Научная статья на тему 'Развитие системы внешнего образовательного аудита и его особенности в организации е-Learning'

Развитие системы внешнего образовательного аудита и его особенности в организации е-Learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы внешнего образовательного аудита и его особенности в организации е-Learning»

Ю. РУБИН, профессор, ректор Московская финансовопромышленная академия

История мировой, в том числе и отечественной, системы образования, насчитывает уже несколько столетий. За это время разработано много различных эмпи-рическихи теоретическихмоделей образовательных систем. Российская система образования на протяжении последних лет перенимала опыт передовых стран и сейчас постепенно становится одной из лучших образовательных систем мира. Это касается, в частности, наработок в области гарантий качества образования.

В странах с рыночной экономикой аккредитация отличается от того, к чему мы привыкли, - это не государственная, а общественная аккредитация вузов. Здесь государство самостоятельно не занимается аккредитацией. Система образовательного аудита зародилась, когда вузы начали договариваться между собой о признании качества образования. Именно это происходит сейчас в США. Рассматривая опыт зарубежных стран, можно убедиться в том, что он совершенно разный. Во Франции, Голландии, Италии, Австрии, Германии системы оценки качества образования сильно различаются, но каждая выполняет свою задачу - обеспечивает гарантии качества образования. Европейские страны имеют также разный опыт развития образовательного аудита, что связано с различными исходными и настоящими условиями для осуществления гарантий качества образования.

В тексте Закона «Об образовании», принятого в 1992 г., была предусмотрена процедура общественной аккредитации,

Развитие системы внешнего образовательного аудита и его особенности в организации е-Learmng

были введены соответствующие термины: «аккредитация», «оценка качества» и т.п. Аккредитация - это формальная процедура признания кого-то кем-то, а оценка качества производится независимыми организациями. Если такие организации авторитетны, то результаты оценки качества предоставляемых вузом образовательных услуг будут признаваться структурами, осуществляющими аккредитацию. В Законе «Об образовании» все это прописано. Очень важно было сформировать это понятийное поле. В России для вузов и всех заинтересованных в качественном образовании сторон необходимо наличие государственной аккредитации, возможность получения диплома государственного образца и обязательное соблюдение государственного образовательного стандарта. В других странахне все образовательные стандарты являются государственными. Кроме того, некоторые зарубежные вузы выдают

не государственные, а свои дипломы и борются за их престижность, участвуя в рейтингах, создавая ассоциации. У нас до последнего времени была только система государственной аккредитации. Сейчас появилась необходимость в создании новых механизмов влияния на качество образования. Они начали активно формироваться в начале XXI столетия, когда Россия стала постепенно входить в западные ассоциации оценки качества образования, а в стране возникли самостоятельные общественные, независимые структуры по оценке качества образования, аккредитации, ранжирования, рейтингования.

Одно из направлений влияния на качество образования связано с рейтингованием. В нашей стране не существует государственного официального рейтинга образовательных учреждений. Агентство «Рей-тОР » является пионером в области создания независимого рейтинга образовательных учреждений. Оно успешно составляет рейтинг вузов на основании достоверной и разносторонней информации, получаемой специалистами агентства из различных источников.

Кроме того, в этом же направлении действует и РСПП. Отбор и работа с вузами ведутся на основании исследования интересов и предпочтений работодателей. В странах Западной Европы работодатели тоже имеют возможность влияния на вузовский рейтинг. В РСПП функционирует структура - Национальное агентство развития квалификации, консолидирующее поиски вузов, отвечающих требованиям работодателей, что позволяет влиять на обеспечение качества образования и создавать определенные гарантии качества подготовки выпускников для работодателей. Работодатели должны быть уверены, что те выпускники, которых они сегодня получают, будут отвечать требованиям, предъявляемым рынком труда. Это особенно важно на фоне сложившейся ситуации, когда государственную аккредитацию получают почти все вузы, выполняющие тре-

бования Рособрнадзора в части соблюдения образовательного стандарта.

