Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агасиев Азад Умуд Оглы, Зубов Александр Андреевич, Родермель Татьяна Алексеевна

Целью данной работы явилось исследование особенностей предпочтений средств массовой информации у подростков склонных и не склонных к девиантному поведению. В исследовании было определено два этапа, в которые входили: методика исследования склонности к девиантному поведению и опросник, выявляющий у подростков предпочтения в выборе средств массовой информации. В результате исследования было выявлено - у 50% несовершеннолетних формируются девиации при низком уровне взаимодействия с социальной средой, т.к. общение занимают разные средства массовой информации без ограничений. У ребят с предпочтениями СМИ этот уровень снижен. Таким образом, нами сделан вывод о том, что на подростков склонных и не склонных к девиантному поведению (с особенностями предпочтений средств массовой информации), оказывают влияние на девиации в поведении подростков и формирование мировоззренческой позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Агасиев Азад Умуд Оглы, Зубов Александр Андреевич, Родермель Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEDIA PREFERENCES AMONG ADOLESCENTS PRONE AND AVERSE INIVIDUAL TO DEVIATION

Тhe aim of this work was the study of media preferences among adolescents prone and not prone to deviantnomu behavior. The study identified two stages, which included: research methodology and the inclination to deviantnomu behavior and questionnaire that detects among teenagers preferences in the choice of media. The study revealed a 50 per cent of young-have formed a deviation with a low level of interaction with social Wednesday because communication occupy different media without restrictions. The guys with the preferences of the MEDIA this level reduced. Thus, we concluded that adolescents are prone and not prone to deviantnomu behaviour (with the peculiarities of the preferences of the media), influence of deviation in behavior of adolescents and the formation of ideological position.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ У

ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАЦИИ

Агасиев Азад Умуд оглы

студент 4 к. кафедра психологии развития Сургутский государственный университет, г. Сургут

Зубов Александр Андреевич

студент 4 к. кафедра психологии развития Сургутский государственный университет, г. Сургут

Родермель Татьяна Алексеевна

кандидат филос. наук, кафедра клиническая психология, Сургутский государственный университет, г. Сургут

FEATURES OF MEDIA PREFERENCES AMONG ADOLESCENTS PRONE AND AVERSE INIVIDUAL TO DEVIATION Azad oglu aghasiyev Umud, student 4 k., Department of developmental psychology Surgut State University, Surgut Teeth Aleksandr Andreevich, student 4 k., Department of developmental psychology Surgut State University, Surgut Rodermel' Tatyana Alekseevna, candidate of philosophy. Sciences, Department of clinical psychology, Surgut State University, Surgut

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы явилось исследование особенностей предпочтений средств массовой информации у подростков склонных и не склонных к девиантному поведению. В исследовании было определено два этапа, в которые входили: методика исследования склонности к девиантному поведению и опросник, выявляющий у подростков предпочтения в выборе средств массовой информации. В результате исследования было выявлено - у 50% несовершеннолетних формируются девиации при низком уровне взаимодействия с социальной средой, т.к. общение занимают разные средства массовой информации без ограничений. У ребят с предпочтениями СМИ этот уровень снижен.

Таким образом, нами сделан вывод о том, что на подростков склонных и не склонных к девиантному поведению (с особенностями предпочтений средств массовой информации), оказывают влияние на девиации в поведении подростков и формирование мировоззренческой позиции.

ABSTRACT

The aim of this work was the study of media preferences among adolescents prone and not prone to deviantnomu behavior. The study identified two stages, which included: research methodology and the inclination to deviantnomu behavior and questionnaire that detects among teenagers preferences in the choice of media. The study revealed a 50 per cent of young-have formed a deviation with a low level of interaction with social Wednesday because communication occupy different media without restrictions. The guys with the preferences of the MEDIA this level reduced.

Thus, we concluded that adolescents are prone and not prone to deviantnomu behaviour (with the peculiarities of the preferences of the media), influence of deviation in behavior of adolescents and the formation of ideological position.

Ключевые слова: подростничество, девиантное поведение, информационные предпочтения, средство массовой информации, информационные интерпретации, аутоагрессивное поведение, мировоззрение.

Keywords: podrostnicestvo, deviant behavior, informational preferences, media, information interpretation, autoagressivnoe behavior, worldviews.

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Таким

образом, возрастает потребность в средствах информации, и как результат - возрастает информационное влияние.

