 60,3 Республика Мордовия 228

10 Республика Татарстан 3675 Хабаровский край 11 Иркутская область 60,2 Ивановская область 228

РСФСР 148274 514 2824,5 190

Составлено автором по: [14]

Среди других субъектов федерации выделялись регионы со «старыми» промышленными и научными центрами страны, города: Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Горький (Нижний Новгород), Ростов-на-Дону, Уфа, Казань. Кроме них появились «новые» центры,

получившие мощное развитие в военное и послевоенное время: Новосибирск, Куйбышев (Самара), Саратов, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Отраслевая структура высших учебных заведений в РСФСР выглядела 90-е гг. следующим образом. Ведущими

учебными заведениями страны являлись классические университеты и некоторые вузы, связанные с военно-промышленным комплексом. Особая роль придавалась педагогическим институтам, которые обеспечивали модернизацию общеобразовательной школы и тем самым закладывали фундамент инновационных достижений страны. В справочниках «Народное хозяйство СССР» 1970-90 гг. только по университетам и педагогическим институтам давалась динамика их развития.

Территориально университеты, медицинские и экономические вузы размещались в каждом втором, а педагогические, технические (технологические), сельскохозяйственные вузы или филиалы практически во всех субъектах федерации.

Начиная, с 1991 года в России происходят социально-экономические реформы. Их цели следующие: ликвидация административно-плановой экономики и переход к экономики нового типа; формирование нового экономического пространства после распада СССР; открытие национальной экономики для внешнего рынка; совершенствование территориального управления и административнотерриториального устройства России [5].

Начало преобразований в профессиональной школе страны связано с принятием Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Реформы существенно преобразовали сферу высшего профессионального образования. Принятые нормативные акты резко стимулировали процессы переименования вузов. В новом качестве появились учреждения нескольких видов: университеты, академии и институты.

По программе «Университеты России» развитие региональных систем образования университетского типа стало важнейшей государственной задачей. В 1993 году Председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию

В. Г. Кинелев отмечал: «Трудно... оценить как положительный момент концентрацию в Москве трех четвертей научного потенциала России». К числу регионов, имеющих достаточный потенциал для создания «больших университетов» были отнесены: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Томск, Нижний Новгород, Воронеж, Саратов, Иркутск, Пермь, Екатеринбург [4, с. 5]. За период с 1991 года число классических университетов в России выросло с 41 до 91. Только в одном городе Москве статус государственного университета получили дополнительно 6 вузов, в городе Санкт-Петербурге - 2.

К 2007 году из 685 государственных вузов РФ университетами стали 353 или 51,5 %, что почти в 9 раз больше, чем было в 1990 году. Кроме, собственно, классических университетов, появились многочисленные отраслевые: технические, аграрные, педагогические, медицинские, гуманитарные и т. д. (табл. 4).

В связи с негативными факторами 90-х, связанными с переходным состоянием государства и общества, резко сократилось финансирование образования, выделялось менее трети необходимых материальных ресурсов [2]. На этом фоне Правительством РФ принимаются решения о либерализации профессионального образования и переходе к рыночным механизмам оказания образовательных услуг. С 1992 года государственные вузы получили право оказывать платные образовательные услуги и с этого же года появились в стране первые негосударственные высшие профессиональные образовательные учреждения. К 2007 году их было уже 671: 16 - вида университет, 22 - академия, 633 - институт (табл. 4). К 2004 г. количество государственных и негосударственных образовательных учреждений практически сравнялось, 685 и 671 учреждение соответственно.