Существует еще ряд направлений, способных влиять на качество образования. Ключевое из них непосредственно связано с образовательным аудитом. Как известно, аудит бывает финансовый, налоговый, бухгалтерский; образовательный аудит существует наряду с другими. Образовательный аудит может быть внутренним и внешним. Один из элементов внутреннего образовательного аудита - создание вузом отчета о самообследовании и заполнение модуля сбора данных о вузе. Отчет составляется раз в пять лет, и это связано с проводимой раз в пять лет процедурой государственной аккредитации. Внешний образовательный аудит осуществляется не самим вузом, а сторонними организациями. Как работа финансовых аудиторов в любой организации помогает понять руководителю финансовое состояние организации, так и в вузах образовательные аудиторы помогают руководству разобраться в состоянии дел. Работа аудиторов в любой сфере деятельности, в том числе и в образовании, весьма полезна.

Образовательный аудит, как внутренний, так и внешний, нацелен на обеспечение гарантий качества в сфере профессионального образования. Кому вуз должен гарантировать качество? Для кого проводится эта процедура? Кому важны эти гарантии качества? Они важны тем, кого принято называть «заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг». Одной из главных сторон, несомненно, являются потребители. Государство как пла-тельщикв случае бюджетного образования и как институт, проводящий политику в сфере профессионального образования и заинтересованный в ее успешной реализации, - это одна заинтересованная сторона. Другая сторона - это работодатель. Хотя работодатель не всегда является плательщиком, но всегда является конечным потребителем выпускников, и это дает ему право считаться заинтересованной сторо-

ной. Заинтересованной стороной являются также и сами образовательные учреждения: работая на рынке образовательных услуг, они заинтересованы в том, чтобы зарабатывать и удерживать определенные позиции, предоставляя качественные образовательные услуги. Все эти стороны заинтересованы в гарантиях качества образовательных услуг.

Для оценки качества и обеспечения гарантий качества образования сегодня в Западной Европе применяются различные подходы. Самая авторитетная организация, занимающаяся методологическими вопросами оценки качества, - Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education -ENQA). Ассоциация разработала целый реестр методологических принципов, по которым сегодня работают различные агентства по контролю качества образования. Функционирует созданный Еврокомиссией Европейский фонд гарантий качества е-Learning (European Foundation for Quality in E-Learning (EFQUEL). Задача фонда заключается в формировании подходов, моделей, показателей оценки качества для всех заинтересованных сторон. Фонд разрабатывает свои модели оценки качества и использует опыт других аккредитационных агентств.

Предлагаемые ниже подходы в сфере образовательного аудита основываются на стандартах и руководствах гарантии качества, разработанных ENQA, лучшем практическом опыте проведения образовательного аудита в странах европейской зоны высшего образования, а также опыте, накопленном в России.

Главной особенностью аккредитации в сфере высшего профессионального образования в России является обеспечение в ходе проведения оценочных и экспертных процедур государственных гарантий качества и добросовестной практики образовательных учреждений, между тем за рубежом превалируют подходы, в рамках ко-

торых основным гарантом выступают сами образовательные учреждения. Поэтому последовательная (поэтапная) модернизация подходов к аккредитации в сфере ВПО в России на современном этапе не может не учитывать некоторой двойственности: гарантом качества должно выступать образовательное учреждение, но и государство не может полностью отказаться от роли гаранта, будучи проводником государственной образовательной политики и держателем стандартов в области содержания образования (технологические, методические, организационные, управленческие и иные стандарты не имеют в российском образовании государственного характера).

В связи с вышеизложенным государственная аккредитация в сфере ВПО должна соединять в себе жесткую оценку выполнения учреждениями ВПО государственных требований, содержащихся в госстандартах и иных нормативно-правовых документах, и экспертные оценки деятельности образовательных учреждений в области содержания, методик, технологий, организации и управления образованием, не являющейся объектом государственной стандартизации. При этом в ходе аккредитации целесообразно выделять:

• оценку качества образования, т.е. оценку образовательных программ, реализуемых вузом, образовательного процесса в соответствии с этими программами и его результатов;

• оценку гарантий качества образования, предоставляемых образовательным учреждением на основе государственных требований различных стандартов, применяемых на рынке образовательных услуг.