Обратимся к такой категории населения как подростки, перед ними встает вопрос ориентации во взрослой жизни. Нельзя исключить, в данном случае средства массовой информации (далее по тексту -СМИ). Они являются источником не только социальных представлений, но и определенной программы

действий, общественной ориентации и построения индивидуальных целей в будущем. Характерологической особенностью несовершеннолетних по отношению к информационному влиянию максимальна, а информация, полученная через СМИ, как подчеркивает Г.М.Андреева, «давно уже успешно конкурирует с информацией, предлагаемой в семье и школе», и образ подростка строится под непосредственным влиянием СМИ [3, с. 279]. Важным является тот факт, что воздействие на личность СМИ носит относительно неконтролируемый характер.

Так, что для подростков будет основной ценностной позицией, которая ляжет в основе предлагаемой информационной интерпретации, и не будет терять части своей объективности. Вопросом о ценностной позиции конкретизируется восприятием подростка этого коллективного источника информации, субъективным доверием (или недоверием), личностной значимостью источника информации. В случае непринятия (когнитивного, эмоционального, ценностного) той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто. [1]

Действительно, СМИ демонстрирует огромное разнообразие средств воздействия на подростничество (идеализация негативных поступков героев, навязывание определенного мнения через мнимую дискуссию, подмена научных житейскими понятиями, что ведет к снижению критичности и др.), как в позитивном, так и негативном воздействии. Мы считаем, что проблема влияния средств массовой информации (СМИ) на поведение, сознание молодёжи, подростничества

- очень актуальна в нашем современном обществе. По данным статистики [4, 528 с.] - в последние годы возрастает количество подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Различные авторы приводят множество причин данному явлению, начиная от психологических и заканчивая экономическими. Мы акцентируем внимание на психологических аспектах проявления девиантности, особенностях социальной ситуации развития данных детей. Именно социальная ситуация развития ребенка определяет приоритеты в жизни подростка, определяет категорию «нравится» -«не нравится», область мечтаний и средств достижения поставленных целей. Все это усугубляется СМИ, зачастую, ориентированные на внешний антураж, беззаботную жизнь, удивительный карьерный рост и пр. Труд при этом, не является предметом рассмотрения или не явно представлен для созерцания потребителя, все это ведет к повышению потребительских запросов подростка, при возрастающем развитии инфантильной позиции.

В работе мы остановимся на предпочтении подростками видов средств информации и специфика содержания подростками и проследим взаимосвязь с девиацией подростков.

Теоретические предпосылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации экспериментальной работы. Целью, которой, стало сравнить специфику влияния СМИ на подростков склонных к девиантному поведению и на подростков, несклонных к девиантному поведению.

В эксперименте принимали участие 18 человек 15

- 16 лет, учащиеся 8 класса "Б" в МБОУ СОШ №12

города Нижневартовск.

Исследование состояло из двух этапов:

1. Выявление подростков склонных к девиантному поведению методика: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», автор А.Н. Орел.

2. Проведение опросника, с целью выявления у подростков предпочтений в выборе средств массовой информации и программ, интересующего содержания.

1. Этап. Выявление подростков склонных к девиант-ному поведению, использовалась методика: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», автор А.Н. Орел.

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит 7 шкал:

1. Шкала установки на социальную желательность

- 15 пунктов.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Результатом явились показатели ниже 50 Т-бал-лов. Это говорит о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Одновременно высокие показатели свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности на социальную желательность

- 17 пунктов.

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты по данной шкале ниже 50 Т-баллов свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению -20 пунктов.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты показали диапазон по данной шкале 50-70 Т-бал-лов, который свидетельствует о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивно-го поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Показатели по данной шкале несколько понижены 50 Т-баллов - это свидетельствует об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, по данной шкале отмечены ниже 50 Т-баллов - это свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Результатами явились показатели ниже 50 Т-бал-лов, которые свидетельствуют о невыраженности ре-ализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации делинквентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «делинквентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, в диапазоне 50-60 Т-баллов, говорят о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Обобщив результаты, мы определили две группы подопечных:

1) склонные к девиантному поведению (9 человек);

2) не склонные к девиантному поведению (9 человек).

9 из 18 испытуемых показали критические значения по шкале 2 (склонность к преодолению норм и правил) и шкале 6 (волевой контроль эмоциональных реакций).

2. Этап. Проведение опросника, с целью выявления у подростков предпочтений в выборе средств массовой

информации и программ, интересующего содержания.

Нами был предложен опросник (подросткам) с целью выявления степени предпочтений СМИ на формирование нравственных установок. А также количество времени, отводимого ими на чтение газет, журналов, просмотр телепередач, предпочтение телевизионных программ и т.д. Вопросы предлагались с выбором ответов и возможностью дополнения ответов. Основные вопросы представлены ниже.

— Какое средство массовой информации вы предпочитаете?

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Какие телеканалы вы предпочитаете смотреть?

— Какие телепередачи вы смотрите чаще всего?

