Научная статья на тему 'Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт'

Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ / QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL ACCREDITATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / ACCREDITATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Зоя Владимировна

Рассматриваются современные тенденции развития гарантий качества высшего профессионального образования. Анализируется международный и российский опыт проведения общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ. Дается характеристика ведущих российских и иностранных аккредитующих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of professional accreditation basic education programs: international and Russian experience

The paper reviews current trends in the development of quality assurance of higher education. Analyzes of international and Russian experience in public and professional accreditation of basic educational programs. A characteristic of the leading Russian and foreign accrediting organizations.

Текст научной работы на тему «Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт»

УДК 378.4

Якимова Зоя Владимировна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт

Рассматриваются современные тенденции развития гарантий качества высшего профессионального образования. Анализируется международный и российский опыт проведения общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ. Дается характеристика ведущих российских и иностранных аккредитующих организаций.

Ключевые слова и словосочетания: гарантии качества высшего профессионального образования, общественно-профессиональная аккредитация, основная образовательная программа, критерии аккредитации.

Уровень образования населения страны наравне с грамотностью, ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем жизни является сравнительным показателем, входящим в состав индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни населения той или иной страны.

Как отмечают некоторые исследователи, последние годы во всем мире наблюдается тенденция взрывного роста спроса на высшее образование как со стороны граждан, для которых это путь к карьерному росту и жизненному благополучию, так и со стороны работодателей, которые все больше осознают, что производительность труда лиц с высшим образованием в разы выше, чем у работников, его не имеющих [10].

К сожалению, рост массовости высшего образования и возрастание затрат студентов на его получение далеко не всегда сопровождается возрастанием его качества [2]. В этих условиях крайне важным представляется защитить интересы потребителей высшего образования - студентов и их родителей, работодателей и общество в целом, принимая все меры для обеспечения качества высшего образования.

Формирование российского гражданского общества ставит перед общественностью и профессиональными объединениями задачу присоединиться к усилиям государства по обеспечению качества высшего образования. Это

присоединение происходит в контексте формирования перечня критериев-требований к качеству образования и экспертного контроля над исполнением этих требований в процессе прохождения процедуры аккредитации. Для потребителя гарантии качества образования вузов, прошедших аккредитацию, представляют собой возможность выбора того вуза и того качества высшего образования, которые соответствуют его потребностям, ожиданиям и возможностям. Соответственно такой подход по умолчанию определяет, что условно есть образовательные программы и образовательные учреждения «более хорошего» и «менее хорошего» качества.

Практика общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ в форме аккредитации за рубежом насчитывает уже свыше 150 лет и опирается на опыт США. Прародителями идеи возникновения аккредитации образовательных программ и учреждений считаются вузовская общественность и профессиональные ассоциации США второй половины XIX века. В то время это была необходимая мера для обеспечения безопасности общества от недобросовестности отдельных учреждений образования и некомпетентности их выпускников. В настоящее время в США насчитывается свыше 80 различных аккредитационных агентств: региональные - по аккредитации учреждений в целом (они занимаются аккредитацией всех учреждений: университетов, колледжей, школ), специализированные - по аккредитации отдельных программ высшего образования и национальные - для аккредитации отдельных специальных учреждений [4].

Наибольшей популярностью и доверием в США пользуется независимое агентство ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology), которое проводит аккредитацию образовательных программ в области техники и технологии на территории Соединенных Штатов и также может проводить процедуру оценки соответствия образовательной программы в другой стране аналогичной программе в США. АВЕТ было образовано в 1932 году как Engineers’ Council for Professional Development (ECPD), в 1980 году переименовано в АВЕТ [11].

Аккредитация как механизм определения уровня качества образования зарекомендовала себя во многих странах мира. Однако в каждой из стран будет своя специфика. Так, например, для стран Западной и Центральной Европы (в частности Германии, Австрии, Нидерландов и др.) причиной популяризации аккредитации стали требования Болонского процесса и потребность в демонстрации конкурентоспособности своего образования. Для стран Восточной Европы, в том числе России, а также Японии, Индии, Китая основными причинами развития аккредитации стали возникновение и рост негосударственного сектора образования и объемов всей образовательной системы в целом - переход от элитарности к массовости высшего образования. Для Австралии - демонстрация

качества экспортируемых образовательных услуг. Для малых стран Центральной и Восточной Азии и Африки - защита от всех форм некачественного транснационального образования [4].

