Научная статья на тему 'Речевое поведение подростков с акцентуацией характера как фактор гармонизации их личностного развития'

Речевое поведение подростков с акцентуацией характера как фактор гармонизации их личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
728
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА: ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП / ШИЗОИДНЫЙ ТИП / SCHIZOID PERSONALITY TYPE / ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП / ПОДРОСТОК / HYSTEROID PERSONALITY TYPE / TEENAGER / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SPEECH SKILLS / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / HARMONIZATION OF PERSONAL DEVELOPMENT / ACCENTUATED CHARACTER TRAITS / HYPERTHYMIC PERSONALITY TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заблоцкий Г.О.

Статья посвящена проблеме взаимообусловленности речевого поведения человека и его характера. Предложено краткое описание авторской методики гармонизации личностного развития подростков-акцентуантов. Методика ориентирована на развитие коммуникативноречевых умений у подростков-акцентуантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Заблоцкий Г.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH BEHAVIOR OF TEENAGERS WITH ACCENTUATED CHARACTER TRAITS AS A FACTOR OF HARMONIZING THEIR PERSONAL DEVELOPMENT

The article examines the issue of interdependence between ones speech behavior and their character. In the article the author gives a brief description of his method for harmonizing personal development of teenagers with accentuated character traits. The method is focused on developing their communicative speech skills

Текст научной работы на тему «Речевое поведение подростков с акцентуацией характера как фактор гармонизации их личностного развития»

данного феномена. Анализ работ Е. С. Асмаковец (2000, 2006, 2007) позволяет условно разделить развитие эмоциональной гибкости личности на следующие уровни: низкий, средний, высокий. Наличие у педагогов следующих навыков и приемов характеризует проявления высокого уровня эмоциональной гибкости: развитые навыки, приемы вербального и невербального проявления чувств и целенаправленное их применение в общении с учениками (воспитанниками, студентами); умение эмоционально насыщать педагогическое общение и обучение; обладание навыками и приемами, направленными на формирование у ребенка чувство психологической защищенности и безопасности; обладание навыками и приемами позитивного эмоционального воздействия в развитии индивидуальности ребенка.

Отсутствие или несформированность следующих умений и навыков характеризует низкий уровень развития эмоциональной гибкости: неумение адекватно эмоционально реагировать; социальная дезадаптирован-ность; предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для «Я» личности (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т. п.), стабильная склонность реагировать на социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Высокий уровень личностной тревожности (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога, депрессия); эмоциональная неустойчивость (неспособность управлять своими эмоциями и настроением); преобладание негативных эмоций (страха, гнева, злобы); неудовлетворенность своей жизнью; низкий уровень самоотношения; наличие синдрома эмоционального выгорания [2].

Средний уровень развития эмоциональной гибкости характеризуется наличием или отсутствием тех или иных компонентов высокого и низкого уровней.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональная гибкость - достаточно неоднозначное понятие. Исследователи рассматривают ее как комбинацию личностно значимых качеств, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность.

Специалист социономического типа должен обладать эмоциональной гибкостью, в состав которой входит: эмоциональная устойчивость, эмоциональная экспрессия, эмпатия и рефлексия. Функциональная составляющая эмоциональной гибкости и уровневая выраженность позволяют говорить о том, что модель изучаемого феномена имеет процессуальную и динамическую характеристику. И поэтому цель дальнейшего нашего исследования мы видим в исследовании путей и средств развития эмоциональной гибкости специалиста социономического типа.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

2. Асмаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости и синдрома «эмоционального выгорания» учителя // 2-я Междунар. науч. интернет-конф. «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». - М., 2007.

3. Семенова Е. М. Эмоциональная устойчивость педагога: возможности развития в процессе профессиональной подготовки. - М., 2002.

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЕй ХАРАКТЕРА КАК фАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ИХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

speech behavior of teenagers with accentuated character traits as a factor of harmonizing their personal development

Г. О.Заблоцкий

Статья посвящена проблеме взаимообусловленности речевого поведения человека и его характера. Предложено краткое описание авторской методики гармонизации личностного развития подростков-акцентуантов. Методика ориентирована на развитие коммуникативно-речевых умений у подростков-акцентуантов.

G. O. Zablotsky

The article examines the issue of interdependence between one's speech behavior and their character. In the article the author gives a brief description of his method for harmonizing personal development of teenagers with accentuated character traits. The method is focused on developing their communicative speech skills.

