УДК 159.947.2
АКЦЕНТУИРОВАННОСТЬ И ДЕТЕРМИНАЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОЙ ФАЗЕ ОНТОГЕНЕЗА
Г. С. Остапенко
Реферат: в статье анализируются экспериментальные исследования акцентуаций характера подростковых групп, профилактика появления де-струкций ориентирована на формирование дальнейшей интеллектуальной направленности личности и успешное развитие когнитивной сферы в подростковой фазе онтогенеза. Представлены экспериментальные лонгитюдные исследования, позволяющие обеспечить своевременную психологическую консультативную помощь и оптимизировать процесс развития когнитивной сферы на этапе формирования личности современного подростка, описаны результаты, полученные на протяжении трех срезов, которые позволили диагностировать психотипы по нескольким основным параметрам (доминирующая черта характера, привлекательные черты, черты, отталкивающие и приводящие к конфликтам, особенности общения и дружбы, отношение к учебе и работе). Итог исследования заключается в том, что были подтверждены теоретические положения известных ученых по данной проблеме, а также дополнены представления об изменчивости акцентуа-цийхарактера, усилении или ослаблении отдельных акцентуированных черт по мере взросления подростков. Предъявленный тест не является взаимоисключающим тестом диагностики акцентуи-
© Остапенко Г. С., 2016
рованных черт, для этого был использован дополнительный диагностический инструментарий.
Ключевые слова: детерминация деструктивного развития когнитивной сферы, акцентуации характера, подростковая фаза онтогенеза, эмоциональный индикатор характера, интеллектуальная направленность личности, когнитивные ориентировочно-регулирующие компоненты, аттенционные свойства, имажи-нитивные свойства, эмоционально-волевые компоненты, интеллектуальные черты характера, уровни образовательного ресурса, волевые черты характера в подростковом возрасте, психотипы.
Проблема исследования взаимосвязи конструктов когнитивной сферы носит многосторонний и недостаточно изученный характер. Это обусловлено когнитивной сложностью психологической характеристикои индивида, учитывающей степень ее категориальной диф-ференцированности, субъективное семантическое (смысловое) пространство [4, с. 179]. Следующая причина, объясняющая сложность и неоднозначность изучаемых конструктов, - это различные мнения и взгляды представителей когнитивной психологии, как зарубежных, так и отечественных. В когнитивной психологии изучались структурные элементы познавательных, а затем исполнительских процессов. Например, Дж. Брунер [2] подвергает критике би-
хевиоризм, а психоанализ отстаивает интеллектуалистические позиции. Существует теория индивидуальных различий по М. Айзенку [7], общая теория личности Дж. Келли [1 ], теория межличностных отношений Э. Берна [1] и др., которые позволяют исследовать теоретическую многоаспектность структурных элементов когнитивной сферы в подростковом онтогенезе. Структуру когнитивной сферы в подростковой фазе онтогенеза нельзя изучать без учета и консолидации всех психических явлений, которые делят на три главные группы: психические, или когнитивные, процессы;психические, или когнитивные, состояния; психические, или когнитивные, свойства личности. Когнитивные процессы рассматриваются как базовые явления, а когнитивные состояния и когнитивные свойства - как временная типологическая модификация когнитивных процессов. В исследовании изучались когнитивные ориентировочно регулирующие компоненты деятельности, такие как память, все виды внимания (аттенционные свойства), воображение (имажинитивные свойства), мышление, эмоционально-волевые компоненты. Когнитивные состояния как временные своеобразия психической деятельности определяют состояние и отношение подростка к содержанию этой деятельности, они обеспечивают устойчивую интеграцию всех психических взаимодействий и проявлений подростка в реально существующей действительности. Эмоциональные состояния подростка -эмоциональный тон, отклик на происходящие явления, настроения, различные эмоциональные состояния, в том числе конфликтные состояния: стресс,
аффект, фрустрация, волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость, связанные со сложными волевыми действиями), состояния разных уровней организованности сознания связанных с различным проявлением уровней ат-тенционных, имажинитивных свойств. Существуют еще и аномальные когнитивные состояния, к которым относят акцентуации характера, задержки психического развития, а также психопатии, неврозы. Когнитивные свойства личности характеризуют индивидуально-типологическое своеобразие психической деятельности подростка, особенности когнитивных и эмоционально-волевых процессов: темперамент, направленность, способности и характер. Одними из важных структурных исследовательских направлений в изучении когнитивной сферы в онтогенезе подростка являются детерминации характерологических акцентуаций и личностные особенности, которые имеют отношение к деятельности, поэтому в нашем исследовании это изучение коснулось многообразия проявлений черт в подростковом онтогенезе и социальной направленности индивида, системы его отношений в социуме, особенностей волевой регуляции, эмоциональных состояний, интеллектуальных особенностей.
