Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВОДЕНИЮ / ОБРАЗ-Я / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ОБРАЗА-Я / ВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна

В статье описывается исследование, направленное на изучение специфики образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению. Данная категория подростков, как показал анализ результатов, характеризуется низким уровнем дифференцированности и временной интегрированности образа-Я. Полученные данные могут быть использованы для разработки профилактических и коррекционных программ, предназначенных для работы с детьми подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMAGE OF TEENAGERS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

The article describes a study aimed at studying the specifics of the self-image of adolescents prone to deviant behavior. This category of adolescents, as shown by the analysis of the results, is characterized by a low level of differentiation and temporal integration of the self-image. The data obtained can be used to develop preventive and remedial programs designed to work with adolescent children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

других играх. Закономерность появления зависимости от компьютерных игр заключается в том, что испытывая положительные эмоции, индивид стремится снова их испытать и возвращается к игре вновь. Бонусы и количество баллов, которые подросток получает в игре при выигрыше, являются в данном случае своеобразным подкреплением [7]. Патологическое использование компьютерных игр, интернета приводит к формированию гемблинга и интернет-зависимости, что в свою очередь проявляется в ряде негативных изменений в личности подростков. У них теряется эмоциональная восприимчивость, понижается умственная активность, утрачивается социальная гибкость, способность к выбору различных вариантов поведения.

Выводы. Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что специфика данной проблемы требует не только более углубленного исследования, но описания направлений профилактической работы педагогов с аутоагрессивными подростками. Автор планируют осветить данные аспекты в следующих работах.

Литература:

1. Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями // Клиническая и специальная психология. - 2018.

- Т. 7. №2. - С. 21-40.

2. Белашина Т.В., Кобзева Д.А. Аутоагрессия как предиктор виктимного поведения личности // Психология человека в образовании, - 2020, - Т. 2. - No 1. С. 26-32

3. Герасимова В.В., Карпов А.М. Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №3. - С. 140-144

4. Глазырина Л.Г., Нечаева А.А. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - Т. 2. - № 92 - С. 13-15.

5. Глазырина, Л.Г., Шеркевич В.С. К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. № 4(21). - С. 297-301

6. Григоренко Е.А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016, - № 5. - С. 40-45

7. Кузнецова О.Д. Исследование агрессии у интернет-зависимых подростков // СКИФ. Вопросу студенческой науки. - 2021. - №8 (60). - С. 58-63

8. Мыльникова Ю.А. Клинические и социально-психологические предикторы аутоагрессивного поведения лиц допризывного и призывного возраста / Диссертация на соискание учёной степени к.м.н. -Краснодар, 2015, - 157 с.

9. Поликарпова М.С. Соотношение понятий «агрессивное» и «опасное» вождение в современной отечественной и зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т.6. - №1. -С. 44-52

10. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2011. - № 4. - С. 4-8

11. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). -С. 23-33

12. Смирнова М.В., Марьин М.И., Касперович Ю.Г., Пастухова М.В. Исследование личностных предикторов самоповреждающего поведения в форме телесных модификаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - Т. 25, - № 2(81). - С. 188-196

13. Соколова М.В. Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2019. - №3. - С. 116-125

14. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29. - № 1.

- С. 66-91.

15. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Усаева Н.Р. Проблема аутоагрессивного поведения человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4(59). - С. 35-39

16. Ярин С.В. Механизмы психологических защит // Кабинет интегративной психотерапии и психологии / URL: https://yarin.expert/category/post/46

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье описывается исследование, направленное на изучение специфики образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению. Данная категория подростков, как показал анализ результатов, характеризуется низким уровнем дифференцированности и временной интегрированности образа-Я. Полученные данные могут быть использованы для разработки профилактических и коррекционных программ, предназначенных для работы с детьми подросткового возраста.

Ключевые слова: подростки, склонность к девиантному поводению, образ-Я, дифференцированность образа-я, временная интегрированность.

Annotation. The article describes a study aimed at studying the specifics of the self-image of adolescents prone to deviant behavior. This category of adolescents, as shown by the analysis of the results, is characterized by a low level of differentiation and temporal integration of the self-image. The data obtained can be used to develop preventive and remedial programs designed to work with adolescent children.

Keywords: adolescents, tendency to deviant behavior, self-image, differentiation of self-image, temporal integration.

Введение. Подростковый возраст - один из наиболее противоречивых и сложных периодов в жизни человека. Одним из явных проблемных моментов возраста является все большая распространенность среди подростков разнообразных форм девиантного поведения. В связи с этим довольно важным становится вопрос понимания причин и факторов, которые обусловливают девиации в поведении у современных подростков. Актуальность исследования определяется в то же время недостаточностью современных исследований по проблеме образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению. Запросы практики ставят нас перед необходимостью изучения данного явления на современном этапе с целью прогнозирования социально-нравственного развития подростков, а также возможностью использования результатов исследования в разработке коррекционных программ, направленных на гармонизацию поведения девиантных подростков.

