Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОБЩЕНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волоскова Наталья Николаевна, Филимонова Елена Владиславовна

В статье рассматриваются особенности общения акцентуированных подростков после карантинных мероприятий, степень включенности в учебную деятельность, поведенческой и личностной изменчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волоскова Наталья Николаевна, Филимонова Елена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION OF ACCENTUATED ADOLESCENTS AFTER QUARANTINE ACTIVITIES

The article examination peculiarity contact of accentual character later on juarantine measure, class of wedge oneself in school activity, behavior and personality changeableness.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Заключительный этап. Подведение итогов.

1. Подготовка рефлексивного отчета в формате Microsoft Word по итогам работы, выявление трудностей и путей их преодоления. (Результат - Рефлексивный отчет).

2. Подготовка выступления с презентацией в программе PowerPoint по итогам работы. (Результат -Выступление).

Выводы. Таким образом, формирование у студентов - будущих педагогов-психологов цифровых компетенций является на сегодняшний день необходимым условием успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Такое обучение возможно в рамках преподавания отдельных дисциплин по профилю подготовки.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 Выход 01.08.2021

2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) [Электронный ресурс] // https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 Выход 01.08.2021

3. Богдановская И.М. Информационные технологии в педагогике и психологии. Учебник для вузов. -СПб, 2015. - 304 с.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Волоскова Наталья Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат экономических наук, доцент Филимонова Елена Владиславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОБЩЕНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности общения акцентуированных подростков после карантинных мероприятий, степень включенности в учебную деятельность, поведенческой и личностной изменчивости.

Ключевые слова: общение, акцентуации характера, индивидуально-психологические качества, личностно-типологическая включенность в учебную деятельность.

Annotation. The article examination peculiarity contact of accentual character later on juarantine measure, class of wedge oneself in school activity, behavior and personality changeableness.

Keywords: contact, accentual character, person-psychological juality, person-typification wedge oneself in school activity.

Введение. На фоне эпидемиологических событий нынешней глобальной чрезвычайной ситуации из-за СОУГО-19, перехода на удаленное обучение особо актуальной является знание процесса общения подростков в норме и при отклонении от нормы. Удаленное, дистанционное обучение, общение только в социальных сетях, создали трудности живого общения. Общение после карантинных мероприятий сопровождалось трудностями и особенностями личностно-типологической включенности в учебную деятельность, невротизацией, у части подростков коммуникативно-речевой пассивностью, изменением всех структур общения (коммуникативной, интерактивной, перцептивной).

По мнению Ж.М. Глозман, тесная связь между структурами личности и процессом общения как в онтогенезе, так и в процессе актуалогенеза (функционирования зрелой личности) выявляет нарушения возможностей общения, а это приводит к изменениям личности, неадаптивному ее поведению на внутри- и межличностном уровне. И наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений общения будет зависеть от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) больше пострадало [3].

Эти наблюдения позволили предположить, что под воздействием неблагоприятных внешних социальных, экологических факторов среды обитания с одной стороны, и индивидуального психологического симптомокомплекса личностных свойств - с другой стороны, наблюдается актуализация патобиологических механизмов, приводящих к появлению личностных и поведенческих расстройств, что отражается в процессе общения [2].

Проблема исследования: каковы качественные изменения общения у акцентуированных подростков после карантинных мероприятий коронавируса? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Согласно определению акцентуаций характера как крайних вариантов нормы А.Е. Личко, представителей и последователей его школы (Ю.В. Попов, Ар.А. Александров, Э.Г. Эйдемиллер, Н.Я. Иванов, С.Д. Озерецковский и др.) крайность характерологической нормы «сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт» [5, с. 21].

А.Е. Личко доказано, что в каждом акцентуированном характере есть места «наименьшего сопротивления», т.е. незащищенные мишени, в которые может «попасть» средовое неблагоприятное воздействие или внутреннее переживание, связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией. Если психическая травма, не зависимо от ее содержания и степени тяжести, адресуется к «месту наименьшего сопротивления» в характере конкретного психотипа, если эта травма предъявляет повышенные, специфические требования к «месту наименьшего сопротивления», то мы можем наблюдать неадекватную

личностную реакцию и нарушение социальной адаптации. В случае, если психическая травма, даже тяжелая, не адресована к «месту наименьшего сопротивления» в структуре психотипа и не предъявляет повышенных требований к нему, то реакции личности будут адекватными с признаками удовлетворительной социальной адаптации [5].