Большое значение в проявлении многообразия черт характера имеет отношение к себе, к труду, к обществу в целом, что определяет фундаментальное качество - нравственность, формирование установки по отношению к самому себе Я-концепции, образа Я, состоящего из целого ряда компонентов когнитивного (образа внешности,
нравственных качеств, психических особенностей, социальной значимости), эмоционального, притязательного волевого, признания своих достоинств сверстниками и другими людьми. Отношение к труду и деятельности обусловливает добросовестностное отношение к деятельности, сюда же можно отнести склонности, талант, призвание как характерологические качества. Отношение к вещам как к продуктам человечества выражается в бережливости, аккуратности. Все больше приобретают значение волевые черты характера в подростковом возрасте, индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции. Эмоциональный индикатор характера как важное психическое свойства характера индивида - это возбудимость в сочетании с активностью, а также эмоциональный настрой индивида как показатель тонуса его жизнедеятельности. Важной задачей исследования являлось изучение особенностей формирующихся акцентуированных черт с целью раннего выявления деструкций, которые могут повлиять на развитие когнитивной сферы и личностных конструктов в подростковой фазе онтогенеза.
Ключевым явилось изучение интеллектуальных черт характера как устойчивых индивидуально-типологических особенностей интеллекта, характеризующихся складом ума, различной степенью гибкости, особеностью протекания когнитивных процессов.
Одно из предположений, выдвинутых в результате исследования, заключалось в том, что отдельные аттенционные свойства (устойчивость, распределение, переключаемость, концентрация, непроизвольность и произвольность, объем)
могут быть причинами возникновения акцентуаций характера.В связи с этим было организовано изучение имеющихся акцентуаций характера подростков, выдвинуты предположения о том, как эти результаты могут оказать влияние на повышение уровня образовательного ресурса в результате процесса развития познавательной активности. Исследование акцентуацийхарактера явилось важной составляющей лонгитюдной стратегии исследования, проводимого в течение шести лет. Для исследования психотипов и акцентуаций характера была использована методика диагностики Л. С. Прутченкова, Л. Л. Сиялова «Эй ты, параноик!!!» (о психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им) [5]. Методика, предложенная подросткам, основана на описании психотипов личности, на классификации акцентуаций, предложенной и разработанной П. Б. Ган-нушкиным, К. Леонгардом, Л. С. Личко и Л. И. Егидесом.
Учащимся подросткам был предложен тест, затем подробно описывались эти психотипы по нескольким основным параметрам (доминирующая черта характера, привлекательные черты, черты, отталкивающие и приводящие к конфликтам, особенности общения и дружбы, отношение к учебе и работе). Приводился перечень конфликтоген-ных ситуаций и указывались конкретные формы и способы педагогической помощи со стороны как учителя, так и родителей и давались конкретные рекомендации по оказанию педагогической помощи школьникам, имеющим различные акцентуированные черты. Методика прошла апробацию на большой выборке испытуемых и имеет прак-
тическую значимость как для учителей, классных руководителей, родителей, так и для самих учащихся подростков. Группу респондентов составили подростки одной и той же группы, количественный состав групп был одинаков (150 человек, возраст 12-17 лет). Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе исследования были получены данные, подтверждающие проявление акцентуаций характера у подростков: смешанный тип -26 %, лабильный - 11, конформный -11, истероидный - 10, гипотимный - 8, сензитивный - 4, не выявлено - 30 %. Результаты исследования показали, что преобладают смешанный, лабильный, конформный, истероидный типы акцентуаций. В ходе работы был проведен теоретический анализ литературы по вопросу подростковой акцентуации характера. Данной проблемой занимались в разное время такие исследовали, как К. Леонгард, А. Е. Личко, С. Л. Франк, В. М. Бехтерев, О. В. Кебри-ков, Г. К. Ушаков, П. Б. Ганнушкин. Акцентуации, по мнению А. Е. Личко [6], не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов развития пограничных состояний. Их можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Все акцентуации А. Е. Личко [6], рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболе-
вания или сохраняются на всю жизнь. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуация (усиление характера) в какой-то степени делает характер предсказуемым. При определенном наборе условий подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение [3].