Что является объектами образовательного аудита? Это содержание, технологии обучения, организация управления образовательным процессом, научная деятельность. Образовательный аудит дает оценку качества образовательной организации. Внутренний аудит, осуществляемый структурами, находящимися внутри организации, не может быть совершенно прозрач-

ным и не может служить абсолютно достоверным источником информации о вузе для заинтересованных сторон. Для них могут представлять интерес только результаты внешнего аудита. В процедуре государственной аккредитации сейчас наметилась некоторая демократизация, например привлечение экспертов от работодателей, которые не являются госслужащими. Следует отметить, что в работу аккредитационных комиссий вносятся системные коррективы, в частности вопросы ответственности экспертов за качество своей работы, вопросы полнообъемности экспертизы (во многих крупных вузах ее очень сложно осуществить в течение одной недели), вопросы соблюдения интересов при проведении аудита представителем одной заинтересованной профессиональной группы работодателей, учитывая, что вуз осуществляет подготовку специалистов по множеству образовательных программ, иногда порядка100.

Необходимость решения всех этих вопросов, с одной стороны, и возникновение инициатив у представителей образовательного сообщества, работодателей и потребителей образовательных услуг - с другой, стали причиной появления структур, занимающихся независимым внешним аудитом. Эти организации начали самостоятельно выполнять некоторые функции, связанные с образовательным аудитом. Это, к примеру, Ассоциация инженерного образования, которая уже в течение десяти лет проводит независимый аудит в вузах, занимающихся подготовкой по инженерным специальностям.

В 2005 г. было создано агентство «АК-КОРК », задача которого состоит в том, чтобы найти компромисс в интересах заинтересованных сторон, создать процедуры и определить критерии, которые могут отражать заинтересованность работодателей и государства, начиная от содержания образовательных программ, дидактических единиц и завершая вопросами менеджмента, эффективности технологий управления и экономической устойчивости вуза (что тра-

диционно называется условиями реализации образовательных программ). В настоящее время агентство, возглавляемое В.Д. Шадриковым, объединяет целый ряд институтов гражданского общества, аккумулируя подходы, применяемые сегодня в мире. Головной структурой «АККОРК» является Высший экспертный совет, в состав которого входят 18 человек.

«АККОРК » успешно взаимодействует с различными институтами гражданского общества. Среди них учебно-методические объединения, советы ректоров вузов в Москве, в Центральном федеральном округе, в Сибири, в Южном федеральном округе, ассоциации вузов. Важным партнером «АК-КОРК» является Всероссийское педагогическое собрание, возглавляемое В.Н. Ивановой. «АККОРК» сотрудничает также с рядом зарубежных структур. Недавно агентство было принято в состав Международной сети агентств гарантии качества высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education - INQAAHE), в Азиатско-тихоокеанскую сеть гарантии качества (Asia-Pacific Quality Network -APQN), получило ассоциированный статус при Европейской сети гарантий качества в сфере высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA).

Идея независимого аудита, который строится на партнерских взаимоотношениях между вузами и аудиторами, получает все большую поддержку среди вузов. В образовательных кругах АККОРК уже зарекомендовал себя как структура, занимающаяся образовательным аудитом. На сегодняшний день с агентством активно взаимодействуют более 100 вузов, в их числе МГТУ им. Баумана, Московский энергетический университет, Государственный университет управления, вузы Белгорода, Ростова-на-Дону, Воронежа, Ставрополя, а также крупные амбициозные негосударственные вузы, которые заинтересованы в своей конкурентоспособности.

Особое место в работе «АККОРК» занимают эксперты, которые инкорпорируются из академического сектора (архитекторы образовательных программ, научные работники, специалисты в сфере организации работы вузов и внутривузовского менеджмента). Примерно половина экспертов, привлекаемых к работе в агентстве, это представители работодателей, заинтересованных в развитии российской образовательной системы. Такой состав экспертов позволяет дать оценку вузу не только изнутри, но и извне. «АККОРК » - это не только его сотрудники, а еще и эксперты, дающие всестороннюю и объективную оценку.

Деятельность «АККОРК» не сводится к аудиторской проверке и предоставлению руководителю аудиторского заключения. Главная задача агентства при осуществлении внешнего аудита- не просто сделать срез на определенный момент времени, а прежде всего создать предпосылки выхода вуза на заданные параметры развития. Целью работы «АККОРК» является выведение вуза на лидирующие позиции в сегменте образования. Вуз должен соответствовать признанным эталонам качества, которые существуют в образовательной системе страны.