Изложение основного материала статьи. Наше исследование охватывало индивидуально-психологические важные качества акцентуированных подростков: перцептивная, интерактивная, коммуникативная стороны общения, когнитивная регуляция общения и деятельности, саморегуляция поведения, стрессовая и фрустрационная устойчивость, уровень невротизации и тревожности личности. Личностно-типологическая включенность в учебную деятельность определялась системой взаимосвязанных факторов: положительное отношение учащегося к содержанию обучения в школе, заинтересованность в обучении, социальная включенность - отношение к учителям и учебной группе и к самому себе, как развивающейся личности. Выделены степени включенности в учебный процесс: полная включенность, частичная и нулевая или невключенность, что исследовалось в вербальных и невербальных поведенческих реакциях, мимике, характерной позе на уроках, отсутствующим взглядом, отвлекаемостью, феноменологией общения в процессе обучения.

В исследовании приняла группа подростков общеобразовательных школ г. Ставрополя (всего 890 подростков) не гомогенная по критерию пола, репрезентативность выборки составила 251 подросток в возрасте 14-15 лет. Исследование проводилось в сентябре 2020 года после карантинных мероприятий ТО'УГО-^.

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы и методики психологического обследования, социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубинштей, позволяющий исследовать самооценку личности, методику уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, методика ранжирования определений, контент-анализ сочинений подростков и их родителей (по В.В. Столину).

Психотипологические особенности у учащихся определялись с использованием результатов целенаправленных характеристик классных руководителей в условиях естественного эксперимента. Разделение всей популяции учащихся на психотипы проводилось на основании результатов патохарактерологического диагностического опросника, разработанного А.Е. Личко (1977). Психолого-математический анализ проводился с использованием непараметрической математической статистики, дискриминантного анализа (С.Ф. Ступак, И.В. Боев, 1989) [1].

Исходя из необходимости унификации математической обработки результатов обследования, в основу качественной градации испытуемых положены 4 психотипа: истеротимики составили 32,5%, циклотимики -36,5%, эпилептотимики составили 22% и шизотимики - 9%.

В настоящем исследовании предметом психологического изучения являлся субъект в непрерывном процессе функционирования и развития психики [2].

Подростки обнаруживали выраженную негативно-дизонтогенетическую симптоматику, проявляющуюся в неуспеваемости в учебе по одному или нескольким предметам, трудностями включения в учебно-образовательную деятельность, которая проявлялась в скорости включения в учебный процесс и отсутствии заинтересованности к учебе, отношении к педагогам, к учащимся класса и самому себе, что проявлялось в общении (перцептивной, интерактивной и коммуникативной) [4].

Наблюдения и исследования показывают, что у акцентуированных подростков речевая деятельность и общение имеют свои особенности, которые либо в силу сохранных компенсаторных способностей нивелируются к определенному возрасту, либо адекватно корригируются в сроки сензитивного периода, либо влияют на адаптацию подростков и позволяют им удерживаться в рамках психологической нормы.

Исследование отражает особенности общения акцентуированных подростков после карантинных мероприятий, степень поведенческой и личностной изменчивости, проявляясь в межличностных отношениях, уровне сознания и самосознания.

Шизоидный психотип или шизотимики. Выявлены основные психологические свойства, взаимосочетание которых составляет структуру шизотимической акцентуации, и феноменологию, проявляющуюся в общении после карантинных мероприятий:

- все подростки выявляют аутокоммуникативный характер общения, отражающий только собственные ощущения и трудности, а не реакцию собеседника. При этом подростки проявляют раздражительность, аффективные, невротические реакции, что свидетельствует о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе и адаптации;

- характерны ситуации одиночества и предподчтение заниматься только агрессивными играми в мобильном телефоне, эмоциональное бездушие, черствость, пантомимическая диспластичность;

- констатировалось сужение круга контактов даже в соцсетях, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников;

- малая речевая активность, наличие психологических проблем мотивационного звена общения затрудняет врабатываемость в учебный процесс;

- нарушение ориентировки и коммуникативного намерения в ситуации общения затрудняет установку на «прочтение Другого», особенно с взрослыми окружающими, наблюдается сужение микросоциальной сферы общения, у учащихся данного психотипа средняя степень включенности в учебно-образовательную деятельность;

- при выполнении двух экспериментальных серий (вербальной и перцептивной) выявляет значимые различия между ними (р<0,05), дефицит эмотивной лексики затрудняет ответы по литературе и выполнение домашних заданий-упражнений по русскому языку, что гипертрофирует личностную и реактивную тревожность и изменяет структуру личности подростка;

- из-за физических, моторных и пантомимических особенностей поведения в общении и длительного отсутствия физических нагрузок в пандемию учащиеся этого психотипа с трудом включались и в уроки физкультуры, предпочитая не ходить на них, а уединиться с мобильным телефоном.

