Научная статья на тему 'Правовое регулирование общественной аккредитации вузов'

Правовое регулирование общественной аккредитации вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗОВ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TERTIARY INSTITUTIONS EFFICIENCY / TERTIARY INSTITUTIONS VOLUNTARY ACCREDITATION / TERTIARY INSTITUTIONS EFFICIENCY EVALUATION CRITERIA / INEFFICIENT TERTIARY INSTITUTIONS / TERTIARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калязин Валентин Иванович

Рассмотрена ситуация в сфере образовательной политики в стране, положение государственных и негосударственных вузов. Исследуются причины, приведшие к решению о проведении мониторинга вузов с целью определить неэффективные образовательные учреждения. Подробно изложены принципы и критерии, по которым определяется эффективность работы вузов, механизмы проведения мониторинга. Представлены результаты первого этапа мониторинга эффективности работы вузов, приведены конкретные примеры и выводы общественной аккредитации уровня деятельности вузов и их образовательных программ. Рассмотрены правовые аспекты этой работы в плане обеспечения государственных гарантий и реализации конституционного права граждан на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калязин Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tertiary Institutions Voluntary Accreditation’s Legal Regulation

The situation in the sphere of education policy in Russia and the condition of State and private tertiary institutions are considered. The causes that led to decision to monitor tertiary institutions with a view to identify the inefficient educational facilities are studied. The principles and criteria to define tertiary institutions work efficiency and the mechanisms of their monitoring are exposed in details. The results of first stage of tertiary institutions work efficiency monitoring are presented, the concrete examples and conclusions of tertiary institutions’ activity level and their curricula’s voluntary accreditation are given. The legal aspects of this work are considered in terms of ensure State guarantees and realize the citizens’ constitutional right to education.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование общественной аккредитации вузов»

УДК 004.9

Правовое регулирование общественной аккредитации вузов

В. И. Калязин

Институт государственного управления, права и инновационных технологий (Москва)

Рассмотрена ситуация в сфере образовательной политики в стране, положение государственных и негосударственных вузов. Исследуются причины, приведшие к решению о проведении мониторинга вузов с целью определить неэффективные образовательные учреждения. Подробно изложены принципы и критерии, по которым определяется эффективность работы вузов, механизмы проведения мониторинга. Представлены результаты первого этапа мониторинга эффективности работы вузов, приведены конкретные примеры и выводы общественной аккредитации уровня деятельности вузов и их образовательных программ. Рассмотрены правовые аспекты этой работы в плане обеспечения государственных гарантий и реализации конституционного права граждан на образование.

Ключевые слова: эффективность вузов; общественная аккредитация вузов; критерии оценки эффективности вузов; неэффективные вузы; высшее образование.

По данным Росстата [1], в 2012 г. в России насчитывалось 1080 официально зарегистрированных вузов, при этом 446 из общего числа зарегистрированных — негосударственные. Для сравнения, в начале 1990-х гг. в России насчитывалось только 514 государственных вузов [2, с. 122]. Специалисты в области высшего образования и политики уже не первый год говорят о необходимости сокращения числа вузов. Сторонники этой идеи указывают на низкий уровень преподавания, резкое снижение количества студентов в России в связи с демографическими проблемами и несоответствие современной системы образования потребностям рынка труда.

Сложившаяся ситуация в сфере высшего образования не могла не остаться не замеченной высшим руководством страны. Президент РФ В. В. Путин поручил правительству на постоянной основе проводить мониторинг вузов для поиска неэффективных учреждений [3]. Проводить проверки будут ежегодно, начиная с февраля 2014 г. Вузы, которые признают неэффективными, поручено реорганизовать. При этом президент потребовал от проверяющих соблюдать гласность и публичность. Как сказано в поручении, правительству необходимо обратить особое внимание на «обоснованность принципов и критериев оценки с учетом специфики реализуемых образовательных программ, востребованности выпускников» [3]. Принципы и критерии, по которым будет даваться оценка, необходимо обязательно обсудить с профессиональным и экспертным сообществом.

Первый мониторинг вузов Министерство образования и науки провело осенью 2012 г. Эффективность вузов оценивалась по следующим пяти параметрам:

— образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение));

© Калязин В. И.

102

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Калязин В. И.

— научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника);

— международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске специалистов);

— финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника);

— инфраструктура вуза (общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за ним на праве оперативного управления).

Филиалы вузов дополнительно оценивались по следующим параметрам:

— приведенный контингент;

— доля кандидатов и докторов наук в численности профессорско-преподавательского состава (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера);

— доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС.