Таблица 4

Группы государственных и негосударственных вузов Российской Федерации в 2007 году

Группы вузов государственные/ негосударственные Виды высших учебных заведений Всего, шт. Всего,%

Универси- теты Академии Институ- ты

Классические 91 - - 91 6,7

Духовные 5 4 5 14 1,0

Технические и технологические 137 23 11 171 12,6

Педагогические и лингвистические 50 6 21 77 5,8

Сельскохозяйственные 20 38 1 59 4,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинские 19 28 2 49 3,6

Физической культуры 5 5 4 14 1,0

Государственной службы - 13 3 16 1,2

Экономики, права, управления, сервиса 22 13 62 97* 7,2

Экономики, права, управления, сервиса 11 18 628 657 48,4

Архитектуры и художественные 1 5 4 10 0,7

Безопасности (МО, ФСБ, МЧС, МВД). 8 22 70 100 7,4

Всего, шт. 369 177 810 1356

Итого, % 27,2 13,1 59,7 100,0

Составлено автором по: [15] *Включая 38 муниципальных вузов

В этот же период в стране значительно выросло количество государственных и негосударственных филиалов, созданных в основном с целью оказания платных образовательных услуг под предлогом доступности образования и социальной поддержки населения. Если в 1993 году в России было 200 государственных и 45 негосударственных филиалов, то в 2007 году их стало соответственно 1357 и 741. Филиалы, а иногда и одновременно несколько, появились в стране в поселках городского типа и, даже, в сельских населенных пунктах. Благодаря этому резко возросло количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в стране до 7,5 млн человек [14].

Причем, 40 % из них являются студентами заочного или ускоренного обучения и, как правило, не получают ка- Составлено автором по: [4].

чественного образования [13].

Таблица 5

Высшие учебные заведения России в разрезе федеральных округов, 2008 г.

Федеральный округ Численность населения, % л ^ % ® ^ № * 3 ^ 5 од ле и 8 иа £ * Численность студентов, % Численность студентов на 10000 населения

ЦФО 26,1 38,8 31,7 641

СЗФО 9,5 11,6 10,1 566

ЮФО, СКФО 16,1 13,2 13,2 434

ПФО 21,3 15,1 19,8 493

УФО 8,6 6,6 8,3 507

СФО 13,8 10,3 12,7 488

ДФО 4,6 4,4 4,2 489

РФ 100,0 100,0 100,0 529

По сравнению с 1990 годом основные тенденции размещения вузов по Федеральным округам изменились незначительно. По-прежнему в количестве учреждений образования доминируют ЦФО и СЗФО (табл. 5). Однако их доля в стране достигла уже 50 %, что почти на 10 % больше, чем в 90-м гг.. Рост количества вузов происходил, как за счет неоправданного появления новых государственных и муниципальных учреждений, так и негосударственного сектора. Количество вузов в ЦФО выросло в 2,9 раза в т. ч. государственных и муниципальных в 1,4 раза и достигло 212. В то же время число негосударственных образовательных учреждений составило 228. Положительная динамика учреждения образования в ЦФО произошла в основном по причине роста учреждений высшего профессионального образования в городе Москве, где этот показатель составил 358 %. Здесь сосредоточено 276 государственных и муниципальных и 166 негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Все это привело к увеличению численности студентов в РФ на 10000 населения с 241 в 1990 году до 641 в 2008 году, а в Москве с 586 до 1254 соответственно. При этом, данные по Москве и Санкт-Петербургу, показывают противоречие - динамика роста количества высших учебных заведений не подкрепляется аналогичным результатом по студентам.

Аналогичная ситуация сложилась в СЗФО, где количество студентов на 10000 населения увеличилось с 222 до 566 за счет более, чем двух кратного роста негосударственных вузов в городе Санкт-Петербурге (табл. 6).

За последние 20 лет существенно выросли показатели УФО. Со 150 студентов на 10000 населения коэффициент поднялся до 507 и стал третьим в стране. Причина этого - почти трехкратное увеличение негосударственных образовательных учреждений, филиалов разных видов собственности в федеральном округе, особенно на территории Свердловской и Тюменской областей.