Целью нашего исследования является выявление и анализ особенностей образа-Я современных подростков, склонных к девиантному поведению.

Гипотеза исследования: у подростков, склонных к девиантному поведению, образ-Я отличается низким уровнем дифференцированности и временной интегрированности. Объектом исследования является система представлений о себе подростков, склонных к девиантному поведению. Предмет исследования -специфические особенности образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению.

В исследовании использовались следующие методики: личностный опросник «Самовосприятие подростков» Хартер С., стандартизированный тест-опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.), тест «Кто Я?» (Кун М., Макпартленд Т.; модификация Румянцевой Т.В.).

В исследовании приняли участие обучающиеся 8-9 классов (возраст 14-15 лет) различных школ Вологодского района Вологодской области.

Изложение основного материала. На основании результатов методики «Склонность к отклоняющемуся поведению», проведенной на 97 подростках, нами были выделены 2 группы испытуемых по 30 человек. В первую группу вошли подростки, проявляющие, согласно данным методики, склонность к девиациям в поведении, во вторую - подростки, не демонстрирующие склонности к данному поведению. Подростки, показавшие неоднозначные результаты по методики, были исключены из дальнейшего анализа результатов.

Проанализируем данные, полученные с помощью методики «Склонность к отклоняющемуся поведению». Для статистической обработки данных нами был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия в тенденции к склонности к отклоняющемуся поведению между первой и второй

группами испытуемых

Параметры склонности к отклоняющемуся поведению Средний ранг иэмп Асимпт. знч. (2-сторонняя)

1 гр. Скл. к ДП 2 гр. Не скл. к ДП

Установка на социально-желательные ответы 26,53 34,47 331 0,070

Склонность к нарушению норм и правил 41,57 19,43 118** 0,000

Склонность к аддиктивному поведению 38,22 22,78 218,5** 0,001

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 44,13 16,87 41** 0,000

Склонность к агрессии и насилию 42,12 18,88 101,5** 0,000

Волевой контроль эмоциональных реакций 39,1 21,9 192** 0,000

Склонность к делинквентному поведению 42,5 18,5 90** 0,000

* - Р<0,05 ** - р < 0,01

В результате математической обработки данных были обнаружены статистически значимые различия между двумя группами по следующим шкалам (Таблица 1): «Склонность к преодолению норм и правил» (иэмп = 118, р=0,000), «Склонность к аддиктивному поведению» (Шмп= 218,5, р=0,001), «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (Шмп= 41, р=0,000), «Склонность к агрессии и насилию» (иэмп= 101,5, р=0,000), «Волевой контроль эмоциональных реакций» (иэмп = 192, р=0,000), «Склонность к делинквентному поведению» (иэмп = 90, р=0,000). То есть испытуемые первой группы показывают большую готовность к преодолению норм и правил, отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, противопоставлению собственных норм и ценностей групповым, большую готовность к реализации аддиктивного поведения, к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, также они склонны к реализации агрессивных тенденций в поведении различных форм аутоагрессивного поведения, имеют слабый контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций, несформированный волевой контроль своих потребностей и чувственных влечений, показывают большую готовность к реализации делинквентного поведения.

Далее обратимся к анализу результатов по методике «Самовосприятие подростков». Для статистической обработки данных нами был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок. Результаты математической обработки данных, полученных с помощью методики «Самовосприятие подростков» представлены в таблице 2.

Сравнительный анализ результатов методики «Самовосприятие подростков»

Шкала самовосприятия Средний ранг иэмп Асимпт. знч. (2-сторонняя)

1 гр. Скл. к ДП 2 гр. Не скл. к ДП

Школьная компетентность 34,25 26,75 337,5 0,094

Социальное принятие 33,83 27,17 350 0,137

Атлетическая компетентность 33,73 27,27 353 0,149

Физическая форма 29,75 31,25 427,5 0,738

Профессиональная компетентность 33,73 27,27 353 0,146

Романтическое влечение 34 27 345 0,117

Поведенческие действия 22,52 38,48 210,5** 0,000

Близкие дружеские отношения 35,38 25,62 303,5* 0,030

Глобальная/общая самооценка 31,28 29,72 426 0,727

* - Р<0,05 ** - р < 0,01

Анализ результатов по данной методике показал, что существуют статистически значимые различия по шкале «Поведенческие действия» (Шмп=210,5, р=0,000). В частности, подростки, относящиеся к группе склонных к девиантному поведению, в большей степени ориентированы на преодоление общепринятых правил, у них ниже уровень самоконтроля, что соотносится с результатами методики «Склонность к отклоняющемуся поведению». Данные подростки чаще совершают поступки, которые не должны совершать, склонны противопоставлять свои собственные ценности и нормы групповым, а также имеют тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолевать, нередко попадая при этом в неприятные ситуации и вызывая неодобрение окружающих.