Использовались индивидуальные формы консультирования и давались рекомендации в виде заданий и упражнений на закрепление сильных положительных сторон характера личности, направленные на преодоление деструктивных реакций, возникающих у подростков.
Через год проведен второй промежуточный этап обследования, результаты которого подтвердили проявление акцентуаций характера у подростков. Были обнаружены следующие акцентуации: гипертимный тип - 14 %, смешанный тип - 24, лабильный - 10, эпилептоидный - 3, циклоидный - 3, шизоидный - 3, истероидный - 7, неустойчивый - 3, не выявлено - 33 %. На втором этапе исследования также были диагностированы акцентуации. Промежуточный этап исследования показал преобладание следующих типов: смешанный, гипертимный, лабильный, неустойчивый. У 33 % подростков с неустойчивым вниманием акцентуации характера не определены.
На третьем завершающем этапе диагностированы акцентуации по ги-пертимному типу - 15 %, истероидному типу - 7, психастеническому - 11, лабильному - 6, эпилептоидному - 3, шизоидному - 2, неустойчивому типу - 2,
астеническому - 3, гипотимный тип - 1, не выявлено - 44 %. На завершающем этапе исследования диагностическая картина изменилась: преобладающая группа, имеющая смешанный тип акцентуаций характера, разделилась на психастеническую, гипертимную, исте-роидную, лабильную группы, с явным преобладанием гипертимного, психастенического, истероидного типов. У 50 % подростков акцентуации харак-
Математико-статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования, проводилась на основе анализа частоты встречаемости каждого типа акцентуации по выборке и выражения его в процентном соотношении. Динамика в изменении наблюдаемых
тера не обнаружены. Полученные нами данные подтвердили теорию К. Леон-гарда о том, что особенности характера могут проявляться непостоянно. Акцентуированным личностям присуща направленность как к социально-положительному, так и к социально-отрицательному развитию. Динамика проявления акцентуаций среди подростков на трех этапах эксперимента отражена на рисунке.
частот результатов от первого среза к третьему была подтверждена статистически (Х2эмп = 133,42 > Х2табл = 54,07; р < 0,001) . Результаты, полученные в ходе исследования, не только подтвердили теоретические положения известных исследователей, но и дополнили
Рис. Динамика проявления акцентуаций среди подростков
представления об изменчивости акцентуаций характера, усилении или ослаблении отдельных акцентуированных черт по мере взросления подростков. В данном случае из смешанного типа выделились психастенический тип акцентуаций, преобладающими остались гипертимный, истероидный, лабильный типы. Таким образом, у подростков с выраженными аттенционными свойствами (внимания) акцентуации характера могут возникать и исчезать в зависимости от возникновения асоциальных и личностных факторов, а при неблагоприятных условиях в онтогенезе подростка происходит усиление и проявление отрицательных черт характера. Возникшие акцентуации создают коммуникативные барьеры в общении с подростками как взрослых, так и сверстников. Результаты исследования позволили также установить связь между наличием у старших подростков взаимосвязи аттенционных свойств (внимания) по астеничному типу, в «зоне патологии» и преобладающей акцентуации характера психастенического типа. Другая доминирующая группа, имеющая аттенционные свойства (внимание) в «зоне патологии» и наличие дисфункций по реактивному типу, - это группа подростков с преобладающим типом акцентуаций характера по ис-тероидному типу. Особенно ярко проявляются такие типы акцентуаций характера, как истероидный, лабильный, психастенический, и они обнаружены на завершающем этапе лонгитюдного исследования уже в старшем подростковом возрасте.
Исследования позволили убедиться в том, что чем раньше будут изучены причины возникновения деструкций
подросткового возраста, учтены факторы развития когнитивных явлений, тем быстрее будет обеспечена компенсатор-ность когнитивных функций в младшем подростковом возрасте, тем благоприятнее будут взаимодействия в системе «родитель - подросток», «подросток -подросток», «подросток - учитель».