Ключевые слова: акцентуация характера: гипер-тимный тип, шизоидный тип, истероидный тип; подросток, коммуникативно-речевые умения, гармонизация личностного развития.

Keywords: accentuated character traits, hyperthymic personality type, schizoid personality type, hysteroid personality type; teenager, communicative speech skills, harmonization of personal development.

В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предмет которой -индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении [1, с. 294].

«Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [2, с. 9]. В своей практике мы придерживаемся классификации акцентуаций характера, предложенной А. Е. Личко, так как она является наиболее дифференцированной (в ней выделяется 11 типов) и ориентированной на детей подросткового возраста.

Проблема акцентуаций характера у подростков средней общеобразовательной школы является сегодня одной из важнейших. По исследовательским данным разных ученых (Н. Я. Иванов, С. В. Колябин, А. Е. Личко и др.), количество таких подростков среди учащихся 8-11-х классов составляет от 33 до 88%. В школьной среде подростки-акцентуанты, как правило, проявляют делинквентное и даже противоправное поведение, что влияет на темп урока, снижая эффективность учебной деятельности. Акцентуированные черты характера мешают школьникам адаптироваться в обществе, коллективе сверстников, препятствуют успешному протеканию процесса социализации личности. Также акцентуация характера отрицательно влияет на интеллектуальные процессы школьника: на восприятие и переработку учебной информации, на порождение самостоятельных высказываний и т. д. Поэтому корректное профессиональное отношение администрации и педагогов к таким подросткам, а также система психологической работы с ними, направленная на гармонизацию их личностного развития, становятся особенно значимыми для современной школы.

Сопоставляя различные научные концепции акцентуаций характера (М. Е. Бурно, К. Леонгард, А. Е. Личко) и анализируя программы психологического сопровождения акцентуированных подростков (А. И. Захаров, Н. Н. Тарасова, И. А. Трус, Э. Г. Эйдемиллер и др.), мы выявили, что все они содержат слабый операциональный и инструментальный компоненты, в них не описаны средства гармонизации личностного развития акцентуированных подростков, отсутствуют технологии педагогического взаимодействия с ними. В работах современных исследователей содержатся рекомендации, адресованные социальному окружению акцентуированных подростков: родителям и учителям. Как правило, эти рекомендации целеори-ентированы на учет характерологических особенностей школьников и корректное реагирование на их социальное поведение. В настоящее время ученые приоритетным

считают создание определенных условий для акцентуированных подростков и, по нашему мнению, недостаточное внимание уделяют активизации внутриличностных механизмов самокоррекции.

В нашей научной работе мы основываемся на деятель-ностном подходе в обучении и считаем, что гармонизация личностного развития подростка-акцентуанта с большей эффективностью достигается в непосредственном активном взаимодействии школьника с окружающим его коммуникативным пространством. Средством этого взаимодействия является речь, речевое поведение. Поэтому основным фактором ослабления степени акцентуации характера у подростка, с нашей точки зрения, является развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений, обеспечивающих подростку эффективное общение как в межличностных отношениях со сверстниками, так и в ситуациях учебного взаимодействия на уроках.

Констатирующий эксперимент, проведенный нами в ГОУ ЦО № 1421 г. Москвы (182 человека), позволил описать особенности речевого поведения подростков-акцентуантов и выявить специальные для каждого типа акцентуации коммуникативно-речевые умения, которые недостаточно выражены в речевом поведении подростков и поэтому фрустрируют их потребность в общении, усиливая степень акцентуации характера. Представим анализ основных результатов нашего эксперимента, целью которого явилось изучение речевого поведения подростков с шизоидным, истероидным и гипертимным типами акцентуации характера как наиболее частотных в условиях средней общеобразовательной школы.

Наблюдение за речевым поведением подростков с шизоидным типом акцентуации характера на уроках русского языка и литературы в 8-11-х классах показало, что у этих подростков слабо развито умение вступать в учебное взаимодействие. Их речевое поведение отличается пассивностью, неуверенностью; чаще всего они выбирают стратегию отстранения от учебной ситуации, а их коммуникативная позиция во время вступления в общение является «слабой» (по терминологии И. А. Стернина). Шизоидные подростки предпочитают уклоняться от дискуссий или соглашаться с чужой точкой зрения, нежели доказывать свою. Их речевое поведение становится активным в тех ситуациях, когда тематика общения личност-но значима для них.