Результаты проверки вуза внешним аудитом могут быть интересны также для рейтинговых агентств и государственных структур. Аккредитационная коллегия Рособрнадзо-ра приняла решение использовать материалы работы «АККОРК» при проведении аккредитационной проверки двух известных вузов - ГУУ и Белгородского государственного технологического университета. Это интерес-

ный прецедент интеграции общественнопрофессиональной оценки качества образования и государственной аккредитации. Подчеркну: «АККОРК» в настоящее время не занимается общественной аккредитацией, а занимается образовательным аудитом, результаты которого могут быть использованы при государственной аккредитации. В феврале 2008 г. были подведены итоги взаимодействия Рособрнадзора и «АККОРК » при проведении госаккредитации вышеупомянутых вузов. Опыт был признан положительным. Сейчас осуществляется разработка системы взаимосвязи общественно-профессиональной оценки качества образования и государственной аккредитации с целью сделать их взаимодополняемыми - чтобы в процессе проведения госаккредитации можно было опираться на объемные данные о том, как развивается вуз.

Деятельность «АККОРК» в системе е-Ьеагшгщ, которая является частью системы образования и охватывает весь мир, сегодня осуществляется посредством применения некоторых аудиторских подходов, но затрудняется тем, что в е-Ьеагшгщ абсолютно отсутствуют стандарты. Одной из проблем, требующей незамедлительного решения, является потребность в скорейшем создании технологиилицензирования вузов, использующих дистанционные технологии.

Система е-Ьеагпігщ стала объектом стандартизации во всем мире. На основании стандартов КО, используя разработки Европейского фонда гарантий качества е-Ьеагпіп§ (EFQUEL), в России возможно начать процедуры, которые можно назвать внешним аудитом вузов, работающих в сфере электронного обучения.

Первая программа EFQUEL - иК^ие направлена на страны Западной Европы. России необходимо войти в этот процесс. Пока только один наш вуз - Московская финансово-промышленная академия - экспериментально участвует в данной программе, но в дальнейшем мы постараемся распространить этот опыт на все российские вузы.

Система электронного обучения в России должна быть качественной. Это может быть обеспечено разработкой и правильным применением моделей и показателей независимого внешнего аудита и созданием механизмов гарантии качества электронного образования.

Существуют четыре элемента, необхо-димыхдля формирования системы стандартов е-Ьеагп1п§ и системы обеспечения гарантий качества е-Ьеагшгщ. Это учет интересов заинтересованных сторон, обеспечение внутривузовских моделей системы е-Ьеагп1п§, соблюдение международных стандартов в сфере е-Ьеагп1п§ и обеспечение государственного контроля в сфере электронного обучения.

В. САМОЙЛОВ, генеральный UNIQUe -

директор

Агентство «АККОРК» Евр°пейсКИй ЗНЗК

Т. СЕМКИНА, проректор Качества

Московская финансовопромышленная академия в e-Learning

В статье описывается проект по общественной аккредитации систем e-Learning «Качество e-Learning в Европейских университетах (UNIQUe) », который реализуется Европейским фондом гарантии качества e-Learning (EFQUEL). Обсуждение основных положений проекта UNIQUe является особенно значимым в связи с тем, что методология, критерии качества, процедуры и структура данного проекта полностью соответствуют требованиям, изложенным в «Европейских стандартах и руководствах по гарантии качества», опубликованных Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и положенных в основу создания общеевропейского знака качества e-Learning. Данная проблематика является чрезвычайно актуальной в силу того, что уже сейчас вузы РФ, демонстрирующие высокий уровень работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, могут включиться в общеевропейский интеграционный процесс и стать полноправными участниками престижной системы международного признания.

Качество предлагаемых образователь- ряд подходов к созданию системы гаран-

ных программ в среде e-Learning се- тии качества в e-Learning.

рьезно разнится. На сегодняшний день еще Некоторые из них обращают внимание

не выработано единой теоретически обосно- главным образом на то, как построена ванной концепции повышения качества, нет online-программа. Такие аспекты, как ис-и ни одной эффективно действующей ком- пользуемые технологии, удобство для плексной системы оценки и обеспечения ка- пользователя и доступность программы в e-

чества e-Learning. В то же время имеется Learning, нельзя, конечно, переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.