Научная статья на тему 'Влияние акцентуации характера подростков на межличностные отношения в коллективе'

Влияние акцентуации характера подростков на межличностные отношения в коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние акцентуации характера подростков на межличностные отношения в коллективе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Козырькова А.А.

Козырькова Анастасия Алексеевна - студент, кафедра педагогики и психологии, Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск

Самым трудным психологическим периодом в психолого-педагогической литературе было принято считать подростковый возраст. Это связано с личностным развитием в данном возрасте и обосновывается двумя разными тенденциями: установка тесных связей межличностных контактов, усиление чувства принятия себя в коллективе, а также усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств подростка.

Важная черта возрастного периода подросткового возраста это неравномерность развития, которая выражается в том, какой тип акцентуации характера присущ подростку. Было выявлено, что именно два «переломных» момента связаны с психологическим состоянием подростков, а именно половое созревание (психофизиологическое) и все происходящие изменения на этом этапе жизни, а также вхождение во взрослую жизнь с социальной точки зрения. Акцентуации как правило имеют тесную связь с девиантным поведением (отклонение от нормы), например: пребывание в негативных субкультурах, агрессивное поведение, нарушение закона, употребление алкоголя и наркотических препаратов. Акцентуации характера подростков зачастую приводят к конфликтам, мешают учебному процессу и создают трудности в межличностных отношениях.

Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Столяренко, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Эриксон и другие внесли большой вклад в познании понятия «акцентуация характера». А само понятие «акцентуация» было введено К. Леонгардом, подразумевает сильно выраженную одну из черт характера индивида, которая подавляет нормы морали и принципов человечества. Своего рода акцентуация характера - это граница с психопатией. Но не все так страшно, более половины людей имеющих акцентуацию в подростковом возрасте, во взрослом ее теряют по мере взросления.

Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность — понятие более широкое, включающее интеллект, способности и мировоззрение [1, с. 8]. Он выделяет 11 основных типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный. Каждый из них имеет определенную характеристику, включающую в себя описание особенностей протекания основных подростковых реакций [1, с. 139]. Классификация А.Е. Личко предназначена специально для подросткового возраста.

Важнейшей проблемой в психологии, социологии и педагогики ученые выдвинули акцентуацию характера в подростковом возрасте, так как возраст подростков приходится на период обучения детей в средней и старшей школе, где ведущая деятельность подростков это общение со сверстниками. Акцентуация может проявиться в аномальном проявлении в характере , что может привести к проблемам в учебной деятельности, во взаимопонимании в семье, отторжении в коллективе. В каждом классе есть такие подростки и их процент весьма внушителен. Их можно выявить по неадекватному поведению, где ярко выражается неустойчивость

акцентуации характера, так же подчеркивается выраженный эпилептоидный и истероидный тип личности. Ярким отличительным признаком является всегда приподнятое настроение, что является привлечением внимания окружающих, но на коллектив это, как правило, действует негативно, что способствует разрушению межличностных взаимоотношений. Как следствие, у подростка с актуализации характера возникает частая агрессия, нестабильность в стрессовых ситуациях, антисоциальные поступки. Часто подростки не могут себя правильно оценить в этом мире, не осознают свой статус в классе или положение в коллективе. Их самооценка необоснованно завышена и будучи чересчур самоуверенным подросток стремится быть лидером. Бывает, что некоторые из черт характера становятся наиболее выраженными и перерастают в природу человека. Например, в каждом классе можно наблюдать подростков в качестве изгоев, которые имеют постоянную тревожность и заниженную самооценку. Этих подростков устраивает свое положение в обществе одноклассников. Их моральные ценности не совпадает с окружающими, а нормы не являются эталоном. К общению они не стремятся.

Нельзя говорить об акцентуации категорично плохо. Они могут быть разными и в них можно найти как положительное, так и отрицательное. Но если педагоги смогут распознать в подростках ту или иную степень актуализации, то в дальнейшем они смогут помочь подросткам пережить их кризисный период жизнь, помогать им справляться с проблемами в общении со сверстниками и нейтрализовывать межличностные конфликты. Работая с акцентуантом, педагог должен уметь правильно выстроить отношения с подростком, учитывая его характер с акцентуацией, также подсказать и скорректировать его отношения с окружающими. Для того чтобы ребенок принял педагога, необходимо дать ему полную уверенность в том, что педагог его понимает и хочет ему помочь, не меняя его изнутри, а сформировав у него желания приспособиться к окружающим. Когда акцентуант доверится педагогу, необходимо устранить страх, разочарование, обиду и прочие негативные эмоции и настроить ребенка на счастливое полноценное созревание личности.

В свете вышесказанного можно сделать вывод, что подростковый возраст это сложный период жизни, в большей степени из-за переломного периода в жизни человека, где он становится взрослым и самостоятельным, из-за чувств собственного достоинства, которое активно формируется в подростковом возрасте, так же из-за выражения самоопределения самоутверждения во взрослой среде. Притязания и реальные возможности подростков очень сильно расходится, так как интроспекция еще не развита и подросток не может отказаться от своих мечтаний, но и не осознает, насколько они далеки. Так, если педагог видит у подростка отклонения в сфере общения, отчуждение от коллектива, отдаление от родителей или семьи, неодобрение со стороны педагогов, то это может означать, что у подростка имеется фактор риска появления нарушений в поведенческой сфере, отклонении в психическом здоровье, а также появления психических заболеваний.

Список литературы

1. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. Берлин, 1976. 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.