Научная статья на тему 'АУТОАГРЕССИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

АУТОАГРЕССИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИЯ / ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / КОМПЕНСАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазырина Лидия Геннадьевна

Статья посвящена изучению аутоагрессии современных подростков. На основе анализа научной литературы раскрыты подходы к пониманию данной психологической реальности, причины формирования и формы проявления аутоагрессии у подростков, описан механизм формирования интернет-зависимости у аутоагрессивных подростков. Представлены результаты пилотажного исследования агрессивности подростков, увлекающихся компьютерными играми насильственного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOAGRESSION AS PREDICTOR OF INTERNET ADDICTION IN ADOLESCENTS: THEORETICAL ASPECTS

The article is devoted to the study of self -aggression of modern adolescents. Approaches to understanding this psychological reality, the reasons for and forms of self-aggression in adolescents, the mechanism of Internet addiction formation in autoaggressive adolescents are revealed based on the analysis of scientific literature. Results of the pilot study of teenagers' aggression, addicted to violent computer games are presented.

Текст научной работы на тему «АУТОАГРЕССИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

- трудности включения в учебу, связанные с замедленностью ассоциаций, и в учебный процесс особенно, если начало учебного года совпадает с дистимией, отчетливой субдепрессивной фазой;

- в период субдепрессивоной фазы проявляют вялость, общение тяготит и раздражает, такие подростки избегают друг друга с приятелями. Учителям отвечают раздраженно, грубят и от этого впадают в еще большее унынье;

- в период субдепрессивной фазы характерны тоска, беспричинная тревога, неудачи и замечания со стороны учителей, от чего возникает мысль о собственной неполноценности, это провоцирует аффективные реакции и мысли о смысле жизни;

- в период гипертимии циклоиды создают впечатление шумной бурной и непродуктивной деятельностью, что и снижает их усилия и успехи в учебе;

- очень быстро запускает уроки и начинает получать тройки и двойки. Из-за этого со всех сторон сыплются на него упреки, нарекания и замечания. Появляются реакции раздражения, скандалы, нарастающие конфликтные ситуации возвращается субдепрессивная фаза настроения, которая может затянуться. Проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживания плохой успеваемости, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, еще больше усугубляют положение подростка, провоцируя раздражительность, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.

Выводы:

- после карантинных мероприятий акцентуированные подростки выявили феноменологию в зависимости от структуры психотипа личности, что ставит этих подростков в обособленное положение в общей популяции, из-за часто возникающих и порой выраженных дезадаптивных личностных и поведенческих реакций в реальной социальной среде;

- подростки с акцентуациями характера не в состоянии оценить призывы в социальных сетях, особенно если это циклотимики, переживающие период субдепрессивной фазы настроения, они внушаемы и готовы действовать по инструкции, призывающей к суицидальным поступкам;

- подростки с шизотимическим психотипом демонстрируют сужение микросоциальной сферы общения даже в соцсетях, с трудом включаются в учебно-образовательную деятельность не только на уроках литературы и русского языка, но и физической культуры, предпочитают уединяться с мобильным телефоном;

- подростки эпилептотимики из-за недостаточной саморегуляции поведения и снижения критических способностей демонстрируют девиантное поведение, драки, конфликты, проблемы поведенческого уровня;

- столь серьезная и социально значимая проблема нуждается в дальнейшем разностороннем и тщательном изучении и разработке психокоррекционных программ и тренингов специалистами разных направлений.

Литература:

1. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. -Ставрополь: изд-во СГУ. - 1999. - 362 с.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта // Психол. журн. - 2003. - Т. 24. - №2. - С. 32-35.

3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М. 2002. - 196 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

5. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999. - 416 с.

Психология

УДК 159.923.5

старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности Глазырина Лидия Геннадьевна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

АУТОАГРЕССИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению аутоагрессии современных подростков. На основе анализа научной литературы раскрыты подходы к пониманию данной психологической реальности, причины формирования и формы проявления аутоагрессии у подростков, описан механизм формирования интернет-зависимости у аутоагрессивных подростков. Представлены результаты пилотажного исследования агрессивности подростков, увлекающихся компьютерными играми насильственного характера.

Ключевые слова: аутоагрессия, причины и формы аутоагрессивного поведения, защитные механизмы личности, компенсация, интернет-зависимость, подростки.