Эпилептоидный тип акцентуации характера или эпилептотимики. Выявлены следующие особенности общения после карантинных мероприятий:

- проблемы поведенческого уровня: раздражительные с вспышками гнева по малейшему поводу неуступчивости одноклассников, конфликтные и драчливые;

- отказываются от еды и в школе и дома, проявляют упрямство, недоброжелательное, недоверчивое с оттенком угрюмого раздражения в отношениях с учителями и одноклассниками, к которым предъявляют мелочные придирки;

- трудности в учебе, снижение смыслового понимания текста, не умение, чаще всего, объяснить переносный смысл сказанного, отсутствие чувства юмора у высокотревожных подростков выявляют слабые установки на преодоление препятствий, им характерны интрапунитивные, самообвинительные реакции, выражен показатель фиксации на препятствии;

- особые трудности вызывает письменная речь, чтение плохо интонировано, что и нарушает понимание прочитанного. Неумениечетко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании, ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в стилевом оформлении устной и письменной речи, отражает изменение личности и поведения подростка;

- компьютерные игры и игры в мобильном телефоне являются основным занятием даже в школе, основное содержание этих игр: война, убийства ужасы, зверства и жестокость. Если смотрят фильмы - то триллеры и остросюжетные боевики, что также травмирует неокрепшую психику и нервную систему подростка;

- недостаточная саморегуляция поведения и снижение критических способностей, не выносят сомнений в собственной правоте. Они немногословны, скорее молчаливы и замкнуты;

- свойственны аффективные состояния либо дисфория, гнев и ярость могут смениться жалобами и слезами, подозрительны и обидчивы, эгоистичны, не желают считаться с интересами одноклассников, могут спровоцировать их на конфликт;

- пробуют курить, пробуют алкоголь и даже наркотики, в механизмах саморегуляции очень ослаблен тормозной компонент волевой функции и четко обозначается ригидность;

- обнаруживают неряшливость и нечистоплотность, завистливость, что является предметом споров между одноклассниками и различную выраженность микросоциальной дезадаптации.

Акцентуанты истероидного типа или истеротимики, или скиртотимики выявляют следующие особенности общения:

- эгоисты, заняты только собой, радуются без оснований, волевые качества выражаются капризностью, неспособностью выдерживать длительные интеллектуальное и эмоциональное напряжение и поручения общественно-полезного труда;

- повышенная внушаемость и упрямство, не способны добиваться поставленной перед ними цели. Внешне с активной пантомимикой, но не всегда адекватной ситуации. За счет искажения звена контроля в процессе общения, выявляет большую степень социально-психологической дезадаптации;

- подвижны, суетливы, экспрессивны и экзальтированны, везде успевают вставить свои замечания, которые касаются в основном формы, а не содержания. Суждения поверхностны, социально наивны и противоречивы, хотя речь и мышление в пределах показателей нормы. При преобладании сложностей в межличностных отношениях, реактивная тревожность выше, чем личностная. При доминировании неуспеваемости, наблюдается преобладание личностной тревожности над реактивной (р<0,05), что констатирует неадекватную эмоциональную реакцию;

- демонстративно «взрослый» стиль поведения, штамповый оттенок с обилием интонационно-мелодических и жестово-мимических компонентов общения, метафорических акцентов речи, рассказывают фантастические истории, чтобы завладеть вниманием одноклассников, привлечь к себе внимание окружающих учащихся, которые только усмехаются, что вызывает у данного психотипа раздражительность и гневливость;

- не могут рационально воспользоваться своими способностями и это формирует в них психологический комплекс неполноценности и приводит к страданиям. Они завидуют сильным сверстникам, исподтишка обижают слабых. Им характерна психологическая гипертрофия образа «жертвы», что указывает на склонность к психологическому мазохизму, они готовы совершенно чужим людям рассказывать свои бредовые фантазии о том, как им плохо с родными людьми. Выявленные нарушения межличностного восприятия указывают на неэффективность обратной связи в процессе семейного общения;

- характерна лживость псевдология, сочетающаяся с наигранностью и зависимостью от лидеров. Они лгут и сами верят в эту ложь, от этого теряют характеристику надежных и ответственных друзей, выявляя выраженность микросоциальной дезадаптации;

- побеги из дома, отказ посещать уроки в школе, подражание хиппи и стремление попасть в другие современные субкультурные группы и асоциальные компании, нарочито демонстрируют «взрослость», употребляя алкоголь, что показывает личностную реакцию, реальное снижение уважения к себе, приводит к защитным реакциям, мотиву избегания общения с родными;

- на уроках высокая отвлекаемость, длительно не включается в учебную деятельность (степень включенности 0), заметная истощаемость внимания на уроках. Они испытывают противоречия между операциональными возможностями речевой деятельности и мотивами деятельности, часто осознают эти противоречия, но не могут самостоятельно решить эти психологические проблемы;

- анализ письменных текстов выявляет особенности письма: характеризуется элементами украшения, ажурными оформлениями даже у мальчиков, заглавные буквы и росписи с подчеркиванием и завитками;

- характерен уход от трудностей и склонность к «злачным местам» (бары, компьютерные клубы, игральный зал) вместо школы и учебы. Часто симулируют болезнь, только чтобы не идти на урок, на котором планируется контрольная работа, что констатирует о снижении волевого компонента поведения.