То же самое происходило в ЮФО. В 90-е гг. мы наблюдали некоторый дефицит учебных заведений в этом регионе. В 2008 году спрос на высшее образование подтолкнул тенденцию появления новых вузов и филиалов. Вузов стало в 2,5, а филиалов почти в 4 раза больше. Причем, большую роль в создании филиалов в округе играют государственные и муниципальные учреждения высшего образования. Среди лидеров по количеству вузов и их филиалов в ЮФО, входящих в десятку по Российской Федерации входят Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область.

ПФО сохранил свои позиции в стране. От него в 10 наиболее развитых регионов ВПО вошли республика Татарстан и Самарская область.

Таблица 6

Десять регионов по уровню развития ВПО в 2008 году

осте * Численность населения, Число вузов, кол-во Численность студентов Численность студентов на 10000 населения

регион тыс. чел. регион Всего/госуд/ негосуд регион тыс. чел. регион чел.

1 Москва 10509 Москва 276/110/166 Москва 1312,8 Москва 1249

2 Московская область 6713 Санкт-Пе- тербург 90/49/41 Санкт-Пе- тербург 458,7 Санкт-Пе- тербург 1001

3 Красно- дарский край 5142 Краснодарский край 35/12/23 Республика Татарстан 227,3 Томская область 884

4 Санкт- Петер- бург 4582 Московская область 33/14/19 Ростовская область 20,8 Магаданская область 697

5 Ростовская область 4242 Республика Татарстан 33/22/11 Свердловская область 220,8 Новоси- бирская область 646

6 Респуб- лика Башкор- тостан 4057 Свердловская область 31/20/11 Краснодарский край 193,9 Хабаровский край 638

7 Республика Татарстан 3769 Самарская область 30/17/13 Челябинская область 192,7 Воронежская область 610

8 Челя- бинская область 3508 Ростовская область 28/16/12 Нижего- родская область 189,5 Республика Татарстан 594

9 Тюменская область 3399 Новосибирская область 26/16/10 Самарская область 180,1 Чувашская республика 590

10 Нижего- родская область 3341 Ставропольский край 24/9/15 Республика Башкортос- тан 174,9 Самарская область 568

РФ 141904 1134/660/474 7461,3 529

Составлено автором по: [14].

Остальные федеральные округа, хотя и поддержали общую тенденцию на увеличение численности студентов на 10000 населения, в то же время снизили свою долю в студентах на уровне

РФ. Причина этого ясна - сильная миграция, особенно трудоспособного населения из СФО и ДФО, в более социально- и экономически благополучные регионы страны.

Таблица 7

Общеэкономические и социальные показатели РФ в 2007 г., %

Отрасли ВРП Среднегодовая численность занятых Группы вузов по отраслевой принадлежности Числен- ность студентов Выпуск специалистов по отраслевым группам

Всего в т. ч. 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Производственная сфера Из нее 43,8 39,2 17,0 37,3 (18,6)* 17,1

Промышленно сть и строительство 39,1 28,8 12,6 30,7 (15,3) 13,8

Сельское хозяйство 4,7 10,4 4.4 6,6 (3,3) 3,3

Непроизводственная сфера Из нее 56,8 60,8 83,0 63,7 (80,4) 82,9

Транспорт и связь 9,8 8,0 Нет данных 4,2 3,7

*37,3 (18,6) - 37,3 статистические данные, 18,6 данные с учетом профильности специальностей вузов. Составлено автором по: [11; 16]

В области макроэкономических и социальных показателей Российской Федерации к 2008 году произошли важные изменения, которые существенно отразились на структуре подготовки кадров в стране. С точки зрения экономики составляющая структуры ВРП сместилась с большего удельного веса производственной сферы в непроизводственную. Такие же изменения происходили в большинстве стран с развитой экономикой, когда промышленность перешла на другой уровень НТР [6]. В России это случилось по другой причине - небывалого спада про-

мышленного и сельскохозяйственного производства за время реформ [3]. Соответственно данной тенденции те же изменения произошли и в структуре занятости населения (табл. 7).