Annotation. The article is devoted to the study of self -aggression of modern adolescents. Approaches to understanding this psychological reality, the reasons for and forms of self-aggression in adolescents, the mechanism of Internet addiction formation in autoaggressive adolescents are revealed based on the analysis of scientific literature. Results of the pilot study of teenagers' aggression, addicted to violent computer games are presented.

Keywords: self-aggression, reasons and types of auto-aggrassive behaviour, self defense mechanisms, compensation, Internet addiction, adolescents.

Введение. Аутоагрессия является одной из актуальных проблем в научных психологических исследованиях последних лет, направленных не только на уточнение самого психологического явления, но и на изучение, поиск причин ее проявления, профилактических методов и пр. Это обусловлено тем, что за последнее десятилетие наблюдается тенденция роста саморазрушительного поведения среди молодого поколения. Статистика Роспотребнадзора показывает, что практически каждый подросток в возрасте от 12-17 лет пробовал сигареты и алкоголь, у каждого третьего есть татуировка или пирсинг, каждый пятый допускал мысли о суициде во время сложной жизненной ситуации. Педагоги признаются, что работая с данными школьниками, в силу дефицита знаний в этой области, испытывают неуверенность, растерянность, страх усугубить данное положение.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показывает, что аутоагрессия является предметом научных исследований в медицине, биологии, социологии, педагогике, психологии и других науках. Среди многообразия научных исследований отечественных и зарубежных авторов имеются работы, описывающие мотивы аутоагрессивного поведения личности [3, 11, 13]; социальные условия, формирующие аутоагрессивное поведение [2, 3, 11, 14]; возрастные особенности, связанные с аутоагрессивным поведением [3, 11, 13, 14] и прочее.

Предметом достаточно серьезной дискуссии является вопрос о том, что собой представляет феномен аутоагрессии, каков ее генезис. При огромном разнообразии теорий, которые обосновывают проблему аутоагрессивного поведения, большинство из них можно свести к следующим категориям:

1. аутоагрессия - как специфическая характеристика личности. Представителями данного подхода являются Леонгард К., Личко А.Е., Почебут Л.Г., Реан А.А. и др. В своих исследованиях ученые раскрывают личностные особенности аутоагрессивных подростков, среди которых выделяют недовольство собой, низкую самоценность, эгоцентризм, перфекционизм, высокая внутренняя конфликтность при низком волевом контроле эмоциональных реакций беззащитность по отношению к агрессивной среде и пр.;

2. аутоагрессия - как результат научения саморазрушительному поведению в специфических социальных условиях (Бандура А., Белопольская Н.Л., Бэрон Р., Илюхина С.Н., Майерс Д., Полтавецева В.И., Реан А.А., Ричардсон Д., Солдатова Г.У. и др.). Согласно данной концепции аутоагрессия может появляться и закрепляться в процессе воспитания через подражание способам защитного реагирования, которые транслируются как образцы поведения институтами и агентами социализации. Так, например, Солдатова Г.У. и Илюхина С.Н. считают, что возрастно-психологические особенности, а также большая увлеченность цифровым миром делают современных подростков наиболее уязвимыми к онлайн-рискам, связанным с деструктивным поведением. С точки зрения авторов «Интернет может выступить пусковым механизмом или способом распространения различных видов самоповреждающего поведения» [14];

3. аутоагрессия - как реакция на фрустрацию. С точки зрения данной теории аутоагрессия рассматривается как модель дезадаптивного поведения (Доллард Дж., Миллер Н.Е., Пилягина Г.Я., Пищулин Н.П., Платонова Н.М. и др.). Данный вид активности возникает у индивида в экстремальных условиях с целью изменения фрустрирующей ситуации путем причинения вреда своему физическому или же психическому здоровью [2]. Чтобы субъект и объект агрессии совпали, необходимы определенные условия, среди которых ученые выделяют психотравмирующую ситуацию, наличие внутриличностного конфликта и обратную отрицательную связь;

4. аутоагрессия как защитный механизм психики (Анцыферова Л.И., Мадди С.Р., Платонова Н.М., Фрейд З., Фрейд А. и др.). Согласно данной концепции аутоагрессия как дезадаптивная психологическая защита (копинг-стратегия), возникает у индивида в ситуациях опасных для жизни, когда негативное эмоциональное напряжение не позволяет ему адекватно оценивать и осмыслять социальные ситуации. Авторы отмечают, что при проявлении аутоагрессии, у личности могут активизироваться механизмы психологической защиты для оправдания саморазрушительного поведения (Платонова Н.М.).