Подростки, относящиеся к группе не склонных к девиантному поведению, в большей степени ориентированы на соблюдение социальных норм в поведении, на самоконтроль. Данным подросткам в большей степени нравится их поведение, они реже попадают в трудные для них ситуации, реже демонстрируют поведение, которое может вызвать неодобрение со стороны общества или референтной группы. В большинстве случаев они стараются поступать так, как положено в данной ситуации, следуя нормам и правилам, принятым в обществе или группе.

Обнаружены статистически значимые различия по шкале «Близкие дружеские отношения» (Шмп=303,5, р=0,030). Группа подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, выше оценивает свою способность к установлению дружеских отношений с людьми в целом, а также к установлению близких отношений с друзьями. Большинство подростков из этой группы отмечает наличие у них близких друзей, с которыми можно делиться тайнами и секретами. Возможно, это связано с тем, что подростки, склонные к девиантному поведению, нередко состоят в малых неформальных группах, которые часто бывают достаточно закрытыми, и в качестве близких друзей отмечают именно членов данных групп.

По шкале «Школьная компетентность» статистически значимых различий обнаружено не было. Это можно объяснить тем, что отсутствие учебных интересов, а также низкая оценка своих способностей и умений в условиях школы присущи в основном подросткам с более серьезными поведенческими отклонениями, в частности, подросткам-правонарушителям, подросткам, у которых явно проявляется тенденция к делинквентному поведению.

Различия между группами подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению, по шкале «Социальное принятие» также отсутствуют. Представители обеих групп примерно в равной степени оценивают свою популярность среди сверстников, а также способность заводить новых друзей и нравиться окружающим.

По итогам математической обработки данных по шкалам «Физическая форма», «Профессиональная компетентность», «Романтическое влечение» и «Глобальная/общая самооценка» статистически значимых различий между группами подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению, не обнаружено.

Анализ результатов обследования испытуемых по методике «Кто Я?» дает основание сделать следующие выводы. Группа подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется высокими показателями по шкалам «Рефлексивное Я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), «Социальное Я» (90%), «Деятельное Я» (87%); средними показателями по шкалам «Физическое Я» (63%) и «Коммуникативное Я» (53%); низкими показателями по шкалам «Материальное Я» (33%) и «Перспективное Я» (23%).

Для группы подростков, не склонных к отклоняющемуся поведению, характерны высокие показатели по шкалам «Социальное Я» (100%), «Рефлексивное Я» (100%) и «Деятельное Я» (90%); средние показатели по шкалам «Коммуникативное Я» (70%), «Физическое Я» (67%), «Перспективное Я» (53%); низкие показатели по шкале «Материальное Я» (40%).

При сравнении результатов двух групп испытуемых видны более высокие показатели по всем шкалам, кроме шкалы «Рефлексивное Я», в группе подростков, не склонных к девиантному поведению. Это говорит о более высоком уровне развития образа-Я.

Для подтверждения наших выводов проведем математическую обработку данных, полученных с помощью методики «Кто Я?». Для этого мы используем критерий Хи-квадрат (%2). Результаты статистической обработки данных представлены в таблице 3.

Результаты статистической обработки данных методики «Кто Я?»

Шкалы Х2эмп Асимпт. значимость (2-сторонняя)

Социальное Я 3,158 0,076

Коммуникативное Я 1,763 0,184

Материальное Я 1,111 0,292

Физическое Я 0,073 0,787

Деятельное Я 0,162 0,688

Перспективное Я 5,711* 0,017

Рефлексивное Я - -

* - Р<0,05 ** - р< 0,01

Анализ результатов по данной методике показал, что существуют значимые различия в образе-Я подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению, по шкале «Перспективное Я» или в показателях перспективной идентичности, то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни. Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира подростка в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

У подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают в самоописании глагольные формы будущего и прошедшего времени, а у подростков, не проявляющих такую склонность, доминируют глагольные формы настоящего времени. Глагольные формы, описывающие действия или переживания в прошедшем времени, говорят о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности. Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем. Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Выводы. В результате эмпирического исследования нам удалось выявить, что у подростков, склонных к девиантному поведению, уровень дифференцированности ниже, чем у подростков, не склонных к девиациям в поведении. Наше предположение о том, что у подростков, проявляющих склонность к девиациям в поведении, уровень временной интегрированности ниже, чем у подростков, не склонных к девиантному поведению, подтвердилось данными, полученными методикой «Кто Я?». Подростки, склонные к проявлению девиаций, больше центрируют свое внимание на настоящем, у них меньшая направленность в будущее, что мы можем видеть по данным шкалы «Перспективное Я».

Выявленные нами особенности Образа-Я подростков, склонных к девиантному поведению, могут быть использованы при составлении рекомендаций для педагогов, работающих с данной категорией детей, а также при разработке соответствующих коррекционных и профилактических программ.

Литература:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Редакионно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1994. - 235 с.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

3. Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2010. - 398 с.

4. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / Д.И. Фельдштейн // Д.И. Фельдштейн Психология взросления. - М.: Флинта, 1999. - С. 375-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.