Теоретический анализ характеристик типов акцентуаций характера позволил проанализировать смешанные типы, которые в нашем исследовании выявлены в большей степени. В исследовании нас интересовало возникновение неустойчивости не только как проявление акцентуированных черт характера, но и как неустойчивость развития аттенционных свойств (внимания) (причиной которого являются минимально-мозговые дисфункции), способствующие возникновению акцентуаций характера. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут накладываться черты неустойчивости и истеро-идности, к лабильности присоединяться сензитивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное,эпилептоидное,истеро-идное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиваться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро. Наряду с заострением типологических черт подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие
модели, которые принято называть подростковыми поведенческими реакциями на воздействия среды и ближайшего социального окружения. Акцентуация -это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Так, у подростков с разноуровневыми показателями аттенционных свойств при большей выраженности низких показателей и ниже средних показателей аттенционных свойств (внимани): растор-моженности, возбудимости, уязвимости, чрезмерной эмоциональной истощае-мости - может накладываться отпечаток на личность, как таковую, и наконец, может приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Во время проведения тренинговой работы по проблеме конструктивных способов взаимодействия между подростками, их родителями, учителями использовались индивидуальные формы консультирования по преодолению деструктивных реакций, возникающих у подростков, происходило закрепление сильных положительных сторон характера личности, использовались индивидуальные разработанные психологом рекомендации. Анализируя результаты полученных данных по итогам двух основных и одного промежуточного этапа исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Теоретический анализ и экспериментальные исследования показали, что тотальные патологические черты характера выступают в подростковом возрасте особенно ярко. Особенности при акцентуациях характера могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаются в обычных условиях.
2. Результаты исследования, полученные на начальном этапе, показали преобладание смешанного, лабильного, конформного, истероидного типа акцентуаций, не выявлены акцентуации у 30 % подростков.
3. Промежуточный этап исследования показал преобладание смешанного, гипертимного, лабильного, неустойчивого типов. У 33 % подростков с разными уровневыми показателями аттенционных свойств (внимания) акцентуации характера не определены.
4. На завершающем этапе исследования диагностическая картина изменилась: преобладающая группа, имеющая смешанный тип акцентуаций характера, разделилась на психастеническую, гипертимную, истероидную, лабильную группы, с явным преобладанием гипертимного, психастенического, истероидного типов. 44 % подростков с разными уровневыми показателями свойств внимания акцентуации характера не имели.
5. Полученные данные подтвердили положения К. Леонгарда, который полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону, а также что особенности характера могут проявляться непостоянно. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, то есть как к социально-положительному, так и к социально-отрицательному развитию, что может повлиять на развитие уровней образовательного ресурса.
Анализ полученных результатов позволил установить, что из смешанного типа выделились психастенический
тип акцентуаций, а преобладающими остались гипертимный, истероидный, лабильный типы акцентуаций. Таким образом, акцентуация характера является не патологией, а крайним вариантом нормы. Для подростков с разными уровневыми показателями аттенцион-ных свойств (внимания) характерны акцентуации характера, черты которого могут усиливаться или ослабевать при изменении психолого-педагогических условий, при которых когнитивное развитие в онтогенезе подростка является потребностью и социальной значимостью не только в накоплении необходимой информации, но и в умении самостоятельно ранжировать информацию, полученную извне. Результаты, полученные в исследовании, не только подтвердили теоретические положения известных исследователей, но и дополнили представления об изменчивости акцентуаций характера, усилении или ослаблении отдельных акцентуирован-
ных черт по мере взросления подростков, которые могут повлиять на интеллектуальную направленность личности и успешное развитие когнитивной сферы в подростковом онтогенезе.
Список литературы
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2002. 287 с.
2. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 4482.
3. Гецер Г Систематические длительные наблюдения за течением негативной фазы у подростка // Педология юности : сб. статей / под ред. И. Аря-мова. М. ; Л.: Просвещение, 1931. 328 с.
4. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М. : Проспект, 2010. 560 с.
5. Прутченков Л. С., Сиялов Л. Л. Эй ты, параноик!!! М. : Новая школа, 1994. 64 с.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). СПб. : Речь, 2009. 251 с.
7. Айзенк Н. J. К новой модели интеллекта // Человек и индивид. Различия. 1986. V. 7. № 5. С. 731-736.