Акцентуанты циклоидного типа или циклотимики. Это общие биотипы, "которые заключают в себе огромную массу здоровых индивидуумов" (Э. Кречмер), выявляют следующее после карантинных мероприятий:

- трудности включения в учебу, связанные с замедленностью ассоциаций, и в учебный процесс особенно, если начало учебного года совпадает с дистимией, отчетливой субдепрессивной фазой;

- в период субдепрессивоной фазы проявляют вялость, общение тяготит и раздражает, такие подростки избегают друг друга с приятелями. Учителям отвечают раздраженно, грубят и от этого впадают в еще большее унынье;

- в период субдепрессивной фазы характерны тоска, беспричинная тревога, неудачи и замечания со стороны учителей, от чего возникает мысль о собственной неполноценности, это провоцирует аффективные реакции и мысли о смысле жизни;

- в период гипертимии циклоиды создают впечатление шумной бурной и непродуктивной деятельностью, что и снижает их усилия и успехи в учебе;

- очень быстро запускает уроки и начинает получать тройки и двойки. Из-за этого со всех сторон сыплются на него упреки, нарекания и замечания. Появляются реакции раздражения, скандалы, нарастающие конфликтные ситуации возвращается субдепрессивная фаза настроения, которая может затянуться. Проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживания плохой успеваемости, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, еще больше усугубляют положение подростка, провоцируя раздражительность, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.

Выводы:

- после карантинных мероприятий акцентуированные подростки выявили феноменологию в зависимости от структуры психотипа личности, что ставит этих подростков в обособленное положение в общей популяции, из-за часто возникающих и порой выраженных дезадаптивных личностных и поведенческих реакций в реальной социальной среде;

- подростки с акцентуациями характера не в состоянии оценить призывы в социальных сетях, особенно если это циклотимики, переживающие период субдепрессивной фазы настроения, они внушаемы и готовы действовать по инструкции, призывающей к суицидальным поступкам;

- подростки с шизотимическим психотипом демонстрируют сужение микросоциальной сферы общения даже в соцсетях, с трудом включаются в учебно-образовательную деятельность не только на уроках литературы и русского языка, но и физической культуры, предпочитают уединяться с мобильным телефоном;

- подростки эпилептотимики из-за недостаточной саморегуляции поведения и снижения критических способностей демонстрируют девиантное поведение, драки, конфликты, проблемы поведенческого уровня;

- столь серьезная и социально значимая проблема нуждается в дальнейшем разностороннем и тщательном изучении и разработке психокоррекционных программ и тренингов специалистами разных направлений.

Литература:

1. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. -Ставрополь: изд-во СГУ. - 1999. - 362 с.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта // Психол. журн. - 2003. - Т. 24. - №2. - С. 32-35.

3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М. 2002. - 196 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

5. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999. - 416 с.

Психология

УДК 159.923.5

старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности Глазырина Лидия Геннадьевна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

АУТОАГРЕССИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению аутоагрессии современных подростков. На основе анализа научной литературы раскрыты подходы к пониманию данной психологической реальности, причины формирования и формы проявления аутоагрессии у подростков, описан механизм формирования интернет-зависимости у аутоагрессивных подростков. Представлены результаты пилотажного исследования агрессивности подростков, увлекающихся компьютерными играми насильственного характера.

Ключевые слова: аутоагрессия, причины и формы аутоагрессивного поведения, защитные механизмы личности, компенсация, интернет-зависимость, подростки.

Annotation. The article is devoted to the study of self -aggression of modern adolescents. Approaches to understanding this psychological reality, the reasons for and forms of self-aggression in adolescents, the mechanism of Internet addiction formation in autoaggressive adolescents are revealed based on the analysis of scientific literature. Results of the pilot study of teenagers' aggression, addicted to violent computer games are presented.

Keywords: self-aggression, reasons and types of auto-aggrassive behaviour, self defense mechanisms, compensation, Internet addiction, adolescents.

Введение. Аутоагрессия является одной из актуальных проблем в научных психологических исследованиях последних лет, направленных не только на уточнение самого психологического явления, но и на изучение, поиск причин ее проявления, профилактических методов и пр. Это обусловлено тем, что за последнее десятилетие наблюдается тенденция роста саморазрушительного поведения среди молодого поколения. Статистика Роспотребнадзора показывает, что практически каждый подросток в возрасте от 12-17 лет пробовал сигареты и алкоголь, у каждого третьего есть татуировка или пирсинг, каждый пятый допускал мысли о суициде во время сложной жизненной ситуации. Педагоги признаются, что работая с данными школьниками, в силу дефицита знаний в этой области, испытывают неуверенность, растерянность, страх усугубить данное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.