Появившиеся негосударственные образовательные учреждения (НОУ), ориентированные на спрос населения, сосредоточились на подготовке в большей степени укрупненных групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление» (табл. 8). В большинстве случаев в названии НОУ встречается сочетание слов: «экономика, управление, право».

Таблица 8

Аккредитованные группы специальностей и направлений 425 негосударственных вузов, на 1 января 2008 г., %

Шифры укрупненных групп специальностей и направлений

® о О ® •Л ® ® г- ® X ® ® ® а •Л г- X ® •Л г- X о и м

Удельный вес, %

с* М5 гя с* •Л ■ ■ ■ ' ' ' ' ' ' М5 ®, ®

Шифры укрупненных групп специальностей и направлений: 01 - 010000 Физико-математические науки, 02 - 020000 Естественные науки, 03 - 030000 Гуманитарные науки, 04 - 040000 Социальные науки, 05 - 050000 Образование и педагогика, 06 - 060000 Здравоохранение, 07 - 070000 Культура и искусство, 08 - 080000 Экономика и управление, 09 - 090000 Информационная безопасность, 10 - 100000 Сфера обслуживания, 11 - 110000 Сельское и рыбное хозяйство, 12 - 120000 Геодезия и землеустройство, 13 - 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых,

14 - 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника,

15 - 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 16 - 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, 17 - 170000 Оружие и системы вооружения, 18 - 180000 Морская техника, 19 - 190000 Транспортные средства, 20 - 200000 Приборостроение и оптотехника, 21 - 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 22 - 220000 Автоматика и управление, 23 - 230000 Информатика и вычислительная техника, 24 - 240000 Химическая и биотехнологии, 25 - 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 26 -260000. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 27 - 270000 Архитектура и строительство, 28 - 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Составлено автором по: [1].

Тот же перечень специальностей реализуют многочисленные филиалы государственных, муниципальных и негосударственных вузов (табл. 8). Способствует этому, с одной стороны, спрос населения, связанный с пропорциями экономики в стране, а с другой - стоимость подготовки специалистов по дан-

ным группам. Она в 2-5 раз ниже по лабораторной базе, чем в естественнонаучных и технических направлениях [9].

Таблица 8

Наиболее часто реализуемые основные образовательные программы в филиалах РФ

1 С5 § з 3 с 2 к 3 5 * Код г , Р § МІ £ Количество филиалов, %

Бухгалтерский учет, анализ и аудит 080109 585 27,9

Финансы и кредит 080105 546 26,0

Менеджмент организации 080507 527 25,1

Юриспруден- ция 030501 489 23,3

Экономика и управление на предприятии 080502 444 21,2

Экономика 080100 253 12,1

Государственное и муниципальное управление 080504 245 11,7

Прикладная информатика (по областям) 080801 229 10,9

Источник: [7]

Лишившись предприятий в регионах, а иногда и целых отраслей, высшие учебные заведения страны с целью своего выживания стали открывать в 90-е гг. непрофильные им гуманитарные, социальные, экономические направления. Особенно это было свойственно наиболее пострадавшим от реформ отраслевым вузам: техническим, сельскохозяйственным, педагогическим. Тому же способствовали аккредитационные показатели вида университет, когда нужно было иметь обязательно семь укрупненных групп для поддержа-

ния высокого статуса. Все перечисленное сильно уменьшило удельный вес вузов промышленности, строительства и сельского хозяйства и, соответственно, численность студентов и потенциальных выпускников. Необходимо иметь в виду, что численность студентов этих вузов, лишь наполовину соответствует базовому профилю учреждения. Реаль-

но в стране сегодня готовится более 80 % специалистов для непроизводственной сферы и только 20 % для промышленности и сельского хозяйства, что соответствует цифрам выпуска (табл. 7). В большинстве экономически развитых стран пропорции другие (табл. 9).