Проблемность данного явления заключается не только в многоаспектности изучаемого понятия, но и в разнообразии, спорности подходов к пониманию факторов и причин возникновения аутоагрессии, форм ее проявлений. Так, например, к аутоагрессивному поведению относят: суицидальное поведение (мысли, намеки, высказывания, намерения, чувства) и суицидальные действия [6]; виктимное поведение [2]; терроризм [3]; увлечение экстремальными видами спорта (бейсджампинг, стритлагинг, рафтинг, дайвинг, парапланеризм, хелиски) [1] и экстремальным (агрессивным) вождением [9]; любые модификации тела (пирсинг, татуировки, микродермалы и трансдермалы, модификация зубов, шрамирование, тоннели, сплит языка и пр.) [12]; аддиктивное поведение (алкоголизм, курение, токсикоманию, наркоманию), гиподинамию [15]; теле и интернетмания (интернет-аддикция) [13, 14].

В нашем исследовании мы придерживались концепции, рассматривающей аутоагрессию как работу защитных механизмов, проявляющуюся в форме интернет-аддикции. В данной работе мы предпринимаем попытку описать механизм формирования интернет-зависимости у аутоагрессивных подростков.

Анализ научной литературы показал, что феномен аутоарессивного поведения начинает появляться именно в подростковом возрасте. Так согласно Мыльниковой Ю.А. саморазрушающее поведение у детей дошкольного возраста практически не встречается, и может незначительно наблюдаться у младших школьников после 9 лет. К 11-14 годам у ребенка начинает формироваться представление о смерти и ее необратимости. Начиная с 14-15 лет, саморазрушительная активность подростков резко возрастает, достигая максимума в 16-19-лет. Автор отмечает, что «пик аутоагрессивной и в частности суицидальной активности приходится на возрастной промежуток от 15 до 25 лет». Это происходит за счет возникновения психопатологических реакций, а так же формирования социально-психологической дезадаптации личности, обусловленных спецификой физиологических и психологических процессов в пубертатном периоде [8].

Многочисленные социально-психологические исследования (Амбрумова А.Г., Войцех В.Ф., Краснов В.Н., Немцов А.В. и др.) показывают, что подростковая аутоагрессия является одной из форм дезадаптивного поведения, возникающего в результате стрессогенной ситуации, приводящей к «эмоциональному неблагополучию», дисгармонии развития морально-нравственной сферы личности. Причинами эмоционального неблагополучия и, как следствие, аутодеструктивного поведения подростка могут стать: дезадаптация в школе, конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми (Ступницкая М.А.).

Длительное пребывание в негативных эмоциях (страх, напряжение, тревога) формирует и закрепляет у подростков такие черты характера как неуверенность, замкнутость, необщительность и прочее (Староверова М.С.). Такие подростки сильно выделяются на фоне своих сверстников тем, что отказываются проявлять активность не только в какой-либо деятельности, но и в общении. Пассивность подростка является предпосылкой для негативного отношения к нему со стороны сверстников, в результате которого снижается социальный статус такого ребенка. Так как мнение сверстников для подростков является значимым, то подобного рода отношения провоцирует у последних развитие специфичных черт характера и стратегий поведения таких как, например, замкнутость, негативизм, ненависть, подозрительность, агрессию и пр. [5].

Необходимо отметить, что важную роль в формировании аутоагрессивного поведения у подростков играют специфика воспитания и качество детско-родительских отношений. Подростки из неблагополучных семей чаще проявляют агрессивность, чем из благополучных [11]. Повышенная агрессивность подростков

наблюдается в семьях, уклоняющихся от эмоционального контакта с ребенком или относящихся с враждебностью к своему ребенку. Особенно серьезные формы аутоагрессии проявляются у подростков, которые воспитываются в неблагополучных семьях [4]. Психологи отмечают, если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если ребенок не ощущает родительской поддержки любви и внимания, то вероятность саморазрушительного поведения существенно возрастает (Югова Н.Л., Симакова Н.Б.).

Мыльникова Ю.А. отмечает, что если психотравмирующая ситуация долго не разрешается, то психическая дезадаптация у индивида усиливается и нарастает. На пике болезненных переживаний у подростка сначала появляются пассивные, затем и активные суицидальные мысли. Подростки считают, что осуществление воображаемых ими форм аутодеструкций предотвратят их страдания и помогут выйти из психотравмирующей ситуации [8]. Попов Ю.В. и Пичиков А.А. пишут, что «аутоагрессия - это своеобразный "крик о помощи" в ситуации хронического стресса, негативного эмоционального климата в семье, при отсутствии позитивного опыта решения стрессовых ситуаций» [10].

