Научная статья на тему 'Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера'

Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1167
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / KEY CHARACTERISTICS OF THE CHARACTER / CREATIVE WORK / MORAL ENLIGHTENMENT / MORAL BEHAVIOUR / MORALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазкина Ольга Борисовна

В статье рассматривается вопрос о влиянии акцентуации характера на девиантное поведение подростков, анализируется воспитательно-профилактическая работа руководителя творческого коллектива, направленная на постоянную поддержку и стимулирование позитивного поведения, сведение к минимуму форм отклоняющегося от нормы поведения в результате воспитания у подростков нравственных чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MORAL SENTIMENTS TEENS WITH DIFFERENT ACCENTUATIONS OF CHARACTER

In this article data is examined in relation to how person''s character profile influences deviant behaviour in adolescence. Article describes preventative educational work of the head of art creativity group, where socially acceptable behaviour is getting positively reinforced and stimulated and negative behaviour patterns getting diminished by teaching adolescence about morals.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера»

Педагогические науки

О.Б. Мазкина,

Воронежский государственный университет

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

EDUCATION OF MORAL SENTIMENTS TEENS WITH DIFFERENT ACCENTUATIONS OF CHARACTER

В статье рассматривается вопрос о влиянии акцентуации характера на девиантное поведение подростков, анализируется воспитательно-профилактическая работа руководителя творческого коллектива, направленная на постоянную поддержку и стимулирование позитивного поведения, сведение к минимуму форм отклоняющегося от нормы поведения в результате воспитания у подростков нравственных чувств.

In this article data is examined in relation to how person's character profile influences deviant behaviour in adolescence. Article describes preventative educational work of the head of art creativity group, where socially acceptable behaviour is getting positively reinforced and stimulated and negative behaviour patterns getting diminished by teaching adolescence about morals.

Изменения, происходящие в России в современных условиях, выдвинули перед обществом целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подростков с акцентуациями характера. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом увеличивается число подростков, которым присущи такие черты характера, как недостаточная настойчивость в достижении цели, резкий переход от одного занятия к другому, незавершенность начатых дел, чрезмерная, но слабо регулируемая активность и т.д. Проведенные учеными исследования влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков показали, что его причины кроются в дефиците морального и нравственного развития личности, который обусловливает отклонения от принятых в обществе социально-нравственных норм и ценностей (А.П. Егидес, С.А. Ганнушкин, Н.И. Козлова, К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.А. Некрасова, В.В. Пономаренко и др.). Поэтому крайне важно вовремя обратить внима-

ние на чрезмерно выраженные черты характера подростка, чтобы вовремя скорректировать его действия, поступки или даже уберечь от каких-либо необдуманных шагов.

Акцентуация характера, по К. Леонгарду, это промежуточное состояние между психопатией и нормой. Он считает, что акцентуированные личности — это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Причем К. Леонгард на вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой — от неак-центуантов, не дает четкого ответа [2]. По этой причине ранняя психо лого-педагогическая профилактика проявлений акцентуаций характера подростков позволяет предупредить развитие данной проблемы.

По мнению российского психиатра А.Е. Лич-ко, акцентуацию можно определить как «дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что

215

Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015

обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях» [4. — С. 12].

При акцентуациях особенности характера, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут обнаруживаться только в определенных условиях [4. — С. 11], а при создании благоприятной среды для развития подросток с акцентуациями характера может добиться значительных успехов в различных видах деятельности, в том числе и творческой. Так, К. Леонгард считает, что творческие личности не могут иметь сбалансированного характера. Существует закономерная связь между акцентуацией характера и высокой одаренностью, и, в свою очередь, наблюдаются случаи достаточно частого сочетания высокой одаренности с пcихопатией [2]. Отсюда, можно предположить, что ярко выраженным индивидуальностям более свойственны акцентуированные черты. В творческих коллективах, даже у самых талантливых подростков, встречаются элементы девиации, причины которых связаны с акцентуациями характера, т.е. творчески одаренные личности тоже являются носителями определенных акцентуаций характера.

Для выявления у подростков творческого коллектива «Забава» (г. Воронеж) наличия ярко выраженных черт характера было проведено исследование по определению типов характера акцентуированных личностей. Мы использовали «Характерологический опросник» Леонгарда — Шмишека и батарею тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник (модификация тестов Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса).

В ходе исследования, задачей которого было определение акцентуаций характера подростков на начальном этапе их включения в творческую деятельность, нами была составлена выборка, в состав которой вошли подростки творческого коллектива в возрасте от 11 до 15 лет в количестве 40 человек.