Следующей эпохой после осознания и формулирования целей и задач аккредитации стало создание ассоциаций гарантий качества и аккредитационных консорциумов. На сегодняшний день на континентальном уровне действуют:

ENQA - Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании;

ECA - Европейский аккредитационный консорциум;

CEENQA - сеть агентств гарантий качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы;

CANQA - Центрально-Азиатская сеть гарантий качества и аккредитации;

APQN - Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантий качества;

Предметный уровень представлен следующими организациями:

ENAEE - Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования;

EQANIE - Европейская сеть гарантии качества образования по информатике;

AEC - Европейская ассоциация консерваторий;

ECTNA - Комитет по присуждению знаков Европейской химической тематической сети и др. [5].

Международные альянсы (союзы) в сфере аккредитации образовательных программ в области техники и технологии следуют единым, согласованным критериям и процедурам проведения аккредитации. К числу наиболее значимых организаций в данной сфере относится INQAAHE (The International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education) - Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании. В состав INQAAHE входят 166 организаций (агентства гарантии качества, университеты, аккредитующие другие образовательные учреждения, органы, занимающиеся признанием деятельности аккредитационных агентств) из 69 стран мира. Миссией организации является сбор и распространение информации о текущем состоянии и новых разработках по теории и практике в области оценки, улучшения и поддержки качества в системе высшего образования [9].

Наиболее известным в мире союзом агентств в области техники и технологии выступает Washington Accord (WA), образованное в 1989 г. В России оно известно как Вашингтонское соглашение. Действительные члены WA:

Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET) - Совет по аккредитации программ в области техники и технологий США;

Engineers Canada - Инженеры Канады;

Engineering Council of South Africa (ECSA) - Инженерный совет Южной Африки;

Engineering Council UK (ECUK) - Инженерный совет Великобритании;

Engineers Australia - Инженеры Австралии;

Engineers Ireland - Инженеры Ирландии;

Japan Accreditation Board for Engineering Education (JABEE) - Комиссия по аккредитации инженерного образования Японии;

The Institution of Professional Engineers New Zeland (IPENZ) - Институт профессиональных инженеров Новой Зеландии;

Hong Kong Institution of Engineers (HKIE) - Институт инженеров Г онконга;

Institution of Engineers Singapore (IES) - Институт инженеров Сингапура;

Accreditation Board for Engineering Education of Korea (ABEEK) - Совет по аккредитации инженерного образования Кореи;

Institute of Engineering Education Taiwan (IEET) - Институт инженерного образования Тайваня;

Engineering Accreditation Council, Malaysia (EAC) - Совет по аккредитации инженерного образования Малайзии.

Ассоциированные члены WA:

Russian Association for Engineering Education (RAEE) - Ассоциация инженерного образования России (АИОР);

Fachakkreditierungsagen tur fur Studiengange der Ingenieurwissenschaf-ten, der Informatik, der Naturwissenschaften und der Mathematik e.V. (ASIIN) - Агентство по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук Германии;

All India Council for Technical Education (AICTE) - Совет Индии по образованию в области техники и технологий;

Institution of Engineers, Sri Lanka - Институт инженеров Шри-Ланки и др [12].

В настоящее время развитие российской системы аккредитации в высшем профессиональном образовании осуществляется по трём основным направлениям:

1) совершенствование системы государственной аккредитации образовательных учреждений;

2) создание общенациональной общественно-профессиональной системы независимой аккредитации образовательных программ вузов на базе сети аккредитационных независимых центров (АНЦ);

3) интеграция национальной системы государственно-общественной аккредитации в международную систему аккредитации вузов.

Соответственно в России осуществляется несколько видов аккредитаций, охватывающих как уровень учебного заведения, так и отдельных образовательных программ.

Государственная аккредитация. Цель - подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также установление государственного статуса образовательного учреждения.

Общественная аккредитация / оценка качества образования. Цель -удостоверение соответствия предоставляемого образования потребностям заказчика и (или) потребителя этого образования, содействие им в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Общественно-профессиональная / профессионально-общественная. Цель - проверить, насколько готовы выпускники к осуществлению профессиональной деятельности и насколько они востребованы на рынке труда [14].

В Российской Федерации процедура общественно-профессиональной аккредитации является добровольной как в аспекте выбора аккредитующей организации, так и в выборе образовательных программ, подлежащих аккредитации и сроков проведения общественно-профессиональной аккредитации. Результатом проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ становится не только сертификат о прохождении аккредитации, но и перечень рекомендаций экспертов по улуче-нию качества образования. В случае непрохождения вузом аккредитации результаты не разглашаются. В случае положительного решения о прохождении аккредитации результаты обнародуются в СМИ и учитываются при прохождении государственной аккредитации, влияют на контрольные цифры набора студентов.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами качества образования, отмечают, что общественно-профессиональная аккредитация предполагает рассмотрение образовательной программы с уровня «завышенной планки» по всем показателям, т.е. подтверждение высокого качества подготовки и выявления образовательных и научных школ аккредитованной образовательной программы, отвечающих требованиям «мировых стандартов». Кроме того, эксперты независимой общественно-профессиональной аккредитации должны обращать особое внимание на динамический характер показателей аккредитуемой образовательной программы (рассматривается не точка, а траектория развития) [1].