Речь шизоидных подростков имеет следующие лингвистические особенности: небольшой объем высказывания, неточность словесного оформления, однообразие языковых средств, использование «затертых» речевых клише, часто нарушается такое коммуникативное качество речи, как логичность.

Невербальное поведение шизоидных подростков невыразительно: они редко используют несловесные средства общения, их высказывания отличает бедность интонационного оформления, однообразие интонирования, говорение в медленном темпе.

В монологической речи преобладают простые предложения; очень редко в их речи встречаются риториче-

ские фигуры, тропы. Также их речь отличается отсутствием эмотивной лексики и частым использованием слов с абстрактным значением.

При ответе на вопрос учителя отмечались следующие особенности: затруднения, связанные с неумением словесно оформить мысль (наличие больших пауз, включение междометий, произнесение отдельных звуков вместо связных слов, трудности в выборе подходящего по смыслу слова); смысловое несоответствие ответа заданному вопросу и др.

Характерной особенностью шизоидных подростков в ситуациях межличностного взаимодействия является недостаточно развитая интуиция и неумение правильно истолковывать невербальные сигналы собеседника, что не позволяет таким подросткам «чувствовать» партнера по общению и быть лабильными в меняющихся ситуациях речи. Общение шизоидных подростков со сверстниками, как правило, нерезультативно, они часто не достигают коммуникативной цели, с которой вступают в речевой контакт с ними.

У подростков с шизоидным типом акцентуации недостаточно сформированы: умение строить развернутые монологические реплики; умение преодолевать страх в ситуациях публичного общения, умение точно отвечать на вопрос учителя; умение соотносить цели высказывания с особенностями речевой ситуации, умение вступать в общение (установить контакт), умение завершать диалог эти-кетно, умение создавать тексты оценочного характера, умение выражать эмоции при помощи невербальных средств, умение говорить чисто и выразительно и др.

В отличие от подростков с шизоидным типом акцентуации характера, подростки с истероидным типом активно вступают в учебное взаимодействие, они инициативны, общительны, но их инициативность обусловлена желанием произвести на всех впечатление, поставить свою личность в центр внимания окружающих. И поэтому их активность на уроке преимущественно неучебного характера.

Их речь отличается богатством, они активно используют такие средства речевой выразительности, как тропы и фигуры, им присущи интонационные перепады, свойственна оживленная мимика, богатая жестикуляция, но все это подчинено одной задаче - произвести впечатление на окружающих. Для них речь - это один из способов привлечения внимания, поэтому они стремятся демонстрировать ее, часто предпринимая попытки выступить публично. Любят вставлять в нее необычные обороты, научные термины, которые незнакомы одноклассникам, пословицы и афоризмы.

Часто в своих ответах на вопрос учителя истероид-ные подростки «нечаянно вспоминают» истории из жизни, анекдоты, впечатления, которые непосредственно не отражают сущности вопроса, тормозят ход урока, рассеивают внимание одноклассников. Истероидные подростки часто позволяют себе выкрикивать с места, шутить на уроке - чтобы на них обратили внимание.

Речевое поведение истероидных подростков в целом можно охарактеризовать как театральное. И учитель

тратит много времени, чтобы корректировать последствия этой театральности и стабилизировать учебную ситуацию на уроке.

Эти же особенности проявляются и в беседе, в том числе учебной, с истероидными подростками. Им трудно ориентироваться на тему беседы, если она так или иначе не связана с ними, с их жизнью. В общении и в поведении они эгоцентричны. И эта особенность делает общение с ними для других людей неэффективным и неинтересным.

В межличностном общении они демонстрируют настойчивую самопрезентацию, навязчивость, склонны к частому самовосхвалению. В общении такие подростки почти всегда ставят себя, свою личность в центр внимания, стараются делать так, чтобы их мысли, поступки, слова становились предметом обсуждения окружающих. Часто истероидные подростки не воспринимают замечания учителя и не реагируют на них. Это связано с такой их особенностью, как нежелание учитывать негативную и ущемляющую самолюбие информацию, а также неразвитостью умений критической самооценки.