По результатам исследования частоты встречаемости акцентуаций характера при помощи «Характерологического опросника» Леонгарда— Шмишека выявлено, что 39% подростков не имеет отклонений в поведении, остальные, что составляет 61%, являются носителями определенных акцентуаций характера: 40% обладают истероидным типом акцентуации характера (выраженный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия); 15% исследуемых подростков обладают шизоидным типом акцентуации характера (замкнутость, одиночество, трудность контактов, непонимани-

ем со стороны окружающих); 6% обладают эпи-лептоидным типом характера (склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику, — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей). Таким образом, у исследуемых подростков, включенных в творческую деятельность, преобладает истероидный тип.

По результатам анализа дополнительных шкал методики «Характерологический опросник» определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков с истероидным типом. При неблагоприятных условиях (стрессы, психотравмирующие ситуации, жизненные трудности, которыми достаточно богат подростковый возраст) у таких подростков может проявиться девиантное поведение. Это говорит о том, что они могут быть чувствительны и уязвимы в отношении специфических неблагоприятных воздействий среды.

С помощью батареи тестов «Творческое мышление», состоящей из 7 субтестов, удалось установить, что, большинство подростков творческого коллектива (80%) показали высокий уровень творческого мышления.

В ходе анализа результатов эмпирического исследования нами было выдвинуто предположение о существовании определенных связей между типом акцентуации характера ребенка и творческой деятельностью. Мы провели качественный анализ данных, что позволило определить характеристики творческой деятельности у подростков с разным типом акцентуаций. Были получены следующие данные.

Для гипертимного и астеноневротического типов акцентуаций не свойственна творческая деятельность. Для циклоидного типа характерна стабильная и стереотипная творческая деятельность. У подростков с лабильным типом акцентуаций творческая деятельность носит скачкообразный характер и находится в прямой зависимости от внутреннего психического состояния. Сенситивный тип акцентуаций определяет продуманный характер творческой деятельности. У подростков с психоастеническим типом акцентуации яркая фантазия, но внешняя боязнь не позволяет им реализовать идею. Подростки с шизоидный типом склонны «творить в стол», им свойственно прагматичное творчество. Эпилеп-тоидный тип предопределяет целеустремленное творчество на заданную тему. При истероидном типе — творчество направлено на оценку со сто-

216

Педагогические науки

роны. Подростки с конформным типом акцентуаций всецело зависят от окружения (зачастую образы навязаны лидером коллектива).

Проведённый качественный анализ данных позволяет говорить о том, что для составления полного представления о поведении и характере личности подростка необходимо применение дополнительных методов исследования. Так, такую информацию может дать наблюдение за подростком в естественной для него обстановке. Возможно выявление фактов и событий, которые могут быть использованы для подтверждения или опровержения наличия тех или иных черт, о которых заявляет сам испытуемый.

Для преодоления трудностей в творческой деятельности подростков с акцентуациями характера руководителю коллектива необходимо проводить воспитательно-профилактическую работу, построенную на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения и сведении к минимуму форм отклоняющегося от нормы поведения.

Процесс предупреждения и преодоления девиаций в поведении подростков будет более успешным, если эта работа направлена на нравственное просвещение, которое:

- влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок, личностных ценностей и установок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

- способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта подростков;

- корректирует знания в области морали и нравственности, полученные из различных источников;

- способствует нравственному самовоспитанию личности подростков.

Нравственное просвещение в творческом коллективе осуществляется различными путями, основными являются проведение этических бесед, коллективного анализа результатов деятельности, тематических вечеров, творческих гостиных, лекториев, встреч с ветеранами ВОВ, выпускниками ансамбля, посещение выставок народного творчества и т. д.

Формирование представлений о нравственных чувствах подростков осуществляется в процессе:

- освоения общечеловеческих ценностей, нравственных норм, запечатленных в произведениях народного творчества;

- развития чувственной сферы подростков, эмоциональной отзывчивости на окружающую действительность путем эмоциональнообразного восприятия народной музыки;

- развития способности понимать мир переживаний другого человека;

- развития способности к взаимодействию, коммуникативности путем сопереживания общего эмоционального состояния.