Таблица 9

Структура выпуска специалистов с высшим образованием по областям знаний в странах (ОЭСР) и в России в 2006 г., %

Страны Математика, естественные и сельскохозяйственные науки Инженерные дисциплины Здравоохранение и социальное обеспечение Социальные науки, бизнес, право и услуги Гуманитарные дисциплины, искусство и образование

ОЭСР (макси- мум) Австрия - 17,9 Корея - 26,0 Дания - 27,7 Венгрия - 48,5 Исландия - 35,3

ОЭСР (медиана) 11,8 11,5 12,0 37,4 24,8

ОЭСР (минимум) Япония - 7,9 Новая Зеландия - 5,3 Турция - 5,9 Швеция - 24,6 Мексика - 18,1

Россия 9,8 18,3 4,3 51,3 16,3

* ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития Источник: [10]

Понятно, что это не отвечает задачам долгосрочного развития России, направленным на инновационное социально-ориентированное экономическое развитие [5]. Чтобы исправить ситуацию, необходимо преодолеет сложившуюся в последние десятилетия сырьевую ориентацию страны, и перейти к ускоренному развитию обрабатывающей промышленности, опирающейся на современные технологии мирового уровня. Развитие должно предусматривать «.. .структурную перестройку эко-

номики, в первую очередь промышленности, создание условий для приоритетного развития экономически эффективных производств обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения.» [3, с. 150]. С появлением же ясных общегосударственной и региональной стратегий, будут меняться предпочтения населения и структура подготовки специалистов системой профессионального образования. Опыт такой у страны был в советское время.

Список литературы

1. Аккредитованные высшие учебные заведения (по состоянию на 1 января 2008 года): справ. М. : Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. 984 с.

2. Богуславский М. В. Образование // Россия : энцикл. справ. / под ред. А. П. Горкина, А. Д. Зайцева, В. М. Карасева [и др.]. М. : Дрофа, 1998. С. 234-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Голубицкая М. В., Санин И. И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы) : М. : Изд-во «Сатурн», 2001. 151 с.

4. Кинелев В. Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования / / Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования / НИИ регионологии при Морд. ун-те. Саранск, 1993. С. 4-17.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года// Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. (в ред. распор. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р.). URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134

6. Максаковский В. П. Отраслевая структура хозяйства // Географическая картина мира : в 2 кн. Кн. I. Общая характеристика мира. М. : Дрофа, 2003. С. 170-174.

7. Наводному В. Г. Развитие системы государственной аккредитации в России, Москва, Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2007 г. URL :. http:// expert.nika.ru

8. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник, Москва, Финансы и статистика, 1991 г. URL : http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=433&Itemid=9

9. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. URL :http://lost-empire.ru / index.php?option=com_content&task=view&id=9302&Itemid=9

10. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. Базовый доклад к обзору национальной инновационной системы РФ, М., 2009. URL : http://window.edu. ru/window/library?p_rid=64728

11. Национальные счета // Отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности за 2008 год. ФСГС. URL : www.grs.ru/wps/portal/osi_ns #

12. Образование в России, 2003. URL : http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_ default.jsp?category=1112178611292&elementId=1139916150203

13. Останется ли в стране заочное образование? URL : http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/news/ Sankt-Peterburgskiy_gosuniversitet_obyavil_o_tom_chto_s_2010_goda_ne_budet_prinimat_studentov-za-ochnikov.htm

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. URL: http://www.gks.ru/wps/

PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1138623506156

15. Рейтинг вузов России. [Электронный ресурс]. http://rating.edu.ru/0ld2007.aspx

16. Российский статистический ежегодник. ФСГС, 2008. URL: http://www.gks.ru/ wps/PA_1_0_S5/ Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135087342078

17. Список вузов России. Вузы МВД, МЧС, ФСБ и военные. URL : http://www.ronl.ru/spisok_vu-zov/ any_region/ any_city/vuzi_mvd_mchs_fsb_i_voennie

18. Экономическая и социальная география России : учебник для вузов / под ред. проф. А. Т. Хрущева. 2е. изд. стереотип. М. : Дрофа, 2002. 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.