У подростков с истероидным типом акцентуации недостаточно сформированы: умение самооценивать свое речевое поведение и речевое поведение партнера по общению; умение слушать и «слышать» собеседника; умение вести диалог; умение анализировать невербальное поведение собеседника; умение соотносить содержание высказывания и жестикуляцию, мимику с точки зрения уместности и целесообразности использования; умение использовать логику доказательства и др.

Основные особенности речевого поведения подростков с гипертимным типом акцентуации характера следующие.

Гиперобщительность, такие подростки очень активны в общении, у них широкий круг знакомств. Общение для них - основная ценность в жизни, и потребность в нем ярко выражена. Но при этом они не заботятся о выразительности, правильности, точности, уместности своей речи. В их речи часты речевые ошибки, наблюдаются частые нарушения литературных норм.

При ответе на вопрос учителя они часто нарушают логико-структурную целостность высказывания, их мысль перескакивает с одного предмета на другой.

Мыслительная деятельность у них связана прежде всего с ассоциативным мышлением, высказывания часто строятся без всякой опоры на содержание предшествующих реплик (и даже в границах одной микротемы).

В общении они стараются выбирать стратегию близости: для них «трудно» общаться долгое время с человеком на «вы», поддерживать с ним официальные отношения. Они стараются сделать минимальной дистанцию в общении с любым человеком. При наблюдении за гипертимны-ми подростками в ситуации общения с малознакомыми сверстниками частотны следующие невербальные проявления: прикосновения к собеседнику, использование открытых жестов, нарушение дистанции в общении (гипер-тимные подростки часто вторгаются в личное пространство собеседника, нарушая правила этикетного общения).

вопросы психологии и воспитания

Их отличает, как правило, богатое невербальное поведение: жесты, мимика, пантомимика, достаточно хорошее акустико-интонационное оформление высказывания.

Гипертимные подростки часто нарушают коммуникативное равновесие, в их речевом поведении преобладает стратегия лидерства.

У подростков гипертимного типа недостаточно сформированы: умение структурировать ответ, связывая логико-смысловые части воедино; умение выделять главное в тексте; умение выступить с запрашиваемой учителем информацией; умение исключать «лишнюю» информацию из речи; умение создавать текст аргумента-тивного характера, умения рефлексивного слушания, умение делить текст на микротемы, умение использовать этикетные речевые клише с учетом статуса и социальной роли собеседника и др.

Анализ коммуникативной сферы оптантов позволил нам сделать следующий вывод: речь подростка, обусловливаемая индивидуальными особенностями, является дополнительным средством диагностики акцентуации характера. Причем чем сильнее выражена акцентуация характера, тем ярче она проявляется в особенностях коммуникативно-речевого поведения.

Приведенные примеры, а также наши наблюдения за речевым поведением подростков с акцентуацией характера позволяют констатировать, что своеобразие характерологической сферы личности подростка и особенности его коммуникативно-речевого поведения связаны отношениями взаимозависимости и взаимообусловленности. Развитие и совершенствование группы специальных для каждого типа акцентуации характера речевых умений (названных выше) позволяет гармонизировать личностное развитие подростков, что выражается в ослаблении степени акцентуации характера или преодолении ее совсем.

В своей научно-исследовательской деятельности мы разработали коммуникативно-речевую методику для

педагога-психолога школы, позволяющую эффективно работать с акцентуацией характера у подростков. На этот процесс ориентированы основные компоненты методики: обучение подростков речевым жанрам, коммуникативные тренинги, коммуникативно-речевые игры, упражнения познавательно-речевого характера и мнемотехни-ческие упражнения.

Использование этих средств в психолого-педагогической деятельности средней общеобразовательной школы обогащает рефлексивный опыт личности подростка, развивает у него эмпатию, способствует интенсификации деятельности адаптационных механизмов личности, а также обеспечивает процесс успешной коммуникативной самореализации личности за счет выработки эффективных способов коммуникативного реагирования на различные жизненные ситуации, в том числе речевые (ситуативно-поведенческие).

Проведенное исследование и апробация разработанной нами методики позволили сделать ряд научно значимых выводов: во-первых, речевое поведение подростков и развитие характерологической сферы их личности взаимосвязаны и взаимообусловлены; во-вторых, речевое поведения подростков может являться дополнительным средством диагностики акцентуаций характера, в-третьих, гармонизация личностного развития подрост-ков-акцентуантов осуществляется с помощью развития и совершенствования специальных для каждого типа коммуникативно-речевых умений.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

2. Личко А. Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.