Если немного углубиться в историю вопроса, то можно отметить, что в России процедура оценки качества образования в форме институциональной аккредитации (учреждения в целом, а не отдельных программ) введена в практику с 1997 г., разработана на основе анализа зарубежного опыта (прежде всего опыта США), но с учетом государственной образо-

вательной политики и состояния высшей школы России того времени, которое характеризовалось:

- переходом из состояния элитарного в массовое и доступное, о чем свидетельствовал рост количества студентов, вузов, в первую очередь негосударственных, и их филиалов (количество вузов выросло в 2 раза, численность студентов - в 3 раза);

- активным развитием рыночных отношений, в частности, возрастанием объема платного образования;

- неадекватным кадровым и ресурсным обеспечением возрастающих объемов образовательной системы [5].

Официально Россия присоединилась к европейским соглашениям в 2003 г. При этом внедрение европейских стандартов ББО в России проходило не с чистого листа, а путем эволюционных преобразований. Следовательно, для того чтобы обеспечить соответствие системы гарантий качества высшего образования России европейским стандартам ББО, необходимо было изменить законодательство и развести функции государственного контроля и общественной оценки качества образования. Технология государственной аккредитации к тому времени уже была признана, востребована, имела ряд неоспоримых достоинств, от которых не было смысла отказываться.

Очередной этап кардинальной трансформации системы образования в России происходил в 2009 - 2010 гг. Ее основные факторы: демографическая яма, создание федеральных и национальных исследовательских университетов, новая образовательная политика, направленная на укрупнение вузов и ликвидацию филиалов и др. [12].

Параллельно с трансформацией системы российского образования в ответ на запрос общества формировались организации, специализирующиеся на предоставлении услуг по оценке качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации:

- уровень общероссийских организаций (АИОР, АПИО, АККОРК, НАЦАКРЕДЦЕНТР);

- уровень общественных отраслевых организаций (Опора России, Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский союз научных и инженерных общественных организаций и др.);

- уровень профессиональных организаций (Ассоциация юристов России, Национальный союз кадровиков, Федерация рестораторов и отельеров и др.).

Анализ сайтов, переписка и переговоры с представителями организаций позволили сделать вывод о преимуществе сотрудничества с организациями общероссийского уровня в целях получения комплексной услуги по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вуза. Целесообразность взаимодействия именно с об-

щероссийскими организациями обосновывается также тем, что они выступают в качестве координатора во взаимоотношениях с международными, общественными отраслевыми и профессиональными организациями, имеют собственные аккредитационные центры и советы, оказывают информационную и консультативную поддержку, проводят обучающие семинары и профильные конференции.

Среди ведущих российских организаций в сфере аккредитации:

- Национальный центр общественно - профессиональной аккредитации (НАЦАККРЕДИТЦЕНТР) презентует себя как организация, работающая со всеми профилями и образовательными программами, а также участвующая в информационно-методическом сопровождении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. НАЦАККРЕДИТЦЕНТР организован при поддержке Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и НИИ мониторинга качества образования. Кроме того, НАЦАККРЕДИТЦЕНТР участвует в таких проектах, как проект «Лучшие образовательные программы инновационной России», стартовавший в начале 2010 г. (www.best-edu.ru); выпускает справочник лучших образовательных программ; выпускает информационное издание «Вестник Аккредитации» (выходит с сентября 2010 г.); издает журнал «Аккредитации в образовании», имеющий электронную версию и собственный сайт в Интернете (www.akvobr.ru) [6].

- Ассоциация инженерного образования России (АИОР). Аккредитационный центр АИОР создан на базе общероссийской общественной организации «Ассоциация инженерного образования России». АИОР имеет 63 региональных представительства на территории РФ, в т. ч. и в Приморском крае. Работа АИОР происходит исключительно в рамках инженерного профиля, при этом аккредитуются не только образовательные программы, но и происходит индивидуальная сертификация инженеров.

С 2003 г. на базе АИОР издается научный журнал «Инженерное образование». В 2005 г. АИОР была разработана модель рейтинга вузов по направлениям подготовки специалистов в области техники и технологии. Рейтинг проводился по пяти группам направлений подготовки специалистов: нефтегазовое дело, электротехника, информатика и вычислительная техника, машиностроение, материаловедение [7].