В качестве пороговых значений показателей для оценки эффективности вузов были установлены следующие величины:

— образовательная деятельность — 60 баллов;

— научно-исследовательская деятельность — 50 тыс. руб.;

— международная деятельность — 0,7 %;

— финансово-экономическая деятельность — 1100 тыс. руб.;

— инфраструктура вуза — 11 кв. м (в расчете на 1 чел.).

Пороговые значения показателей для оценки эффективности филиалов были установлены на уровне:

— образовательная деятельность — 50 баллов;

— научно-исследовательская деятельность — 1,7 тыс. руб.;

— международная деятельность — 0;

— финансово-экономическая деятельность — 700 тыс. руб.;

— инфраструктура вуза — 0,9 кв. м (в расчете на 1 чел.);

— приведенный контингент — 220 ед.;

— доля кандидатов и докторов наук в численности профессорско-преподавательского состава — 0,6;

— доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС — 0,64.

Примеры оценки эффективности двух вузов, работающих в Зеленограде, приведены на рисунках 1 и 2.

По результатам проверки в нескольких сотнях учебных заведений найдены признаки неэффективности, 30 вузов и более 260 филиалов, по мнению ведомства, нуждаются в реорганизации [4]. В Москве среди таких вузов оказались: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Государственный университет управления (ГУУ), Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский архитектурный университет (МАРХИ), Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный открытый университет (МГОУ), Литературный институт им. А. М. Горького и др.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

103

Проблемы общественного развития и образования

Образовательная

деятельность

деятельность

Рис. 1. Оценка эффективности Национального исследовательского университета «МИЭТ»: - + — пороговые значения; —— показатели вуза

Образовательная

деятельность

Рис. 2. Оценка эффективности ГБОУ ВПО МГПУ: - + — пороговые значения; —— показатели вуза

Частные вузы предоставляли данные на добровольной основе. Согласно результатам мониторинга, неэффективными признаны 41 вуз и 55 филиалов. При этом из 446 зарегистрированных в России негосударственных вузов и 661 их филиала свои данные Минобрнауки предоставили лишь 70 вузов и 97 филиалов [5].

Ко времени написания статьи Министерство образования и науки РФ представило результаты первого этапа мониторинга эффективности вузов, проведенного в 2014 г. Согласно полученным данным, Министерство образования и науки РФ выделило часть вузов, имеющих «признаки неэффективности». Сегодня это 18,4 % головных вузов и 20,4 % филиалов. Доля негосударственных вузов, имеющих «признаки неэффективности», составляет более 35 %, государственных — 7,5 % [6]. Выводы напрашиваются сами.

104

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Калязин В. И.

С целью обеспечить государственные гарантии и реализовать конституционное право граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства Государственной Думой был принят закон «Об образовании в Российской Федерации». Он предусматривает не только государственный контроль деятельности вузов, но и широкие полномочия общественных организаций в области образования.

В соответствии со ст. 95 указанного закона независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, ведущих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях:

— определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

— оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы;

— повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках [7].

Организация, оценивающая качество образовательных услуг, сама устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования может осуществляться по инициативе юридических или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Однако необходимо учитывать, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение ее организаций, осуществляющих образовательную деятельность [7].

Российские вузы также могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях [7, ст. 96].

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций [7]. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, проводящей общественную аккредитацию.

Под профессионально-общественной аккредитацией профессиональных образовательных программ понимается признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля [7].

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

105

___________________Проблемы общественного развития и образования_______

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, проводящими указанную аккредитацию.

Организации, которые проводят общественную и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.

Сведения об общественной или профессионально-общественной аккредитации, имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Общественная и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительных финансовых обязательств государства[7].

Необходимо учитывать, что единого подхода к выбору критериев общественной аккредитации вузов нет.

Сегодня в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. [8] внедряются (апробируются) уже разработанные модели и технологии общественной (общественно-профессиональной) оценки и аккредитации программ профессионального образования и рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

Проведены их апробации по 40 образовательным программам начального и среднего профессионального образования; по 40 образовательным программам высшего профессионального образования, в том числе по образовательным программам экономики, юриспруденции, управления и социологии; по 46 образовательным программам дополнительного профессионального образования.

Формируют и апробируют механизмы и технологии общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», государственная корпорация «Росатом», Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (открытое акционерное общество «РОСНАНО»), а также общественные студенческие организации.

В сложившихся условиях назрела необходимость выработки критериев и единого подхода к порядку и проведению общественной аккредитации вузов. Так, главной целью общественной аккредитации должно быть повышение качества подготовки кадров в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.