В процессе творческой деятельности в народном коллективе происходит воспитание сложных социальных (нравственных) чувств, таких как гражданские, характеризующие устойчивые характерологические образования. Объектом их является общество, государство, коллектив. Это чувства патриотизма, гуманизма, товарищества и коллективизма, долга, чести, ответственности. Еще А. В. Луначарский подчеркивал значимость развития социальных чувств, указывая, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием ее симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъемом, отражением сильных и гармоничных чувств. Для формирования нравственных чувств необходимо включать подростка в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность. Всего этого можно достичь, формируя нравственное поведение подростков.

Формирование нравственного поведения в творческом коллективе осуществляется с помощью следующих методов:

-шефство: данный метод реализуется в форме шефства старших участников народного коллектива над младшими во время коллективных репетиций, разучивания вокальных партий, а также в форме индивидуальных занятий с подростками;

- контроль и самоконтроль: предполагает контроль за эффективностью усвоения творческого материала; практический показ действия, с последующей повторением для совершенствования и закрепления творческого материала; предъявление требований к результатам работы воспитанников при освоении ими творческих действий;

- включение подростков в коллективную творческую деятельность: данный метод реализовался в форме ансамблевых, сольных репетиций и выступлений;

- социального взаимодействия: участие в волонтерской деятельности; концерты в домах престарелых; доме ветеранов войны и труда; концертные выступления для онкологически больных детей, детей с отклонениями в развитии, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

217

Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015

Подробнее остановимся на методе социального взаимодействия, являющегося, на наш взгляд, наиболее эффективным для формирования нравственных чувств подростков, взгляда на мир с позиции духовного и нравственно воспитанного человека. Традиционными стали поездки коллектива с выступлениями в село Елань-Колено Воронежской области в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии; дом ветеранов войны и труда; дома престарелых; больницы для онкологически больных детей.

Все это способствует воспитанию нравственных чувств, любви к ближнему, заботливого отношения к людям. Приобретается практический опыт духовно-нравственной жизни. Воспитывается острое восприятие окружающего мира, ответственность за свои поступки, стремление к самосовершенствованию. Это, в свою очередь, позволяет восстановить эмоциональный баланс у подростков, ощущающих эмоциональную нестабильность, и оказать благотворное воздействие на подростков, требующих к своей особе постоянного внимания, почитания, удивления, восхищения, сочувствия, т.е. обладающих истероидным типом акцентуации характера.

Таким образом, в творческой среде детского коллектива педагог, грамотно осуществляя нравственное просвещение, формируя представления о нравственных чувствах подростков и нравственном поведении, создавая благоприятный психологический климат (на начальном этапе его становления эмоциональный фактор является ведущим), способен предотвратить проявления девиантного поведения у подростков и помочь им добиться значительных успехов в творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егидес А.П. Как научиться разбираться в людях, или Психологический рисунок личности.

— М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В.М. Лещинской. — Ростов н/Д .: Феникс, 2000. — 539 с.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 251 с.

4. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.

5. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана — М.: Прайм-Еврознак, 2008. — 512 с.

REFERENCES

1. Egides A.P. Kak nauchitsya razbiratsya v lyudyah, ili Psihologicheskiy risunok lichnosti. — M.: AST-PRESS KNIGA, 2004. — 320 s.

2. Leongard K. Aktsentuirovannyie lichnosti / per. s nem. V.M. Leschinskoy. — Rostov n/D .: Feniks, 2000. — 539 s.

3. Lichko A. E. Psihopatii i aktsentuatsii harak-tera u podrostkov. Patoharakterologicheskiy diag-nosticheskiy oprosnik dlya podrostkov (PDO). — Sankt-Peterburg: Rech, 2009. — 251 s.

4. Lichko A. E. Tipyi aktsentuatsiy haraktera i psihopatiy u podrostkov. — M.: APREL^PRESS, EKSMO-Press, 1999. — 416 s.

5. Psihologiya podrostka: polnoe rukovodstvo / pod red. A.A. Reana. — M.: Praym-Evroznak, 2008.

— 512 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мазкина Ольга Борисовна. Преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет.

Е-mail: [email protected]

Россия, 394006, Воронеж, ул. Университетская пл., 1. Тел. (473) 2681-866.

Mazkina Olga Borisovna. Lecturer of the chair of pedagogy and pedagogical psycology.

Voronezh State University.

Е-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394006, Voronezh, Universitetskaya Pl., 1. Тек (473) 2681-866.

Ключевые слова: акцентуации характера; творческая деятельность; нравственное просвещение; нравственное поведение; нравственные чувства.

Key words: key characteristics of the character; creative work; moral enlightenment; moral behaviour; morals. УДК 37.034

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.