— Какие образы на ТВ вы предпочитаете?

— Какие темы телепередач вы предпочитаете?

— Сколько времени в день вы тратите на просмотр ТВ?

— Какой тип передач на ТВ вы смотрите больше всего?

На втором этапе исследования мы данным группам предложили опросник, с целью выявления предпочтения СМИ.

1. Так средство для получения информации, подростки из группы 1 предпочитают: телевизор (55%) и интернет (55%). На настоящий момент эти средства просты и популярны, а главное - самые доступные. Группа 2 тоже от них не отказывается: ТВ (44%), интернет (55%), но помимо этих средств, группа 2 так же предпочитает получать информацию из газет и журналов (22%).

2. В свободное время группа 1 предпочитает смотреть телевизор (77%), тем самым как группа 2 предпочитает заниматься другим (66%).

3. У обеих групп предпочитаемый телеканал это «ТНТ»: группа 1 (77%), группа 2 (66%), т.к. на данном телеканале показывают много передач направленные в основном на подростковую аудиторию. Благодаря своему разнообразию передач, которая направлена на различные возрастные категории, данный телеканал предпочитают не только подростки, но так же взрослые, пожилые и дети, и из-за этого данный телеканал имеет один и больших рейтингов и считается одним из самых популярных.

4. Группа 1 чаще всего смотрит все, что показывают по телевизору, новости (22%), фильмы (33%), различные телепередачи (33%). Группа 2 использует телевизор как средство отвлечения от суеты или как развлечение (44%).

5. У группы 1 самый предпочитаемый образ на ТВ это образы в стиле «фэнтези» (77%). Это говорит нам о том, что подростки с девиантным поведение пытаются тем отвлечься от школы, от проблем, так как там все необычно и интересно. В фэнтези им нравится, что люди проявляют все свои настоящие черты, качества. Подростки представляют себя в ситуации, которую только что посмотрели, и думают, как бы они поступили, будь они на месте героев жанра. Группа 2 предпочитает образы, приближенные к реалистичному, это может, говорить нам о том, что они хотят видеть мир такой, какой он есть и не отходить от реальности.

6. На вопрос, какие темы телепередач вы предпочитаете, обе группы выбрали сериалы (66%). Это обусловливается тем, что в настоящий момент именно

сериалы играют одну из главных ролей в жизни подростков, т.к. они направлены на интерес подростковой аудитории, и благодаря сериалам подростки могут переживать те эмоции которые не могут пережить в жизни.

7. Группа 1 в кругу семьи в основном обсуждают фильмы (44%), это может говорить о том, что подростки в основном направлены на общение со сверстниками и им тяжело найти общий язык со взрослыми, но иногда обсуждают новости (22%) и политику (33%). Группа 2 может свободно находить общий язык как со взрослыми так и со сверстниками, все интересы равномерны: образование (33%), личное (33%), другое (33%).

8. Как было сказано выше, группа 1 свободно общается со сверстниками на различные им темы (88%). Группа 2 в основном ведет общение, основанное на общих интересах, в данном случае - это игры (44%).

9. 1 группа проводит намного больше времени за просмотром телевизора, более 3 часов (44%), чем 2 группа, которая смотрит его менее 1 часа (55%).

10. Подростки из группы 1 получают больше удовольствия от просмотра ТВ (66%), чем группа 2 (33%).

11. Группа 1 при отсутствии телевизора больше времени проводили на улице и общались (55%), а группа 2 помимо прогулок (22%) и других дел (33%) повысилась бы успеваемость (11%) и не заметили бы разницу (11%).

Проведя сравнение ответов по данному опроснику, мы выявили статистически значимые отличия ^=2,61, при р<0.01) в двух группах.

Таким образом, в группе, где подростки склонны к

девиантному поведению в отличие от группы не склонных к девиантному поведению, результаты говорят о том, что: информация доходит только через просмотр телепередач и интернета; свободное время проводится перед телевизором (альтернативы нет); предпочтение к фильмам в стиле «фентези», мультфильмы, сериалы и юмористические передачи.

Наблюдается статистически значимые отличия ответов в двух группах (критерий Стьюдента, t=2,61, при р<0.01).

Все вышеизложенное позволило сделать вывод. Мы не утверждаем, что СМИ первичны в становлении девиации у подростков, но уже в период первых проявлений девиации явно представлена специфика различия в выборе программ, содержания и пр. Следовательно, доказано влияние СМИ на особенности поведения подростков, формирование мировоззренческой позиции и данный факт требует особого внимания к анализу информации поступающей в частности с экранов телевидения.

Список литературы:

1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. N 4. С. 28-38.

2. Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. N 2. С. 43-52.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.