106

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Калязин В. И.

Основными задачами общественной аккредитации образования могут быть следующие:

— повышение ответственности руководителей, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов вузов в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению (специальности);

— предоставление гарантий работодателям в достаточном уровне подготовки кадров в конкретном высшем учебном заведении;

— достоверное информирование граждан о качестве подготовки в каждом вузе России.

Механизм общественной аккредитации образования может включать в себя перечисленную ниже последовательность мероприятий:

а) оценку качества образования в образовательном учреждении ВПО, которая определяется экспертной группой в составе не менее трех человек с обязательным представительством работодателей, общественных организаций и вузов;

б) обсуждение полученных результатов и принятие решения о получении (продлении) общественной аккредитации или отказе вузу в ней;

в) занесение вуза в Реестр общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования;

г) вручение вузу, получившему общественную аккредитацию, удостоверения установленного образца;

д) письменное уведомление Рособрнадзора об итогах общественной аккредитации вуза;

е) размещение в прессе и свободном доступе на официальных сайтах общественных организаций результатов общественной аккредитации;

ж) общественное ранжирование (рейтинг вузов);

з) периодическую (не реже одного раза в пять лет) перепроверку качества подготовки кадров в образовательном учреждении высшего профессионального образования в целях подтверждения общественной аккредитации.

Критериями оценки качества организации образовательного процесса в вузе могут быть:

— соответствие расписаний учебных занятий содержанию рабочих учебных планов;

— соответствие реально проводимых занятий их расписаниям;

— степень приближения образовательного процесса к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников;

— наличие разработанных преподавателями вуза учебных программ по всем дисциплинам рабочего учебного плана;

— качество ведения учебных карточек студентов;

— соответствие перечня и оценок изученных дисциплин в зачетной книжке студента перечню и оценкам в учебных карточках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличие штатных преподавателей (не менее 60 %) и степень их участия в учебном процессе;

— компетентность преподавательского состава (наличие ученых степеней; практический опыт; соответствие научной работы и публикаций преподаваемым дисциплинам);

— количество и качество учебной и научной литературы, авторами которых являются преподаватели вуза;

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

107

________________________Проблемы общественного развития и образования_____________________

— финансовая обеспеченность образовательного процесса;

— мнение сотрудников и преподавателей об уровне организации образовательного процесса в вузе.

В заключение в качестве примера рассмотрим работу общественной организации «Ассоциация юристов России». Проводит аккредитацию комиссия по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов под председательством С. В. Степашина.

Эксперты Ассоциации юристов России в 2011/12 уч. г. провели обследование 98 юридических вузов и факультетов. По итогам аттестации 62 вуза получили аккредитацию, общественная аккредитация 20 вузов отложена до устранения замечаний, выявленных экспертами [9]. После устранения замечаний Ассоциация повторно рассмотрит вопрос об их аккредитации. Она планирует публиковать не только «белые», но и «черные» списки правовых вузов.

Литература

1. Образовательные организации высшего образования (на начало учебного года) // Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. 2014. 23 сентября. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения: 15.12.2014).

2. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.

3. Перечень поручений по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России // Президент России [Электронный ресурс]. 2013. 13 февраля. URL: http://www.kremlin.ru/assignments/17502 (дата обращения: 15.12.2014).

4. Перечень образовательных учреждений, подлежащих реорганизации // Министерство образования и науки Российской Федерации: Официальный сайт. URL: http://минобрнауки.рф/ново-сти/2874/файл/1374/12.11.22-Перечни_ОУ^Г (дата обращения: 15.12.2014).

5. Ивойлова И. Плата и Расплата // Российская газета: Федеральный вып. 2012. № 5960 (13 декабря). С. 1.

6. Минобрнауки сообщило, что 18,4 % вузов имеют признаки неэффективности // Известия [Онлайн-версия]. 2013. 8 ноября. URL: http://izvestia.ru/news/560352 (дата обращения: 15.12.2014).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21.12.2012 // Российская газета. 2012. № 303 (31 декабря). С. 2—10.

8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р) // ГАРАНТ: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 15.12.2014).

9. Куликов В. Учат по праву: Ассоциация юристов опубликовала список лучших правовых вузов // Российская газета: Федеральный вып. 2011. № 5662 (20 декабря). С. 10.

Калязин Валентин Иванович — кандидат военных наук, доцент кафедры Гражданскоправовых дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий (Москва). E-mail: [email protected]

108

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.