- Агентство по аккредитации программ инженерного образования (АПИО). АПИО реорганизовано из Фонда независимой общественнопрофессиональной аккредитации (НОПА). Представляет интересы Российского союза научных и инженерных общественных организаций; Российского мониторингового комитета «ФЕАНИ». АПИО специализируется на общественно-профессиональной аккредитации инженерных образовательных программ и сертификации специалистов на звание «Евроинженер». К другим направлениям деятельности АПО относятся: организа-

ция и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; разработка автоматизированных баз данных и рейтинговых систем, используемых при аккредитации вузов; анализ и подготовка аналитических материалов по итогам аккредитации вузов, а также о тенденциях развития различных направлений подготовки (специальностей) в Российской Федерации и др. [8].

- Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК). К основным направлениям деятельности АККОРК относятся: независимая внешняя оценка качества образования, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, международная аккредитация e-learning, управленческий консалтинг, семинары и тренинги. Региональная сеть АККОРК представлена в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск, г. Барнаул, г. Воронеж).

АККОРК проводит процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с 2005 г. [9].

В настоящее время АККОРК активно взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами, привлекая представителей каждой из них в группу экспертов и в состав своих представительных внутренних структур, таких, как совет по аккредитации, экспертный совет, наблюдательный совет [13].

Проведённый обзор организаций, осуществляющих аккредитационную деятельность в сфере высшего профессионального образования, наглядно иллюстрирует мировой масштаб актуальности темы гарантий качества образования.

Институт общественно-профессиональной аккредитации уже стал неотъемлемой частью системы высшего образования многих стран, включая Россию. Его роль сводится к тому, что он позволяет разграничить вузы по уровню качества предлагаемого ими образования, способствуя тем самым устранению негативных последствий информационной асимметрии на рынке [3].

Механизм общественно-профессиональной аккредитации дополняет действующие на рынке механизмы (государственная аккредитация, общественная аккредитация, рейтинг, лицензирование и т.д.), не только укрепляя конкурентные позиции вузов на рынке, но также обеспечивая интересы работодателей, снижающих издержки поиска подходящих работников и выпускников вузов, увеличивая их отдачу от качества полученного образования.

1. Авраамов Ю.С. Независимая общественно-профессиональная аккредитация: повышение качества и конкурентоспособности российского образования / Ю.С. Авраамов, Н. П. Калашников, А. Д. Рудченко, Т. В. Сорокина-Исполатова, Н.Г. Хохлов // Вопросы образования. - 2007. - №2. - С. 56 - 67.

2. Джонстоун Д.Б. Затраты на образование: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки / Д.Б. Джонстоун, Прити Шрофф-Мета // Университетское управление. -2001. - №2(17). - С. 17 - 32.

3. Малеин В.М. Институт общественно-профессиональной аккредитации как фактор повышения качества высшего образования и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг / В.М. Малеин // Вестн. ПАГС. - 2010. - №2(23). - С. 124 - 128.

4. Мотова Г. Н. Лучшие образовательные программы инновационной России [Электронный ресурс] / Г.Н. Мотова. // Аккредитация в образования. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/luchshie_obrazovatelnye_programmy_ innovacionnoi_rossii.html.

5. Мотова Г.Н. Аккредитация: Новый виток или бег по кругу? [Электронный ресурс] / Г. Н. Мотова. // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/akkreditacia_novyi_vitok_ili_beg_po_krugu.html.

6. Официальный сайт Национального центра общественнопрофессиональной аккредитации. Режим доступа: http://www.ncpa.ru.

7. Официальный сайт Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования в России. Режим доступа: http://www.ac-raee.ru.

8. Официальный сайт Агентства по аккредитации программ инженерного образования. Режим доступа: http://www.aapee.ru.

9. Официальный сайт Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК). Режим доступа: http://www.akkork.ru.

10. Попов В. С. Принципы общественной аккредитации уровня информатизации образовательной среды вуза / В.С. Попов, А.В. Слива, В.Н. Фокина, Л.Н. Мальчикова // Сб. материалов науч.-практ. конф. «Проблемы совершенствования качества образования в вузе». - Орехово-Зуево: Орехово-Зуевский филиал НОУ ИНЭП, 2009. - С. 58 - 65.

11. Похолков Ю.П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна? / Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2010. - №6. - С. 50 - 57.

12. Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/mobilnost_instrument_garantii_kachestva.html.

13. Рубин Ю.Б. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании / Ю.Б. Рубин, Э.Ю. Соболева // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 12 - 23.

14. Якимова З.В. Сравнительный анализ критериев общественнопрофессиональной аккредитации образовательных программ / З.В. Якимова // Менеджмент качества и инновации: сб. докл. 5-й межрегион. науч.-практ. конф. (8 - 9 ноября 2012 г.). - Великий Новгород, 2012. - С. 64 - 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.