Тем не менее, прибегая к любой форме деструктивного поведения, индивид только усугубляет свое положение, ухудшает качество своей жизни. Осознание этого вызывают губительные негативные переживания, погружающие молодых людей в депрессию, которая является обязательным спутником аутоагрессии. Однако наша психика устроена таким образом, что она стремится поддержать свой собственный гомеостаз, сохранить психическое здоровье человека. Поэтому если негативные переживания начинают угрожать индивиду, психика активирует механизмы психологической защиты (регрессия, рационализация, компенсация и пр.) с целью сохранять психологическое постоянство, стабильность в модели восприятия мира. Как уже говорилось выше, аутоагрессия как дезадаптивная психологическая защита включается у личности в опасных жизненных условиях на пике негативных эмоций, когда индивид неспособен к адекватному переосмыслению, переоценке социальной ситуации. Эмоциональный спад, который наступает после выплеска агрессии на самого себя, приносит индивиду опустошение, неудовлетворенность и желание что-то изменить в своей жизни. Именно здесь срабатывают такие защитные механизмы как компенсация и гиперкомпесация.

Психологи считают, что компенсация является одной из форм защиты от комплекса неполноценности у подростков с асоциальным, агрессивным поведением. Данный защитный механизм появляется в возрасте от 11 до 13 лет и зависит от особенностей возрастного развития когнитивных процессов личности. Чаще всего проявление компенсаторного защитного механизма происходит в ситуации преодоления подростком фрустрирующих обстоятельств (Романова Е.С., Гребенников Л.Р). При компенсации неудовлетворённость, неразвитость, отсутствие чего либо, в одной сфере, индивид старается развить в другой сфере. Так, например:

- пустота в душе, отсутствие друзей может заполняться подростками чрезмерным стремлением к общению в социальных сетях под вымышленным, виртуальным «Я-образом». В виртуальных «Я-образах» таких подростков могут отражаться личностные черты и модели поведения, которые они не имеют в реальном мире. Интернет-общение позволяет им чувствовать некую защищенность от страхов, сопровождающих их реальную жизнь, связанных с физической непривлекательностью, чувством ответственности за свои слова и «поступки», установления контакта и т.д. (Санникова Ю.П., Деветьярова М.И.);

- неудовлетворенность своим положением в школьном коллективе, хроническая неуспешность толкает аутоагрессивных подростков уходить мир грез и фантазий, виртуальный мир компьютерных игр, где они могут быть не просто успешными, но быть героями, которых любят и уважают [5].

Пилотажное исследование агрессивности подростков, увлекающихся компьютерными играми насильственного характера, проведенное нами совместно с Кузнецовай О.Д. в 2019-20гг. с подростками ряда школ г. Волгограда и области (выборка n=200, возраст испытуемых 15-17 лет) позволило установить, что:

- у 83% испытуемых, имеющих зависимость от интернета и компьютерных игр, проявляется завышенный уровень самоагрессии («Тест агрессивности» Л.Г. Почебут);

- между уровнем зависимости от компьютерных игр и агрессивности имеется прямая связь (р = 0.370); чем больше время подросток проводит в Интернете (методика «Интернет-зависимость» К.С. Янг) и имеет выше показатель зависимости от компьютерных игр (методика «Шкала игровой зависимости» Т. Такера), тем выше его уровень агрессии. Самый высокий уровень агрессии обнаружен у подростков, проводивших время в Интернете более 15 часов в сутки посвящая его в большей части играм, таким как «стрелялки» и прочие «экшены» [7].

Проблемным полем интерпретации полученных результатов пилотажного исследования стал вопрос о том, какой из данных психологических феноменов (интернет-зависимость, гемблинг или аутоагрессия) является предиктором для формирования другого. Неоднозначность природы данных явлений требует дальнейшего углубленного исследования, рабочей гипотезой которого является предположение о том, что аутоагрессия является предиктором формирования интернет-зависимости у подростков за счет использования ими защитного механизма личности компенсация как ведущего.

Анализ научной литературы показал, что для подростков в определенных количествах компенсация может выступать как вспомогательный механизм для развития навыков, уравновешивая психику через успех в компенсаторных сферах. При этом данным защитный механизм оказывает и патологическое воздействие на жизнь и психику подростков при условии яркой выраженности (Ярин С.В.). Постоянное компенсирование неразвитой сферы формирует у индивида зависимость от этого другого. У подростка полностью прекращается развитие сторон личности, из-за которых у него возникают проблемы. Результатом такой активности становится однобокое, неполноценное развитие, с перекосами в одну сферу, и полным отсутствием способностей в другой жизненно необходимой области, что усугубляет социальную дезадаптацию [16]. Так, например, интернет-общение усиливает проблемы аутоагрессивных подростков в общении. Общаясь в социальных сетях, школьники лишаются возможности видеть своего собеседника, устанавливать с ним контакт, чувствовать его эмоции, т.е. теряют навыки живого общения и при выходе из чата ощущают неуверенность в себе. Подростки привыкают высказываться письменно, что порождает страх публичных выступлений.

Исследования ряда ученых (Беловешкин А., Жмуров Д.В., Щедрина Е.В., Ярин С.В. и др.), показывают, что «уход» подростков в компьютерные игры носит компенсаторный характер, где неудовлетворенность в жизни компенсируется легкими и быстрыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и

других играх. Закономерность появления зависимости от компьютерных игр заключается в том, что испытывая положительные эмоции, индивид стремится снова их испытать и возвращается к игре вновь. Бонусы и количество баллов, которые подросток получает в игре при выигрыше, являются в данном случае своеобразным подкреплением [7]. Патологическое использование компьютерных игр, интернета приводит к формированию гемблинга и интернет-зависимости, что в свою очередь проявляется в ряде негативных изменений в личности подростков. У них теряется эмоциональная восприимчивость, понижается умственная активность, утрачивается социальная гибкость, способность к выбору различных вариантов поведения.

Выводы. Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что специфика данной проблемы требует не только более углубленного исследования, но описания направлений профилактической работы педагогов с аутоагрессивными подростками. Автор планируют осветить данные аспекты в следующих работах.

Литература:

1. Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями // Клиническая и специальная психология. - 2018.

- Т. 7. №2. - С. 21-40.

2. Белашина Т.В., Кобзева Д.А. Аутоагрессия как предиктор виктимного поведения личности // Психология человека в образовании, - 2020, - Т. 2. - No 1. С. 26-32

3. Герасимова В.В., Карпов А.М. Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №3. - С. 140-144

4. Глазырина Л.Г., Нечаева А.А. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - Т. 2. - № 92 - С. 13-15.

5. Глазырина, Л.Г., Шеркевич В.С. К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. № 4(21). - С. 297-301

6. Григоренко Е.А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016, - № 5. - С. 40-45

7. Кузнецова О.Д. Исследование агрессии у интернет-зависимых подростков // СКИФ. Вопросу студенческой науки. - 2021. - №8 (60). - С. 58-63

8. Мыльникова Ю.А. Клинические и социально-психологические предикторы аутоагрессивного поведения лиц допризывного и призывного возраста / Диссертация на соискание учёной степени к.м.н. -Краснодар, 2015, - 157 с.

9. Поликарпова М.С. Соотношение понятий «агрессивное» и «опасное» вождение в современной отечественной и зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т.6. - №1. -С. 44-52

10. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2011. - № 4. - С. 4-8

11. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). -С. 23-33

12. Смирнова М.В., Марьин М.И., Касперович Ю.Г., Пастухова М.В. Исследование личностных предикторов самоповреждающего поведения в форме телесных модификаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - Т. 25, - № 2(81). - С. 188-196

13. Соколова М.В. Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2019. - №3. - С. 116-125

14. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29. - № 1.

- С. 66-91.

15. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Усаева Н.Р. Проблема аутоагрессивного поведения человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4(59). - С. 35-39

16. Ярин С.В. Механизмы психологических защит // Кабинет интегративной психотерапии и психологии / URL: https://yarin.expert/category/post/46

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье описывается исследование, направленное на изучение специфики образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению. Данная категория подростков, как показал анализ результатов, характеризуется низким уровнем дифференцированности и временной интегрированности образа-Я. Полученные данные могут быть использованы для разработки профилактических и коррекционных программ, предназначенных для работы с детьми подросткового возраста.

Ключевые слова: подростки, склонность к девиантному поводению, образ-Я, дифференцированность образа-я, временная интегрированность.

Annotation. The article describes a study aimed at studying the specifics of the self-image of adolescents prone to deviant behavior. This category of adolescents, as shown by the analysis of the results, is characterized by a low level of differentiation and temporal integration of the self-image. The data obtained can be used to develop preventive and remedial programs designed to work with adolescent children.

Keywords: adolescents, tendency to deviant behavior, self-image, differentiation of self-image, temporal integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.